2010. Цензура. Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск (19.45 Kb) 

4 июня, 2019

ЦЕНЗУРА (от лат. censura — взыскательная оценка), система государственного, корпоративного и (или) клерикального контроля над содержанием печатной продукции, аудиовизуальных коммуникаций, зрелищ, мероприятий. Под цензурой в общественно-политической жизни понимают цензуру политическую. Различают цензуру издательскую, печатную и библиотечную, предварительную и последующую (карательную), при которой последствия за нарушение запретов наступают после напечатания или обнародования (исполнения) произведения. Последний вид цензуры считается более демократичным, поскольку подразумевает доказательство вины нарушителей.

В России предварительная цензура официально установлена по указу Екатерины II от 15 янв. 1783 о вольных типографиях (для светской литературы, для духовной — с 1720). Наряду с введением заявительного характера открытия частной типографии и организации книгопечатания указ предусматривал получение разрешения («освидетельствование») на издание каждой конкретной книги. В провинции такое разрешение давала местная управа благочиния (полиция), она же утверждала общий список подготовленных к печати книг. Печатать книги в регионе можно было только с разрешения ректора Тобольской духовной семинарии архимандрита Геннадия, общее руководство цензурой осуществлял епископ Варлаам. Позже цензуру Тобольской типографии вели представители светских властей (губернские управления). В 1796—1801 вольные типографии были закрыты. Возникшие с кон. 1810-х гг. губернские и ведомственные типографии в Томске, Омске, Иркутске и Красноярске полностью подчинялись начальству, которое выполняло цензорские функции. Согласно принятому в 1804 1-му российскому цензурному уставу, от цензуры освобождались перепечатки из столичной прессы и оттиски опубликованных работ. Они, а также ведомственно-нормативные и инструктивные документы составляли в 1819—56 (до создания первых «Губернских ведомостей») основной корпус сибирских печатных произведений. Из-за своей слабости и казенного характера местная печать избежала масштабных гонений, которые проводил в столицах империи в эпоху «цензурного террора» т. н. Бутурлинский комитет.
В 1865 Александром II утверждены «Временные правила о цензуре и печати», действовавшие в России до 1905. Правила 1865 создали группу изданий, свободных от предварительной цензуры. В нее попали периодические издания, исходатайствовавшие особое разрешение у министра внутренних дел, и все печатаемые в столицах книги объемом более 10 п. л. Всеми вопросами цензура в сфере издательской деятельности, типографий, торговли произведениями печати и библиотек ведало Главное управление по делам печати при Министерстве внутренних дел. Оно давало разрешения на открытие типографий, литографий, фотографий и т. п., на издание газет и журналов. Издатели Сибири и Дальнего Востока посылали в С.-Петербург мотивированные прошения разрешить выпуск каждой отдельной газеты или журнала с указанием их названия, периодичности, цены отдельного номера, характера (частное или общественное издание). К прошению прилагались программа (рубрики) издания, биография редактора (издателя) и характеристика его со стороны губернского начальства. Без предварительной цензуры в провинциальных городах могли выходить издания официальные, ведомственные, учебных заведений и научных обществ. В ряде приграничных и портовых городов (в частности, во Владивостоке), где имелись таможенные посты, действовала цензура на ввозимые из-за границы произведения печати как на русском так и на иностранных языках.
Наряду с цензурой в издательской сфере существовала библиотечная цензура для учебных заведений. При Ученом комитете Министерства народного просвещения организован Особый отдел, на который возлагалась функция контроля над учебными библиотеками. Отдел регулярно издавал т. н. школьный каталог — список книг, допущенных в ученические библиотеки и бесплатные народные библиотеки-читальни. Каталог включал в первую очередь литературу православного и монархического содержания. В нач. XX в. в нем не значилось книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, A.M. Горького. 28 янв. 1901 императорским повелением утвержден порядок организации и проведения народных чтений, в соответствии с которым чтения также подпадали под надзор предварительной цензуры со стороны местной полиции.
Ситуация изменилась после Манифеста 17 окт. 1905, декларировавшего введение главных гражданских свобод. 24 нояб. 1905 были утверждены новые «Временные правила о повременной печати», отменившие в России предварительную цензуру и вводившие последующую (хотя получение формального разрешения на издание газеты или журнала от Главного управления по делам печати оставалось в силе). Предусматривалось привлечение органов печати к суду в случае уличения их в действиях, предусмотренных уложением о наказаниях. Местная администрация, прежде всего полицейские власти, обязывалась следить за содержанием издаваемой продукции, книжной торговлей и публичными библиотеками, изымать и направлять в Главное управление по делам печати экземпляры произведений, содержащих, по их мнению, признаки нарушения закона (революционную агитацию и т. п.). Главное управление на основе присланных сведений давало разрешение на запрет издания, конфискацию и уничтожение его тиража, изъятие из библиотек, но только после решения окружной судебной палаты. Была введена шкала наказаний для редакторов и издателей газет и журналов, привлекаемых к суду: заключение в тюрьму на срок до 1 года и 4 мес., штраф до 500 руб., высылка на поселение. Пользуясь новыми цензурными правилами, революционные партии и организации сумели распространить в 1905—07 значительное количество своей литературы до того, как она была запрещена судом и конфискована.
Произошло некоторое послабление и в библиотечной цензуре. 2 февр. 1906 утверждены «Правила о народных библиотеках при низших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения», согласно которым в учебных библиотеках могли находиться все книги, допущенные в общие публичные библиотеки страны. 31 янв. 1907 отменен старый порядок организации народных чтений, теперь предусматривался заявительный характер их устройства.
26 апр. 1906 появился новый указ о цензуре, корректировавший прежние правила. Кроме взысканий, накладываемых на печать по суду, указ дозволял издание местным властями административных распоряжений о конфискации и изъятии из продажи печатных произведений. На азиатской части России действовали также военные ограничения, фактически отменявшие либеральное законодательство о цензуре. В дек. 1905 — янв. 1906 во всех местностях Сибири и Дальнего Востока, примыкавших к железной дороге (т. е. во всех крупных городах), вводилось военное положение, а в 1907 — положение чрезвычайной охраны было установлено и в некоторых других уездах. На основании п. 4 Положения о чрезвычайной охране губернские и уездные администраторы закрывали типографии и книжно-газетные киоски (в Красноярске, Томске, Новониколаевске и т. д.), изымали из продажи и запрещали книги, газеты. Чрезвычайная охрана была отменена за Уралом только летом 1908.
В начале Первой мировой войны введена военная цензура для тех изданий, которые передавали собственные сообщения с театра военных действий. В Сибири она касалась лишь нескольких крупнейших газет. В течение 1914—16 на всей территории Сибири и Дальнего Востока цензурным конфискациям по суду ежегодно подвергалось 4—6 названий книг, 5—10 раз в год штрафовались газеты.
Краткий период полной свободы от цензуры наступил в России после Февральской революции 1917. Закон Всероссийского Временного правительства «О печати» от 24 апр. 1917 отменил всякое цензурное вмешательство, Главное управление по делам печати было ликвидировано. С приходом к власти большевиков 27 окт. 1917 вышел декрет Военно-революционного комитета «О печати», который декларировал передачу всей печати России в распоряжение народа. «Контрреволюционные» издания (т. е. не принадлежавшие большевикам и левым эсерам) закрывались в столицах, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке. Большевики ввели должности комиссаров печати (в Томске таковым был Ф.М. Лыткин, в Иркутске — Н.Ф. Насимович-Чужак). На них возлагались некоторые цензорские функции, напр., надзор за содержанием местных изданий. В янв. 1918 при Реввоенсовете РСФСР учреждена «военная цензура». Однако до 1922 советское законодательство не предусматривало создания специальных органов предварительной цензуры, не вводило и разрешительного характера регистрации издательств и органов печати, издательства возникали исключительно по воле их организаторов. После создания в 1919 Государственного издательства РСФСР на него был возложен надзор за всей печатной продукцией страны, такой же функцией обладали открытые в 1920—21 филиалы Госиздата в Сибири. На практике роль цензуры отводилась всей системе «военно-коммунистического» управления на местах: печать, ее редакторы и издатели-коммунисты контролировались парткомами, ревкомами и органами ЧК.
В государственных структурах белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке цензура как специальное учреждение также не была оформлена. В авг. 1918 военная цензура введена по инициативе военного министра А. Н. Гришина-Алмазова. Придя к власти в нояб. 1918, А. В. Колчак одним из первых своих распоряжений отменил эту цензуру. В последующем она, однако, была восстановлена. В практике гражданского управления цензуру проводили (в меру своего усердия) местные администраторы — военные начальники, управляющие губерниями и уездами, чины «белой» милиции. Цензура осуществлялась на этапе верстки издания, о чем свидетельствуют белые пятна (вместо статей) на газетных полосах: их текст изымался из готового набора.
С началом новой экономической политики в РСФСР возникают негосударственные (кооперативные, частные) издательства, государство теряет монополию в издательской отрасли. Это побуждает большевиков создать специальный аппарат предварительной цензуры. В июле 1922 СНК создает Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). 15 дек. 1922 такой же Сибирский отдел по делам литературы и издательств (Сиблит) организуется при Сибревкоме, с вхождением Дальнего Востока в состав РСФСР в 1923 появляется Дальлит. Первым руководителем Сиблита был В. Д. Вегман. Губернские и уездные отделы Сиблита и Дальлита создаются в 1923.
К сер. 1920-х гг. сформировался феномен советской цензуры — тотальной всеобъемлющей системы идеологического контроля над всеми публичными проявлениями культурной деятельности. Формально до нояб. 1933 цензура подчинялась органам Наркомата просвещения РСФСР, отделам народного образования на местах, была функцией их подотделов. Ими часто руководили не работники спецслужб, а литераторы, деятели культуры. В сер. 1920-х гг. Сиблит возглавляла писательница Р.И. Кронгауз. В таком относительно «мягком» варианте «литы» могли пропустить в печать и на сцену некоторые произведения, запретить которые затем приказывали партийные органы и ОПТУ. Структура «литов» включала 3 основных отдела: русский (предварительная цензура печати и зрелищ), иностранный (контроль над ввозом, получением из-за границы и последующим использованием произведений печати, изо-, фото- и кинопродукции), инспекторский (надзор за книжным фондом библиотек, издательствами, типографиями, литографиями и другими печатными организациями, фотографиями и книжной торговлей). В 1925 при Главлите организовано Главное управление по контролю над зрелищами, возникают его местные отделения. В сферу их наблюдения попадают не только театр, кинематограф и концертная деятельность, но и публичные выступления (лекции, доклады). В кон. 1920-х гг. по инструкции Главлита создаются т. н. спецхраны библиотек (отделы запрещенной и изъятой литературы). Органы Главлита на местах вели систематическую работу по уменьшению числа негосударственных издательских предприятий и сокращению ведомственной издательской деятельности. «Литы» проводили статистический и анкетный учет всех издательств, органов печати, типографий, книготорговых, библиотечных и зрелищных предприятий на своей территории, изучали «политическое лицо» их руководителей и сотрудников. До нач. 1930-х гг. Сибкрайлит, Далькрайлит и их окружные отделы работали фактически под руководством своих краевых (окружных) партийных комитетов, их подотделов печати. Многие мероприятия проводились совместно с ОГПУ. При партийных издательствах Сибкрайкома, Далькрайкома, окружкомов ВКП(б) и редакциях крупнейших газет имелись политредакторы «литов».
С нач. 1930-х гг. работа цензуры в СССР резко активизировалась, что было связано с ужесточением политической системы. 5 окт. 1930 по постановлению СНК РСФСР Главлит был фактически выведен из подчинения Наркомата просвещения, краевые «литы» также стали самостоятельными управлениями при краевых отделах народного образования. ЦК ВКП(б) принял несколько директив об ужесточении цензурного контроля, значительно расширил кадровый корпус цензоров. Стали составляться и отправляться в Главлит ежедневные, декадные и квартальные рапорты, записки, срочные письма, сводки и обзоры о работе краевых органов цензуры.
В 1930-е гг. окончательно сформировался облик цензурного аппарата СССР. Был узаконен редкий в мировой практике двойной контроль над печатной продукцией: предварительная цензура в процессе подготовки издания и последующая цензура на всем протяжении нахождения в общественном обращении. Такая система позволяла запретить и уничтожить издание на любой стадии: в рукописи, типографии, на складе, в магазине, библиотеках. Аналогичный предварительный и последующий контроль осуществлялся над зрелищными мероприятиями. 6 июня 1931 СНК РСФСР принял новое Положение о цензуре, в соответствии с которым был введен институт уполномоченных краевых и областных «литов» во всех местных государственных издательствах, типографиях, редакциях газет и журналов. В крупных региональных издательствах в штат вводился специальный заместитель руководителя, занимавшийся исключительно вопросами политконтроля. Под его руководством работала группа политредакторов (не менее 2 человек), которая предварительно просматривала все поступающие рукописи. Методами цензурного вмешательства на стадии предварительного надзора являлись поправка, «вычерк», допечатка, «снятие» части текста, переработка и (как крайняя мера) запрет на издание рукописи.
Издательская рукопись, одобренная цензором, поступала в типографию, и здесь за ее прохождением, точностью и идентичностью набираемого текста следил другой (типографский) уполномоченный «лита». Затем набранное издание вновь возвращалось к издательским редактору и цензору, которые просматривали готовые гранки и сигнальный экземпляр, давали разрешение к выходу издания в свет. После того как тираж издания вывозился из типографии на склады, поступал в книжные магазины и библиотеки, опеку над ним принимала последующая цензура. Она могла в любой момент изъять издание из торговли и книгохранилищ. Изъятие проводилось по спискам Главлита, которые регулярно присылались в органы местной цензуры. Последующий контроль получил широчайшее развитие в 1935—38 — сотнями тысяч изымались произведения «врагов народа», «троцкистов», «бухаринцев», книги с упоминанием фамилий репрессированных и т. д. В Главлит РСФСР, краевые и областные «литы», а также в идеологические отделы и сектора ЦК ВКП(б) — КПСС поступали обязательные контрольные экземпляры каждого издания, которые изучались и оценивались.
Сложившаяся к сер. 1930-х гг. система тотальной советской цензуры сохранилась неизменной, в основных своих чертах, до кон. 1980-х гг. Менялась лишь ее ведомственная принадлежность. В 1933 Главлит окончательно отделен от органов Наркомата просвещения и стал учреждением при СНК РСФСР. С марта по нояб. 1953 цензура в СССР была передана в ведение Министерства внутренних дел, затем опять в непосредственное подчинение Совета министров. В 1963—66 цензура находилась в ведомстве Государственного комитета по печати при Совете министров СССР. С 1966 по 1990 Главлит и его областные, краевые, автономно-республиканские органы именовались Главным управлением по охране государственных и военных тайн в печати при Совете министров СССР.
С наступлением хрущевской «оттепели» возникли надежды на ослабление цензуры, но они оказались иллюзорными. В 1957 Президиум АН СССР издал распоряжение об отмене цензуры научной литературы в АН, но затем вынужден был его аннулировать. С кон. 1950-х гг. функции идеологического контроля над литературой стали все больше возлагаться на издательских редакторов. Обязанностью «литов» оставался контроль над соблюдением государственной и военной тайны по т. н. перечню Главлита, который с 1966 расширялся. В авг. 1966 утверждено новое Положение о Главлите и его местных органах, в 1967 принята «Инструкция о порядке цензорского контроля». 7 янв. 1969 появилось постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Оно закрепило практику, когда основная идеологическая ответственность за содержание изданий и зрелищ несли не представители цензуры, а руководители профильных учреждений. В окт. 1970 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по усилению режима секретности». В 1965 Новосибирским обллитом проконтролировано 26 976 печатных листов издательской продукции, сделано 506 цензурных вмешательств. Под контролем этого обллита (наиболее крупного в Сибири и на Дальнем Востоке.) находились 2 государственных издательства, 32 газетные редакции, 47 типографий и множество ведомственных полиграфических участков, 830 книжных магазинов, баз, киосков, 3 130 библиотек. Средняя нагрузка на 1 цензора в 1966 в Новосибирске составляла 86 печатных листов в месяц, в 1969 –– 127, в 1970 –– 132 печатных листа.
Система всеохватывающей цензуры дополнялась наблюдением и вмешательством со стороны обкомов и крайкомов ВКП(б) — КПСС, к которым органы цензуры обращались в спорных случаях. В 1970 Новосибирский обллит 20 раз обращался в обком КПСС с просьбами оценить рукописи и дать указание о их судьбе. Постоянный надзор за вышедшей литературой и зрелищным репертуаром осуществляли идеологические отделы ЦК ВКП(б) –– КПСС.
В годы «перестройки» ряд функций цензуры стал отменяться на ведомственном уровне (по решениям Госкомиздата СССР, АН СССР и др. с 1988). Окончательно цензура отменена Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 1990 и аналогичным Законом РФ от 1991. Главное управление по охране государственных и военных тайн в печати осенью 1991 расформировано, прекратились функции и его местных органов. Недопустимость цензуры закреплена в ст. 28 Конституции РФ 1993.
Литература: Жирков Г.В. История цензуры в России в XIX—XX вв. М., 2001.
А. Л. Посадсков
Опубл.: Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 3. – С. 460–462.
 
 
 
 
размещено 5.06.2011

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Посадсков А.Л.
  • Размер: 19.45 Kb
  • © Посадсков А.Л.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции