1982. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия Т.6. (22.49 Kb) 

5 июня, 2019

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. εθνος – народ и γράφω – пишу) — научная дисциплина, посвященная изучению народной музыки. Известна в разных странах и в различные исторические периоды под названиями: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в странах немецкого и славянских языков), сравнительное музыкознание (в ряде стран Западной Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально этнография музыкальная была чисто описательной наукой, фиксирующей специфический материал музыки устной традиции для теоретических и исторических исследований. В зарубежной европейской науке 20 в., преимущественно до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. — Volkskunde; франц. — tradition populaire; англ. — folklore), возникшее на почве подъёма национально-освободительного движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнительное изучение чужих, обычно внеевропейских, народов (нем. — Völkerkunde; франц. — ethnologie; англ. — social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европейских государств. Этому разделению следовала и этнография музыкальная. Во франкоязычной традиции этнография музыкальная называлась последовательно: musicologie comparée, ethnologie musicale, с 1950-х гг. — ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление этнографии музыкальной, изучающее т. н. доисторическую музыку, — Frühgeschichte der Musik (В. Виора).

В прошлом многие буржуазные учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевропейских музыкальных культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию.
Многие специалисты, и прежде всего в СССР, применяют термины «Этнография музыкальная», «музыкальная фольклористика», «этномузыкознание» как равнозначные, основываясь на том, что этнография музыкальная как всякая наука, проходит в своём развитии различные этапы, пользуется различной методикой и имеет различную отраслевую специализацию. В СССР отдаётся предпочтение термину «музыкальная фольклористика», вместе с тем постепенно входит в обиход и термин «этномузыкознание», образованный от термина «этномузыкология», введённого в 1950 г. Я. Кюнстом (Нидерланды) и ставшего общераспространённым благодаря американской практике.
Этнография музыкальная — часть общего музыковедения, однако она одновременно связана с общей этнографией, фольклористикой, социологией. Предметом этнографии музыкальной является традиционная бытовая (и прежде всего, фольклорная) музыкальная культура. На разных ступенях общественного развития ей принадлежала различная роль. Существенно, что народное музыкальное творчество различных племён и народов на протяжении всей своей истории, включая период современных социальных формаций, характеризуется этнической спецификой. Этнография музыкальная изучает народную музыку одновременно, во-первых, как «язык», т. е. как систему специфических музыкально-выразительных средств, музыкально-языковых структур, и во-вторых — как «речь», т. е. как специфическое исполнительское «поведение». Этим объясняется невозможность точной передачи народной музыки в одних только нотных записях.
Запись произведений народной музыки — важнейшая область этнографии музыкальной. «Основным и наиболее достоверным материалом для истории народной музыки остаются народные мелодии, записанные в последнее время… Запись народного напева — работа не автоматическая: запись — это вместе с тем выявление того, как понимает записывающий строение напева, как анализирует его… Теоретические идеи и навыки не могут не отражаться на записи» (К. В. Квитка). Запись, фиксация образцов фольклора происходит гл. обр. в форме экспедиционной работы среди сельского и городского населения. Осуществляются запись нотная, словесная, звукозапись с последующей её транскрипцией-нотировкой (расшифровкой), фиксируются также данные об исполнителях и об истории (социальной, этнической и культурной) населённого пункта, где бытуют данные песни, танцы, наигрыши. Кроме того, обмериваются, зарисовываются и фотографируются музыкальные инструменты, запечатлеваются на киноплёнке танцы. При фиксации обрядовых или игровых произведений подробно описываются соответствующий обряд и его участники.
После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и картотечная роспись в той или иной принятой системе (по отдельным экспедициям, по населённым пунктам и регионам, исполнителям и исполнительским коллективам, жанрам и сюжетам, мелодическим типам, ладовым и ритмическим формам, способу и характеру исполнения). Итогом систематизации является создание каталогов, носящих аналитический характер и допускающих обработку на ЭВМ.
В качестве связующего звена между фиксацией, систематизацией и исследованием народной музыки выступают музыкально-этнографические публикации — нотные антологии, региональные, жанровые или тематические сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, ныне с звукозаписями. Этнографические грампластинки сопровождаются комментариями, нотными транскрипциями, фотоиллюстрациями и картой соответствующего региона. Распространены и музыкально-этнографические фильмы.
Музыкально-этнографические исследования, многообразные по жанрам и целям, включают специальный музыкальный анализ (музыкального строя, ладов, ритма, формы и др.). В них применяются и методы смежных научных областей (фольклористики, этнографии, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др.), а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование.
Этнография музыкальная изучает свой предмет по письменным данным (ранние нотные записи, косвенные литературные свидетельства и описания путешественников, летописи, хроники и т. д.), по материалам археологических раскопок и сохранившимся традиционным музыкальным инструментам, непосредственным наблюдениям и экспедиционным записям. Фиксация музыки устной традиции в её естественной среде бытования составляет главный материал этнографии музыкальной. Современные записи дают возможность реконструировать древние стили народной музыки.
Истоки этнографии музыкальной связаны с именами М. Монтеня (10 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.). Предыстория этнографии музыкальной как науки восходит к трудам Ф. Ж. Фетиса и др. (19 в.). Первые опубликованные сборники народных песен, как правило, не преследовали научных целей. Они составлялись этнографами, краеведами-любителями. Затем к материалу народного творчества обратились композиторы, стремившиеся не только познакомиться с музыкой родного и других народов, но и претворить её в своих произведениях. Композиторы внесли значительный вклад в становление этнографии музыкальной, они не только обрабатывали народные песни, но и исследовали их: Б. Барток, З. Кодай (Венгрия), И. Крон (Финляндия), Ж. Тьерсо (Франция). Д. Христов (Болгария), Р. Воан-Уильямс (Великобритания). Большинство специалистов 19—20 вв. интересовалось прежде всего родным фольклором: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, A. К. Лядов и др. (Россия), О. Кольберг (Польша), Ф. Кухач (Югославия), С. Шарп (Великобритания), B. Стоин (Болгария). Особое место занимает деятельность Л. Кубы (Чехия), собравшего музыкальный фольклор многих славянских народов.
Начало истории этнографии музыкальной как науки принято относить ко времени изобретения фонографа (1877). В 1890 г. записана на фонограф музыка американских индейцев, во 2-й пол. 1890-х гг. произведены первые звукозаписи в Европе (в Венгрии и России). В 1884–1885 гг. А. Дж. Эллис установил, что многими народами используются неизвестные европейцам звукоряды, и предложил измерять интервалы между их ступенями в центах — сотых долях темперированного полутона. В Вене и Берлине были основаны крупнейшие фонограмархивы. На их базе складывались научные школы этнографии музыкальной. С 1929 г. существует Архив румынского фольклора в Бухаресте (Archives de la folklore de la Societe des Compositeurs roumains), с 1944 г. — Международный архив народной музыки в Женеве (Archives Internationales de musique populaire au Musee d”ethnographie de Geneve; оба созданы выдающимся румынским музыкальным фольклористом К. Брэилою) и Отдел этномузыкологии при Музее народных искусств и традиций в Париже (Departement d”ethnomusicologie du Musee national des Arts et Traditions populaires). С 1947 г. функционирует Международный совет народной музыки при ЮНЕСКО — International Folk Music Council (IFMC), имеющий национальные комитеты в различных странах мира, издававший специальный журнал «Journal of the IFMC» и выпускающий ежегодник «Yearbook of the IFMC» (c 1969), в США — Общество этномузыкологии (Society of Ethnomusicology), издающее журнал «Ethnomusicology». В Югославии в 1954 г. создан Союз обществ фольклористов (Savez udruzenja folklorista Jugoslavije). Работают Архив общества английского народного танца и песни (English Folk Dance and Song Society, Лондон), Архив Музея человека (Musee de T”Homme, Париж), Архив народной песни Библиотеки конгресса (Archive of Folk song of the Library of Congress, Вашингтон), Архив традиционной музыки в Йндианском университете (Indiana University Archives of Traditional Music) и Этномузыкологический архив в Калифорнийском университете, архивы других американских университетов, архив Международного института сравнительного изучения музыки (Archives of International Institute for comparative music studies and documentation, Западный Берлин) и др. В процессе совершенствования современной методологии этнографии музыкальной преодолеваются этноцентризм и ориентация на этнически узкий материал за счёт более широких историко-сравнительных исследований. Методические поиски направлены на охват музыки в её динамической, исторически развивающейся художественной специфике — реальном исполнительском процессе. Современная методика этнографии музыкальной применяет комплексный и системный подходы к музыкальной культуре, что позволяет изучать народную музыку в её синкретическом и синтетическом единстве с другими компонентами фольклора. Современная этнография музыкальная рассматривает фольклор как художественную коммуникативную деятельность (К. Чистов — СССР; Д. Штокман — ГДР; Д. Бен-Амос — США, и др.); основное внимание уделяется изучению его исполнительского бытия (т. н. групповые песни Э. Клузена — ФРГ; т. н. малые группы Бен-Амоса; т. н. малые социальные группы О. Сироватки — ЧССР). По мысли Т. Тодорова (НРБ), именно ориентация этнографии музыкальной на изучение фольклора как искусства ведёт к становлению этнографии музыкальной как самостоятельной науки.
В развитие дореволюционной этнографии музыкальной народов СССР внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, Е. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили и др. Среди видных советских учёных в области этнографии музыкальной — В. М. Беляев, В. С. Виноградов. Е. Я. Витолинь, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, X. Т. Тампере, В. А. Успенский, Я. К. Чюрлёните, а также специалисты по отдельным народным музыкальным культурам.
В России собирание и изучение народного музыкального творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической Комиссии и этнографическом отделении Русского Географического общества. После Октябрьской революции созданы: этнографическая секция Государственного института музыкальной науки (1921, Москва, функционировала до 1931), Ленинградский фонограмархив (1927, с 1938 — при Институте русской литературы АН СССР), кабинет народной музыки при Московской консерватории (1936), секция фольклора при Институте театра, музыки и кинематографии (1969, Ленинград), Всесоюзная комиссия народной музыки при СК СССР, комиссия музыковедения и фольклора СК РСФСР и др.
В начале 1920-х гг. Б. В. Асафьев, понимавший музыкальную интонацию как специфическое содержательное средство звукового общения, выступил за изучение народного музыкального искусства как живого творческого процесса. Он призвал изучать фольклор «как музыку конкретной социальной среды, постоянно изменчивую в своих образованиях». Первым значительным достижением этнографии музыкальной в этом направлении были работы Э. В. Эвальд (о песнях белорусского Полесья, 1934, 2-е изд. 1979). Советская этнография музыкальная развивается на основе марксистско-ленинской методологии. Советские музыкальные этнографы добились значительных успехов в изучении локальных стилей и художественной системы традиционной и современной народной музыки, в использовании музыкально-фольклорных данных как источника для исследования проблем этногенеза.
Развитие современной этнографии музыкальной как науки ведёт к созданию новой теории художеств, целостности народной музыки и органической системности народной музыкальной культуры.
Литература: Труды музыкально-этнографической комиссии…, т. 1—2, М., 1906—1911; Зеленин Д. К., Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700—1910, СПБ, 1913 (Раздел 4, Музыка); Квiтка К., Муз. етнографiя на заходi «Етнографичный вiсник Укр. АН», 1925, кн. 1; его же, Избранные труды, т. 1—2, М.. 1971—1973; Музыкальная этнография, сб. статей, под ред. Н: Ф. Финдейзена, Л., 1926; Сборник работ этнографической секции. Труды Гос. института музыкальной науки, вып. 1, М., 1926; Толстой С. Л., Зимин П. Н., Спутник музыканта этнографа…, М., 1929; Гиппиус Е., Чичеров В., Советская фольклористика за 30 лет, «Сов. этнография», 1947, № 4; Кабинет народной музыки (Обзор, сост. И. К. Свиридовой), М., 1966; Земцовский И. И., Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики, в сб.: Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания, Л., 1969; его же, Фольклористика как наука, в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972; его же, Зарубежная музыкальная фольклористика, там же; его же, Значение теории интонации Б. Асафьева для развития методологии музыкальной фольклористики, в сб.: Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы, М., 1974; его же, О системном подходе в музыкальной фольклористике, в сб.: Методологические проблемы современного искусствознания, вып. 2, Л., 1978; Музыка народов Азии и Африки, [вып. 1—3], М., 1969—1980; Беляев В. М., О музыкальном фольклоре и древней письменности…, М., 1971; Эльснер Ю., О предмете этномузыкознания, в сб.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Музыкальное наследие финно-угорских народов (сост. и ред. И. Рюйтель), Таллин, 1977; Орлова Е., Музыкальные культуры Востока. Сводный реферат, в сб.: Музыка. Новая зарубежная литература, Научный реферативный сборник, М., 1977, вып. 1; Социологические аспекты изучения музыкального фольклора, сб., Алма-Ата, 1978; Традиционное и современное народное музыкальное искусство, М., 1976 (Сб. трудов ГМШ1 им. Гнесиных, вып. 29); Правдюк О. А., Украïньска музична фольклористика, К., 1978; Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. Вступ. ст., составление и коммент. П. А. Вульфиуса, М., 1979; Лобанова М., Этномузыкология…, в сб.: Музыка…, Научный реферативный сб.,М., 1979, вып. 2; Музыкальные культуры стран Азии и Африки, там же, 1979, вып. 1, 1980, вып. 2—3; Актуальные проблемы современной фольклористики, сб., Л., 1980; Ellis A. J., On the musical scales of various nations, «Journal of the Society of Arts», 1885, № 1, v. 33; Wallaschek R., Primitive music, L.— N. Y., 1893; Tiersоt J., Notes d”ethnographie musicale, v. 1—2, P., 1905—10; Myers C. S., The ethnological study of music. Antropological essays presented to E. Tylor…, Oxford, 1907; Riemann H., Folkloristische Tonalitatsstu-dien, Lpz., 1916; Sammelbande fur vergleichende Musikwissen-schaft, hrsg. von C. Stumpf und E. Hornbostel, Bd 1, 3, 4, Munch., 1922—23, тоже, Hildesheim — N. Y., 1975; LachR., Vergleichende Musikwissenschaft, ihre Methoden und Probleme, W.—Lpz., 1924; Sachs C., Vergleichende Musikwissenscnaft in ihren Grundzugen, Lpz., 1930, zHeidelberg, 1959; Pu1ikоwski J., Geschichte des Begriffes Volkslied im musikalischen Schrifttum, Heidelberg, 1933, то же, Wiesbaden, 1970; Folklore musical. Repertoire international des collections et centres de documentation…, v. 1—2, P., [1939]; Schneider M., Ethnologische Musikforschung, «Lehrbuch der V61kerkunde», Stuttg., 1937, 31956; Journal of the International folk music council, v. 1—20, Camb., 1949—68: La collection universelle de musique populaire enregistree, P., UNESCO, 1951,, 1958; Ethnomusicology, № 1—11, 1953—55—57, v. 2—25, 1958—81 (изд. продолж.); International catalogue ol recorded folk music, L., 1954; Schaeffner A., Ehtnologie musicale ou musicologie comparee?, «Les colloques Wegimont», v. 1, Brux., 1956; Freeman L., Merriam A., Statistical classification in anthropology: an application to ethnomusicology, «American anthropologist», 1956, v. 58, № 3; The folklore and folk music archivist, v. 1, Bloomington, 1958; Husmann H., Einfuhrung in die Musikwissenschaft, Heidelberg, 1958, то же, Wilhelmshafen, 1975; Marсel-Dubоis Cl., Brailoiu C., L”ethnomusicologie, в сб.: Precis de Musicolorrje, P., 1958; Marсel-Dubоis Cl., L”ethnomusicologie, «Revue de 1″enseignement superieur», 1965, № 3; Danielou A., Traite de musicologie comparee, P., 1959; его же, Semantique musicale…, P., 1967; Folk music: a catalog of folk songs… of the United States and Latin America on phonograph records. Library of congress, Wash., 1943, то же, 1908; An international catalogue of published records of folk music, 2nd serie, L , 1960; Crossley-Holland P., Non-western music, в сб.: The Pelican history of music, vol. 1, Harmondsworth, 1960;Demos. Volkskundliche Informationen, Jahrg. 1,B., 1960 (изд. продолж.); Джуджeв Ст., Теория на българската народна музика, т. 4, Общи въпроси на музыкалната етнографпя, София, 1961; Studies in ethnomusicology, ed. by M. Kolinski, v. 1––2, N. Y., 1961—1965; Zganeс V., Muzifiki folklor. I. Uvodne teme i tonske osnove, Zagreb, 1962; Par do Tovar A., Musicologia, etnomusicologia у folklore, «Boletin interamericano de musica», 1962, № 32; Jahrbuch fur musikalische Volks- und Volkerkunde, Bd 1—9, В.—Koln, 1963—78; Elsсhekоva A., Zakladna etnomuzikologicka analyza, Hudobnovedne studie, VI, Bratislava, 1963; Nettl В., Theory and method in ethnomusicology, L., 1964; Stanislav J., К zakladnim problemum etnomuzikologie, «Hudebni vĕda», 1964, 2; Zečevic Sl., Folkloristika i etnomuzikologija, «Zvuk», 1965, № 64; Musikgeschichte in Bildern, Bd 1, Musikethnologie, Lpz., 1965, 21980; Elschek O., Prehl”adne syntetizujuce prace z oblasti etnomuzikoldgie po roku 1950, Hudobnovedne Studie, VII, Bratislava, 1966; Selected reports of the institute of ethnomusicology of the university of California, v. 1—5, Los Angeles, 1966—78; Les Traditions musicales, P., 1966—; Musikethnologische Jahresbibliographie Europas, v. 1—9, Brat., 1966—75; Вrai1оiu C, Opere, trad, si pref. de E. Compel, v. 1—4, Buc., 1967—81; Reinhard K., Einfuhrung in die Musikethnologie, Wolfenbiittel — Z., 1968; Merriam A. P., Ethnomusicology, в кн.: International encyclopedia of the social sciences, v. 10, 1968, Methoden der Klassifikation von Volksliedweisen, Bratislava, 1969; Laade W., Die Situation von Musikleben und Musikforschung in den Landern Afrlkas und Asiens und die neuen Aufgaben der Musikethnologie, Tutzing, 1969; eго жe, Musikwissenschaft zwischen Gestern und Morgen, В., 1976; Graf W., Neue Moglichkeiten, neue Aufgaben der vergleichenden Musikwissenschaft, «StMw», 1962, Bd 25: Festschrift fur E. Schenk; Suppan W., Zur Konzeption einer «europaischen» Musikethnologie, «Ethnologia Егкораеа», 1970, № 4; Hood M., The Ethnomusicologist, N. Y., 1971; Czekanowska A., Etnografia muzyczna: Metodologia i metodyka, Warsz., 1971; Proceedings of the centennial workshop on ethnomusicology…, Vancouver, [1970], 3Victoria, 1975; Harrison F., Time, place and music. An anthology of ethnomusicological observation c. 1550 to c. 1800, Amsterdam, . 1973; Carpitella D., Musica e tradizione orale, Palermo, 1973; Heutige Probleme der Volksmusik. Bericht iiber ein internationales Seminar…, Munch., 1973; Blacking J., How musical is man?, Seattle —L., 1973, 21 974; Analyse und Klassifikation von Volksmelodien, Krak6w, 1973; Rovsing Olsen P., Musiketnoiogi, Kbh., 1974; Wiora W., Ergebnisse und Aufgaben Vergleichender Musikforschung, Darmstadt, 1975; Ben-Amos D. and Goldstein K. S. (сост.), Folklore: performance and communication, The Hague, 1975; Hornbostel Opera Omnia, in 7 volumes, v. 1, The Hague, 1975; Ze studidw nad metodami etnomuzykologii, Wr., 1975; Оblin A., Musiketnologie, Alsgflrde, 1976; Greenway J., Ethnomusicology, Minneapolis, 1976; Schneider A., Musikwissenschaft und Kulturkreisleare, Bonn — Bad Godesberg, 1976; Kumer Zm.. Etnomuzikologija…, Ljubljana, 1977; Seeger Сh., Studies in Musicolory, v. 1, Berkley — Los Ang.—L., 1977; Воi1сs Ch., Nattiez J.-J., Petite histoire critique de l”ethnomusicologie, «Musique en jeu», 1977, JMs 28; Studia etnomuzykologiczne, Wr., 1978; Discourse in ethnomusicology. Essays in honor of G. List, Bloomington, 1978; Simon A., Probleme, Methoden und Ziele der Ethnomusikologie, «Jahrbuch fur musikalische Volks- und Völkerkunde», Bd 9, Koln, 1978; Herndon M., MсLeоd N., Music as culture, Norwood, 1979; Bartkowskl В., Przedmiot badan i zrtfdfa etnografii muzycznej (uwagi metodologiczne), «Muzyka», 1979, № 3; Historische Volksmusikforschung, Krak6w, 1979; Suliteanu Gh., Psihologia folclorului muzical, Buc, 1980.
Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т. 6. Хейнце – Яшугин. Дополнения А–Я. – Стб. 577–581.

Размещено 23 июля 2010 г.


(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 23.07.2010
  • Автор: mz
  • Размер: 22.49 Kb
  • © mz
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции