1938. Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М. (8.23 Kb) 

30 мая, 2019

   МУЗЕИ (от греч.—храм муз)—учреждения, имеющие целью собирание, хранение и экспозицию памятников и документов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, а также предметов природы. Музеи распадаются (по признаку содержания) на: 1) естественно-научные (напр. М. геологии и т. д.) и исторические (например Исторический М. и М. революции в Москве). Последние в свою очередь делятся на М. художественные, археологические, бытовые и пр. Возможны М. и смешанного типа (напр. М. истории химии при I МГУ в Москве); 2) общие, или комплексные (Эрмитаж в Ленинграде или Британский М. в Лондоне), и специальные (М. новой западной живописи в Москве); 3) общегосударственные (или центральные) и местные (областные или краевые). Особо надо выделить такие музеи, как Музей Ленина.

   В древности М. называли храмы муз или вообще места, посвященные музам, т. е. поэзии, искусствам и науке. Знаменитейшим и обширнейшим был М. в Александрии. В Афинах в одной из зал Пропилей было собрание картин, называвшееся пинакотекой. Первым М.— хранилищем художественных или редких предметов в Европе нового времени—было собрание Лоренцо Медичи во Флоренции в конце 15 века (впоследствии в музее Уффици). При папе Льве X было положено основание ватиканскому М. в Риме. Значительно позже возникли М. в др. странах: Луврский М.—в Париже, Британский—в Лондоне, Прадо—в Мадриде, Дрезденский, Мюнхенский, Венский, Берлинский М. (художественные и археологические), Эрмитаж в Ленинграде (18 в.).
   Музеи в СССР играют огромную роль в общей системе культурно-политпросветительной работы. Число их сильно возросло за годы революции—Музей революции, Музей Ленина, Дарвиновский, Антирелигиозный (в Москве), музеи-усадьбы и ряд др., в особенности во многих провинциальных городах. Значительное развитие и уточнение получил тип краеведческого М. Художественные музеи находятся в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР.
   В музейной политике и практике сов. власти можно установить два этапа. Первоначальный этап ушел гл. обр. на собирание, учет и хранение национализированных частных собраний, на охрану архитектурных и других памятников искусства и старины. В этот период было открыто много М. как в центре, так и в провинции, старые же крупные М. чрезвычайно пополнились. За последние годы, с окончанием этой работы, происходит уже внутренняя реорганизация М., их укрупнение (уничтожение мелких М., гл. обр. художественных, организованных из б. частных собраний), их приспособление к нуждам соц. строительства и задачам просвещения масс в духе марксизма-ленинизма.
   МУЗЕИ АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ—возникли после Октябрьской социалистич. революции. Задача их—на основе марксистско-ленинского учения о религии и в борьбе с ней отобразить, с помощью исторических памятников, документов, художественных произведений историю религии и атеизма, эксплоататорскую и антинаучную сущность всякой религии. М. а. являются существенным средством коммунистического воспитания и широко используются в просветительной работе Союза воинствующих безбожников, ведут научно-исследовательскую работу, организуют антирелигиозные выставки и лекции. Важнейший М. а.—Центральный антирелигиозный музей в Москве (при СВБ) всесоюзного значения, открыт в 1928.
   МУЗЕИ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ — возникли после Октябрьской социалистич. революции в центральных, областных и районных городах. М. и.-р. ставят задачей показать последовательное развитие революционного движения и социалистического строительства. Наиболее полно в М.и.-р. отражены революционные события 1905, Февральская бурж.-демократич. и Октябрьская социалистич. революции, преимущественно с помощью сохранившихся документов, фотографий, картин; вещественные памятники революционного движения составляют значительно меньший процент экспонатов. Кроме самостоятельных М. и.-р., число к-рых в СССР в 1935 было 48, при всех краеведческих музеях были организованы историко-революционные отделы (в СССР—515) с аналогичной тематикой. Бывшие места заключения политических—Петропавловская и Шлисселъбургская крепости—в наст, время организованы для обозрения как меморативные музеи. Особым типом М. и.-р. является подпольная типография 1905 ЦК РСДРП в Лесном переулке. К М. и.-р. относятся также музеи, посвященные выдающимся революционным деятелям, напр. Н.Г.Чернышевскому (в Саратове) и др. Исключительную ценность для изучения революционной борьбы народов СССР, истории ВКП(б) имеет Центральный музей Ленина (в Москве).
   МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А. С. ПУШКИНА, в Москве, раньше Музей изящных искусств—осн. в 1912 как учебный музей слепков, реорганизован после революции 1917 в музей зап.-европ. и отчасти восточного искусства. М. и. и. располагает богатейшим собранием по египетской культуре (собрание В.Голенищева), памятниками ассиро-вавилонской клинописи, собранием античных ваз и скульптур, отделом слепков со скульптурных памятников древности и нового времени (Возрождения). Картинная галлерея представляет искусство итальянское, нидерландское, французское и немецкое, обладая рядом выдающихся вещей. При музее кабинеты—нумизматический и гравюрный. Последний содержит богатейшую коллекцию как русских, так и зап.-европейских гравюр, рисунков, иллюстрированных изданий. Музей располагает обширной библиотекой по вопросам искусства.
   МУЗЕЙ ЛЕНИНА (Центральный)—см. Центральный музей Ленина.
   МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, в Москве—первоклассное собрание произведений западно-европейского, гл. обр. французского, искусства второй пол. 19 и нач. 20 вв. Наряду с живописью и скульптурой в музее имеются отдел соврем, графики и образцы декоративного искусства. В основу музея положены собрания франц. искусства С. И. Щукина и И. А. Морозова. За последние годы музей пополнился рядом произведений немецких, итальянских и др. иностр. мастеров, что дало возможность развернуть новые отделы, параллельные основному собранию новой франц. живописи— одному из наиболее полных и ценных мировых собраний. Здесь фигурируют крупнейшие имена нового искусства, начиная от Пювис-де-Шаванна, Манэ (слабо представленных) до плеяды импрессионистов—Клода Моне, Сислея, Дега, Ренуара; Сезанн, Гоген, Ван-Гог представлены с той же полнотой, как и импрессионисты. Искусство 20 в.—группа Матисса, Дерэн, кубизм Пикассо и др.—имеется в лучших образцах. Живопись послевоенной эпохи также частично представлена. В отделе скульптуры находятся произведения франц. скульпторов Родена, Бурделля, Майоля и др. За последние годы образовался отдел революционного искусства капиталистических стран.
   МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ СССР, в Москве—возник в 1923 из слияния выставки Истпарта и историко-революционной выставки «Красная Москва» и преобразован 12/V 1924 во всесоюзное учреждение. С этого времени находится в ведении Комитета по заведыванию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР. М. р. ставит себе задачей наглядное изображение истории революционного движения на территории б. России, последовательное развитие ВКП(б) и международного коммунистич. движения.
   Музей начинает свою экспозицию с крестьянских восстаний 17 в. и доводит ее до социалистического строительства наших дней и борьбы международного пролетариата за единый народный фронт против фашизма и империалистических войн. Весь исторический материал М. р. развертывает в своих 34 залах и двух филиалах. Как в музее, так и в филиалах вещественные реликвии, документы, художественные произведения и макеты переплетаются в экспозиции с фотоматериалами, печатными произведениями, картограммами и диаграммами. При музее имеется историко-революционная библиотека, насчитывающая до 100 т. томов.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / под ред. Н.Л. Мещерякова.- 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1938. – Т.7. – Стб. 168 – 171.
размещено 10.10.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 8.23 Kb
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции