1878. Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб. (4.6 Kb) 

31 мая, 2019

Музыка, искусство, осуществляющее идею изящного посредством звуков (тонов и их сочетаний). Существенные элементы музыки: мелодия, гармония и ритм. Музыка распадается на: 1) Теорию музыки (акустика, каноника, грамматика и эстетика) и практику музыки (композиция и исполнение); 2) в отношении внешних средств: на вокальную и инструментальную музыку; 3) по цели ее на: церковную (или духовную), театральную, камерную, концертную, военную и т. д. 4) По различным странам, в которых музыка развивалась различно, соответственно национальному характеру их, на: русскую, итальянскую, немецкую и французскую, отличающаяся каждая своеобразием.

История музыки. Древнейшие свидетельства о музыкальном развитии находятся в гробницах древнего Египта, Индии, и в Библии (именуются изобретатели многих инструментов). Развитие еврейской музыки (храмовой музыки) при Сауле, блестящий ее период при Соломоне, затем упадок. Изобретателями египетской музыки (также храмовая, вокальная и инструментальная) считаются Хам и сын его Мисраим. У египтян первые музыкальные познания заимствовали греки, основательно изучавшие музыку и давшие самостоятельное развитие греческой музыке (обработанная теория, весьма сложная система тонов и столь же запутанная нотная азбука из букв, уцелевшая в сочинениях Алипия Александрийского; пение по всей вероятности было речитативным, с сильной акцентуацией, и с незначительным, более декламаторским нежели мелодичным, повышением и понижением голоса; гармония еще неизвестна. Много инструментов). От греков музыка перешла к римлянам, у которых впрочем не подвинулась в своем развитии и вошла в общее употребление лишь при императорах. При падении римской империи, музыка была спасена от варваров христианскими общинами и отцами церкви. В 371 г., папа Дамазий ввел в церквах пение псалмов, а св. Амвросий написал церковные напевы, заимствованные им у греков, развитые с 590 г. папою Григорием Великим.

С X в. попытки гармонизации, возникновение диафонии (двухголосного пения), распространение органов. К этому же времени относятся улучшения в писании нот. Но только с XV в., усилиями целого ряда гениальных нидерландских композиторов, гармонизация была доведена до высокой степени совершенства. Знаменитые гармонисты: Дюфай (1380 г.), Окенгейм (1500), Жакен де Пре, Виллаерт (ум. 1563), Царлино, Орландо Лассо, Гудимель (ум. 1572). Злоупотребление гармонизацией в ущерб мелодии и безобразное употребление мотивов светских песен в церковной музыке вызвали противодействие строгого стиля Палестрины и его последователя Аллегри (ум. 1632). В это время и музыкальное господство перешло от Нидерландов к Италии, где возникло развитие светской музыки и появились первые попытки оперы, которая, при Мазарини проникла во Францию. В Германии развивалась музыка духовная, главными представителями которой были Себастиан Бах (ум. 1759) и Гендель (ум. 1759), Моцарт, Бетховен, Мендельсон, и создалась камерная и симфоническая музыка, отцом которой следует считать Гайдна (ум. 1809), а затем замечательны Шуберт, Шуман и Лист. Бетховен довел до высшей степени совершенства инструментальную музыку. Общий характер немецкой музыки серьезность и глубина мыслей и старательная обработка. Кроме 3 главных школ (итальянской, французской и немецкой), существует еще не признаваемая Европой русская школа. Музыка составляла любимое увеселение древних славян (у венедов кифары, волынка, гудок, дудка; у руссов гусли). В XIII в. военная музыка состояла из труб, бубнов и свирелей. При Феодоре Иоанновиче упоминаются набаты, накры и сурны, у Лжедимитрия быль уже оркестр, при Михаиле Феодоровиче проникла в Россию иностранная музыка. На ассамблеях Петра I оркестр состоял из труб, фаготов, гобоев, волторн и тарелок. В 1735 при дворе заведена итальянская опера, в которой были капельмейстерами Арайя, Capти, Кавос, Сапиенца, писавшие итальянские оперы на русский текст. При Екатерине II являются уже русские композиторы: Волков, Фомин, Титовы, Алябьев. Первым попытавшимся придать русской опере народный колорит, был Верстовский («Аскольдова могила», «Громобой»). Наконец явился основатель русской оперы Глинка. Симфоническая и камерная музыка у нас едва начинается. Русские симфонисты: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Корсаков, Бородин, Чайковский. Представители камерной музыки Ласковский, Афанасьев, Направник. Из польских композиторов замечательны Шопен и Монюшко.

 

Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб., 1878. –– Ч. 2. — С. 216–217.

Подг.: Горностаева И.Г.

Размещено 9 декабря 2011


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 09.12.2011
  • Автор: Горностаева И.Г. (подг.)
  • Размер: 4.6 Kb
  • © Горностаева И.Г. (подг.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции