СКАЗАНИЕ О КУРЕ И ЛИСИЦЕ (текст)
Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древе сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древе к велегласному х куру, пришла к нему ласковая лисица и стала ему говарить лестными своими словами, глядя на то высокое древо.
И рече куру лисица: «Чадо мое милое, громкогласны кур! Вознеслся еси ти на прекрасное древо, красота твоя неизреченная, глас твой на небеси, а косы твои до земли. А коли запоешь, аки в трубу златокованную затрубишь. Сниди ко мне, к преподобной жене лисице, и аз тя прииму на покаяние с радостию, и приемлеши от меня прощение грехов своих в сем веце и будущем».
Отвеща кур лисице: «Госпожа моя, преподобная мати лисица, сахарныя уста! Тяшки суть грехи мои! Зде умру, а к тебе, госпожа моя лисица, не иду, понеже язык твой лстив, уста твоя полны суть неправды».
Отвеща лисица х куру: «Чадо мое милое, доброгласное куря! Чему тебя бог посетил? Глас твой страшен, всех людей устрашает, и вси люди гласа твоего боятца, от сна своего воставают. Послушай, куря, моего учения, своея матере лисицы. Помнишь ли ты, чадо, как во святых книгах пишет: «Не долго спите и не долго лежите, вставайте рано, молитеся богу, да не внидете в напасть». Тако ж и в притчах глаголет: «Много лежать, добра не добыть, горя не избыть, чести и славы не нажить, красных риз не насить, медовыя чаши не пить, слаткого куса не есть, умному не быть, в дому господину не слыть, власти не видать, князям милу не быть». А твой глас страшен, всех людей устрашает. А не хощешь ты от меня праведнаго покаяния прияти, и ходишь ты по земли, аки свиния в кале валяешися, во гресех своих. Сниди ко мне на покаяние, и я дам тебе праведное покаяние. И аще народ услышит глас твой, не могут изглаголати доброты и смирения твоего. А ты, мое милое чадо куря, хощешь во гресех своих тяшких умрети без покаяния. Сам ты, чадо милое, чтешь притчу о мытаре и фарисеи: пришед з гордостию на покаяние, и спасения не получить, но и паче погрешить. Тако и ты осужден будеши, чадо мое милое, в муку вечную и во тму кромешною. Сниди ко мне на покаяние, и да спасешися и прощен будеши во всех гресех своих и внидеши в царство небесное».
И сама лисица прослезися горко о гресех куровых и рече к нему лисица: «Горе тебе, окоянны куря, ходишь ты на земле без покаяния и не ведаешь, в кой час смерть приидет». Рече же х куру лисица: «Чадо мое милое куря, душеполезная моя словеса слышав, давно бы ты сошел ко мне на покаяние».
Кур же, на древе сидя, прослезися горко, слышав же душеполезная словеса от преподобныя жены лисицы, поминаючи греи свои окаянныя. И почел спущатца к лисице на землю, з древа на древо, с сучка на сучок, с куста на кустик, с пенка на пенек. И скочил кур и сел у лисицы на голове.
И взяла ево лисица в кохти и згнела его крепко, и завопил кур великим гласом. И рече рук лисице: «О, мати моя лисица, то ли мне от тебя праведное покаяние?».
Лисица же скрежеташе зубы и, гледя на него немилостивым оком, аки диавол немилостивы на христиан, поминает грехи куровы и яряся ему.
Рече кур лисице: «Что суть грехи мои? То ли мне от тебя праведное покаяние?».
Отвеща лисица х куру с великим гневом и яростию: «Куря, злодей и чародей! Как ты бога не боишися, закон преступаешь? Помнишь ли ты святыя книги и как в правилах святых отец пишет: одна жена понять по закону, а другую понять для детей, а третью понять чрез закон прелюбодеяния ради. А ты, лихой человек, злодей и чародей, законопреступник, держешь ты у себя много жен, по двадцети и по тритцати и болши. Как твои не великия суть грехи? Да за твои грехи предам тя злой смерти».
И рече кур лисице: «Послушай, госпожа моя мати лисица! Помнишь ли ты, как в Бытиях пишет: земля стала и нача полнитися. Сице плодитися и роститися и умножите землю. О сиротах и о вдовицах всякое попечение имейте и пекитеся велми, то будите наследницы царствия небесного». И хощет от нея кур праведнаго покаяния.
И отвеща лисица куру с великим гневом: «Злодее куря, и яко ты бога не боишися, а людей добрых не стыдишися, закон преступаеши? А брата своего ненавидиши и где с ним не сойдесся,
тут ты с ним болна бьешися за которую обиду? А толка и обиды, беззаконники вы, промежу себя за свои ревнивыя жены и наложницы многия, ради для прелюбодеяния. И потому я тебя осудила: за твои великия грехи повинен ты еси смерти. Да помнишь ли ты, лихой человек, кали я была галадна, изнили меня злыя дни, нечиво было ясти, и аз ела чеснок да ретку, и тем я себя сарамоты доставила. И пришла я х крестьянину на двор где у нево сидят куры. И ты, лихой человек, закричал на сонных людей, будта тебя взбесила или варагуша подымала. И гуси тогда загоготали, и свиньи там завижжали, а мужики закричали, а детки их услышали и за мною погналися, с жердьем и с ружьем, и с со колием, и с собаками, с вопом и з свистом, бутта я у них хатела отца удавить, а мать утапить. А за што? За единого куря хатели меня пагубить. И мало мне топеря тебя, лихова человека, за то съесть. А власной ты, как бес, ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени, и ни в какой ты нужи не бывал, не знаешь ты и не разумеешь. И бутта у них кур не стало, что ты завопил и закричал мужикам. И мне ты саромоты доспел и плохою женою поставил. Вся от тебя мне пакость, от лихова человека. Сам ты не велик, толка перьем дасаждаешь. А у меня же никто же тебя ис кохтей моих не может избавить — ни князь, ни боярин, ни иной кой от велмож. И повинен ты еси смерти».
Отвеща кур лисице: «Помнишь ли ты, госпожа моя лисица, притчу: «По каторой реке плыть, по той и славу творить. А у которого господина жить, тому и служить и волю ево творить». И во святом евангелисте пишет: «Не может раб двема господином работать». Тако ж и я, госпожа моя лисица, у крестьянина жил, хлеб ел и пшеницу я у них клевал, как же добра им не хотеть? Тому и бог не поможет, кто хлеба и соли не помнет. Хлеб-соль великое дело, без него человек не может жить ни единаго часу. А ныне твой есмь раб до смерти и добра хотети».
И рече куру лисица: «А ты меня, смерд, смердиною зовешь и детей моих соромотишь, за то тебе быть снедену от меня. Слышала я притчу: «Одному господину служить, а другому не грубить». А ты б меня тогда не оскорбил, а мужикам не дружил, а сам ты от меня теперь от смерти не избудешь».
И рече кур лисице: «Госпожа моя лисица, не одолей злобу злобою, одолей злобу благостынею. Царь же Давид написа: «Блажени милостиви, яко ти помиловани будут от бога». А я, госпожа моя лисица, ведаю и сам то, что аз недостоин птицам небесным и зверем земным ясти. Не одно время в полунощи зовуще, бога прославляюще. Помнишь ли ты, госпожа моя лисица, при распяти господни рече господь Петру: «Петр, трижды ты от меня отвержися». Петр же рече: «Господи, ниже не отвергуся от тебя николи же».
И рече куру лисица: «Ты на то надеешися, что грамоте горазд и отвещати умеешь. И тем тебе не отговоритца. Повинен ты еси смерти. И тако мне тебя есть не для твоего храброго перья, для твоих неправедных и небылых словес лживых».
И рече кур лисице: «На чем ты еси, госпожа моя мати лисица, слово молвила, тем быть, и оправилася еси».
Рече же кур лисице: «Госпожа моя лисица, человек ты еси не ратной и ратного оружия у себя не имееши. Прелстила ты еси меня лестными своими словами и лживыми. Поручил тебе меня бог в кохти за мои великия грехи и за мое безаконие и безумство. Пощади, госпожа моя лисица, не отжени класа неозрелова и не пролей крови неповинныя напрасно».
Лисица же удивися курову премудрому ответу, и она ш згнела ево крепко, хотела куру живот скончать.
Завопил же кур великим гласом и рече: «Дай мне, госпожа моя лисица, единое слово промолвить. Звал меня, госпожа моя лисица, Крутицкой митрополит в подьеки, глас мой хвалил велми сам митрополит, а петь бы мне у него на омбоне дишкантом тонко и высоким гласом. И ты, госпожа моя лисица, отпусти меня, и аз стану давать тебе оброку з году и в год, чем ты изволишь пожелаешь брать. Что мне даст митрополит, то я стану тебе давать. А буде ты, госпожа моя лисица, пожелаешь сама во власть итить, и мне можно упросить у митрополита, поставлю и я тебя в чин в просвирнической. И тебе будет добро кануны молить, госпожа моя, сладкия, а просвиы мяхкия, а приходу очень много. Да я же тебе оброку стану платить сверх того по пятидесят рублей в год».
И рече куру лисица: «Подумала бы я на такую власть пойти, и ты меня обмановашь. А когда я была галадна и когда я была недобычна, и тогда я приходила х крестьянину на двор, где у нево сидят куры, и тогда б я тебя, злова человека, погубила б. А когда будешь у митрополита в подьяках, а я буду в просвирницах, и ты, лихой человек, огласишь меня митрополиту небылними словами, а я тогда от тебя, злого человека, и от небылних твоих неправедных словес и до конца погибнет. И мне гаваришь, как бы тебе от смерти своей избыть».
И рекла куру лисица: «Не сули ты мне журавля в небе, токмо дай синицу в руки. Не сули мне в год, сули в рот. А ты у меня и сам в руках, не дарого мне твое красное перья и твои лестныя слова. А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть».
И тако сконча живот куру.
Комментарий
«Сказание о куре и лисице», несмотря на кажущуюся простоту сюжета, один из самых трудных для анализа литературных памятников.
Кратко – происходящее в «Сказании…» таково: лисица, на первый взгляд имеющая отношение к русскому духовенству, приглашает кура (петуха), безопасно сидящего на ветке, спуститься вниз, для того, чтобы принять у неё покаяние.
Видеть в этом заимствования из «Вороны (Вóрона) и лисицы» – невозможно: в последнем случае высмеивается только тщеславие и глупость. К тому же, в басне Эзопа и его продолжателей оба героя – лица светские.
«Сказание…», в отличие от басни, настолько набито религиозной лексикой и ссылками на Священное Писание, что игнорировать подобный факт невозможно.
Это и не юмор: излишняя доверчивость кончается смертью потерпевшего, а не только потерей сыра (по ранней версии – мяса). А вот вопрос отыскания прямого аналога лисицы в русском обществе, наверное, сложен (с петухом – всё ясно: он из низов, с перспективой сделать духовную карьеру, и уже с религиозным образованием).
Ссылки на западные аналоги вряд ли уместны: будь «Сказание…» западно-европейским, легко было бы идентифицировать лисицу как инквизитора.
В российских реалиях уничтожение (сожжение) еретиков – случаи единичные, да и не было такой безопасной ветки, где можно было бы отсидеться (в Западной Европе достаточно было удрать из, например, Испании во Францию или Англию, и проблема – решена).
Казнь невиновного человека ради его имущества – тоже не наш метод.
При том, заметим, петух, по недавнему прошлому – наёмный работник, даже отнять у него нечего. Он только обещает лисе, в случае своей удачной карьеры у митрополита, должность просвирницы (значит, сама лиса и такого не имела!), плюс отступных – пятьдесят рублей в год.
Эти детали окончательно запутывают положение: раз лиса не относится ни к духовенству, ни к высшему слою аристократии (дались ей, в таком случае, петушиные рекомендации!), то кто же она?
Вопрос без ответа, и, может быть, речь идет о религиозном лицемерии вообще, без прямой попытки соотнести это качество с кем-либо из социальных хищников в России XVII века.
Публикуется по изданию: Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. М.,1989.