Переплеты и цена рукописей

7 октября, 2019
[28]
   Переплеты    Обычно все рукописи переплетались. Книга стоила очень дорого,  а  непереплетенная  книга  быстро растрепывалась. Поэтому переплет книги являлся как бы обязательным дополнением к работе над ней. Термин «переплет» встречается уже в ранних русских памятниках, например в приписке к «Канонику» XIV в.: «А пере-плетале книги си Еремий дьяк, и поволочил».
Переплет делался обычно таким образом: корешок тетради прошивался веревками или тонкими ремнями, концы которых прикреплялись к деревянным доскам («декам», или «цкам»), служившим корками переплета. Потом внешняя сторона доски «поволакивалась», т.е. покрывалась кожей или тканью. Корки переплета обтягивали тканью, парчой, бархатом, но чаще всего кожей. Иногда для переплета делался металлический оклад. Древнейший сохранившийся переплет относится к 1135 г. — это переплет к так называемому Мстиславову евангелию. Он представляет собой соединение работы мастеров двух стран. Вначале евангелие было послано в Византию и там его украсили золотом, серебром и драгоценными камнями, а затем русские мастера «скончася все дело» у себя на родине. Несмотря на последующую переделку (очевидно в XVI в.), переплет сохранил работу мастеров XII в. О подобном же евангелии «кованом», находившемся при церкви загородного дворца черниговского князя Святослава, упоминает летопись под 1147 г.
Переплет имел застежки, без которых рукопись начала бы быстро коробиться. В древности застежкам и бережному обращению с книгой, как с предметом ценным, придавалось большое значение. Например, в половине XIV в. новгородский архиепископ Моисей велел сделать приписку к евангелию, отправленному им в Юрьев монастырь: «А который поп или дьякон, чет (прочитав), а не застегает всих застежек, буди проклят».
Некоторые переплеты украшались «угольниками» на углах переплетных досок. Кроме того, к середине переплетной доски прибивались «средники». Некоторые рукописи вместо средников украшались медными печатками с изображениями фигур, всадников и пр. Те и другие иногда делались из серебра. Особенно были распространены «жуковины», которые представляли собой узорные бляхи. Они должны были предохранять переплеты от порчи при трении с другим предметом. Книга, положенная на стол, лежала на этих жуковинах. Книги стояли на полках обрезом наружу, а не корешком, как в наше время. Иногда на обрезе было написано заглавие всей рукописи. Ярлыки с названиями книг, сохранившиеся уже от XVI в., прикреплялись на передней доске переплета. Для красоты обрезы листов рукописей иногда раскрашивались.
Деревянные доски переплетов отличались значительной толщиной и держались на ремнях. Кожа, обтягивающая переплеты, украшалась узорами
[29]
По переплету иногда можно определить происхождение самой рукописи и время, когда она переплетена.
    Цена рукописей    Цена рукописи прежде всего зависела от ее внешности. В целом же цены на рукописи были очень высокими. Это определялось длительностью времени,
которое писец затрачивал на переписку рукописи, стоимостью бумаги, красок, переплета и т.д. Рукописи представляли собой большую ценность. В духовных завещаниях мы встречаем указания, в числе другого ценного имущества, на рукописи. Цена некоторых рукописей была настолько велика, что равнялась стоимости какого-нибудь поместья, но даже небольшие рукописи продавались дорого.
Опубл.: Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М.: Высшая школа, 1966. С. 28-29.
размещено 23.03.2007

(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомиров М.Н., Муравьев А.В.
  • Размер: 3.82 Kb
  • © Тихомиров М.Н., Муравьев А.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции