[29]
Вводные замечания Важнейшей частью палеографии является изучение начерков рукописей. Под начерком понимается общепринятый в то или иное время вид письма, индивидуальные отличия которого принято называть почерком.
Изучение начерков — дело кропотливое и долгое. Определение рукописи по начерку достигается путем длительных наблюдений над рукописями. Поэтому здесь даются только некоторые сведения.
По своему характеру начерки, существовавшие в России, могут быть разделены на устав, полуустав и скоропись. Переходный начерк от полуустава к скорописи иногда называют беглым полууставом.
Древнейший устав Историкам редко приходится иметь дело с уставом XI—XIV вв. Поэтому ограничимся здесь лишь краткими сведениями об уставе, основанными на труде В. Н. Щепкина («Учебник русской палеографии». М., 1918). Обозначение отдельных букв особыми приметами (ч расщепом и пр.) в основном принадлежит академику В. Н. Перетцу.
Древнейшее русское письмо, или устав, отличалось геометрическими начертаниями букв. Буквы писались в строке, в силу чего их верхние и нижние концы не поднимались над строкой и не спускались ниже ее. По мере развития уставного письма в XI—XIV вв. происходило изменение геометрических форм отдельных букв. Это прежде всего сказывалось на расположении поперечных перекладин в буквах, постепенно становившихся косыми вверх. Вместе с тем буквы начинают выходить из строки, выступают вверх или опускаются ниже строки.
Древнейший устав отличается следующими особенностями. Буква
и писалась подобно современному
н, с горизонтальной соединительной перекладиной —
н — (см. Приложения, док. 1, 2 и др.)
[1].
[30]
Буква н была похожа на латинскую букву, с косой перекладиной слева направо — n (1, 2, 3).
Развитие устава в XII в. привело к постепенному отказу писцов от прежней геометрической стройности буквенных начертаний, требовавших большой затраты труда.
В рукописях XII в. и позднейшего времени букву и начинают писать с косой перекладиной, ближе к современному начертанию этой буквы.
В буквах ю и н перекладины пишутся косо вверх, причем имеют тенденцию отходить от середины и постепенно повышаться (6, 7).
Буква ж теряет симметричность своих форм, верхняя часть ее уменьшается (2, 4, 7). То же происходит и с буквой в, нижняя половина которой увеличивается за счет верхней (5, 7).
Буква ч получает уже в XI в. более длинную ножку (2).
Концы буквы д начинают больше опускаться ниже строки (5, 6).
Буква ѣ верхней своей частью возвышается над строкой (1, 4, 5, 7).
Начерки букв первой половины XIII в. по своим особенностям почти не отличаются от начерков XII в., во второй же половине этого столетия начинают резко отходить от них. Это объясняется тесной связью письма с общими политическими событиями, которые происходили в Восточной Европе в XIII в. Половина XIII в. — время монгольского нашествия, которое нанесло разрушительные удары русской культуре. Бедность русских рукописей второй половины XIII в. — прямое следствие татарского ига.
Во второй половине XIII и в XIV в. устав теряет свою геометрическую форму. Вместо прямых линий в буквах все более начинает допускаться кривизна, в округлых буквах исчезает правильная дуга. Писцы стремятся к более быстрому и упрощенному письму в погоне за беглостью письма. Намечается переход от устава к полууставу, особенно заметный в набухании петель в буквах у, ѣ, ъ, ь, б, теряющих прежнюю геометричность.
Отметим только наиболее характерные буквы.
Буква в отличается маленькой головкой и большой нижней половиной уже со второй половины XIII в. Буква ж с XIV в. принимает несимметричную форму с большой нижней половиной и как бы с усиками вверху. В XIII в. и начинает писаться уже с косой перекладинкой,
[31]
Полуустав С последней четверти XIV в. на Руси распространяется новый начерк, который получил название русского полуустава. Появление полууставного письма совпадает со временем расхождения начерков в рукописях России и Литовского великого княжества. Позже вырабатываются характерные русское и белорусско-украинское письмо.
Начерки русского полуустава смелы и достаточно четки. Они, по-видимому, возникли в той среде, которая интересовалась не столько красотой письма, сколько его четкостью. С большой вероятностью можно предполагать, что русский полуустав возник среди писцов, работавших над деловыми бумагами. Он особенно ярко проявился в актах XIV и XV вв. Знакомство с русским полууставом имеет большое значение для историка.
Русский полуустав еще во многом близок к уставу XIV в., но в то же время ряд начерков в нем уже имеет значительные отличия.
В XV в. рядом с русским полууставом появляется новое письмо, которое обычно называют южнославянским полууставом. Появление его в России :вязано с эмиграцией населения из славянских стран Балканского полуострова после их завоевания турками. Русские писцы восприняли некоторые черты орфографии и начерков южнославянских рукописей и выработали новый вид полуустава.
[32]
Южнославянское влияние особенно заметно в церковных и литературных памятниках, оно значительно слабее отразилось в деловом письме, например в различных грамотах.
В XVI в. южнославянская орфография в рукописях становится гораздо менее заметной. Что же касается деловых бумаг, то они уже в XV в. писались большей частью без югославянизмов, так как здесь требовалась точность и соответствие тем терминам, которые применялись в обычной жизни.
На основе русского и южнославянского полууставов XV столетия выработался основной начерк русских документов и книг, который можно условно назвать московским полууставом. Понятие «московский полуустав» не означает, что такое письмо было распространено только в Москве или собственно России. Оно употреблялось в некоторых случаях и на Украине и в Белоруссии, но было типично именно для Московской Руси.
В XVI столетии создаются своего рода школы писцов в разных русских городах, а также в больших монастырях.
Конечно, различия между письмом отдельных рукописей XVI в. очень велики, но общим для них является стремление писцов к лигатурам и узорности.
В московском полууставе окончательно утверждаются в несколько измененном виде многие начертания древнейшего полуустава. Отметим важнейшие из них. В обиход входит округлое очертание буквы в (калачиком); у буквы д концы опускаются далеко вниз, что особенно заметно в скорописных начерках второй половины XVI в. Особый интерес представляет большая фигурная буква з, нередко выдающаяся в строке среди других букв. Рядом с ней употребляется «зело», притом в таких словах, в которых этой буквы быть не должно. В рукописях XVI в. она становится как бы второй буквой з. Окончательно утверждается трехногое т. В конце XVI столетия появляются ударения на словах и частично разделение на слова.
Начерки московского полуустава XVI в. повторяются в рукописях XVII столетия, но с тем отличием, что полуустав XVII в. значительно беднее. Здесь несомненное влияние оказало тяжелое экономическое положение
[33]
страны разорение начала XVII столетия. Письмо XVII в. на первый взгляд иногда кажется сходным с начерками XV в. Рукописи XVII в. имеют обычно разделения на слова и ударения. Полуустав сохраняется в старообрядческих рукописях, но уже носит подражательный характер, находясь под влиянием печатных шрифтов
[2].
Скоропись На рубеже XIV — XV вв. появляется новый тип письма — скоропись, которая получила основное развитие в разного рода деловых бумагах. Нет никакого сомнения, что скоропись развилась из полуустава. Поэтому, сравнивая полууставные и скорописные буквы, можно видеть между ними большое сходство. В силу этого мы имеем некоторые переходные типы начертания букв в беглом деловом полууставе, приближающиеся к скорописи. Такое сходство можно отметить для букв а, б, в, д, е, и, п, ч. Но в то же время появляются и новые начертания букв. Так, наряду с буквой а, похожей на уставное, встречается а с длинным хвостом и а в виде греческой «альфы».
Буква в принимает, как правило, современное нам начертание.
В целом ранняя скоропись еще не очень отличается от беглого полуустава. Почти всегда каждую букву скорописи пишут отдельно, как и в беглом полууставе, хотя можно заметить более свободное, размашистое написание букв. Больше становится и выносных букв. Особенно характерны для этого времени выносные буквы под титлом, при этом буквы выносе пишут довольно четко. Выносные буквы над строкой со временем получат очень широкое распространение. Это можно объяснить, с одной стороны, ускорением письма, а с другой — экономией материала письма — пергамена или бумаги.
Особенно большое распространение скоропись получила в XVI столетии, когда ею стали пользоваться в деловом письме при составлении писцовых книг, записных книг гражданского состояния, в таможенном деле, судопроизводстве, в частной переписке и т. д. Однако вплоть до XVIII в. не теряет своего значения и полууставное письмо, которое главным образом применяется в книжном письме, т. е. в памятниках литературного, публицистического характера.
[34]
В XVI в. скоропись приобретает черты, которые отличают ее от предшествовавших типов письма — устава и полуустава. Прежде всего письму «скорым обычаем» присуща утеря отчетливости в графике букв, широта, размашистость написания. Буквы стали крючковаты, потеряли пропорциональность. Появляется связность в написании букв. Вначале это заметно во введении лигатур (связного написания двух или нескольких букв, см. 21, 27, 28 и др.; лигатуры ив в словах Ивана, Иванович и др.). Позже, во второй половине XVII — XVIII в. связное написание букв в словах становится уже как бы правилом. Появляется также много больших, выходящих за строку вверх и вниз букв.
В скорописи XVI в. стали очень широко употребляться выносные буквы и взметы (выносы букв вверх над строкой без отрыва от строчной). Почерк постепенно приобретает индивидуальные черты, которые особенно различимы с XVII в.
В русской скорописи XVI в. можно отметить некоторые особенности в графике букв.
Прежде всего становится широким применение буквы в в виде треугольника или четырехугольника, очень напоминающих букву д (16, 19, 21).
Для первой половины века типична буква д с длинной перекладиной внизу (21), а для второй—д с длинным загнутым хвостом внизу (28).
Буква е все больше принимает вид греческой ε.
Буква ж имеет много вариантов, а во второй половине века встречается ж, написанное одним росчерком, без отрыва пера от бумаги.
Буква з пишется, как правило, в виде тройки, но иногда имеется дополнительный крючок, делающий букву похожей на «кси».
Буква к чаще имеет вид двух палочек.
Особенностью скорописи XVI в. следует считать употребление больших, выходящих резко за строку букв (21, 27 и др.) и лигатур.
[35]
Время полного утверждения скорописного письма — XVII столетие. Большое разнообразие в начертании как строчных, так и выносных букв, стремление к связности написания внутри слов, деление текста на слова, новые приемы письма приводят ко все большему проявлению индивидуального характера скорописного письма. Поэтому читать скоропись XVII в. довольно трудно. И нет ничего удивительного, что рукопись, написанная скорописью, оставалась «грамотой за семью печатями». Поэтому любой земский дьячок представлял собой в селе важную фигуру: ведь от него зависело правильное прочтение какого-нибудь распоряжения, полученного из центра или от воевод.
В скорописи XVII в. появляются некоторые новые особенности в графике букв.
Буква а имеет много начертаний: как греческая «альфа» (36, 40), а с длинным хвостом (52), а в виде современных строчной и прописной букв.
Во второй половине XVII в. становится довольно распространенным начерк буквы и типа латинского h (46, 55, 73).
Буква к пишется чаще всего в виде двух параллельных вертикальных палочек. В связи с этим нужно отметить сочетание буквы к с буквой с. Последнюю в XVII в. часто писали в виде вертикальной палочки, прямой или несколько вогнутой. Три рядом стоящие палочки в тексте следует читать обычно как ск. Неправильное прочтение этого сочетания может привести к искажению текста. Так, неумение прочитать эту лигатуру привело к тому, что долгое время не могли найти дом на Немецкой улице в Москве, в котором родился
[36]
А. С. Пушкин, так как вместо «дом Скворцова» читали «дом Шварцова». По образному выражению большого знатока скорописи С. В. Бахрушина, тот, кто усвоит чтение сочетания ск, скоро научится читать и саму скоропись.
При чтении сочетания трех палочек чаще всего нельзя читать кс, так как для обозначения кс обычно употребляли букву «кси».
В рукописях XVII в. встречается также начертание к в виде латинского R (63, 68, 76).
Самой распространенной для XVII столетия становится буква п с навесиком (49, 52, 53,).
Буква р. При множественности вариантов для XVII в. можно выделить характерное р в виде как бы вытянутой восьмерки. При этом верхняя головка буквы шире и больше нижней (45, 53, 56). В некоторых начерках буква почти совсем теряет четкость, пишется в виде палочки с крючком вместо головки (53, 55, 60).
Буква с в основном повторяет варианты, появившиеся в XVI в. Часто встречается большое, в виде дуги, с, выходящее за строку (43, 44, 45). Распространено также с в виде вертикальной палочки, особенно в сочетании с буквой к.
На одной и на трех ножках в XVII в. писали букву т. В первом варианте она часто выходила за пределы строки, теряла свой вид и писалась уголком или крючком (40, 43, 55). Трехногое т иногда похоже по начерку на букву м (58).
Буква ѣ сохраняется в основном в начерках XVI в.
В XVII столетии утверждаются, как самые распространенные, начертания букв ю и я в виде о и а с крючками (или загогулинами) вверху. В то же время в XVII в. мы встречаем юс малый (42), который начинает претерпевать своеобразную графическую эволюцию, приближаясь постепенно к современной букве я.
[37]
Выносные буквы Русская скоропись XVI—XVII вв. выделяется применением выносных букв, т. е. таких букв, которые пишутся над строкой, хотя они и составляют часть слова, остающегося в строке. Например, в слове синим буква м вынесена наверх. Иногда в одном слове несколько букв ставятся над строкой. Например, в слове гордый буквы р и й порой выносились наверх.
Выносные буквы появились как следствие ускорения письма и необходимости сокращения места на бумаге, а также для большего удобства чтения; выносные буквы являлись как бы сигнальными знаками над строкой. Однако вверх выносились не все буквы, а по определенным признакам. Сначала буквы, выносимые наверх, обозначали пропуск ъ и ь, вследствие чего они писались под титлом, который указывал на сокращение слова. Обычно над строкой не ставилась первая буква слова, не выносились и гласные в корнях слов, но зато выносились буквы в конце слова или слога.
Для полуустава также характерно наличие выносных букв, но в полууставе они представляют разновидности сокращений под титлом; лишь иногда употребляются просто выносные буквы без титл. Только в скорописи XVI—XVII вв. создается своеобразное сочетание строчных и выносных букв. При чтении скорописи необходимо читать текст как бы в двух этажах, т. е. скользить взором не только по самой строке, но и по верху этой строки, где показаны выносные буквы. При достаточном навыке выносные буквы облегчают чтение. Поэтому можно научиться читать скоропись XVI—XVII вв. с выносными буквами скорее, чем современную скоропись без выносных, хотя чтение скорописи вызывает определенные трудности. Обучающийся чтению скорописи разбирает ее с трудом, особенно потому, что он привык читать только в строку. Научиться читать слова с выносными буквами, стоящими на верху строки, — значит научиться читать скоропись.
При изучении скорописи, осваивая характерные написания отдельных строчных букв, надо внимательно изучать и выносные буквы, что достигается главным образом практикой.
Уже в полууставе и ранней скорописи появляются некоторые выносные буквы, перешедшие затем в скоропись XVI—XVII вв. В основном это в, г, д, ж, з, и, к, л, м, р, с, т, х, ц, ч. Буквы эти писались над строкой, как правило, в том же начерке, как они писались в строке. Но постепенно появляются и характерные для выносных букв особенности. Это относится прежде всего к буквам з, м, с. Первые две буквы стали выноситься в виде волнистых линий, а буква с приобретает вид точечки под титлом, так называемое с «глазковое».
В XVI в. количество выносных букв резко увеличивается. Еще раньше некоторые буквы выносились в конце слов или слогов без титла над ними, так как своими начертаниями они сами напоминали титла. Таковы буквы д (год), ж (что ж), к (как, токмо), п (поп, потоп), х (в живых) и пр.
В XVII в. выносных букв без титла становится все больше и они все более разнообразятся. Так, появляется выносная буква г в виде зако-
[38]
рючки над строкой, как бы соединения буквы с титлом (31). Буква и часто выносится в виде двух палочек (18, 27). Двумя палочками или черточками пишут и букву к (18, 32), но если у и наклон влево, то к ставится прямо или с наклоном вправо. Буква л, выносившаяся как двускатное, принимает вид закорючки, так как сама буква сливается с титлом.
Широкое распространение в XVI и XVII вв. получает с глазковое.
Форму уголка (28, 31, 32) или полу окру жия (27, 37) принимает буква т. Выносная буква х пишется одним росчерком с правой петлей, в виде лежащей восьмерки (31).
В XVII в. выносные буквы становятся более разнообразными, а их написание менее четким, так что многие буквы можно разобрать только по смыслу.
Буква л часто стала походить на букву а в виде греческой «альфы» (41). Буква н стала писаться одним начерком с титлом и в отдельных текстах очень похожа на выносные л и г. При работе с текстами XVII в. нужно обращать внимание на особенность написания выносных букв г, л, н и расшифровывать их по смыслу.
Упрощается начертание выносной буквы м. Еще в XVI в. она писалась очень неотчетливо, в виде змейки с уголками, раскрывающимися вверх (32, 34), или волнистой косой черты. В XVII в. выносная м принимает вид запятой или восклицательного знака. В скорописи XVII столетия можно заметить сходство выносной м с выносной же буквой з. Основное отличие заключается в том, что буква м раскрывается уголками вверх, а з вниз (40, 42, 47,52).
Отдельные документы XVII в. настолько насыщены выносными буквами, что создается впечатление дополнительной строки над основной (56).
Практически мы имеем дело со своеобразной скорописной вязью, в которой применяются и «взметы». Взметом называется буква, вынесенная над строкой и непосредственно связанная со строчной. Как правило, такие буквы выносились в окончании слова, хотя взметы имеются и внутри слова, В частности, выносная буква т в конце слов и слогов писалась в большинстве случаев в XVII в. взметом. Часто взметом писались выносные з, р, х и другие буквы. В отдельных случаях слитное написание букв и применение взметов приводило к вычурности в письме. Примером этого может быть написание известной формулы се аз. В текстах XVII в. можно встретить много вариантов этого письма (42, 44, 48, 60 и др.). Примером подобного же рода может служить написание слова лета, в лето (57, 61).
[39]
Сокращения в документах и книгах В русской скорописи часто встречаются сокращения слов. О том, что слово сокращено, обычно говорит знак титла, поставленного над словом. Каких-либо определенных правил сокращения слов не существовало. Очевидно, сокращению подлежали слова, наиболее распространенные и часто встречающиеся в тексте. С сокращениями мы встречаемся еще в ставном и полууставном письме, но в скорописи этих сокращений становится больше.
Скоропись XVIII в. На развитие графики русского письма в XVIII в.
большое влияние оказало введение гражданского шрифта (1710 г.). Замена старого, церковнославянского алфавита новым, гражданским, введение новых арабских цифровых знаков вместо буквенных способствовали уменьшению многообразия начертаний букв в XVIII столетии.
Унификация начертания строчных букв, сокращение, а затем и полное вытеснение выносных букв, связность письма, деление текста на слова и фразы, выделение заглавных букв — вот наиболее характерные черты развития русского письма XVIII в.
Графика большинства букв в это время все больше приближается к современному начертанию, что особенно заметно в скорописи второй полоны века. В определенной степени этому способствовала унификация деловых бумаг, выработка определенного «писарского» почерка, который особенно характерен для делопроизводства России начиная со второй половины XVIII в. Для первой половины XVIII столетия еще характерна связь скоропииси, основанной на новом гражданском шрифте, с традициями XVII в. Это проявляется в графике отдельных букв, в употреблении упраздненных букв омега и и десятиричное, в выносе букв. Так, наряду с а, начертание которого больше приближается к современному, в начале XVIII в. употребляют а типа греческой альфы. В некоторых текстах как первой, так и второй половины века встречаются начертания буквы в в виде четырехугольника, а также в лежачее (77, 78, 79, 81 и др.).
В первой половине XVIII в. часто встречается начертание буквы и в виде латинского h (79, 89, 91). Такой же начерк принимают буквы к, л, н. Кроме того, буква к принимает форму латинского R (78, 79).
[40]
Близка на протяжении всего XVIII в. к предыдущему начертанию буква ж, хотя для петровского времени в качестве датирующей буквы можно указать ж с полукругом в его передней части (78, 80). Характерной датирующей особенностью для XVIII в. является употребление ѣ, для написания которой в XIX в. устанавливаются определенные правила.
В целом скоропись XVIII в. довольно хорошо выделяется из общей массы скорописных текстов округлой формой букв, сокращением вариантов начертаний букв и выносных букв, раздельным написанием слов.
Скоропись XIX века Практически уже со второй половины XVIII в. скоропись все больше приближается к современному письму. Датирующими особенностями скорописи XIX в. являются упрощения алфавита. Исчезают из употребления буквы «зело», «кси», «пси». Буква «ять» по-прежнему употребляется, но подчиняется специальным правилам для ее письма. Вошли в употребление буквы ё, й, э.
Изучать скоропись XIX в. можно только в тесной связи с соответствующими тому времени грамматическими и синтаксическими правилами. В грамматиках XIX в. устанавливаются определенные правила, развивающие в основном положения XVIII в., в том числе и изложенные М. В. Ломоносовым в его «Российской грамматике».
В скорописи XIX в. устанавливаются правила написания прописных букв. Личные имена, фамилии, географические названия, названия народов, титулы и чины и т. д. пишутся, как правило, с прописной буквы. Правило прописных букв распространяется также на такие слова, как бог, царь, император и пр.
Знаки препинания Современные знаки препинания оформились в основном в XIX в. Но уже в старом письме встречаются точка,
запятая и другие знаки. Они имеют большое значение для понимания текста. В частности, точкой, по старым правилам, выделялись в тексте цифры. Из текстов (1, 2, 3 и др.) видно, что в древности точка могла быть поставлена как в виде единичного знака, так и в виде различных комбинаций, например крестика. Важно значение точек и для понимания текста в целом, так как точками часто выделялись отдельные фразы. Особое значение имеет точка для понимания обозначений географических названий. Например, в летописи в «списке русских городов дальних и ближних» было бы трудно прочесть названия отдельных русских городов, если бы они не выделялись точками.
Впоследствии в полууставном и скорописном письме стали применять довольно большое количество различных знаков препинания и других надстрочных знаков. Специальные наставления служили практическим руковод-
[41]
ством для писцов. Отметим, что расстановка знаков не всегда соответствовала логическому чтению текста.
В первой половине XIX в. создается определенная система знаков препинания: точка, двоеточие, многоточие, точка с запятой, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, скобки, кавычки, тире, черточка.
Опубл.: Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М.: Высшая школа, 1966. С. 29-41.
размещено 27.03.2007
[1] В дальнейшем в скобках указываются номера репродукций альбома, данных в «Приложении»; см. стр. 69—287.
[2] Лучшим пособием по полууставу является «Учебник русской палеографии» В. Н. Щепкина.