Е. Тихомирова. Как рядились на Святки (17.05 Kb)
«Ряженым наряжались» на Святки в Нижегородской области повсеместно. Информаторы рассказывают об этом с большим оживлением и удовольствием. В разных районах говорили по-своему: «ходили ряжёные в беседку», «в Святки рядились». Часто ряженых называют «святошниками» или «святками» («рядились святками»[1]).
Ряжение понималось двояко:
1) наряжаться красиво, быть нарядным;
2) рядиться животными, принимать обличие кого-либо, надевать маску-личину и прочее.
Оба варианта бытовали в зимние Святки в нашей области, нередко не смешиваясь. Обычно «святошником ходить»- подразумевалось именно второе значение.
Информация о традиции наряжаться в лучшие наряды в дни Святок получена от пожилых женщин. Возможно, поэтому нам известно лишь как наряжались женщины: «И в сарафаны, и в другое што-то, да… Фиолетовые сарафаны были, широкие… У одной была юбка вязаная, очень красивая, с мысами, идут вот белые полосы…» (п. Княгинино).
Опрос старожилов из с. Б. Якшень Бутурлинского р-на показывает, что в этом селе ходили лишь нарядные ряженые:
« Шёлка надевали. Это раньше парки были, эти полушалки-ти, такие блестящие, на это, на булавочку. Сарафаны, кофты. И вот ходили с песнями по улице.
-То есть просто красиво наряжались?
-Красиво.
-А так, чтобы рядились там во всякие тулупы (и т.п.), не было?
-Нет, этово на было
-Игры не играли?
– Нет, плясали только.»
По-видимому, каждая девка хотела быть очень нарядной на Святочном гулянье. И если не было своего наряда, просили у кого-нибудь: «нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь» или «нам тут давали, штоб посвятошничать, штоб нарядитца». В с.Поздняково Навашинского р-на дано прекрасное описание как ходили ряженые: «…На Святки –это Новый год. Вечером пойдём гадать. А уж днём рядились. Ой, по улице ходили, ёлку нарядим! Сколько было девок-ти! И все друг за дружкой-та идём, впереди робята ёлку несут, нарядют. А девки-ти нарадютца! Нашьют! Бывало, полотья у них были и расшитые, и с кружовами… А юбки-ти сошьёшь – кто из полушалков, али из подзоров. Нарядюца, сияют ото всех!. А ёлку-ту розрядют и бусами[2]… ».
Ряженые ходили по улицам с песнями, с гармонью, заходили в дома поздравить хозяев, приходили – «заваливались» на беседку. Дни и время суток хождения ряженых фиксируется по-разному: ходили днём, бывало, ходили и вечером и, как правило, в середине Святок – в районе старого Нового года (см. подробно о времени хождения ряженых в статье «Колядование в Нижегородской области»).
Ряжение в маски, вывороченные тулупы и прочее, т.е. принятие чужого, даже чуждого облика на Святки очень распространено в нашей области. Ряженые – «святошники» – ходили практически повсеместно. Рядились все: мужчины и женщины, старики и дети, женатые и холостые. В планы святошников входило быть неузнанными, поэтому они старались кардинально изменить свой облик: от одежды и закрывания лица до соответствующего маске поведения (жесты, повадки, искажение или отсутсвие речи и другое).
Традиционные маски ряженых (встречаются по всей области):
– переодевались мужчины в женщин, женщины в мужчин («кто девкой, кто парнём», «кувалером наряжатца», барин и барыня, старик и старуха и другие);
– загораживали лицо марлей, платком или мазали лицо сажей и др.;
– рядились животными: « медведем, лошадям, козой»;
– «покойником рядились, смертью, гроб приносили»;
– рядились святками – маски без конкретики, страшные или смешные ряженые.
Другие маски ряженых, по данным архива Дома фольклора, не столь распространённые по области, встречаются в отдельных сёлах Нижегородчины: домовым рядились, шутом, печником (Княгинино), цыганами (Семёновский р-он), кулашником, колотушечником ( северные р-ны области), попом (Краснобаковский р-он), мордовкой (Вознесенский р-он), Марьей долгой (Тонкинский р-он) и другие.
Ряженые надевали вывороченные мехом наружу шубы, одевали парики (из конопли – п. Княгинино), надевали нелепую – рваную или не по размеру, или не к месту – одежду (шобоны), делали маски. К сожалению, святочных нижегородских масок не сохранилось даже в описании («живьём» эти маски, как правило, не сохраняют сами носители, т.к. они мыслятся как одноразовые и делаются из подручных непрочных материалов – бересты, картона, конопли и т.п.). А вот как загораживали лицо марлей известно: марлю или прозрачную тряпку (например, тюль) навязывали на голову, закрывая лицо, сверху одевали шапку или другой головной убор. Иногда прорезали дырки для глаз, для носа. В Вознесенском р-не прямо на марле рисовали глаза, страшный рот, нос. Святошников очень ждали, но и боялись, было и страшно, и весело. Важен этический аспект ряжения: не каждый отваживался рядится страшным святошником, т.к. это расценивалось как прямое обращение к потустороннему миру, миру духов. Православные крестьяне в последний день Святок, на Крещение, купались «на Иордани» – в освящённой проруби, чтобы очиститься и окончательно избавиться от принятой личины.
Рассказы о ряжении в Нижегородской области.
Краснобаковский район, деревня Ильинское.
Описание ряженых: барин и барыня, кулашником, медведем, лошадям, смертью, покойником, поп с кринкой.
Информант: Колова Тамара Андреевна, 1933 г.р., иногда учавствует в беседе Коряшкина Нина Васильевна 1934 г.р.
Запись 2005 года Тихомировой Е.В.
(Говор особенный – «окающий», быстрый, интонация богатая- вытягивание концов фраз).
Мы наряжались ряженым, да в беседки ведь ходили-жо.
– Наряжались ряженым?
– Песни баракушешные, всё песни-то пели.
– Какие песни?
– Разные.
– Баракушешные – это что значит?
– Безобразные.
– Хулиганские?
– Хулиганские, да. (смеются)
– А какие баракушешные?
– Всякие пели. Робятишки у нас научат, этим песням научат.
– Смеялись над кем-то что ли?
– Смеялись. Придём в беседку-ту, беседка уже разошлась, вот в Бажино-то раз пришли.
Опеть[3] ведь скликали – ряженые ведь пришли. Опеть все девки прибежали. Да беседку-ту открыли. Гармониста привели. И-и песни поём!
– В кого рядились?
– А рядились мы сами. Надо было барин, да барыню. Чтобы парой были. Я и барыней была, и барином была. Так мы и на парой пляшом. Он сперва-то попляшот, потом я.
«Эх, барыня (барынька), – говорит, – што ты маленька? Или батько не доделал, или матька не дала?» (смеются). А барыня-то говорит: «А я маленька, да аккуратненька: што есть на мне, пристаёт ко мне». Весело было. … Всё пели, ой, было очень хорошо.
– Это частушки?
– Частушки.
– А ещё в кого рядились? В медведя рядились?
– В медведи-ти? Это уж вот ребятишка. Всё рядился у нас. Всё нарядитца. Всё кулашником, да медведям. Да смертью наряжают.
– Смертью? С косой что ли?
– … да и накинут на голову-ту. Иголку, идут, и по девкам по лавкам-та.
– С иголкой?
– Да. и кололи всё иголкам-то.
– Колют иголкой под саваном под этим, да?
– … (смеётся). В руках-то иголка была у их.
А у кулошника[4] – да такие кулаки-и! В обеих руках! Ох, по башке даст! Как ряженые-ти идут, уж кулашник нарижёной. Это идут – народу мно-ого, ведь старухи всё глядеть приходили, не токо девки (смеётся). Телевизеров-то не было ведь, милай, скушно ведь была-а.
– Т.е. кулашник, он с кулаками? Всех бил.
– Ну чего-то – тряпки тут были набиты. Тута, в мешечках каких-то, в мешках тряпки. («Да, туго набиты» – Коряшкина Н.В.). Они завязаны, эти мешки. И на руках они держа(тца). Нарядятца: фуфайку, на башку-то наденут чаво-нибудь – корзи-ину, либо чаво-нибудь.
– Может в козла рядились? Может цыганами?
– Рядилися, и лошадям наряжалися, и покойником наряжалися.
– А покойником как7
– А тоже кто-нибудь притворитца, умрёт, на полатнице несу-ут.
– А потом что делают?
– Реву-ут, воют. С утра.
– Над ним?
– Да. Тут не один человек наряжатца.
– А покойник-то один?
– А покойник один. Да поп. Тута. Где и на свадьбах читал, поп, с кринкой – кадит.
– Что-нибудь говорит поп при этом?
– Наверно пел за попа. Вот покойника нясу-ут.
– А потом покойник что делал, вставал?
– Нет, не вста… Не знаю вот, вставал ли. А пожалуй, может, вставал ли? (смеётся).
И лошадям-то наряжались, кобылой… Два человека впереди, да два, наверно, назади, вот так друг за дружкой. И накинут белым полотном, хвост приделают, и ведут кобылу. Вадейку ж (бадейку?) углям тащат (щ-ш), да воды бадью, наверно, тащат: после лошади-то – насерит, да сси (ссыт). Он весь пачкает углям-то, да водой-то.
– Как будто лошадь наделала?
– Да (смеётся). А после беседки насилу промоешь пол-от было, после черны…. Ведь некрашеный-от пол(о)-ти были всё.
– Некрашеные?
– Нет.
– И плохо отмывались?
– А бе-елые полы-ти были, некрашеные
Коряшкина Н.В.: – А что углей-то надо…
Колова Т.А. : – Да всячина-та черно-то наверно отмывается … Порошка-то не было ведь раньше-то. Всё золой трали (тёрли).
– Золой?
– Да. Золой да пёском. Золы намываём, и золой-то избы мыли, всё трали потолки, потолки всё трали. Ой, чо было-то…
Большеболдинский район, село Знаменское.
Запись 1995 года, сделана Грановской Н.П.
Всякими наряжались. Нельзя было выйти.
-Почему ?
-У нас был мужик один здеся. Наряжал на ети Святки. Вот нарядица, кнут в руки и захлыщет <щ – мягкое> всех. Боялись выйти. Ермишко Поляков. Просто так хулиганил. Озоровал так.
Навашинский район, село Горицы.
Информант: Мочнева Екатерина Степановна, 1921 г.р.
Запись 1994 года, сделана Гусаровой Т.В.
Описание ряженых: святками, овинники мартюшовски, девкой и парнём.
Перед Новым годом, чай за день, што ли, рядились святками. Ходили шобоны[5] Шубы выворачивали, намазывались сажей, и всё это…Ходили святки. Просто ходили… Ково поазоровать задумаем…
Так вот. К одной тут две моих подружки… Надели чапаны старинны и постучались: “Пусти нас ночёвать!” Мы овинники были мартюшовски[6]. Она только открыла, у неё был эдакой вот ножик, смольё… Она как занесла над этой ножик-то, она тут и поползла… Они убегали, так целый вечер просидели под крыльцом ( смеётся ).
А уж на Новый год, на самый, вот на 14-то января, рядились молодцами. Кто парнём, кто девкой. Кто высокой, да тонкой был, тот парнем рядился. Я вот всё время рядилась девкой: старинный сарафан (нет свово-то, где-то пойдёшь, где-то найдёшь), казачки, полушалок. И вот ходишь, с гармонью, с балалайками, по всей по улице ходишь, гуляешь, поёшь песни, частушки. Один день только – 14 января, 15-го – уже нет.
Елена Тихомирова
размещено 18.01.2007
[1] «Рядились святками» – говорили в Навашинском районе.
[2] Традиция ходить с наряженной ёлкой колядовать упоминается в нескольких районах нашей области: Б.-Ьолдинском (с. Чересь), Навашинский (с. Поздняково).
[3] Опеть – опять.
[4] Кулошник – (произносит то кулашник, то кулошник) ряженый с «кулаками» из набитых тряпками мешков, надетых на руки. Всех бьёт.
[5] Шобоны – рваная одежда или одежда типа балахона.
[6] Мартюшово – возможно, соседнее село