Маякова Е.В. Место семейной памяти в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Взгляд учителя русского языка и литературы

5 ноября, 2019

Е.В. Маякова. Место семейной памяти в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Взгляд учителя русского языка и литературы (14.12 Kb)

          Юрий Адрианов писал: «Дерево летописи государства постоянно роняет семена в благодатную почву новых поколений, в духовную почву каждой русской семьи, каждой судьбы. Важно, чтобы с детства выращивалось самосознание этой причастности ко всеобщему народному наследию. Всем нам принадлежит слава и память Куликовской битвы, память Бородина, Пушкин, Толстой, Достоевский. Но в начале было слово. Слово об отчем доме. Слово о своей семье».
Как не согласиться со словами писателя?!
Когда-то я оказалась свидетелем разговора молодой женщины, которая готовилась стать матерью, и её мужа. Молодой мужчина, стоя под окнами родильного дома кричал: «Роди мне сына – наследника!» Женщина, покачав головою, спросила: «Что в наследство-то оставишь?» Действительно, какое наследство можно оставить для детей, если нет большого состояния, домов, ценностей?
Рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги, психологи считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.
К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
В.А.Сухомлинский писал, что только отец и мать могут быть для ребёнка величайшим авторитетом. «Существует глубокая связь поколений, – писал педагог, – ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
В нашем же обществе довольно долго бытовало мнение, что ребёнка должны учить и воспитывать учебные учреждения, что это является их прямой обязанностью. Однако все мы понимаем, что у школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом. Педагоги, классные руководители должны сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для самореализации, для раскрытия и реализации его возможностей. В задачу работы школы входит поддержка основ нравственной воспитанности ребёнка в семье и развитие на базе уже имеющихся положительных норм и ценностей. А основой совести, нравственности, по словам академика Д.С.Лихачёва, основой культуры является память. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим».
Семейная память многообразна: это и фотографии, и альбомы, и книги, и документы, награды, письма, старинные вещи и вещицы. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности.  Это и огромный сад, и одно единственное дерево, посаженное в честь какого-либо события. Это и воспоминания, которые передаются из поколения в поколение. Однако всё это может оказаться абсолютно бесполезным, если люди не захотят помнить традиции своей семьи, своих предков.
Где и когда уделять внимание семейной памяти в школе на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни?
Если говорить об образовательном процессе, то, конечно, удобнее всего использовать семейные архивы, воспоминания на уроках истории и литературы. Но для этого необходимо знать семьи учеников. А их можно знать лишь в том случае, если подходить к своей работе неформально, с душой и сердцем. Тогда у учеников и их родителей возникнет желание рассказать о чём-то интересном из истории семьи. Так случилось на уроке литературы, когда мы вместе с ребятами, изучая творчество Николая Рубцова, повели разговор о стихотворении «Русский огонёк».
«Огонёк в доме, стоящем на краю заснеженного поля. В доме одинокая старуха, растерявшая на этом поле всех своих родных.
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!»
Вдруг с первой парты взметнулась рука. Девочка взволнованно, не дождавшись разрешения отвечать, начала говорить: «У нас тоже есть одна фотография. Этот пожелтевший снимок обязательно вынимают из альбома 9 мая в День Победы и в день рождения моего прадеда Скотникова Михаила Алексеевича.
Бравый солдат, изображённый на фотографии, которая хранится в нашей семье, – это и есть мой прадедушка Скотников Михаил Алексеевич. В феврале 1942 года в 32 года его призвали на фронт. Михаил Алексеевич прошёл войну от Москвы до Берлина. Участвовал в освобождении города Варшавы. За это он получил медаль «За освобождение Варшавы». Был ранен, лежал в госпитале. После выздоровления снова на фронт попросился. Дошёл до Берлина. Участвовал вместе с другими солдатами в штурме Рейхстага. Он видел, как взвился красный флаг – флаг Победы – над Рейхстагом. Был награждён медалью «За взятие Берлина».
Здесь, в Берлине, 20 июля 1945 года был сделан этот снимок. В честь Победы над фашистами всех оставшихся в живых солдат, которые участвовали в штурме «логова фашизма», фотографировали в полуразрушенном фотосалоне. Эту фотографию прадедушка привёз из Берлина. Она единственная с того далёкого времени».
С разных мест раздались голоса: «Принеси фотографию, интересно посмотреть». Вот так неожиданно родилась тема следующего урока «О чём поведала старая фотография». Значит, прав был академик Лихачёв, когда говорил, что «память – преодоление времени, смерти». Давно в живых нет людей, о которых шла речь, но перед ребятами они живыми вставали в атаку, готовили самолёты к боевому вылету, получали награды. А их правнуки, рассказывая о родных, гордились тем, что они тоже принадлежат к этому роду, носят имена и фамилии своих предков.
Семейная память хранит жизненные уроки, содержит основы нравственного воспитания молодого поколения, ставит задачи отдельным членам семьи, всей семье, а иногда и не одному поколению.
Особенно интересным, на мой взгляд, может быть использование семейной памяти на уроках истории: ведь история государств и их правителей – далеко не история людей, живших в то время, в том числе наших предков. Какое участие принимали они в этих событиях, как оценивали их, чем мотивировали свои поступки? А «история души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Хорошо, если в семье сохранились документы, фотографии, альбомы, записанные воспоминания. Тогда разворачивается полная картина становления рода. Тогда можно увидеть связь истории своей семьи с историей края, историей страны.
Как объяснить современному школьнику, что такое голод, если он его по-настоящему никогда не испытывал? А вот случай из жизни прапрабабки, рассказанный одной ученицей, потряс всех. Девочка поведала историю жизни молодой крестьянки, которая пешком отправилась из Горбатовского уезда Нижегородской области в 1914 году в Саратов к раненому мужу, который лежал в лазарете. «В Поволжье было голодно. Неохотно пускали на ночлег беременную женщину: ведь её надо было кормить. В одном же бедном доме её не только пустили переночевать, но и накормили наваристыми щами. При этом приговаривали: «Хороша похлёбка из подкопёночков!» Оказывается, подкопёночками называли мышей, которые гнездились под копнами сена». И не надо было больше говорить о голоде. Ребятам всё стало понятно.
Другая ученица знает не по учебнику, как устанавливалась советская власть в Поволжье. Эту историю из жизни своих родных она рассказала на уроке. Иллюстрация к учебному материалу получилась превосходная. Не какой-то абстрактный большевик погибал за «Власть Советам!». Простого крестьянина, сочувствующего большевикам, и его жену расстреляли белогвардейцы. А девочки – дочки чудом остались живы. Эта семейная память даёт представление о жизни, мыслях близких людей в недалёком и далёком прошлом.
         От пожелтевших фотографий, дневников, писем, как от отчего порога, начинается  познание истории страны.
Ю.Адрианов писал: «Воспоминания частных лиц имеют своё очарование в отличие от исторических и литературных мемуаров, загодя рассчитанных на широкий разговор с читателем. В них просвечивает та милая и земная честность подробностей в интонациях, которые рассчитаны на дружеский или внутрисемейный разговор».
Надо помнить о своих корнях. Они питают и защищают нас в жизни, открывают новые грани в смысле жизни.
Несомненно, огромный воспитательный потенциал имеют внеурочные мероприятия.
Поисковая группа из учеников и учителей нашей школы в прошлом учебном году, готовясь к 50-летию учебного хозяйства Новинки, решила рассказать о людях, которые стояли у истоков образования учебного хозяйства, людях, которые добросовестно трудились и трудятся на благо страны. Вот тогда мы и обратились к семейной памяти новинковцев. Оказалось, что свой архив имеется почти в каждом доме – фотографии, письма, различные документы. Всё это –  исторические материалы, в которых отражена жизнь близких людей. Надо было только систематизировать этот материал. Какой увлекательной оказалась эта работа. Как много узнали ребята о своих предках: прадедах и дедах, об отцах и матерях. Не скрою, были и негативные моменты. Одна девушка, узнав впервые, что её мама получила орден «Трудового Красного Знамени», работая дояркой, засмущалась. «Подумаешь, доярка! Что тут такого?» Было над чем призадуматься и педагогам, и родителям этой девочки. Тогда в школе прошли родительские собрания: «Роль семьи в формировании трудолюбия», «О воспитании патриотизма в семье» и другие. Необходимо было донести до родителей, что если нет почтения к родным и близким у ребёнка, не будет почтения и к стране. Семейная память – часть нашего культурного наследия. Для учащихся провели цикл классных часов, посвящённых истории семьи, отдельным людям. Особенно интересными и познавательными были классные часы «О красоте души и сердца», «Семейная реликвия», «Парад Победы больше, чем парад» и другие. Ученики создали видеоряд (мультимедийные презентации) к своим рассказам о предках. Ребята подготовили семейные портфолио, в которых были собраны и систематизированы фотографии, документы, награды родственников. Ребятам, их родителям, бабушкам и дедушкам было чем поделиться. Также в школе был разработан проект «Истоки» и программа «Память», которые предусматривают воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода, воспитание потребности знать историю и культуру своего родного края, своей страны, привлечение ребят к поисковой работе, к активной общественной работе на благо родного края, посёлка, деревни.
Работа с семейными архивами увлекла ребят. Некоторые из них решились участвовать в конкурсе «Моя семья в истории моей страны». В школе был создан сборник сочинений «Мои истоки». Высокую оценку получил он от нашего земляка, заместителя председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Заслуженного юриста Российской Федерации, члена союза писателей, поэта, основателя Всероссийского общественного движения «Возвращение к истокам» Исайчева Владимира Николаевича. В своём письме к школьникам Новинской средней общеобразовательной школы он писал: «Очень хорошо, что вы обратились к семейной памяти. Изучайте свои корни, свой род: большой он или маленький, известный или не очень. Свои корни нужно знать. А там уж сердце, совесть, разум и время расставят всё по своим местам. Так устроена жизнь: уйдём мы – останется память. Может быть, когда-нибудь наши праправнуки откроют старый альбом с фотографиями, посмотрят мультимедийную презентацию и соприкоснутся со своими истоками, со своими корнями. И оживём мы с вами».
Закончить хочется словами стихотворения Владимира Николаевича Исайчева :
…Встань, к своим истокам повернись,
Ты поймёшь: без племени, без рода
Жизнь твоя утрачивает смысл.
Мы, педагоги, можем помочь учащимся стать настоящими гражданами нашей страны, ведь история страны складывается в том числе и из историй жизни конкретных людей.
Маякова Е.В.,

учитель русского языка и литературы  
                                                      (МОУ Новинская СОШ,
                                                                п. Новинки Богородского р- на)
размещено 13.06.2007

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции