Раздел 10. Фотоэтюды

11 ноября, 2019

Раздел 10. Фотоэтюды (9.7 Kb)

  
10.1 Л.И. Аммосова. «Мой город любимый»
 
«Мой город любимый»
 
Этюд 1
Передо мной лежат фотографии города. Очень красивого и очень любимого города. У него величественный вид и не менее величественное название – Нижний Новгород. Здесь я живу, здесь жили мои предки, уж и не знаю, сколько поколений, возможно – всегда. Эти фотографии сделаны в  разное время, в разных местах, вдруг ошеломивших своей красотой и «заставивших» остановить мгновение. Периодически  показываю свои альбомы с видами города родным, друзьям, коллегам и получаю интересный, даже уже забавный для моих домочадцев эффект: люди восхищаются, удивляются, теряются с определением места снимка, но завершающим этапом неизменно бывает ожидаемый вывод о не замечаемой в суете красоте и значительности Нижнего, гордости за него. И я каждый раз надеюсь, что впредь человек будет более внимательным и не безразличным к судьбе его улиц, деревьев, домов. Что у кого-то, как и у меня, с этими мостовыми, старыми улочками, скверами, особняками и домиками будут связаны не хитрые истории города и его самых простых жителей. А потом в эту маленькую копилочку будут добавляться свои собственные истории, будут передаваться детям (а чаще внукам), и таким образом будет жива самобытная история города.

Нижегородский Кремль

 
Любовь к городу, как и вообще способность любить и большинство других способностей, берут начало в детстве – давно известная всем истина. Ощущение своей сопричастности истории города начинается с созерцания дома (домов), в которых жили твои ласковые прабабушка и прадедушка (а в моем случае – и прапрабабушкиного дома), бабушка с дедушкой, где прошло совсем не богатое, но счастливое детство твоих родителей. С обнаружения школ и институтов, где учились твои родные и близкие, мест службы (работы), в которых трудились твои родственники в разное время. Очень важно, чтобы были в твоем детстве люди, сумевшие посвятить тебя в истории семьи, дома, города, сумевшие привить тебе любовь к этим историям. Таким человеком в моей жизни была бабушка. Всегда вспоминаю её с великой благодарностью и признательностью за все, что было создано и сделано ею.  Правда, для непрерываемости нашей общей истории  необходимо и наличие чуткого слушателя, надо, чтобы было, кому все передать.

Нижегородский Кремль

Памятник Горькому

Этюд 2.
    С годами всё более убеждаюсь,  что существует диктат земли как местности. Недаром же, существуют и понятия «гений места», «гений времени». Ощущение таково, что земля того или иного места сама творит себе обитателей, их нравы, обычаи, их язык и культуру. Не зря же большинство живущих  в России людей отличаются своей большей сердечностью, душевностью и меньшей прагматичностью. Не зря так легко люди других национальностей осваивают очень непростой, по мнению специалистов, русский язык. А ещё недавно все, приехавшие на территорию России жители других республик СССР быстро учили язык и спешили официально объявить себя русскими. На Западе до сих пор всех выходцев с территории бывшего СССР называют русскими. Конечно, во всех этих процессах играли свою роль могущество и влияние страны с центром Российским, но почему-то мне кажется, что и местоположение России на Земле играет в этом не последнюю роль. Дух Земли определяет и формирует душу народа.
Так и с Нижним Новгородом. Стоит только выйти на высокий кремлевский берег Волги  или на Откос, как непременно душу охватывает чувство возвышенного восторга, можно сказать: «дух захватывает». Или как часто говорится сейчас, – особая энергетика земли. Это положение на месте слияния Волги и Оки, там, где начинается среднерусская возвышенность. Эта величественность всех Нижегородских пейзажей при взгляде как  с реки, так и с горы. Эти бесконечные заволжские лесные дали. Это и сияние многочисленных церковных куполов, и спокойное величие кремля, и художественные промыслы по округе, и свои легенды, и характерный нижегородский выговор – всё не случайно, всё сотворено в содружестве Землей Нижегородской и людьми, её населяющими и любящими. Впрочем, это мое мнение, которым делюсь, но никому не навязываю…
Этюд 3.

Скульптурная композиция на Б. Покровкской.

Всему живому свойственны движение и развитие, в этом одно из определений жизнеспособности. Посмотрите, как меняется наш город. Далеко не всегда удачно, но живет, растет. Как и всегда в нашей противоречивой жизни что-то хорошее сопряжено с явно нежелательным, несправедливым, но упорно имеющим место в нашей жизни. Словно страдание любого вида, как и стремление изжить его – необходимый элемент жизни человеческой. Меняется старый центр города – при этом сносятся не только не имеющие ценности ветхие постройки, но и дома, исторически значимые. А бесконечные подлые поджоги и пожары, корыстное выжигание старого центра, до недавнего времени никем из долженствующих не пресекаемое… И застраиваются освобождаемые площади не всегда достойными зданиями. И людей, коренных нижегородцев, всю жизнь проживших в самом центре, выселяют куда-то на окраины, поскольку их жизненное пространство приглянулось новым «хозяевам жизни». Всё это наши картинки.
                Но есть и много отрадного. Город становится чище, наряднее, освежается фонтанами.  В новой эклектичной архитектуре мелькают и удачные находки. А как оживилась Большая Покровка с появлением трогательных скульптурок и скульптурных композиций на протяжении ее пешеходной части.

Скульптурная композиция на Б. Покровкской.

Они внесли свой колорит и изюминку в, казалось бы, совершенно устоявшийся вид такой древней и центральной улицы. Появляются новые памятники. Потрясающее впечатление оказывает памятник павшим в Афганистане и Чечне, автор П.Гусев.

памятник павшим в Афганистане и Чечне, автор П. Гусев.

Считаю, этот памятник гениален по мысли и воплощению, хотя о нем мало говорят. Уж очень мы скромны, до обидного мало говорим о своих гениях и талантах, хорошо, что хоть программа ННТВ радует коротенькими фильмами о славных наших земляках. Но как мало слышим по радио и телевидению передач, бесед, разговоров о гениальном Мокроусове и разве не достоин этот человек памятника в Нижнем? Или о поэте Корнилове? Или о павших на всех фронтах, во всех сражениях? Почти 20 томов нижегородского мартиролога только по Великой Отечественной войне – знаем ли мы о них?

А ведь подрастают новые поколения – им надо знать обо всех замечательных людях своего города, простых и великих, величественных и скромных. Наверное, им надо говорить об этом негромко, просто и доступно, без лишней назидательности и пафосности. Говорить, чтобы было понимание между поколениями, чтобы не прерывалась связь времен. Чтобы новые и новые поколения также гордились своим городом и чтобы каждое поколение могло сказать: «Мой Нижний Новгород – как ты прекрасен!».
10.2 Кирпичников Б.Н. «Остановить мгновение»

Весенний танец

Весенний танец

Сладкоежка

Сладкоежка
Лисички
Лисички
Одинокий прохожий
Одинокий прохожий
Летние этюды
Буйство зеленое
Буйство зеленое
Друзья-рыбачки
Друзья-рыбачки
Прощальный луч
Прощальный луч
Дождь пролился
Дождь пролился
В городе
«прикосновение к искусству»
«прикосновение к искусству»
Осенний этюд
Осенний этюд
размещено 9.01.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции