Баранцев Р.Г. Преодоление бинарной парадигмы

24 апреля, 2019

Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы (6.63 Kb)

Кризис научной парадигмы Запада, вскрыв ущербность бинаризма, все-таки крепко забуксовал в неизбывной массе привычных оппозиций: материя-сознание, косное-живое, друзья-враги и т.п. Так М.А.Со6уцкмй горько признается, что “мышление дихотомиями … настолько устойчиво в современной психологии (в том числе и неосознаваемой), что бороться с ним, похоже, бесполезно” [1] Но бороться приходятся, ибо бинарное мышление “начинает действовать во зло, как только превращается из орудия анализа в способ действия в реальном мире” [1]. Идеология антагонизма ведет мир к самоубийству.
Одномерность бинарной схемы порождает линейное представление о связях и сакраментальную постановку вопросов о том, что же первично: бытие или сознание, вещество или поле, яйцо или курица. Приняв принцип дополнительности, физика примирилась с наличием двух разных форм у одной сущности: электрон может быть и волной, и частицей. Но что объединяет противоположности в одну сущность? Каков механизм разрешения противоречий? Для ответа на эти вопросы потребовалась системная триадическая структура, в которой каждый элемент задает меру совмещения двух прочих [2].
Универсальная семантика компонент системной триады (рацио-эмоцио-интуицио) указывает на глубочайшие корни этого архетипа [3,4] и способствует современному самоосознанию мира [5]. Можно предполагать, что такой архетип обусловлен триединой природой человека, созданного по образу и подобию Творца. Святая Троица, нераздельная, неслиянная, единосущная, является совершенным примером объединения различий.
Открытость триадической структуры позволяет говорить о ее целостности, необходимой при изучении жизни. Различение именно трех компонент оказывается и достаточным для первоначального раскрытия целостной сущности, представимой, например, монадой Лейбница [6]. В новой парадигме понятие целостности приходит на смену понятию полноты [7]. Три ипостаси христианского Бога, как и три тела Будды [8], не нарушают целостного единства, поскольку их различение не переходит в разделение. В то же время это различение открывает путь к познанию. Как пишет К.С.Льюис, “Бог ввел различие внутрь себя, чтобы в единении любви превзойти единство самотождественности” [9].
В классической парадигме знания разделены вплоть до онтологического фундамента. Если в качестве первичных сущностей берутся вещи, то поля рассматриваются как нечто вторичное, порожденное веществом. Если же за первичное принимается поле, то частицы вещества трактуются как сгустки, сингулярности этого поля. Современная физика избавляется, наконец, от альтернативной постановки вопроса – либо совокупность частиц, либо сеть отношений – и рассматривает вещество и поле как два разных аспекта одной и той же реальности [10]
Но, обращаясь к триадической структуре, следует учесть и такой вариант, когда в качестве первичных сущностей выступают не вещи или отношения, а свойства. Х.Л.Борхес каждой из этих трех онтологий сопоставляет свои язык: существительных (вещи), прилагательных (свойства), глаголов (отношения) [11].
Если вещество – рациональная форма материи, а поле – интуитивная, то на роль эмоциональной компоненты может претендовать сила. Правда, современная физика, ограничиваясь бинарной онтологией, заменяет силу взаимодействием, которое сводится к обмену частицами. Но в то же время теория квантового поля допускает воспринимать силы как свойства. И тогда понятнее становится восточное определение силы как воплощение гармонии движения, свойственной самим вещам [10]. “Cострадание, – утверждает Его Святейшество, 14-й Далай Лама Тибета, – есть не просто эмоция, а скорее сила, заключенная в самой реальности” [12].
Рассматривая вещество-силу-поле как триаду проявления материи, мы выходим к понятию Пустоты, или Вакуума, как материи потенциальной, непроявленной, но способной к проявлению в любой форме. В физике вакуум определяется как основное состояние материи, которое проявляет себя через флуктуации [13]. В буддизме понятие Пустоты вытекает из отсутствия независимости, из невозможности самодостаточного существования, так что Пустота является общей исходной природой реальности [12]
Рациональный Запад приходит к синтезу, опираясь на триадическую структуру. Интуиция Востока позволяет ему исходить непосредственно из целостного представления. Регулирующим фактором в совмещении Востока и Запала оказывается эмоциональная компонента, выраженная такими словами как душа, красота, любовь. Сострадание (сочувствие [14]) осознаётся как центральная этическая ценность [12]. И России предстоит сыграть в этом синтезе объединяющую роль [15].
Литература
1. Собуцкий М.А. Несколько заметок о бинарном мышлении и гуманитарном знании в повседневной жизни // Философская и социологическая мысль, 1993, N 9-10, c.30-47.
2 Баранцев Р.Г Системная триада – структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, с.19З-210.
3. Знак 3намени Мира // Угунс, вып. 1, Рига, 1988, с.8.
4. Bibliotheca Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature. Munchen e.a., 1984, v.3, 624 p, 1988, v.2, 504 p.
5. Налимов В.В. Осознающая себя Вселенная // Астрономия и современная картина мира. М., 1996, с.50-55.
6 Schadel E. Monad as a Triadic Structture – Leibniz Contribuition to Post-nihilistic Search for Identity // J. of Indian Council of Philos. Res., 1996, v.14, 4N1, p.17-33.
7. Баранцев Р.Г. От полноты – к целостности // Проблемы цивилизации. Материалы семинара. СПб, 1992, с.5-11.
8. Говинда, Лама Анагарика. Основы тибетского мистицизма. СПб, 1993, 280 с.
9. Льюнс К.С. Страдание // Этическая мысль. М., 1992, с.375-438.
10. Капра Ф. Дао физики. СПб, 1994, 304 с. Уроки мудрости М., 1996, 318 с.
11. Борхес Х.Л. Тлен, Укбар, Орбис Терциус // Сочинения в З-х томах, т.1, Рига, 1994, с 271-286.
12 Weber R. Dialogues with Scientists and Sages: Hie Search fur Unity. L., 1987, 236 p.
13. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993, 362 с.
14. Мейен С.В. Принцип сочувствия // Пути в незнаемое, сб.13. М., 1977, с.401-430.
15. Баранцев Р.Г. Находится ли Россия между Востоком и Западом? // Мир Огненный, 1997, N 3 (14), с.62-70.
Данный текст размещен в ознакомительных целях. Доступная редакции ссылка на материал: http://www.humans.ru/humans/56962

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Баранцев Р.Г.
  • Размер: 6.63 Kb
  • © Баранцев Р.Г.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции