Грановская Н. П., Гусарова Т. В. Празднование Ярилина дня в Нижегородской области

27 октября, 2019

Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области (4.02 Kb)

Ярило относится к группе божеств, связанных с плодородием. Его культ представляется культом умирающего и воскрешающего бога плодородия, весенней «ярой» плодоносящей силы. Б. Рыбаков датирует время появления обрядов, связанных с культом этого божества, «эпохой до великого расселения славян в VI в. н.э.»
На Руси культ Ярилы был в свое время очень распространен, в особенности в центральных и восточных губерниях. Он известен в Тверской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Ярославской, Воронежской, Оренбургской, Пензенской губерниях. Празднование его здесь проходило в самом конце весны, после Троицы, на неделе Всех Святых или даже в разгар лета (на Петровки).
В Нижегородской области также отмечено бытование этого праздника: в с. Успенское Первомайского р-на понедельник после Петровского заговенья называют Ярилиным днем, вторник – «обкатыванием», в оба дня принято обливать друг друга водой и купаться в речке; в Кстовском районе также на Ярилу (первое воскресенье после Троицы) обливают друг друга водой; в селах Княгининского и Большемурашкинского районов через неделю после Троицы проходили ярильские ярмарки и гулянья, во время которых парни и девушки устраивали игры и хороводы, такие, как «Бояры», «А мы просо сеяли», «Заинька», «Горелки» и др. характерной особенностью ярильских гуляний были борцовские поединки и кулачные бои, носившие скорее обрядовай характер и дававшие возможность показать свою силу и удаль. Обычно такие поединки начинались с игрового момента – «ломанья» под частушки, которые должны были раззадорить противников перед поединком.
Частушки под кулачный бой
Вот она и заиграла,
Двадцать пять на двадцать пять.
Вот она и загуляла,
Наша шаечка опять,
Вот она и загуляла,
Наша шаечка опять,
Наша шаечка, шаёнычка,
Гуляй, гуляй, гуляй!
Наша шаечка, шаёнычка,
Гуляй, гуляй, гуляй.
К нашей шаечке-шаёнычке
Никто не приставай!
К нашей шаечке-шаёнычке
Никто не приставай.
На речке, на камушке
девчонка умывалася.
На речке, на камушке
Девчонка умывалася,
За меня, за хулигана
Замуж собиралася.
За меня, за хулигана
Замуж собиралася.
Хулиган-мальчишка я,
Не любят девушки меня!
Хулиган-мальчишка я,
Не любят девушки меня.
Любят только вдовушки,
Отчаянны головушки.
Любят только вдовушки,
Отчаянны головушки.
Мы отчаянны, отпеты,
На нас нечего глядеть.
Мы отчаянны, отпеты,
На нас нечего глядеть.
Мы давно в тюрьму готовы,
Кандалы только одеть.
Мы давно в тюрьму готовы,
Кандалы только одеть.
На речке, на камушке
Девчонка умывалася.
За меня, за хулигана
Замуж собиралася.
 
Д. Каликино Борского р-на
Запись Н. П. Грановской
Расшифровка и нотация
Н. П. и П. Г. Грановских
материал размещен 2.08.2006
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции