Гусарова Т.В. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)

27 октября, 2019

Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.) (10.44 Kb)

Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
В  Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, называвшаяся семиковой или просто Семик (Кулебакский р-н), и неделя после  Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье», имея в виду обряды проводов и похорон антропоморфных или зооморфных изображений неких мифических существ, связанных со стихией воды, поля и леса (русалки, коня, Костромы, кукушки и др.)
Семиковая обрядность повсеместно, где зафиксировано ее бытование, связана с проведением девичьего обряда завивания березки, гаданиями, кумлением, обрядовыми хороводами. Встречается она в разной степени сохранности практически на территории всей области, хотя следует отметить преобладание записей  из районов волжского Правобережья.
Принято называть Семиком  четверг седьмой недели после Пасхи и все обрядовые действия ограничивать этим днем. Однако в с. Натальино Кулебакского района «Семик длился неделю» (Масанова А.И., 1905 г.р.), в Чкаловском р-не подготовка к празднику начиналась загодя: «Семик делали из берез, из берез по всей деревне. А березы рубили в березнике, в лесу. У нас тут был один старичок, он натопат этих берез, оне ( девки) натаскают, наплетут венков, семик урядят, поставят в середине березку, стол и вот угощенье. Одни девушки.» (Е.А.Рябинина, 1932 г.р.), в с. Созоново Сосновского р-на подготовка начиналась в среду: «Накануне рубили березку, украшали тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнешь и тоже на ниточке повесишь…А в четверг гулять с ней.» (Яшина А.П.,1930 г.р.)
В лес «завивать березку» ходили чаще только девушки, хотя нередко информаторы сообщают об участии парней или о большом скоплении народа: «Пойдем, бывало, в лес, венки завивать – развивать. Семь деревень туда сходилося, народу – туча! У! Вот где любовь-то была!» (М.И.Переводова, 1907 г.р.,Б-Болдинский р-н).
Завивание березки (связывание её ветвей в кольцо) сопровождалось определенными магическими действиями, чаще всего загадыванием на будущее – своего рода диалогом между человеком и природой: девушка задавала вопрос, а через три дня, в Троицу, при развивании венка, по состоянию веток, получала ответ.
В некоторых регионах  Нижегородчины, преимущественно в Правобережье, в Семик девушки кумились, т.е. совершали обряд  породнения (кумовство – система родственных отношений, возникающих при участии в обряде крещения или в свадебном): разбившись на пары, по очереди давали одна другой обет дружбы и взаимной поддержки. Обещание скрепляли поцелуем через завитый на березке венок и подарком:
«Делали из веток кольцо, через него целовались с подружкой» – Полозова Т.А., с. Черновское Б-Болдинского р-на.
«Кумились, приговаривали: Семик, Семик, Троица,
                                                 Семикова улица.
                                                 Не свариться  бы, кума,

                                                  Не драться бы, кума! –

Рябинина Е.А., г. Чкаловск.
Информаторы по-разному оценивают этот обычай: как простую забаву, ничего не значащую игру или, напротив, как важное событие, накладывавшее отпечаток на всю последующую жизнь:
«Всю нашу молодость топерь-то, кого кумами зовут, старухи-то. И собираются бабы в это место. На Семик-от. Где был Семик. И гуляют. (Она же).
Обязательным элементом семикового обряда была совместная трапеза. Место и время ее проведения варьируется:
«В Семик девушки рядили березку, ели под ней яичницу» – М.В.Бакланова, с.Хвощевка Богородского р-на.
«Собирали по домам яйца, молоко и шли к какой-нибудь старушке. Она яичницу делала.» -Поздеева П.В.,с. Зеленые Горы Вадского р-на.
«Стол в избе ставили и березку приносили. Кто яичницу, лапшевник, пироги…»- с.Созоново Сосновского р-на.
«В Троицу-Семик готовили яичницу и ели ее под деревьями.» – Суханова М.Ф., с.Шилово Богородского  р-на.
«Украшенную березку приносили в село и вокруг нее водили хороводы. Пели: « Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые.
        К вам девушки идут, к вам красные идут.
        К вам пироги несут, лепешки, яичницы!
Под березкой было угощение – пирогами, яйцами.» – Трутнева О.Я., с. Натальино Кулебакского р-на.
«Напекут яиц, идут в лес» – Волкова К.В., с. Львово Воротынского р-на.
Часть трапезы отдавали березке:
«Яичницу из плошки берем каждая по одной ложке, а что осталось – в куст ставим, тут и оставляем» -с.Богоявленье Семеновского р-на.
«На Семик яичницу не делали. Ходили в рощу девки и ребяты. Пекли ржаную лепешку да яйцо. Клали лепешку и яйцо под березку.» – с. Лапша Первомайского р-на.
«Гостинцы приносили и березке.» – с. Натальино Кулебакского р-на.
Как правило, возвращаясь из леса, девушки несли с собой березку, елочку (с. Шилово Кулебакскогор р-на) или другое деревце, обильно украшенное пестрыми лоскутками, ленточками, бумажными  цветочками. Шествие сопровождалось пением, плясками. По возвращении в село вокруг березки водили хороводы, а затем бросали ее в воду – «топили» (с. Понетаевка Шатковского р-на, с. Черновское Б-Болдинского р-на, г.Чкаловск, с. Шаргали Богородского р-на, с.Созоново Сосновского р-на и др.) Вместе с тем, в Сокольском районе отмечают: «Березку не срубали, берегли, она так и оставалася.» – Седова А. Г.,с.Гари.
От Семика (четверг)  до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых называют разные варианты «Проса» («А мы просо сеяли», «А мы кустья чистили», «А мы сечу сеяли»), «Из-за лесу, лесу темного», «Али как у матушки родимой»,  «Как под грушею», «Как на зорьке», «Со вьюном я хожу», «Береза моя, березонька» и др., игры в горелки, в ручеек, в лапту. Интересна информация из д.Костылиха Арзамасского р-на о том, что здесь на Троицу «катали яйца по бёрду» (Волкова Е.М., 1915 г.р.), а в с. Михайловка Кулебакского р-на «на Троицу яйца катали – красные, желтые» (Короткова Е.С.,1916 г.р.)
В день Троицы дома и улицы поселений украшали ветвями берез, рябин, кленов, которые потом долго сохраняли в доме. Продолжались троицкие гулянья, которые носили массовый характер:
 «В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели везде – и в роще, и везде. Еще водили хороводы.» – Сурина Е.Ф., с.Сомовка Воротынского р-на.
«Возле дома на лужайке делали кружок /из березок – авт./,в нем и плясали и парни, и девки.» – Волкова Е.М., д.Костылиха Арзамасского р-на)
 «Утром нарядятся, идут в луга, в лес гулять. Поют, играют на балалайках, на плошках – как в барабан.» – Зубанова Л.И., д.Калинино Б.-Болдинского р-на.
«На Троицу караводом ходили, На клину гуляли: околица трех деревень – клин. Собирались на второй день Троицы, было общее гулянье» – с.Левино Навашинского р-на.
Всю неделю после Троицы продолжались обрядовые хороводы и гулянья. Заканчивались они на Петровское заговенье, за которым следовал до 12 июля Петровский пост, а затем начинался сенокос и уборка колосовых, во время которых хороводов обычно уже не водили: «От Троицы до Успенья /28августа – авт./ хороводов не водят» -с.Туманино Шахунского р-на.
материал размещен  9.06.2006
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции