Тихомирова Е.В. Троица в селе Безводное Кстовского района

27 октября, 2019

Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района (13.88 Kb)

 
Описание троицкого обряда  подготовлено по записям 2004-2005 годов. Дополнительная информация получена от  старожилов села  Сидневой Г.Н., 1926 г.р., Хализовой Л.Ф., 1929 г.р., Ложкиной А.А., 1934 г.р., Ремениной В.А., 1928 г.р.
 
Троица в Безводном – престольный праздник. По народной традиции в этом селе Троица праздновалась целую неделю: с троицкого воскресенья  до следующего воскресенья  – петровского заговенья («а уж с понедельника начинается пост»). В эти дни жители села наряжались в традиционную праздничную одежду, водили хороводы («троишные круги»), дома и дворы украшались освящёнными ветками берёзы и клёна, готовились и употреблялись в пищу специальные  «троишные»  блюда (яичница, мороженое).
«Троишные круги».
В день Троицы около трёх часов дня, после церковной службы  собиралось  большое гулянье на площади перед церковью. Главным событием праздника были хороводы – «круги». Круги водили все жители Безводного, от детей до стариков – «все, кто мог», а также жители окрестных сёл  ( Великий Враг и других). На «троишное» гулянье женщины и девушки надевали старинную праздничную одежду села Безводное: шёлковый сарафан, кружевная белая рубаха, епанечка, кокошник с характерным золотошвейным  декором.  Молодые мужчины  на гулянье присматривали себе пару: «вот поёт-то хорошо – хороша!»
Сиднева Глафира Николаевна:
«Бывало в Троицу-ту, ох… В три часа – дежурю. Скорей., сейчас кругами будут! Поешь кое-как… Идёт Катя-хохлушка, Серёжка с Тоськой выходят… Пошли кругами «Ой, ли, люли петь»… »
В день Троицы на гулянье лишь раз в году пели «троишные круговые» песни: «Из-за лесика», «Как по морю», «По лугу-лугу вода льётся» и другие (см. Приложение).  Эти хороводы (старожилы с. Безводное употребляют только слово «круги») водили неспешно, соответственно темпу песен, влево и вправо поочерёдно, не разыгрывая сюжет песни. Если народу в кругах   было немного, то  участники держались не за руки, а за кончики носовых платков. В другом случае, если людей было очень  много, то вставали в несколько кругов, один внутри другого, и водили одновременно в разные стороны. В меньший круг ставили детей и подростков.
После круговых песен играли  в игры и плясали  несложные однофигурные деревенские танцы, такие как «Падэспаньчик», «Карапет», «Коробочка», «Краковяк», «Полька».
Обрядовые действия с ветками берёзы и клёна.
В день Троицы и на следующий  – Духов день – жители с. Безводное  несли в церковь на утреннюю службу срубленные молодые берёзки, ветки клёна, траву. Освящённые растения  затем несли домой. Берёзку ставили посреди двора для защиты «от пожара, от воров». Она стояла там весь год до следующей Троицы. Ветки клёна «тыкали» за наличники окон, траву клали в подушки, заваривали…
В Духов день «землю трогать нельзя» (работать на земле) и даже прикасаться…
(Сведения  записаны  20 июня 2005 года (Духов день) от женщины средних лет, несущей молодую берёзку из церкви в дом.)
В с. Безводное  на Троицу берёзку не украшали, не кумились, венки не плели,  на них  не гадали («такой моды не было»).
«Троишная» еда.
Старожилы рассказывали, что раньше на Семик (четверг перед Троицей) делали мороженое и яичницу.
Для «морожена» приносили снег из оврага (!), солили его, («чтоб не растаял»), добавляли молоко, сырые яйца, сахар и долго перемешивали («крутили»).
«Яишница» приготовлялась из молока и яиц.
«…Собирались девчонки. Морожено делали. Снега приносим, молока.
–         А откуда вы снег брали?
–         Под Венцом (откос – Т.Е.) в овраге. Сейчас  быстро расстаёт, а тогда до Троицы ещё снегу сугробы были, мы ведрами носили. А если не лень, дык мы и в овраг сойдём и в овраге крутим.  Вот вёдро снегу, посолим  ёво, молоко, яйцы, молоко-то напесочишь (посластишь –Т.Е.)  и крутим, крутим по очереди, долго. И морожено сделам! Мы помногу делали – половина битона мы морожена наделам. Ох, как едим!
… А лимонаду никаково не было. В бутылку – щавели затога (заранее -Т.Е.)  накладём, кисла вода – это у нас вино была (смеются). И яишницу хлёбали.
–         Яишницу как делали?
–         Молоко, яйцы. Дома мать у ково-нибудь делам… дома хыть яишница есть, но мы свою делам!
–         А яйца красили на Семик?
–         Нет.»
Праздник «Троишные круги в Безводном» был восстановлен и проводился в 2003-2005 г.г. силами местной церковно-приходской школы и московских фольклористов.
Приложение.
Хороводные троицкие песни села Безводное Кстовского района (троишные круговые) «Из-за лесика», «Как по морю», «По лугу-лугу» .
Запись и расшифровка  Тихомировой Е.В., 2004-2006 г.г.
Из-за лесика.
Из-за лесика, лесу тёмнава
Ой ли, люли, лесу тёмнава.
Из-за садика, саду зелёнава
Ой ли, люли, саду зелёнава.
Тута шли-прошли двое моладца
Ой ли, люли, двое моладца.
Двое моладца оба холасты
Ой ли, люли, оба холасты.
Оба холасты, неженатые
Ой ли, люли, неженатые.
Неженатые важеватые*
Ой ли, люли, важеватые.
Оне вместе шли, соухватилиса
Ой ли, люли, соухватилиса.
Они врозь пашли, разбранилиса
Ой ли, люли, разбранилиса.
Всё о прежней-то а сударушке
Ой ли, люли, а сударушке.
А сударушке душе-Машеньке
Ой ли, люли, душе-Машеньке.
Душа Маша-свет выходила к ним
Ой ли, люли, выходила к ним.
Выходила к ним, гаворила с ним
Ой ли, люли, гаворила с ним.
Вы не ссорьтеса не бранитеса
Ой ли, люли, не бранитеса.
Лучше почести разойдитеса
Ой ли, люли, разойдитеса.
Если почести не разойдитесь
Ой ли, люли, не разойдитесь.
Вы метните-ка резвый жеребий
Ой ли, люли, резвый жеребий.
Уж котораму я достануса
Ой ли, люли, я достануса.
Или чёрнаму-чернаброваму
Ой ли, люли, чернаброваму.
Или беламу да румянаму
Ой ли, люли, да румянаму.
Её белый друг взял за рученьку
Ой ли,люли, взял за рученьку.
Взял он под руку, повёл(ы) по кругу
Ой ли, люли, повёл(ы) по кругу.
Всем таварищам паклоняетца
Ой ли, люли, паклоняетца.
Душой-Машенькай выхваляетца
Ой ли, люли, выхваляетца.
Выхвалялса ей, целовалса с ней
Ой  ли, люли, целовалса с ней.
Как по морю.
 
Как по морю, как по морю
Как по морю морю синему, как по морю морю синему, эх*
По синему
По синему по Валынскаму, эх
Плыла стада
Плыла стада либединая, эх
Одна лебедь
Одна лебедь оставалася, эх
Останетца
Останетца  да оглянетца, эх
Под ней вода
Под ней вода всколыхнулася, эх
Где не взялся
Где не взялся разъясён сокол, эх
Убил, ушиб
Убил, ушиб лебедь белую, эх
Лебёдушку
 Лебёдушку  ва головушку, эх
Он и кровь сочил
Он и кровь сочил во сыру землю, эх
А пёрышки
А пёрышки вдоль по бережку, эх
А пух брала
А пух брала красна девица-душа, эх
Красна девка
Красна девица достанешься ты мне, эх
Будешь стоять
Будешь стоять у кроватушки моей, эх
Будешь знобить
Будешь знобить резвы ноженьки свое.
 
По лугу-лугу.
 
По лугу-лугу вода льётца
По зеленому быстра  река  течёт.
По этай по  реченьке лебёдушка плывёт
По этай по реченьке лебёдушка плывёт.
Грибешком головушка учёсыная
Грибешком головушка учёсыная.
Золатам коса пиреви-витая
Золатам коса пиреви-витая.
Седни у батюшки пир-та кипит
Седни у родимава зелёная вино.
В этам пиру ни бывать, ни бывать
Зелена вино ни пивать, ни пивать.
Сладкаю водачки  ни кушивати
Сладкаю водачки  ни кушивати.
Сладкаю водачки  ни кушивати
Белава лебидя не рушивати.
материал размещен 9.06.2006

* Вожеватые – от слова «вождь».
* Далее каждая строка повторяется дважды.                                         

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции