Гусарова Т. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области

28 октября, 2019

Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области (4.57 Kb)

Женская одежда одного из самых северных районов Нижегородской области отличается большим разнообразием, что было связано с особенностями заселения этого региона: здесь исконное марийское население соседствует с русскими, пришедшими в эти места на рубеже XVIII в. и позднее, в период гонений на старообрядчество. Межнациональные контакты, ввиду разницы в вероисповедании, были довольно ограничены, а жизнь русского населения замыкалась в пределах ближайшего окружения. Возможно, именно по этим причинам здесь до настоящего времени сохранилось довольно большое количество образцов марийской и русской народной одежды, относящейся к середине XIX-началу XX века.
Русская народная женская одежда этой местности представляет собой сарафанный комплекс двух типов: с круговым (прямым) или с трапециевидным (косоклинным) сарафаном в комплекте с рубахой и головным убором в виде женского кокошника или сборника, а в Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района - [26.03.2008 23:03:47]девичьем варианте – в виде праздничной «ленты» или повседневного платочка, сложенного треугольником и завязываемого под подбородком.
Круговые сарафаны обычно шились из домотканой пестряди и были повседневной одеждой замужних женщин; девушки надевали круговые сарафаны и в праздники, выбирая для них более яркие сочетания цветов, дополняя сарафаны вышитыми рукавами и украшениями – бусами, цепочками, нарядными поясами и передниками.
Косоклинные сарафаны являлись исключительно праздничной одеждой, а также были обязательны для участниц религиозных обрядов в старообрядческих селах, которых в Тонкинской округе было большинство.                        
Комплект состоит из темно-синего сарафана, белой рубахи и головного убора – девичьей ленты (Илл. 1).
Сарафан-клинник длинный, почти до ступней, распашной, по переду декорирован мелкими металлическими лакированными черными пуговками и тонким шелковым шнуром, на который они нанизаны. Из этого же шнура изготовлены навесные петельки застежки. Сарафан сшит вручную из крашенины – домотканого холста, окрашенного кубовой краской, с изнаночной стороны продублирован пестрядинным холстом из небеленого льна Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района - [26.03.2008 23:04:16]в крупную клетку из тонких синих полосок.
Рубаха скроена из двух частей: верхняя – «рукава» – из тонкого белого домотканого полотна, нижняя –«подстава» – из светлой пестряди в мелкую красно-бело-голубую клетку, несколько более плотной и грубой, чем ткань рукавов, сшита вручную. Край рукава отделан вышивкой черными и красными льняными нитями в технике счетного шва, орнамент – «звездочки» – является характерным для вышивки этой местности, встречается как на женских, так и на мужских рубахах. а также на полотенцах (Илл. 2). Ворот рубахи собран в мелкие складочки, прошитые льняной нитью орнаментальным швом, который образует своеобразный декор. Разрез ворота застегиваетсчя на перламутровую пуговку с  воздушной петлей.(Илл.3).
Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района - [26.03.2008 23:05:47]Пояс тканый, из разноцветных льняных нитей с добавлением шелка, с шелковыми кистями. Такие пояса обычно покупали на ярмарках или заказывали «мастерицам» как знак внимания, они часто были дареными, с вытканными текстами-надписями как религиозного, так и светского содержания (Илл. 4).
Лента – девичий головной убор золотного шитья, состоит из налобной части высотой 18 см, длиной около 30см и широкой ленты из красной шелковой китайки, пришитой  к налобной части, которая завязывается на затылке бантом (Илл. 5).

размещено 26.03.2008
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции