Традиционные танцы Нижегородской области… С. 23 – 29

31 октября, 2019

Традиционные танцы Нижегородской области… С. 23 – 29 (18.42 Kb)

[23]
Кадрель
( диалектное название кадрили)
 
         Оптимальное количество пар – четыре, хотя можно попытаться исполнить ее и на две, тем более,что этнографическая исполнительница говорила о том, что эту кадриль плясали и на две пары, но тогда труднее сплясать последнюю фигуру.
         Пары стоят крестом (рис. 14). Каждую фигуру пляшут сначала первая пара со второй, затем третья пара с четвертой повторяют за ними все в точности. Последнюю фигуру пляшут все пары одновременно.
         Кадриль плясали или под гармошку, или под балалайку.
         Конец каждой фигуры обозначается одним хлопком в ладоши всех пляшущих, а начало новой фигуры мог обозначать первый парень, выкрикивая название фигуры.
         Пляшется кадриль очень сдержанно и церемонно. Девки рук почти не поднимают и не дробят, а ходят прямо, не торопясь. Парни дробят, топают, но движения рук скупые. Шаг преимущественно простой.
       Фигура первая “Проходная” (наигрыш “Русского”)
 
Первый “парень” выводит девку за руку: делает пару шагов к центру, топает, обводит девку вокруг себя, поворачиваясь при этом и сам (при желании парень мог не поворачи­ваться, а проводить ее руку над собой), сам отходит на свое место, а девку посылает вперед. Навстречу ей выходит вторая девка. Они про­ходят через центр, встречаясь в центре пр.пл., до супротивных парней (рис. 20 ), с ними кружатся в вальсе ( шаг при этом простой ). Прокружившись с парнями примерно 2 круга, девки таким же образом возвращаются к своим парням и кружатся с ними. Теперь “заводит” фигуру и “выводит” девку второй парень, фигура повторяется сначала.
         Фигура вторая “Береза”  (наигрыш “Ты береза””)
         Первый парень выводит девку так же, как и
 в первой фигуре.Обе девки выходят в центр, встречают­ся друг с дружкой под пр.лок.( рис. 21а), прокружившегося 1,5 круга по ч.с, затем идут до супротивных парней, с ними так же берутся под лев. лок. и прокруживаются 1 круг пр. ч.с. (рис. 216). Потом девки снова встречаются в центре друг с друж­кой и прокруживаются так же под пр. лок. 1,5 круга, расходятся по своим  парням и с ними кружатся в паре.
         Фигура повторяется еще раз, но теперь девку выводит второй парень.
  
[24]
       Вторая половина второй фигуры[*]
 
         Первый парень выводит девку (проводя ее руку над собой), поворачивается к ней лицом и кружится с ней в паре 1 круг, остав­ляет ее на месте и идет к супротивной паре. Проходит между ними, разбивая таким образом их сомкнутые руки, обходит супро­тивную девку спиной справа налево, обойдя, поворачивается через пр. пл. и возвращается к своей девке (рис. 22). Пары кружатся.
         Второй парень повторяет все за первым.
Фигура третья “Ворота” (наигрыш “Круковяк”)
 
         Первый парень выводит девку (как в первой и второй фигуре), оставляет ее на месте и идет к супротивной  паре. Дойдя до них, берется с ними за руки. Втроем они проходят так 1,5 круга по ч.с. (рис. 23а). Затем первый парень ныряет в “ворота” между парнем и дев­кой под их поднятыми руками и возвра­щается к своей девке (рис. 236).
         Пары кружатся.
         То же повторяет второй парень.
                                                                                                                                     
Фигура четвертая “Комаринского “ (“Комаринского”)
         Первый парень выводит девку.
Девки встречаются в центре пр. ладонями (рис. 24 ) и прокруживаются в центре 1,5 круга, затем направляются к супротивным парням,
[25]
С ними встречаются лев. ладонями (так же) и прокруживаются 1 круг (рис.21б ). Потом снова встречаются друг с дружкой в центре пр. лад. и прокруживаются 1,5 круга, идут до своих парней. С ними встречаются лев. лад. и прокруживаются 1 круг.
Далее пляшут все четыре пары одновременно.
         Все идут по кругу: девки по ч.с., а парни пр. ч.с. С идущими навстречу они встречаются  сначала  пр. лад., затем лев. лад., и далее – то пр., то лев.
ладонями, обходя встречных то справа, то слева (рис. 25). Дойдя по кругу до своих мест, пары кружатся.
         Далее выводит девку второй парень, а на­чинают фигуру опять первая и вторая девки.
После них выводит третий парень, а начинают третья и четвертая девки. Затем выводит четвертый парень, начинают снова третья и четвертая девки.
         Гармонисту в конце могли кланяться и по парам, и по одному, могли также спеть ему благодарственную частушку.
 
Запись сделана в августе 1997 г.
 в дер. Косоурка Сокольского р-на
Нижегородской области от
Марычевой А.Г. (1917 г. рожд.).
Записали: Грановская П. Г.,
Грановская Н.П.,
Грановский В.Г.,
Перевозчикова E.II.

 

[26]

Кадриль “Тоншаевская ” или “Веселая “
( в ряде деревень ее называли также “Деревенская”)
 
 
         Количество пар неограничено, но обязательно четное. Выходили пары поочередно по две. Как рассказывали исполнители, Парни стояли в избе по одну сторону, а девки по другую. Когда договорятся плясать кадриль, то выходили 2 парня и приглашали своих девок (так начиналась каждая фигура), по окончании 1-ой фигуры, пары расходились опять по разным сторонам избы, а за ними выходили следующие 2 парня и, вызвав своих девок, плясали ту же фигуру. Так выходило по очереди столько пар, сколько есть в избе, все плясали одну и ту же фигуру до тех пор, пока все не спляшут. Затем опять выходили первые 2 парня и начинали следующую фигуру.
         Плясали эту кадриль под гармонь, а то и под несколько гармоней. К каждой фигуре играли свой наигрыш. Начало каждой фигуры никак не обозначалось, гармонист сам смотрел, когда отпляшут все пары, и тогда менял наигрыш.
         Темп кадрили очень быстрый, парни идут прямо дробят часто и громко. Девки идут плавно и в основном простым шагом, не дробят. Руки и парни, и девки не поднимают выше пояса.
         Каждая фигура начиналась с прохода по кругу пар:
          Выходят 2 парня и идут по кругу пр. ч.с., причем первый и ведущий парень идет впереди второго. Пройдя примерно круг, они на ходу берут своих девок пр. рукой и идут по кругу уже с ними. Идя с девками, парни дробят, команду для дробей отдает первый парень, громко топая 1-2 раза и тогда уже за ним подстраивается второй парень. Пройдя примерно круг, пары останавливаются и начинают фигуру.
         Каждая фигура, кроме первой, повторяется по 2 раза ( вместе с начальным проходом по кругу парами ).
         Кружатся в паре в этой кадрили своеобразно: парень и девка поворачиваются друг к другу лев. пл., парень держит девку пр. р-й за лев. руку, лев. рукой парень поддерживает лев. лок. девки, а дев­ка пр. рукой поддерживает пр. лок. парня ( рис. 26 ).
Кружатся пр. ч.с. Лишь в конце последней фигуры пары кружатся вальсом.

[27]

       Фигура первая ( наигрыш “Веселого”)
 
         После прохода парами по кругу парни останавливаются и отпускают девок ( немно­го направив рукой вперед), девки продолжа­ют   движение по кругу пр. ч.с., встречаются друг с дружкой в центре лев. пл-ми и обходят друг дружку спиной (можно повернуться на ходу 1 -2 раза вокруг своей оси по ч.с.), обойдя, направляются к супротивным парням (рис. 27а).
 С супротивными парнями берутся лев. р-ми и обходят друг друга пр. ч.с. (парень при этом поворачивается, глядя на девку и держа ее
 за руку. Затем, не размыкая рук с супротивными парнями, девки идут через центр по диагонали, встречаясь в центре друг с дружкой пр. пл. (рис. 276) и берутся со своими парнями пр. р-ми. Так. обр. получается, что 2 пары стоят, взявшись за руки кругом, только парни стоят лицом в центр круга, а девки спиной (рис. 27в).
         Пары останавливаются, топают и расходятся.
 
       Фигура вторая (наигрыш “Сербиянка”)
         После прохода по кругу пары кружатся 1,5 круга, после чего парни останавливаются лицом в центр и, отпустив лев. руку, проводя сомкнутые руки над своей головой, обводят девок вокруг себя за своей спиной, затем слег­ка направляют их вперед.
         Девки идут но прямой до супротивных парней, берутся с ними за пр. р., парни прокруживают девок под сомкнутыми руками 1 круг
по ч.с. (рис. 28а). Девки, не останавливаясь, идут по прямой до своих парней, берутся с ни­ми тоже пр. р-ми. Парни так же прокручивают
 под руками и своих девок (рис. 28б). Фигура повторяется с парного прохода по кругу.

[28]

        Фигура третья (“Барыня”)
         После прохода по кругу пары кружатся 1,5 круга, парни (так же, как во второй фигуре) обводят девок за спиной и направляют их вперед.
         Девки встречаются в центре лев. локтями (лок. острый горизонтальный) и кружатся под лев. лок. 1,5 круга, после чего возвращаются к своим парням.
         Фигура повторяется с парного прохода.
       Фигура четвертая  (“Подгорная”)
         После прохода по кругу пары кружатся, второй парень так же, как и раньше обводит за руку свою девку у себя за спиной так, чтобы оказаться лицом к супротивной паре (которая продолжает кружиться), немного расходятся и поднимают сомкнутые руки, образуя “ворота” для первой пары. В эти “ворота” первая пара проходит, держась так же, как при кружении (парень идет лицом, а девка – немного повернувшись боком). Пройдя в “ворота”, первый парень обводит девку за спиной и фигура повторяется с парного прохода, только теперь “ворота” будет открывать первая пара, а проходить в них вторая.
       Фигура пятая  (“Краковяк”)
 
После прохода по кругу пары кружатся, парни обводят девок за своей спиной. Затем пары делают шаг вперед навстречу друг другу и все берутся за руки кругом. Немного постояв и топнув, разъединяются по парам и фигуру пляшут сначала с парного прохода»
       Фигура Шестая  (“Подгорная”)
 
         Пляшется точно так же, как вторая фигура.
         Фигура Седьмая (“Веселого”)
 
После прохода по кругу, пары кружатся 1,5 круга, парни обводят девок у себя за спи­ной и немного направляют вперед.
         Девки идут по прямой к супротивным парням и обходят их вокруг (парни при этом делают шаг вперед и шаг назад ), обойдя пар­ней, девки
идут через центр по диагонали, встречаясь друг с дружкой пр. пл. (рис. 29), до своих парней. Со своими парнями берутся за руки и пляшут фигуру
с парного прохода.

[29]

       Фигура восьмая  (“Краковяк”)
         Пляшется точно так же, как и вторая фигура, только в конце фигуры (уже после повтора) пары кружатся в вальсе сколько угодно.
Кадриль записана 04.08.2000г.
 в пос. Тоншаево Нижегородской области
от фольк. ансамбля РДК
Записали: Харлов А. В.,
Грановская П.Г.,
Ершов А.В.,
Лабудь И.В.,
Гусева Е,В.,
Ершова А.В.,
Петухин С.В.
материал размещен 15.07.2006

[*] Возможно, вторая половина второй фигуры бытовала как отдельная фигура. Носительница не могла вспомнить наигрыш, под который ее плясали, и как она называлась, но точно помнила, что ее плясали после фигуры “Береза”.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции