Часть I. 1. Музей и его сущность

4 ноября, 2019

Часть I. 1. Музей и его сущность (45.81 Kb)

 

Часть I

МУЗЕЙ И ЕГО СУЩНОСТЬ

О том, что такое музей и какова его сущность, опубликовано великое множество мнений. Порой они совпадают, порой не сходятся, порой противоположны. Однако это не должно вызывать недоумения или разочарования. Музей существует издавна. Он появился как необходимость сохранения памяти и передачи опыта поколений. Менялось и развивалось общество, соответственно менялись и предназначение музея, и формы его деятельности. Поэтому так много мнений о сущности и предназначении музея.

Т. Ю. Юренева отмечает, что обилие определений понятия музея объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. Появились новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. В музеях под открытым небом  демонстрируется не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в естественном природном окружении[1]. Приведѐм некоторые суждения, сформулированные разными авторами в разное время.

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей, с одной стороны, рассматривается как институт социальной памяти, а с другой – определѐн как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». Закон определил юридический статус музея.

В Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается с философских позиций: музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе,  сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов»[2].

В кратком курсе лекций «Музееведение» утверждается: «Музей  – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурноисторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях[3]. И далее: «Музей – это орган общественного сознания, он  является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнанна роль коммуникативных и образовательных функций музеев.  На сегодняшний день музейная коммуникация3 осуществляется по  таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений  декоративно-прикладного искусства и т.д.»[4].

С научных позиций рассматривает музей и автор учебного пособия по музеологии: «В современном мире музей прочно зарекомендовал себя как полифункциональный институт, обладающий широкими возможностями для формирования личности»[5].

Большой энциклопедический словарь определяет музеи как «научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры»[6].

В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре читаем: «Музей – хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в Музее, есть вещь избранная, причем целенаправленно. В предметах, сохраняемых в Музее, знаковые свойства неотъемлемы от материального носителя, в отличие от находящихся  в библиотеках, архивах и фотоархивах текстов, принципиально имеющих и допускающих иную материальную форму; для Музея книга,  рукопись, печатный документ существуют, прежде всего, как предметы, а не как записи в них»[7].

С этим мнением можно согласиться лишь частично. Если признать, что в музее «книга, рукопись, печатный документ существуют, прежде всего, как предметы», то тогда можно ограничиться понятием музея как склада, где хранятся вещи. В то же время музей хранит  вещи не ради сохранения вещей, а ради сохранения заключѐнной  в них социальной памяти.

Однако в популярной литературе музей трактуется иначе.

В Интернете можно найти определения музея, которые, так или иначе, дублируют друг друга. Приведѐм несколько примеров.

«Музеи (от греч. museion – храм муз) – учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев (krugosvet.ru›Энциклопедия Кругосвет).

«Музеи (греч. muséion – место, посвящѐнное музам, храм муз, от músa – муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого  общества. М. сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения  искусства, вместе с тем в М. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность)» (Яндекс.Словари› БСЭ, 1969–1978).

«Музе́й (от греч. μουσεῖον – дом Муз) – учреждение, занимаю- щееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете» (Из Википедии).

«Музей – научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры»

(dic.academic.ru›Современная энциклопедия, 2000).

«Музеи – научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной  и духовной культуры» (dic.academic.ru›Большой энциклопедический словарь).

«Музеи – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления  музейных предметов и музейных коллекций» (Яндекс.Словари›Экономика и финансы, 2000).

«Музей – через польск. Muzeum, нем. Museum, из лат. Museum,  от греч. mouseion – «принадлежащий музам, храм муз». (Яндекс.Словари›Словарь изобразительного искусства, 2004–2009).

«Музе́й (от греч. μουσεῖον – дом Муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры» (ru.wikipedia.org)

«Музей (от др.-греч. “муза”) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой чего-либо. Впервые М. возникли  в Древней Греции. История М. в России восходит к XVI–XVII вв.  Первой их формой было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах и домах знати искусно выполненных культовых  и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений искусства» (interpretive.ru› Матюшин Г. Археологический словарь, 1998)

«Музе́й (от греч. μουσεῖον – дом Муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов  – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры» (ru.wikipedia.org).

«Музей (греч. – храм муз) – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры»[8]. Та же самая формулировка содержится в Словаре исторических терминов (1998).

«Музей (от греческого museion – храм муз), научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры» (dic.academic.ru›Современная энциклопедия, 2000).

«Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления  музейных предметов и музейных коллекций» (www.determiner.ru› Словарь юридических понятий, 1997). Та же самая формулировка содержится в Словаре экономии и права (2005).

Все эти формулировки из Википедии, Викизнания и прочих интернет-ресурсов весьма однобоко трактуют музей. Но в том-то и беда, что они воздействуют на массовое сознание – и не только публики, но чиновников от культуры, для которых музей лишь юридическое лицо – учреждение. Для них музей тогда обретает статус музея, когда он  утверждѐн Министерством культуры. Но ни в каком утверждении  никакого органа власти не нуждаются ведомственные, учебные, академические, корпоративные, общественные, частные музеи. Они музеи по существу, а не по распоряжению государственных чиновников.

Третья статья устава Международного совета музеев (ИКОМ) в  редакции 1995 года гласит: «Музей – постоянное некоммерческое  учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей»[9]. Эта формулировка, при сохранении сущности понятия музея, несколько изменена в принятом ИКОМ в 2010 году Кодексе музейной этики: «Музей – это некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует – в целях обучения, образования и развлечения – материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды»[10].

Музей имеет высокий общественный статус. Он служит, прежде всего, обществу. Понимая это, государственная власть стремится сделать музей инструментом своей политики. Часто это наносит ущерб музейной деятельности. Так было в 1930-е годы, когда музеи были превращены в политико-просветительные учреждения. Так происходит и сегодня, когда музеи пытаются превратить в учреждения, выполняющие распоряжения правящей бюрократии по оказанию услуг населению. В результате такого подхода появляются неприемлемые для музея термины, такие как «музейный продукт», «музейное обслуживание», «потребитель музейных услуг», «музейный бренд» и пр. Этим самым чиновники от культуры и послушные им теоретики «выбивают» наши музеи из сферы его основного предназначения, нарушают принятые правила международного музейного сообщества. Между тем в Кодексе музейной этики редакции 2010 года первая глава гласит:

«Музеи сохраняют, истолковывают и пропагандируют природное и культурное наследие человечества». Принципом для музеев определено: «Музеи несут ответственность за материальное и нематериальное природное и культурное наследие». А руководящие органы, связанные с управлением музеями «несут основную ответственность по защите и пропаганде наследия, а также материальных и финансовых ресурсов, выделенных для этой цели»[11]. Отсюда следует, что руководящие органы призваны обеспечивать функционирование музеев в полном объѐме в соответствии с его основным предназначением, а не второстепенным – по оказанию услуг.

В 2009 году в журнале «Музей» опубликованы материалы дискуссии об актуальных терминологических проблемах современного  музееведения, в том числе и сам словарь, в котором сформулировано понятие музея: «Музей (лат. museum, от греч. Museion – храм муз), культурная форма, выработанная человечеством для сохранения,  актуализации, трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса  и исторической эволюции музей реализуется как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует источники знаний о развитии природы и общества – музейные  предметы, их коллекции и другие виды движимого, недвижимого и нематериального культурного наследия»[12]. Как видим, современные музееведы подтверждают мнению автора пособия, которое я неоднократно высказывал, о том, что музей есть институт социальной памяти, а как учреждение он выступает лишь в целях организации своей работы.

Объясняя понятие «культурная форма», А. А. Сундиева пишет: «Культурная форма при этом рассматривается как универсальное  понятие, которое используется в гуманитарных науках, в культурологии и определяется как способ удовлетворения какой-либо групповой или индивидуальной культурной потребности людей, выработанный социальной группой или человечеством в целом на определѐнном этапе своего развития»[13].

Однако годом позднее, в 2010 году, вышло учебное пособие, в  котором по-прежнему утверждается: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей  общества»[14].

Лаборатория музееведения Центрального музея революции СССР в 1986 году в разработанном словаре трактовала музей как научно- исследовательское и культурно-просветительное учреждение[15]. И только во втором издании Словаря музейных терминов говорится: «Музей (от лат. museum – храм муз) – социокультурный институт современного общества, осуществляющий с определѐнными принципами собирания, хранения, изучения, демонстрацию движимых и  недвижимых памятников историко-культурного наследия с целью их сохранения и формирования общего духовного достояния в виде ценностей, идей, коллективного опыта, социальной памяти, научных знаний. Выступает средством социализации, воспитания, образования, познания личностного и группового самоопределения, общения и взаимодействия людей. Современный музей, как правило, существует в форме некоммерческой организации культуры, ставящей своей  целью служение обществу и открытой для широкой публики»[16].

Там же даются понятия, что такое «Музей – автономное учреждение культуры», «Музей-аквариум», «Музей – бюджетное учреждение культуры», «Музей-кабинет», «Музей-квартира», Музей-корабль», «Музей-мастерская», «Музей-панорама», «Музей-усадьба». Но нет  таких понятий, как «Музей – кредитное учреждение культуры», «Музей – заповедник», «Музей – национальный парк», «Музей – реабилитационный центр», «Музей – творческая лаборатория» и др.

Музей иногда интерпретируют от польского Muzeum, немецкого Museum, латинского Museum, греческого mouseion – принадлежащий музам, храм муз. Но как бы его ни толковали, он является неотъемлемой частью социума. Музей зародился в древности и существовал во все времена и эпохи, при всех социально-экономических формациях, при всех режимах. При этом он развивался, меняя свои формы деятельности. Неизменной оставалась только сущность музея – хранение социальной памяти и передача опыта поколений.

Как видим, есть два основных подхода к понятию музея: профессиональный и непрофессиональный. С профессиональной точки зрения музей представляет собой социокультурный институт, хранилище социальной памяти и опыта поколений, культурную форму, собор лиц и содружество учеников, учителей и исследователей (по Н. Ф. Фѐдорову)[17]. Однако многие понимают музей только как учреждение. Современные толкователи это учреждение называют культурно-просветительным, забывая, что с 1930-х годов музей трактовался политпросветучреждением. Это мнение (музей – учреждение, контора по оказанию услуг) поддерживали и насаждали в своих идеологических целях органы ВКП(б) – ЦК КПСС в советское время. Музей как учреждение истолковывают и нынешние чиновники от культуры, отнимая у музеев его научную и образовательную деятельность и заставляя их оказывать услуги населению. Как учреждение музей следует понимать только с юридической точки зрения – как необходимую организацию управления, форму обеспечения музейной деятельности.

Есть и ещѐ одно толкование, когда музей понимается только как экспозиция. Отсюда и чиновники от культуры предъявляют сотрудникам музея требования превратить музеи в политпросветучреждения,  и теоретики от музея пытаются превратить музеи в культкомбинаты. Понятие музея как экспозиции присуще и некоторым современным музееведам. Так, Т. П. Поляков в названии учебного пособия «Как делать музей?» (Москва, 1996) даѐт разъяснение в скобках «О методах проектирования музейной экспозиции». А в статье «В поисках “живого музея”» (Музей и новые технологии…» (Москва, 1999), по существу, говорит лишь о сценарии экспозиции. Подводя итоги своей статьи о музее будущего, он пишет: «Сегодня, в силу сложившихся обстоятельств … есть два соблазнительных ориентира. Первый – культкомбинат, в духе Красноярского “Центра”. Второй – “живой музей”, точнее – экспозиция, строящаяся на базе музейных коллекций, обладающая всеми качествами произведений искусства (например, в эпической форме) и способная стать зоной открытого общения посетителей на разных уровнях и в разных формах»[18]. С тем, что выделено автором курсивом, вполне можно согласиться. Но отождествление «живого музея» с экспозицией даѐт основание чиновникам от культуры  требовать от музея выполнения конъюнктурных установок, например – в виде предоставления услуг. «Между тем, – пишет зав. отделом  досоветской истории Белгородского историко-краеведческого музея А. И. Попков, – в общественном сознании глубоко укоренилось представление о музее как о беспристрастном хранителе исторической  памяти, здоровый консерватизм которого обеспечивает преемственность поколений и не позволяет в условиях смены мировоззренческих ориентиров утратить связь с прошлым»[19]. В «Ключевых понятиях  музеологии» в связи с этим отмечается: «Термин “музей” может означать как институт или учреждение, так и особое пространство, спроектированное для отбора, изучения и экспонирования материальных и нематериальных свидетельств человека и его окружающей среды»[20].

Современные музеи, начиная с 1990-х годов, переживают перманентный кризис. Он связан с изменением социально-политической  обстановки в стране. Поиск новых форм деятельности не всегда целесообразен. Так, «на смену представлениям о высокой культурной миссии музея в обществе … идут попытки определения музея лишь как досугово-образовательного учреждения и встраивания его на этой

основе в “индустрию развлечений”»[21]. С одной стороны, это тупиковый путь развития музея. С другой стороны, и это главное, если музеи будут исходить не из своего предназначения – как хранилища социальной памяти, а из сиюминутных установок в обществе, то музей из  социального института превратится в учреждение по исполнению  воли чиновников от культуры и верноподданнических теоретиков от музейного дела, которые будут предлагать проекты по принципу «чего изволите». Была установка на превращение музеев в политикопросветительные учреждения – сделали. Была установка на создание историко-революционных и ленинских музеев – сделали. Приобретает актуальность установка на превращение музеев в досуговые центры и оказание услуг населению – сделаем. Велят внедрить музей в рыночные отношения – выполним. При этом даже коллекции не потребуются, как и научно-исследовательская работа. Что же останется от музея? Одно лишь учреждение? И назовут его культурно-досуговым центром? Но этому «центру» будут не нужны никакие памятники историко-культурного и природного наследия. Всѐ можно будет заменить виртуальным пространством. Следовательно, эти установки, в целом, ведут к ликвидации музея как социального института.

Нельзя забывать, что многие теоретические обоснования и министерские распоряжения отстают от общей динамики развития музейного дела. Совершенно права Л. И. Скрипкина, которая пишет: «Внедряемый с конца 80-х годов в российском музейном деле зарубежный опыт, связанный с развитием рыночной экономики и ведущий к искажению сущности музея как социального института, относится к тем этапам, которые Запад прошѐл в 70–80-е годы»[22]. И далее: «Россия  нуждается в “историотерапии” – в трезвом знании своих достоинств  и недостатков, чтобы иметь возможность достоинства – развивать, а недостатки – лечить и устранять. Историки могут стать социальными врачами, как психоаналитики, если дойдут до сознания массовой аудитории – и здесь велика роль музея»2. Если Л. И. Скрипкина говорит  о проблемах вхождения российских музеев в европейское культурное пространство[23] и называет музей уникальным общественным институтом[24], то М. Б. Гнедовский, рассуждая о конкурсах на Красноярских биеннале, усматривает задачу музеев не в демонстрации музейных коллекций, а в соревновании проектов, интерпретирующих и создающих качественный концептуальный продукт, с которым, по его мнению, не стыдно выходить на европейский, американский и другой культурный рынок[25].

Таким образом, в музееведении намечается два пути развития  музейного дела: 1) вводить музеи в мировое общекультурное пространство и 2) внедрять их в культурный рынок. Исходя из того, какой будет выбран путь, разрабатывается и проектирование музейной деятельности. Отдельные теоретики, не знающие практики музейного  дела, толкают музеи на второй путь – в соответствии с установками чиновников от культуры. Но это путь в никуда. Путь с установкой на размывание музея. Музею следует развиваться в соответствии с его предназначением по первому пути.

Музей как социокультурный институт интегрирует в себе другие социокультурные институты (библиотека, архив, театр, школа) и,  наряду с вербальной информацией, предоставляет человеку зрительное восприятие, которое непосредственно погружает человека в  ситуацию общения со средой бытования, материальной и духовной культурой человечества.

Музей – комплексное и многоѐмкое понятие, подробно раскрываемое в ранее опубликованных работах[26]. По Н. Ф. Фѐдорову – музей это собор лиц, представляющих собой все поколения. С одной стороны музей – это форум, где проходят «собрания» поколений. С другой стороны, музей – это склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды), и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. С одной стороны музей – это  паноптикум с собранием необычайных предметов, и мавзолей и пантеон, где сохраняется память отцов. С другой стороны музей –  это клуб, где собираются люди по своим интересам; театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям и природным явлениям; библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества; архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на различных материальных носителях; мастерская, где реставрируются и возвращаются  к “жизни” свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Музей – это храм с его духовным содержанием, не случайно  по одному из первых определений музей есть храм муз. Музей – это здание (иногда выступающий как памятник, иногда как комплекс  памятников) с охранной зоной, нередко являющееся памятником культурного и природного наследия. Музей – это и научный центр, занимающийся исследованиями; и школа, в широком смысле этого слова, где формируются знания подрастающего поколения. Музей  – это экспозиция и его фонды. Музей – это издательство, выпускающее свою научную и рекламную продукцию. Музей – это творческая лаборатория, производственная мастерская, исследовательский кабинет, опытная станция. Музей вбирает в себя многие формы деятельности и выступает в различных культурно-образовательных проявлениях. Это и университет высшего образования, и научный центр, и ателье, и архив, и заповедная зона, а также магазин, реабилитационный центр, игротека, кинотеатр, оранжерея и т.д.  Музей трактуется и как кладбище культуры, ибо он хранит отжившее, умершее, но продолжающее существовать в сознании людей.  Музей понимается и как церковь, хранящая религиозные традиции и утверждающая правила и нормы поведения, в частности православные. Музей – сложный комплекс, объединяющий в себе различные формы научной, образовательной, культурной и досуговой деятельности. Музей через разнообразные формы коммуникации, принципы  музейной педагогики и методы интерактивности осуществляет  сотрудничество с посетителем. Музей хранит социальную память и через неѐ передаѐт опыт поколений.

Музей – это особое состояние человеческой души, духовная  потребность человека общаться с прошлым. А потому он выступает как хранилище социальной памяти[27]. Естественно, музей – это и  учреждение, назначение которого заключается в развитии многообразных форм деятельности, направленных на хранение носителей  информации, передачу опыта поколений, обучение и воспитание, воспроизводство духовных и материальных ценностей, формирование личности человека и организацию его досуга, обеспечение условий музейной коммуникации, связи времѐн и народов, служащее их братскому состоянию и общему делу человечества.

Музей выступает во множестве и многоликости своих проявлений. Но как бы ни были развиты отдельные его составляющие, он музеем не станет, если будет олицетворять только одну из этих составляющих. Только взаимосвязь, взаимообусловленнность, взаимодополнение, комплексное взаимодействие хранилища социальной памяти,  собора лиц, храма и форума[28], склада и магазина, школы и университета, научно-исследовательского института и производственной мастерской, библиотеки и архива, театра и клуба, наконец, учреждения  и памятника культуры – все это вместе взятое и есть музей. Выпадение одной из составляющих (или крен в сторону какой-либо из них) обедняет музей, меняет его сущность и даже дискредитирует его. А проявление только в одном (в экспозиции, например, культурно-просветительном учреждении, клубе или школе) лишает его права называться музеем, поскольку музей – это социальный институт, хранящий  память предков и опыт поколений, направляющий свою деятельность на созидание, совершенствование человеческого общества, на его  общее дело.

От понимания сущности музея и его предназначения зависит и его деятельность по формированию музейного собрания. Непонимание сущности музея приводит к его дискредитации и в конечном счѐте  к утрате.

Музей – многофункциональный социокультурный институт.  Архив, прежде всего, хранит. Театр – показывает. Библиотека – популяризирует. А музей – хранит, показывает, исследует, реконструирует, популяризирует, демонстрирует, практикует.

Разнобой в определении понятия музея и некоторая однобокость его понимания обществом зависит от того, что понимается под первоосновой музея. Одни понимают музей как собрание коллекций, для других музей есть только экспозиция, третьи видят в музее коммуникационную систему, четвѐртые олицетворяют музей с досугово-культурным центром, пятые видят в музее лишь учреждение как юридическое лицо. Важно понять, что музей – это всѐ вместе взятое, единый комплекс, объединяющий музейное собрание, на основе которого  создаѐтся экспозиция, формируется коммуникационная система и культурно-досуговый центр, а для управления его деятельностью оформляется учреждение как юридическое лицо.

Подводя итоги, можно предложить краткую формулировку: музей есть хранилище социальной памяти, заключѐнной в объектах природы и предметах материальной культуры. Иными словами: музей есть социальный институт по сохранению историко-культурного и природного наследия и передаче его последующим поколениям.

Исходя из общего понятия, что такое музей, определяем, каким по профилю и содержанию мы собираемся создавать музей. Затем приступаем к его проектированию, разрабатывая научную концепцию  музея, его составных частей и форм деятельности.

В о п р о с ы  и  з а д а н и я

Рассмотрим несколько примеров графического изображения музея, проанализируем и ответим на вопросы:

  1. Какое основное понятие музея не отражено на схемах?
  2. Какие формы музея можно выделить как приоритетные?
  3. Как можно изменить порядок составных частей музея?
  4. Как можно объяснить каждую составляющую часть музея?
  5. Каковы Ваши предложения по совершенствованию графических изображений?

 

Музей в представлении Ю. Г. Рогатко

 

 

Музей в представлении К. А. Логушкиной

Музей в представлении Д. А. Михайловой

Музей в представлении В. А. Капралова

Схематическое изображение составных частей музея  в исполнении К. А. Копыловой

 

 


[1] См.: Юренева  Т. Ю.  Музееведение. – Москва, 2003.

[2] Российская музейная энциклопедия : в 2 томах / В. Л. Янин и др. – Москва : Рипол Классик, 2001.

[3] http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=229 3 См.: Коммуникация и музей // Museum. – 1984. – № 1.

[4] Там же.

[5] Сотникова  С. И.  Музеология : пособие для вузов. – Москва : Дрофа, 2010. – С. 3.

[6] Большой энциклопедический словарь. – Москва : АСТ: Астрель, 2005. – С. 701.

[7] Российский гуманитарный энциклопедический словарь : в 3 томах. – Москва : ВЛАДОС ; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

[8] Богородская  О., Котлова  Т.  Справочник: История и теория культуры. – Москва, 1998.

[9] Кодекс профессиональной этики / Международный совет музеев. – Москва, 1995. – С. 4.

[10] Кодекс музейной этики ИКОМ. – Москва : ИКОМ России, 2010.

[11] Кодекс музейной этики ИКОМ. – Москва : ИКОМ России, 2010.

[12] Музей. – 2009. – № 5. – С. 55–56.

[13] Сундиева  А.  О базовых понятиях музейной науки // Музей. – 2009. – № 5.

[14] Основы музееведения : учебное пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. – Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. – С. 22.

[15] Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения : сб. науч. трудов  / ЦМР СССР. – Москва, 1986. – С. 80.

[16] Словарь музейных терминов : сб. науч. трудов / ГМСИР. – Москва, 2010. – С. 107.

[17] Подробно о наследии Н. Ф. Фѐдорова см. в журнале «Музей» (2010, № 1).

[18] Поляков  Т. П.  Музей будущего. Проблемы выбора модели // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXIвеков : труды ГИМ. Вып. 127. – Москва, 2001. – С. 85.

[19] Папков  А. И.  Актуальные проблемы научного проектирования экспозиции регионального краеведческого музея // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI веков : труды ГИМ. Вып. 127. – Москва, 2001. – С. 434.

[20] Ключевые понятия музеологии / сост. Andre Desvalees и Franqois Moiresse. – Москва : ICOM, 2012. – С. 48.

[21] Балакирев  А. С.  Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. – Москва, 2001. – С. 50.

[22] Скрипкина  Л. И.  Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXIвеков : труды ГИМ. Вып. 127. – Москва, 2001. – С. 39. 2 Там же. – С. 41.

[23] Там же. – С. 45.

[24] Скрипкина  Л. И.  Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXIвеков : труды ГИМ. Вып. 127. – Москва, 2001. – С. 46.

[25] Гнедовский  М. Б.  «Фабрика звѐзд» (о пользе и значении музейных конкурсов) // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. Н. А. Никишин. – Москва, 1999. – С. 54.

[26] См.: Решетников  Н. И.  Музееведение : курс лекций. – Москва : МГУКИ, 2000; Он же. Музей и комплектование его собрания. – Москва : МГУКИ, 2011.

[27] Подробнее об этом см.: Решетников  Н. И.  Музей – хранилище социальной памяти // Философия бессмертия и воскрешения : по материалам VII Федоровских чтений. – Москва, 1996.

[28] Об этом см.: Камерон  Д.  Музей: храм или форум // Музейное дело. Музей – Культура – Общество… C. 259–274.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции