Часть II. 6. Музейная педагогика

4 ноября, 2019
Часть II. 6. Музейная педагогика (5.02 Kb)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музейная педагогика – сравнительно молодая отрасль музейной деятельности. Хотя принципы сотрудничества с населением разрабатывались в музейном деле ещё в начале ХХ века, общественную значимость она приобрела в Советском Союзе лишь в 1980-е годы[1].

Рассматривать музейную педагогику следует с двух позиций:

  1. – методика работы с посетителями разных категорий;
  2. – комплекс системных музейных мероприятий, основанных на педагогических принципах обучения и воспитания.

В связи с этим целесообразно разрабатывать различные проекты по реализации программ музейной педагогики.

В некоторых музеях музейной педагогикой называют театрализованные или игровые занятия с детьми. Однако это только часть той составляющей, которая входит в понятие музейной педагогики.

Музейная педагогика предполагает:

  • использование музейных предметов и коллекций на каждом занятии;
  • систему занятий с различными категориями посетителей от дошкольников до пенсионеров;
  • использование новейших методов педагогической науки;
  • проведение интерактивных занятий.

Организация и проведение занятий строятся, исходя из принципов музейной педагогики, к которым относятся:

  • учёт возрастных, психологических, физиологических, национальных и других особенностей посетителей;
  • изучение восприятия посетителем получаемой информации для повышения эффективности занятий;
  • доступность и достоверность информации;
  • практическое усвоение полученных знаний;
  • преемственность как в изучении отдельных тем, так и в усложнении содержания на последующих занятиях;
  • связь теории и практики, полученные знания закрепляются выполнением практических заданий;
  • интерес посетителя;
  • • эвристичность занятий.

 В о п р о с ы  и  з а д а н и я

  1. Проанализируйте нижеследующие графические изображения.
  2. Разработайте одну из форм проведения интерактивных занятий.
  3. Какими могут быть театрализованные представления в музее?
  4. В чём преимущества игровых форм?
  5. Составьте программу занятий по музейной педагогике для какой-либо возрастной группы.

Схема Д. С. Молчановой

Схема О. И. Сочилиной

Музейная педагогика в системе научно-просветительной работы


[1] Подробнее об этом см.: Ванслова Е. Г.  Музейный всеобуч. Возможно ли это? // Искусство в школе. 1994. № 2; Решетников Н. И. О некоторых аспектах музейной педагогики // Комплексный подход к массовой идейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев: сб. науч. трудов / ЦМР СССР. М., 1984; Он же. Музейный праздник для школьников. Опыт, проблемы и перспективы развития // Формы и методы научно-просветительной работы музеев: сб. науч. трудов / ЦМР СССР. М., 1986; Он же. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Музееведение. Музеи мира. М., 1991; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1989; Музейный всеобуч: Научно-методические рекомендации / НИИ культуры. М., 1989; Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами: методические рекомендации / НИИ культуры. М., 1989; Ребёнок в музее / Российский институт культурологии. М., 1993; и др.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции