Часть II. 7. Проектирование научно-исследовательской работы

4 ноября, 2019

Часть II. 7. Проектирование научно-исследовательской работы (17.53 Kb)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Для разработки концепции научно-исследовательской работы  определимся в её понимании и специфике в отличие от научных исследований вообще. Научно-исследовательская работа в музее – «направление музейной деятельности, определяемое задачами музея и обеспечивающее реализацию его социальных функций; является  основой всех направлений музейной деятельности. Заключается в накоплении документальных свидетельств и источников знаний, их обработке, изучении и введении в научный и общекультурный оборот, формировании знаний на основе изучения музейного собрания и т.д. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования»[1].

В соответствии с этим, а также профилем музея и составом музейного собрания разрабатывается научная концепция научно-исследовательской работы.

История вопроса

Если существующий музей перепрофилируется, то рассматриваются вопросы, связанные с успешными исследованиями, которые проводил музей, и нерешённые проблемы. В результате анализа предыдущей работы проектируются новые направления научных исследований.

Если музей создаётся вновь, анализируются проблемы профильных музеев в области научно-исследовательской работы и вырабатываются свои цели, задачи, а также формы и методы их реализации.

Обоснование тематики

Тематика научных исследований определяется из профильной  направленности музея. Если музей краеведческий, то ставятся задачи исследования родного края по разным направлениям. Если музей литературный, то поднимаются литературоведческие проблемы или связанные с деятельностью меморируемого деятеля литературы. Если  музей технический, то решаются вопросы истории техники и развития технологических процессов. Если музей естественнонаучный, то исследуются проблемы в области естественной истории. Если музей  художественный, то изучаются искусствоведческие проблемы или жизнь и творчество деятелей искусства. Если музей музыкальный, то ставятся проблемы изучения истории музыкальной культуры или творчества композиторов.

Научный потенциал

Прежде чем приступить к разработке научной концепции научно-исследовательской работы, необходимо определить имеющийся научный потенциал как среди научных сотрудников музея, так среди учёных – специалистов в рассматриваемой области, которых можно привлечь к научным изысканиям. Практика музеев показывает, что достижения в области научных исследований напрямую связаны с участием в научной работе музея сотрудников научных учреждений. Так, Каргопольский музей Архангельской области с 1996 по 2014 год организовал проведение 13 научных конференций с последующим изданием их материалов. На конференциях с результатами своих исследований выступают специалисты с различными учёными степенями и званиями. Благодаря их участию создаётся фундаментальное описание истории и культуры Русского Севера в целом и Каргополья в частности.

Направления исследований

Проведение научных исследований проектируется по трём направлениям:

  1. Исследование музейного предмета и его научное описание. Проводится постоянно и не ограничивается составлением справочной карточки или научного паспорта. Информация, заложенная в музейном предмете, расширяется в связи с появлением новых источников и новых способов выявления информации. Все новые сведения фиксируются в научном паспорте и на электронных носителях. Исследование заключается и в поиске новых источников, и в выявлении новых информаторов, и в использовании новых технологических приёмов. База данных о музейном предмете постоянно должна пополняться и вводиться в музейную практику.
  2. Профильные исследования. Например, если музей историко-краеведческий, то проводятся исследования по истории края в самом широком аспекте: изучение природной среды, взаимоотношений человека с окружающей средой, деятельности человека, технологических процессов, исторических событий, природных явлений, быта и нравов общества, семейных взаимоотношений, характера и особенностей личности и т.д. К числу профильных исследований относятся археологические; производственно-технологические; социальные – по изучению историко-культурной ситуации; экологические – по изучению взаимодействия человека с природой и др..
  3. Социологические исследования. Поскольку музей есть социальный институт, поскольку он создан для людей, постольку необходимы социологические исследования, позволяющие определить степень восприятия музейного предмета с целью увеличения эффективности музейной деятельности. Восприятие музейного предмета изучается на различных уровнях:

а) когда человек ещё не был в музее, выявляется его представление о музейных коллекциях и степень его приобщённости к социальной памяти;

б) изучается мнение посетителя, впервые попавшего в музей и его пожелания;

в) определяется мнение постоянных посетителей и экспертов, которые могут дать конкретные предложения по усовершенствованию музейной деятельности.

Социологические исследования проводятся постоянно, осуществляя своеобразный мониторинг восприятия музейного предмета и экспозиции в целом. В результате такого мониторинга можно проследить эволюцию мнений одного человека или группы людей на протяжении нескольких лет. В инструментарий социологических исследований входят анкетирование, интервьюирование, опрос, наблюдение, запись воспоминаний, мнений, высказываний, реплик и т.д.

Научные исследования проводят сотрудники отдела фондов совместно с научными сотрудниками других отделов.

Каждый научный сотрудник музея имеет свой собственный, индивидуальный план проведения научных исследований, а также принимает участие в научных исследованиях музея в целом.

Формы и методы изучения края

Основной формой проведения научных исследований является экспедиция. Она проводится как в виде археологических раскопок и разведок, так и в форме краеведческого исследования на местах. Поэтому при проектировании организация и проведение экспедиций  является важной составной частью научных исследований.

Любое направление исследования (будь то археология, история  деревень, окружающая среда, научные учреждения и промышленные предприятия и т.д.) начинается с выяснения степени изученности  темы по литературе и документам, хранящимся в музейных фондах, государственных и ведомственных архивах.

В качестве информаторов привлекаются местные краеведы, руководители учреждений и предприятий, старожилы, очевидцы событий.

Изучение темы осуществляется по этапам:

1 – подготовительный период,

2 – проведение исследования,

3 – научный отчёт;

4 – публикации по материалам исследования.

Ход исследования фиксируется в полевых документах:

1 – полевой дневник,

2 – полевая опись,

3 – тетрадь записи воспоминаний и рассказов,

4 – тетрадь фото (фоно-, видео) фиксаций.

Учёный совет

Для координации научных исследований в музее создаётся Учёный совет. Его возглавляет директор музея. В состав Учёного совета входят: заместитель директора по научной работе, главный хранитель, научные сотрудники музея, музееведы, учёные различных областей знаний, в том числе истории, экологии, педагогики.

Учёный совет рассматривает проблематику научных исследований, рекомендует направления исследований, анализирует результаты исследований, определяет содержание музейных публикаций.

Научный архив

В состав научного архива входят:

  • приказы и распоряжения директора музея относительно организации и проведения научно-исследовательской работы;
  • книги поступлений, инвентарные книги и коллекционные описи;
  • протоколы заседаний Учёного совета;
  • протоколы заседаний научно-методического совета;
  • протоколы и стенограммы научных конференций;
  • проектная документация (научные концепции, художественные проекты, сценарии, тематико-экспозиционные планы и др.);
  • научные каталоги;
  • оригиналы авторских статей;
  • планы музея;
  • планы проведения музейных мероприятий;
  • отчёты музея;
  • научные отчёты сотрудников музея об итогах экспедиций и научных командировок;
  • тексты экскурсий и методических разработок;
  • полевые документы;
  • научно-методические разработки;
  • программы научной деятельности;
  • программы музейных мероприятий;
  • программы научных конференций;
  • сценарии музейных мероприятий;
  • сценарии видеофильмов;
  • тематико-экспозиционные планы;
  • книги отзывов и предложений посетителей;
  • анкеты и другая документация по проведению социологических исследований;
  • тексты рекламной продукции;
  • переписка, касающаяся проведения научно-исследовательской и научно-методической работы;
  • предложения музея в ответ на письма музеев и научных учреждений.

Делами научного архива ведает учёный секретарь музея (формирование состава научного архива, опись дел, учёт и хранение).

Научный архив фиксируется на бумажных носителях и дублируется в электронном виде.

Планируемый результат

Создание информационной базы данных для постоянно действующей экспозиции.

Выпуск трудов музея, монографий, методических рекомендаций, информационных материалов.

Подготовка статей для публикации в научных сборниках.

Подготовка докладов для выступления на научных конференциях.

Создание информационной базы по профилю музея (исследования, экспозиционно-выставочная и научно-просветительная работа).

Разработка проектной документации по экспозиционно-выставочной работе.

Научная обработка коллекций музея.

Создание фонда личных комплексов музейных предметов и документальных памятников.

При сотрудничестве с учёными создание базы данных для проведения экспозиционно-выставочной и научно-просветительной деятельности.

Создание информационной базы для подготовки каталогов, путеводителей, справочников, исторических справок и рекламной продукции музея.

Подготовка научных рекомендаций для разработки методических пособий по проведению экскурсий, занятий по музейной педагогике, сотрудничеству с посетителями на основе социологических исследований.

Разработка перспективных планов экспозиционно-выставочной, научно-фондовой и научно-просветительной работы.

Результаты научных исследований должны способствовать расширению форм музейной деятельности и повышению их эффективности: научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, научно-просветительной, издательской деятельности.

На основе исследований разрабатываются программы и сценарии, в том числе по музейной педагогике и сотрудничеству с иногородними посетителями.

Изучение истории края и музейных коллекций становится базой для публикации трудов музея и основой для разработки новых музейных проектов.

Финансирование  и материально-техническое обеспечение

Финансирование и материально-техническое обеспечение производится за счёт бюджетных средств. Возможно сотрудничество с заинтересованными учреждениями, организациями и предприятиями.  Не исключается спонсорская поддержка со стороны частных лиц и  акционерных обществ.

Для проведения научно-исследовательской работы необходимо создание соответствующего отдела музея под руководством заместителя директора по научной работе. В отделе должны быть научные сотрудники и лаборант.

Отделу необходимо иметь стационарный компьютер, ноутбук, диктофон и др.

Штатное расписание

Научно-исследовательскую работу в музее организует заместитель директора по научной работе. В больших музеях можно проектировать отдел научно-просветительной работы, в состав которого включаются научные сотрудники и учёный секретарь. Научными исследованиями могут заниматься специалисты в той или иной области науки, связанной с проблематикой музея. Научные сотрудники других отделов (научно-фондового, экспозиционно-выставочного и научно-просветительного) ведут исследования в своей области.

 

В о п р о с ы  и  з а д а н и я

  1. Проанализируйте нижеследующие графические изображения.
  2. Разработайте программу научной экспедиции по профилю музея.
  3. Определите формы научных исследований в профильном музее.
  4. Подготовьте свой вариант графического изображения научно-исследовательской деятельности.
  5. Предложите программу проведения научной конференции.

Графическое изображение научно-исследовательской деятельности  Д. С. Молчановой

Графическое изображение научно-исследовательской деятельности  Д. С. Молчановой

Графическое изображение научно-исследовательской деятельности

О. И. Сочилиной

Графическое изображение научно-исследовательской деятельности  О. И. Сочилиной

 


[1] Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов. Вып. 31 / ГМСИР. М., 2010. С. 120.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции