Давыдов А.И. Доходный дом Н.А. Бугрова с отделением Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27)

28 мая, 2022

          Данная статья посвящена памятнику архитектуры конца XIX века – доходному дому Н.А. Бугрова на Рождественской улице в Нижнем Новгороде, более известному как здание Волжско-Камского коммерческого банка, поскольку здесь размещалось его Нижегородское отделение. При работе над ней были проведены историко-библиографические и историко-архивные изыскания, призванные, прежде всего, ответить на ряд вопросов, касающихся первоначального облика объекта и его строительной истории. Исследования велись в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина (НГОУНБ) и Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО). Они позволили выявить проектные и фиксационные чертежи, относящиеся к памятнику, а также ряд других документов, с ним связанных.

          История участка на Рождественской улице (в советское время улица Кооперативная, затем – Маяковского), на котором было построено ныне существующее здание, имеющее № 27 по современной нумерации, прослежена Н. Ф. Филатовым[1]. С середины XIX века это место, выходившее как на Рождественскую улицу, так и на Нижне-Волжскую набережную, принадлежало купеческому семейству Бугровых, которые вели здесь каменное строительство.

          По оценочной ведомости недвижимого имущества Рождественской части Нижнего Новгорода, составленной в 1874 году, Александру Петровичу Бугрову в указанном месте принадлежало два смежных домовладения. Хотя они находились рядом, на одной стороне Рождественской улицы, тем не менее, как это не странно, одно домовладение числилось под № 26, а другое, на углу с Троицким переулком (ныне переулок Вахитова), имело двойной № 1 и 25.

          Первое домовладение включало трехэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Оно приносило владельцу чистый годовой доход в 945 рублей и было оценено (с целью налогообложения) в 9 450 рублей[2]. Второе, угловое, домовладение состояло из трехэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а также каменных и деревянных служебных построек. Сдавалось оно по контрактам. Чистая доходность домовладения была определена в 3 150 рублей, а оценка, соответственно – в 31 500 рублей[3]. Торгово-конторский характер использования указанных построек не вызывает сомнения, поскольку именно на Рождественской улице сформировался центр деловой и торговой жизни Нижнего Новгорода.

          Подготовка к проведению в 1896 году XVI Всероссийской промышленно-торговой выставки сопровождалась крупными градостроительными преобразованиями. Как указывает Ю. Н. Бубнов, она вызвала «настоящий строительный бум в Нижнем Новгороде»[4]. Преобразования коснулись и подгорной, прибрежной части города. «Заметно изменился … район Нижнего Базара. На Нижне-Волжской набережной и Рождественской улице… поднялись новые особняки и здания банков. У многих старых домов здесь появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства …»[5].

          В ряду вновь возведенных зданий стоит и исследуемый объект, строительство которого связано уже с именем Николая Александровича Бугрова. Крупнейшего нижегородского промышленника и финансиста не устраивал «скромный» облик унаследованных им отцовских домов на Рождественке. Для разработки проекта более репрезентативного здания был приглашен академик архитектуры Владимир Петрович Цейдлер, прибывший в Нижний Новгород в качестве главного производителя работ на Выставке[6].

          В ЦАНО сохранились копии с проектных чертежей дома Н. А. Бугрова на Рождественской улице[7], который с самого начала задумывался как доходный: с магазинами по первому этажу и конторой Нижегородского отделения Волжско-Камского коммерческого банка на втором, о чем свидетельствуют соответствующие надписи на фасаде, воспроизведенные на чертеже (название банка, имена владельцев магазинов и торговых фирм). Известно, что Н. А. Бугров был постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета указанного финансового учреждения[8].

          Каких-либо архивных документов, непосредственно связанных со строительством исследуемого объекта, помимо проекта, нами не обнаружено. Также не установлена и точная дата начала работ. Судя по небольшой заметке в «Неделе строителя» (приложение к издававшемуся в Санкт-Петербурге журналу «Зодчий»), они уже велись в декабре 1894 года[9]. Следует обратить внимание на факт, ускользавший до этого из поля зрения исследователей: как явствует из подписи на чертежах, надзор за работами принял на себя нижегородский архитектор Николай Адамович Фрелих, а не В.П. Цейдлер. Вероятно, это было связано с большой загруженностью последнего из-за устройства Выставки.

          Справочная литература расходится в указании сроков окончания строительства дома Н.А. Бугрова на Рождественской улице, который не совсем точно именуется «зданием Волжско-Камского банка». Называется как 1896 год[10], так и 1898 год[11]. Последняя дата явно ошибочна, так как известно, что уже в 1896 году банк размещался в доме Н.А. Бугрова[12] Более того, в ЦАНО хранится проект соседнего бугровского дома на углу Троицкого переулка и Нижне-Волжской набережной, утвержденный Нижегородской городской управой 5 мая 1895 года, на ситуационном плане которого здание, предназначавшееся под банк, показано уже существующим[13]. Это дает основание предположить, что вчерне оно уже было выстроено, а окончательно сдано в эксплуатацию на следующий год, ко времени открытия Выставки.

          Сравнение проектных чертежей 1894 года с фотографиями М.П. Дмитриева, на которых просматривается дом Н.А. Бугрова, фиксационными чертежами 1924 года[14] и натурой дает представление об изменениях в облике здания, происшедших в процессе строительства, а также об утратах и переделках советского периода времени.

          Прежде всего, был упрощен аттик за счет отказа от полуциркульного фронтона и фигурного завершения (грифоны по сторонам жезла Меркурия) по оси центрального входа с улицы Рождественской. Тем самым акцент сместился на отмечавший угол Троицкого переулка эркер, получивший усложненную форму завершения. У него появились ложные люкарны с инициалами «Б» («Бугров»), обрамленные венками, а вместо флюгера с датой «1894» – завершение сложной формы. К сожалению, определить, что оно точно представляло собой, не удалось, поскольку большое увеличение фрагмента фотографии М.П. Дмитриева, сделанной из кремля в сторону Нижнего Посада и Стрелки, не дает достаточной четкости, а какие-либо снимки этого здания с более близкого расстояния не обнаружены. Поиски же аналогов положительных результатов не дали. На фиксационном чертеже 1924 года это завершение не показано, также как и предусмотренные проектом урны на парапете. В действительности они существовали, но в измененном виде (вазоны?), о чем свидетельствует опять же снимок М.П. Дмитриева.

          Поскольку первый этаж предназначался под торговые помещения, проект предусматривал чередование входных и оконных проемов по уличному фасаду. Чертеж 1924 года фиксирует такое чередование лишь в левой от центрального входа части. Однако проведенные натурные исследования дают основания предполагать, что первоначально оно было осуществлено в соответствии с проектом по всему первому этажу.

          Другие отступления от проекта незначительны. Это некоторое изменение декоративной отделки фасада и входной двери центрального входа, отсутствие перемычки у наличников, обрамляющих оконные и дверные проемы первого этажа и т.п. Был ли осуществлен вариант отделки ограждения балкона над центральным входом, показанный на проекте, по фиксационному чертежу 1924 года не устанавливается, поскольку ограждение балкона на нем закрыто вывеской «Государственный банк». На фотоснимках советского времени – ограждение глухое.

          Ни проектного, ни фиксационного чертежа фасада исследуемого дома, выходящего в сторону переулка Вахитова не обнаружено. Он очень короток, имеет три оси света и отделку, совпадающую с главным фасадом. Рустованная лопатка отделяет двухэтажный объем собственно дома от трехэтажной части, формально (по окладным книгам) считавшейся пристроем, но визуально составляющей одно целое с другим построенным чуть позже бугровским домом, о котором говорилось выше.

          После возведения Н. А. Бугровым нового дома соответствующие изменения были внесены в окладные книги. Так, по окладной книге Рождественской части Нижнего Новгорода, составленной на очередное трехлетие (1896-1899 гг.), его домовладение было описано следующим образом: «Каменный двухэтажный дом и каменный трехэтажный пристрой, каретник, конюшня и погреба, каменные, на Рождественской улице и Троицком переулке». Оценивалось оно тогда в 56 700 рублей[15]. Перечисленные служебные и хозяйственные постройки были возведены по границе домовладения во дворе, попасть в который можно сквозь проезд со стороны переулка Вахитова. Следует добавить, что под домом и пристроем устроен подвал, у которого использовалась лишь незначительная часть помещений (входы в них организованы со двора).

          Не останавливаясь на архитектурно-художественной характеристике возведенного    Н.А. Бугровым здания (она дана С.Л. Агафоновым и О.В. Орельской)[16], еще раз скажем, что возведение такого репрезентативного строения всецело было связано с архитектурно-градостроительными преобразованиями как в городе, так и на Рождественской улице. Причем одно следовало за другим. Так, на появление углового эркера на здании Волжско-Камского банка отреагировали хозяева соседнего дома, расположенного напротив, через переулок. Этот дом, выстроенный в духе позднего классицизма, был «доукрашен» сложным фигурным аттиком с вазонами в нишах и кубоватой башенкой на крыше[17], которые акцентировали его угловую часть и перекликались с эркером соседнего здания.

          Нижегородское отделение Волжско-Камского коммерческого банка продолжало оставаться в выстроенном Н.А. Бугровым доме и после его смерти, вплоть до 1917 года. В советское время его последовательно занимали Нижегородская контора Народного банка РСФСР, Нижегородский уездный финансовый отдел, Нижегородская контора Госбанка СССР, Куйбышевское районное отделение Госбанка СССР[18].

          В декабре 1957 года в здании разместился Горьковский театр комедии[19], что повлекло за собой изменение планировочной структуры и надстройку сценической коробки, исказившей облик памятника. К этому времени все прежде бывшие входные проемы по улице Маяковского, за исключением главного, были заменены на окна, а окна второго этажа заложены. Наоборот, со стороны переулка Вахитова вместо крайнего окна устроена дверь, а два окна (левое и центральное) по второму этажу оказались также заложены. Были утрачены: завершение над эркером и вазоны парапета (не показаны уже на чертеже 1924 года), «замковые камни» наличников ряда окон второго этажа по улице Рождественской (Маяковского), исчезло украшение (вероятно, кадуцей) с «замкового камня» главного входа. Поскольку нет сведений о внутреннем убранстве здания на период размещения в нем банковских учреждений, трудно судить о потерях, которые понесли интерьеры.

          Служебные и хозяйственные постройки, относящиеся к бывшим домовладениям Н.А. Бугрова между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной, сохранились в несколько перестроенном виде.

          Решением Горьковского облисполкома № 559 от 3 ноября 1983 года доходный дом   Н.А. Бугрова, в котором располагалось Нижегородское отделение Волжско-Камского банка, был взят на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. Указом Президента Российской Федерации  № 176 от 20 февраля 1995 года категория охраны его повышена до статуса памятника федерального (общероссийского) значения.

          В 2001 году под руководством главного архитектора Научно-исследовательского предприятия «Этнос» И.С. Агафоновой был осуществлен проект реставрации указанного объекта культурного наследия и его приспособление его под офисные и учебные помещения Автономной некоммерческой организации «Японский центр». В связи с этим, на установленном над угловым эркером флюгере указаны даты начала строительства здания и проведения его научной реставрации: «1894 – 2001».

В настоящее время здание принадлежит Банку России.

фото


[1] См.: Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ вв. – Н. Новгород, 1994. С. 218-219.

[2] ЦАНО, ф. 27, оп. 638, д. 3889, л. 800-801 об.

[3] Там же, л. 802-803 об.

[4] Бубнов Ю. Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала ХХ века. – Н. Новгород, 1991. С. 18.

[5] Там же, л. 20-21.

[6] Неделя строителя, 1894, 11 дек., № 50. С. 260; Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 126.

[7] ЦАНО, ф. 30, оп. 39, дд. 7342, 7345.

[8] См.: Седов В. А. Нижегородские банки //Нижегородский край. Факты, события. люди. – Н. Новгород, 1997. С. 266-267.

[9] Неделя строителя, 1894, 11 дек., № 50. С. 260.

[10] Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 218-219.

[11] Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. – Горький, 1987. С. 124.

[12] Нижний Новгород и Нижегородская губерния. Памятная книжка на 1896 год и путеводитель по городу. – Н. Новгород, 1896. С. 202.

[13] ЦАНО, ф. 30, оп. 39, д. 7343, л. 4.

[14] ЦАНО, ф. 1679, оп. 1, д. 17.

[15] ЦАНО, ф. 30, оп. 35, д. 5499, л. 169-170.

[16] Памятники истории и культуры … С. 124; Орельская О. В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. – Н. Новгород, 2000. С. 110.

[17] См.: Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 218.

[18] Сведения предоставлены к. э. н. А. П. Ефимкиным.

[19] Морев А. На постоянной сцене. Театр комедии начал работу в новом помещении // Горьковский рабочий, 1957, 16 дек.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции