Инструкция еврейским типографщикам

18 августа, 2019

Инструкция еврейским типографщикам (3.99 Kb)

ИНСТРУКЦИЯ ЕВРЕЙСКИМ ТИПОГРАФЩИКАМ (1800 г.). Проект Инструкции был подготовлен рассматривавшими еврейские сочинения при Рижском цензурном комитете Л. Элканом, М. Гезекилем и Е. Д. Леви в конце 1799 — начале 1800 г. и представлен на утверждение генерал-прокурору Сената П. Х. Обольянинову 22 июня 1800 г. Основной задачей инструкции являлось введение контроля за деятельностью еврейских типографий, существовавших в Российской империи (в Славуте, Дубно, Остроге, Шклове, Вильне, Радзивиллове и др. городах и местечках). Положение этих типографий не было законодательно оформлено, так как формально полиграфические предприятия, принадлежащие частным лицам, в этот период существовать в стране не могли. Еврейские типографы, издававшие литературу исключительно религиозного содержания, действовали практически бесконтрольно; в 1798—1800 гг. не более 10 % выпускавшихся ими книг проходили через Еврейскую экспедицию Рижского цензурного комитета. Инструкция, по замыслу ее составителей, была призвана исправить эту ситуацию. Инструкция состояла из тринадцати параграфов. В них подробно расписывался порядок представления книг и рукописей в Еврейскую экспедицию Рижского цензурного комитета, вводились правила оформления титульных листов (обязательное указание места издания, указание года издания от сотворения мира и от рождества Христова цифрами и т. д.), содержалось требование о предоставлении экземпляров всех выпускаемых книг в Библиотеку Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге и др.

«Инструкция еврейским типографщикам» не содержала в себе никаких требований и ограничений, касающихся содержания книг. Однако сам факт ее разработки свидетельствовал о том, что рижские цензоры, являвшиеся последователями идей еврейского Просвещения, стремились ограничить выпуск еврейской литературы религиозной тематики и установить контроль над ее содержанием. Предметом особой тревоги цензоров была печатная продукция типографий, принадлежавших хасидам. По мнению Л. Элкана и его сотрудников, именно она в наибольшей степени способствовала обособлению евреев и культивировала религиозный фанатизм и невежество.

«Инструкция еврейским типографщикам» была передана на рассмотрение в Санкт-Петербургский цензурный комитет, где некоторые ее положения были смягчены и сглажены. В частности, требование указания года издания от рождества Христова было признано «излишним и несовместимым с терпимостью веры их [евреев] в государстве» (РГИА. Ф. 1374. Оп. 3 (1800 г.). Д. 2416. Л. 160). Исключенными из текста Инструкции оказались также пункты о предоставлении рукописей в двух экземплярах, о необходимости для книготорговцев требовать у типографов оригиналы цензорских заключений при оптовой покупке книг и др.

Исправленный текст «Инструкции еврейским типографщикам» был утвержден П.Х. Обольяниновым и отослан обратно в Ригу 11 августа 1800 г. Однако никаких свидетельств о применении этой Инструкции на практике не сохранилось, равно как и нет документов, предписывавших губернаторам довести ее до сведения и руководства еврейских типографов.

Лит.: Боровой С. Я. Нариси з iсторiї еврейської книги на Українi // Бiблiологiчнi вiстi. 1925. № 1/2 (8/9); 1926. № 1 (10); Гессен Ю. И. Евреи в России: очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. СПб., 1906; Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797—1917: очерки истории цензуры. СПб.; Иерусалим, 1999.

Д. А. Эльяшевич

Публикуется впервые
(0.1 печатных листов в этом тексте)

Размещено: 16.07.2015
Автор: Эльяшевич Д.А.
Размер: 3.99 Kb
© Эльяшевич Д.А.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции