Салтыков Михаил Евграфович (18.61 Kb)
САЛТЫКОВ Михаил Евграфович, псевдоним — Н. Щедрин (15 (27).01.1826 г., с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии — 28.04 (10.05). 1889 г. Петербург) — прозаик, публицист, литературный критик.
Принадлежал по отцу Евграфу Васильевичу к старинному дворянскому роду, по матери Ольге Михайловне Забелиной — к купеческому сословию. Образование получил в Дворянском институте в Москве (1836—1838) и в Царскосельском (с 1844 — Александровском) лицее (1838—1844.).
С 1844 служил в СПб. чиновником канцелярии Военного министерства. В журнале А. А. Краевского «Отечественные записки» опубликовал повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), откликаясь в них на философские и социально-политические проблемы, обсуждавшиеся в кругу М. В. Петрашевского и его единомышленников. Указанные повести, в которых власти разглядели стремление к распространению революционных идей, потрясших в 1848 Западную Европу и прежде всего Францию, послужили основанием для ссылки С. в Вятку с отдачей под особый надзор вятскому губернатору и штаб-офицеру политической полиции (1848—1855).
С., начав службу в Вятке младшим чиновником, вскоре был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе (1848—1850), а затем советником губернского правления. Жизнь в Вятке и перспектива оставаться здесь бессрочно повергала С. в ужас.
В конце 1855 Александр II освободил С. из ссылки, дозволив «проживать и служить где пожелает» (Собр. соч.: в 20 т. Т. 18 (1) С. 167; далее в тексте — том и стр.). В янв. 1856 С. возвратился в СПб. В авг. 1856 в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник» началась публикация имевшего большой успех цикла «Губернские очерки», подписанного псевдонимом Н. Щедрин. С этого времени в сознании читателей фамилия и псевдоним С. слились воедино. В «Губернских очерках», отразивших вятские впечатления и переживания С., преобладал интерес к современной политике и общественной психологии, острый обличительный пафос, характерный для всего последующего творчества писателя и сопряженный с высоким лиризмом. Программной для С. стала заявленная во «Введении» к «Губернским очеркам» мысль о необходимости «обнаружения зла, лжи и порока» при «полном сочувствии к добру и истине» (Т. 2. С. 14).
Одновременно продолжилась служебная деятельность С.: в СПб. — чиновником особых поручений при министре внутренних дел (1856—1858), вице-губернатором — в Рязани (1858—1860), в Твери (1860—1862), после двухлетнего перерыва — управляющим казенной палаты в Пензе (1864—1866), в Туле (1866—1867), в Рязани (1867—1868). В ответственную чиновничью работу С. неизменно вносил свойственную ему искреннюю прямоту и честность. В 1868 С. завершил служебную карьеру, выйдя в отставку в чине действительного статского советника.
В 1862 С. сблизился с Н. А. Некрасовым и, на время оставив службу, вошел в состав редакции журнала «Современник», один из руководителей которого — Н. А. Добролюбов — скончался в 1861, а другой — Н. Г. Чернышевский — в 1862 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. О намерении продолжать их курс С. заявлял с возможной в подцензурной печати определенностью. В «Современнике» опубликован полемический цикл С. «Наша общественная жизнь», литературно-критические и публицистические статьи, появились первые очерки сатирического цикла «Помпадуры и помпадурши» и др. На страницах журнала С. отстаивал «свободу мысли, свободу убеждений»: «сделать из всех деятелей литературы чистописцев, смиренно заносящих на бумагу изречения М. Н. Каткова… ну, нет, на это мы не согласны!» (Т. 6. С. 54—55). В 1864 С. оставил журнал из-за внутриредакционных разногласий.
С 1867 С. стал членом редакции и активным сотрудником журнала Н. А. Некрасова и Г. З. Елисеева «Отечественные записки», а после смерти Н.А.Некрасова в 1877 заменил его на посту ответственного редактора и вел журнальное дело, опираясь прежде всего на сотрудничество Г. З. Елисеева и Н. К. Михайловского.
На страницах «Отечественных записок» С. печатал все свои новые, преимущественно сатирические, произведения, включая романы «История одного города», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», очерковые циклы «Письма о провинции», «Признаки времени», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Убежище Монрепо», «Письма к тетеньке», «Между делом» и др.
Когда в 1882, под впечатлением от недоброжелательных отзывов о себе в печати, С. пессимистически оценил итоги своей жизни, И. С. Тургенев в письме к нему возражал: «Кто возбуждает ненависть — тот возбуждает и любовь. Будь Вы просто потомственный дворянин М. Е. Салтыков — ничего бы этого не было. Но Вы Салтыков-Щедрин, писатель, которому было суждено провести глубокий след в нашей литературе, — вот Вас и ненавидят, и любят, смотря кто. И в этом „результат Вашей жизни“, о котором Вы говорите, — и Вы можете быть им довольны…» (М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959. С. 582).
История отношений С. с цензурой продолжительна, многогранна и сложна. Серьезным цензурным преследованиям подвергались его комедия «Смерть Пазухина» (1857), очерковый цикл «Признаки времени» (1863—1871), очерк «Они же» (1866—1868) из цикла «Господа ташкентцы», «опасная» статья «Тяжелый год» (1874) из цикла «Благонамеренные речи», очерки «Чужую беду — руками разведу» (1877—1878), «Культурные люди» (1876), «Дворянская хандра» (1878), многие сказки («Ворон-челобитчик», «Медведь на воеводстве. Топтыгин 1‑й», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Вяленая вобла», «Карась-идеалист») и др.
В связи с замечаниями и требованиями цензоров С. вносил значительные изменения (изъятия, сокращения, ослабления острых сатирических характеристик, многочисленные вынужденные стилистические и другие правки) в статью «Стихотворения Кольцова» (1856), в цикл очерков «Наша общественная жизнь» (1863—1864), в главу вторую цикла «Господа Молчалины» (1874), в сказки «Недреманное око», «Баран-непомнящий», «Кисель» (все — 1885), в «Рождественскую сказку» (1886).
Цензурными затруднениями сопровождалась публикация рассказа «Старая помпадурша» (1868) из цикла «Помпадуры и помпадурши», романа «Современная идиллия» (1882), четвертой главы «Экскурсий в область умеренности и аккуратности» (1875—1876), очерков «В добрый час» (1878; из цикла «Убежище Монрепо»), «Первое июня» и «Первое декабря» (1880; из цикла «Круглый год»), сказки «Верный Трезор» (1885), «Гиена» (1886), «Ворон-челобитчик» (1889). Во избежание новых цензурных преследований, из очередных томов «Отечественных записок» редакция вырезала уже напечатанные сказки «Самоотверженный заяц», «Бедный волк», «Премудрый пискарь» (1883), которые удалось, однако, спустя короткое время (в янв. 1884) опубликовать в том же журнале. Непредсказуемость цензурных реакций вызывала у С. повышенное раздражение. Трудности цензурного характера не оставляли надежд на прижизненную публикацию в России щедринских сказок «Богатырь», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Вяленая вобла». Третье «Письмо к тетеньке», очерк «Они же» и сказки выходили (без непосредственного участия С.) в России литографированными изданиями подпольно, а также публиковались отдельными изданиями за рубежом.
Как правило, тяжелые впечатления выносил С. из непосредственных официальных общений с цензорами, в частности, с начальником Главного управления по делам печати В. В. Григорьевым («свидание вряд ли продолжалось и минуту, но, несмотря на это, мне показалось, что на меня целый час плевали». Т. 12. С. 648). С. неоднократно обращался к сатирическому воссозданию цензурных нравов его эпохи, к образам чиновников-цензоров. Так, в очерке «Прощаюсь, ангел мой, с тобою!» (из цикла «Помпадуры и помпадурши» — 1863) щедринский рассказчик саркастически рассуждал: «Сделайте цензором — я буду цензором… Многие сочинения совсем забракую, многие ощиплю, многие украшу изречениями моего собственного вымысла» (Т. 8. С. 8—9). Поводом для юморески «Цензор впопыхах» (1863), опубликованной в «Свистке», сатирическом приложении к журналу «Современник», явилась реформа политического контроля власти над печатью: с янв. 1863 цензура из подчинения Министерству народного просвещения перешла в ведение Министерства внутренних дел. В главе шестой «Дневника провинциала в Петербурге» под видом проектов «об упразднении» и «об уничтожении» С. осмеивал утвержденные законом 7 июня 1872 г. правила о печати, которые предоставляли министру внутренних дел право задерживать издания, освобожденные от предварительной цензуры.
По свидетельству С. Н. Кривенко, Н.А.Некрасов, хорошо зная независимый характер С., в пору своей болезни побаивался посылать его вместо себя для объяснений в Главное управление по делам печати: С. способен был наговорить что-нибудь резкое, что могло только еще более усилить недовольство цензоров (Салтыков-Щедрин в восп. совр. Т. 2. С. 44).
В 1874 «Отечественные записки» получили цензурное предостережение Главного управления по делам печати за публикацию «предосудительного» рассказа «Зиждитель» из цикла «Помпадуры и помпадурши». Новое предупреждение пришло журналу в 1883 г. в том числе и за помещение ХII—ХХIV глав «Современной идиллии».
В 1884 «Отечественные записки» были официально закрыты. Причиной закрытия объявлялось то обстоятельство, что журнал «не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ» (Правительственный вестник. 1884. № 87. 20 апр. С. 1). Имелись в виду подвергшиеся ссылке и арестам Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, М. А. Протопопов, А. И. Эртель. Специальный правительственный документ был составлен начальником Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистовым и министром юстиции В. К. Плеве при участии обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.
О своей реакции на это известие С. писал П. В. Анненкову 3 мая 1884: «Думал, что я на здоровье отечеству пописывал, а выходит, что на погибель. Думал, что я своим лицом действую, а выходит, что я начальником банды был. И все это я делал не с разумением, а по глупости, за что и объявлен публично всероссийским дураком» (Т. 20. С. 14).
В последние годы жизни С., тяжело больной, завершал сказочный цикл, создал циклы очерков «Мелочи жизни» и «Пестрые письма», роман «Пошехонская старина» и др. Печатался в журнале «Вестник Европы» и в газете «Русские ведомости».
Постоянная угроза цензурного давления вынужденно привела С. к созданию особой эзоповой манеры письма, которая, не снижая политической остроты сатирико-публицистических рассуждений, использовала иносказательные ресурсы многозначного словесно-образного повествования, литературные маски рассказчиков, их напарников — благонамеренных фрондеров и лукавых простаков, композиционные перестройки, поэтические аллегории, метафоры, псевдонимы, гиперболу, фантастику, иронические и саркастические аналогии и т. д.
Вырабатывалась устойчивая, переходившая из одного сатирико-публицистического текста в другой система эзоповских типологических имен, комических формул, названий, обманных слов, оговорок, фразеологизмов, собирательных образов (сравни: «глуповцы», «помпадуры», «дантисты», «белибердоносцы», «каплуны мысли», «гулящие люди», «пенкосниматели», «взволнованные лоботрясы», «пустоплясы», «сердцеведы», «складные души», «талантливые натуры», «ташкентцы», «мальчик в штанах и мальчик без штанов» и мн. др.). Создавался специальный художественно-иносказательный словарь С. Подобная манера письма приучала и публику, и цензуру читать между строк. Остроумная эзопова манера письма часто помогала без ущерба для понимания проводить сквозь цензуру «крамольные» мысли, которыми С. особенно дорожил. Мысль, выраженная иносказательно, обретала большую содержательную объемность, хотя поэтический шифр не мог не ограничивать читательский доступ к щедринским текстам.
Взаимоотношения с цензурой С. оценивал как горестную необходимость, именовал их «ужасным условием» литературного существования (Т. 19, кн. 1. С. 92), «цензурными сердцебиениями» (Т. 13. С. 427), «целым душевным адом»: «Чего со мною ни делали! И вырезывали, и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявляли, что я — вредный, вредный, вредный!» (Т. 16, кн. 2. С. 8) . Себя С. саркастически именовал «воспитанником цензурного ведомства» (Т. 13. С. 507), а запрещение «Отечественных записок» — «убийством», в результате которого «душа его была запечатана» (Т. 16, кн. 1. С. 198, 199).
По инициативе знакомого С. московского нотариуса Н. П. Орлова (Северова) художник Д. Н. Брызгалов создал и нелегально распространил фотокомпозицию, изображавшую С. «пробирающимся с потерпевшею книгой через темный лес, к просвету, и спасающимся от преследующих его фантастических чудовищ». Получив экземпляр этой картины, С. написал Орлову (Северову): «Такого сходного портрета я, во всяком случае, не имел и не видел. Что касается до обстановки, то, не имея ничего сказать против гадов, преследующих сзади, ни даже против просвета, который всегда как-то по штату полагается, я бы, на месте художника, и по ту сторону просвета устроил встречу гадов. Ибо и это тоже по штату полагается». Затеряв куда-то эту картину, в 1887 С. просил друзей разыскать ее и добавлял: «Нужно хоть что-нибудь настоящее сыну на память оставить» (Т. 20. С. 386).
Соч.: Собр. соч. М., 1965—1977. Т. 1—20.
Лит.: Кривенко С. Н. М. Е. Салтыков-Щедрин: его жизнь и литературная деятельность: биографический очерк. Пг., 1914; Евгеньев-Максимов В. Е. В тисках реакции. М.; Л. 1926; Лит. наследство. М., 1933. Т. 11/12, ч. 1: Щедрин; Лит. наследство. М., 1934. Т. 13/14, ч. 2: Щедрин; Добровольский Л. М., Лавров В. М. Салтыков-Щедрин в печати. Л., 1949; Макашин С. Салтыков-Щедрин: биография. 2‑е изд., доп. М., 1951; Покусаев Е. И. Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы. Саратов, 1958; Теплинский М. В. «Отечественные записки», 1868—1884: История журнала. Литературная критика. Южно-Сахалинск, 1966. Боград В. Журнал «Отечественные записки», 1868—1884: указ. содерж. М., 1971; Макашин С. А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850—1860‑х годов: Биография. М., 1972; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост., подгот. текста, коммент. С. А. Макашина. 2‑е изд. М., 1975; Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860—1870‑е годы. Биография. М., 1984; Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987; Турков А.М. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988; Макашин С. Салтыков-Щедрин: последние годы, 1875—1889. Биография. М., 1989; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы, 1848—1896 // Цензура в России в конце XIX — начале ХХ века: Сб. воспоминаний / сост. Н. Г. Патрушева. СПб., 2003. С. 185—187; Наш суровый друг М.Е. Салтыков-Щедрин. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 30. М., 2007.
В. В. Прозоров
(0.5 печатных листов в этом тексте)
Размещено: 04.05.2014
Автор: Прозоров В.В.
Размер: 18.61 Kb
© Прозоров В.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции