Отчет о работе ленинградского гублита (по репертуару) за август, сентябрь и октябрь 1925 года (10.26 Kb)
О Т Ч Е Т О РАБОТЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГУБЛИТА / по репертуару/ ЗА АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ И ОКТЯБРЬ 1925 года. Отчетный период в отношении репертуара характеризуется твердым курсом театров на обновление репертуара и известными в этом отношении достижениями. Функционируют кроме Академических / в состав которых вошел и Б. Драматический театр/, театры: Музыкальная Комедия, «Комедия» / б. Сабурова /. Театры «Актера» / труппа б. театра Нардома / и «Госзнака» принадлежат к числу районных и вместе с трудколлективами / «Красноармеец», «Красный Молот» и др. / обслуживают районного зрителя. К числу экспериментальных театров принадлежат «Агит-театр» и «ТРАМ» / театр рабочей молодежи /. По-прежнему функционирует ТЮЗ обслуживающий юношество. Из отдельных театральных постановок заслуживают быть отмеченными: у Б. Драматического театра – «Гибель пяти» Пиотровского – вещь идеологически совершенно неприемлемая и «Мятеж» Лавренева – эпизод гражданской войны; «Мятеж» слабая драматургически, все же пьеса, сочувственно встреченная рабочим зрителем. Премьера «Пугачевщины» в б. Мариинском театре, подчеркнула нелепости либретто уже при чтении бросающиеся в глаза. Однако в целом для этой сцены «Пугачевщина» явилась большим положительным этапом. Б. Александровский театр дал новинкой «Яд» – пьесу изобилующую досадно неудачными местами вроде сцены объяснения комсомольца с проституткой и Менльхиором и т.п. Сабуровский театр уже постановкой «Бой-бабы» / Мадам Сан-Жен в новом переводе / наметил поворот от прежнего своего специфического репертуара. Постановка «Мятелицы» явилась не только подтверждением того, что театр серьезно пытается осовремениться, но и того что эта попытка удалась. Поворот театра от салонной комедии к бытовой революционной пьесе заслуживает того, чтобы быть особо отмеченным! Помимо предварительной читки поступающей на цензуру пьесы, Гублит просматривает заблаговременно генеральные репетиции пьес, приглашая на особо важные просмотры ответственных партработников Ленинградской организации РКП/б./, т.н. премьере «Мятелицы» предшествовали 3 предварительных просмотра. Только после генеральной репетиции фиксируется как окончательно разрешенный текст пьесы. Для контроля за районными и уездными постановками Гублитом введена регистрация актерских коллективов выезжающих в районы или уезды так же с просмотром их постановок. Помимо постоянной эстрадной площадки в чистом виде / Свободный театр / существуют многочисленные «кино с дивертисментами». Цензура эстрадного репертуара строилась до сих пор на условном разрешении номеров. Существовала и существует / пока / литеровка произведений на лит.А / безусловное разрешение на повсеместное исполнение / лит.Б / условное разрешение исполнения в центре города / и «камерное исполнение». Под последним термином Гублит разрешает произведения / преимущественно классические / ценные со стороны музыкальной, но абсолютно не приемлемые с текстовой. Понятно, что для специальной, т.е. «камерной» / в данном случае / демонстрации такие вещи запрещать нельзя, но нельзя их и разрешать для обычного повсеместного исполнения. Соглашаясь в принципе с необходимостью уничтожить подобные цензурные условности, Ленинградский Гублит однако считает, что разрешение этого вопроса в плане: «либо нельзя, либо можно», практически встретит большие затруднения не говоря уже о тех произведениях на которые указывалось выше. По мнению Ленинградского Гублита надо разделить репертуар города и уездов. Это разделение проводилось Ленинградским Гублитом до сих пор следующим образом: все разрешенное по лит. А допускалось к исполнению в уездах, разрешенное по лит. Б, там к исполнению воспрещалось. Как разрешение споров о «сомнительных» номерах, т.е., двусмысленных или зависящих так или иначе от исполнения, Гублитом было введено устройство совершенно закрытых просмотров этих номеров, при Гублите. В общем, наметившийся еще в прошлом году отход эстрадного репертуара от «довоенных позиций» безусловно продолжается. Не малый вред на эстраде приносит изобилие лиц ничего особо со сценой не имеющих, абсолютно бездарных, способных на любой приемлемой вещи сделать отвратительную пошлятину и убожество а также наличие многочисленных авторов совершенно политически и просто – неграмотных. Это заставляет Гублит подходить к некоторым произведениям, не тольлко с меркой приемлемости или неприемлемости их в зависимости от наличия порнографии или контр-революции, но также и с требованиями наличия известного художественного минимума. Само собой разумеется что в этом отношении Гублит соблюдает должную осторожность. В отношении деревенского репертуара приняты следующие меры: созваны Зав. УОНО / они же Уполномоченные Гублита в уездах / и ознакомлены с общей линией Гублита в области цензуры репертуара. Отдано категорическое распоряжение о недопущении постановки пьес или исполнения эстрадных номеров не имеющих визы главрепкома или Гублита / только лит. А /. Налажена связь с Уездными Уполномоченными путем высылки им инструкций и списков и получения от них периодических отчетов. Согласно распоряжения Главрепкома постановлением Коллегии Гублита упразднен Губрепком, хотя фактически существовавшее разделение работы на цензуру театральную и литературную, конечно, осталось. В цифрах, работа Гублита по цензуре репертуара, за отчетный период выражается нижеслудующе:
Зам. Заведующего Гублитом по зрелищам /Воскресенский/
Секретарь Гублита /Карпов/. (0.3 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Цензура и текст > Цензура в России после 1917 г. > Учреждения > Местные органы цензуры > Ленинградский обллит > Отчет о работе ленинградского гублита (по репертуару) за август, сентябрь и октябрь 1925 года [публ. документа]