Антропология. По словопроизводству есть учение (ανϑρωπος — человек, λόγος— слово, учение) о человеке; но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной, то в последнее время у большинства исследователей составилось определение, что антропология есть учение о естественной истории или природе человека в частности. Из этого определения очевидно, что во все времена большинство ученых, в особенности физиков, врачей и натуралистов, занимались антропологией. Так как человеческая природа представляет для изучения две области: телесную и духовную, то и труды антропологов относились или к физиологии или к психологии. Аристотель относил название антропология преимущественно к духовной стороне изучения: ему и приписывают самое название антропологической науки. Изучать человека с точки зрения естественной классификации, или положения его в природе, как создания подобного другим организмам, особенно животным, стали в половине прошлого столетия; первые солидные труды по изучение человека и его разновидностей принадлежать графу Леклерку де-Бюффону, который в своей «Естественной истории» отвел место и человеку, считая его однако существом резко отличающимся по духовной своей жизни от других животных; вслед затем, особенное место в мире животных определил человеку Моне-Ламарк, посвятивший ему третью часть «Зоологической философии», где с особою ясностью и последовательностью изложил основы психической жизни человека в связи с проявлением ее у близко стоящих к нему пород животных.
В конце прошлого и начале нынешнего века германская научная литература изобиловала трудами о человеческой природе. Достаточно упомянуть Блюменбаха и Окена, чтобы напомнить читателю имена натуралистов, сохранившихся в современных учебниках. Чтобы ближе ознакомиться с содержанием антропологии в первой половине текущего столетия, остановимся на книге кенигсбергского профессора Карла Фридриха Бурдаха, изданной на немецком языке в Штутгарте, в 1837 и 1847 годах под заглавием: «Антропология или рассмотрение человеческой природы с ее различных сторон». В первой главе своей книги Бурдах говорить о крови, ее составе и назначении, об органах кровообращения, претворения и дыхания; во второй — он переходить к нервной системе, к органам чувств, а затем к органам движения, т. е. скелету и мускулам; тут же описываются покровы, т. е. кожа, волосы, а также зубы; в третьей главе автор описывает духовную сферу человека, отличая области восприятия впечатлений, внутренних ощущений, нравственных чувств и, наконец, волевых движений. В этой же главе Бурдах определяет творческую способность человека в деле искусств, наук и касается религиозных его верований. В четвертой главе автор описывает течение человеческой жизни, начиная с утробной жизни младенца, переходя затем к детству, отрочеству, юности, старости, дряхлости и кончая наконец смертью. В пятой главе от общей антропологии автор переходить к частной, именно определяет место человека в природе вообще и животном мире в частности и описывает отдельные разновидности человека или расы, называя кавказскую, монгольскую, африканскую, малайскую и американскую, касается первобытной истории человеческих племен на азиатском материке, описывает расселение их по земной поверхности и кончает свою антропологию верою в светлую будущность человечества улучшенного просвещением и религиею. Содержание книги Бурдаха указывает на разнообразие задач антропологии; последующий ход науки составляет развитие изложенной программы при усовершенствованы методов наследования в отдельных ее частях. Еще в 30-х годах текущего столетия внимание естествоиспытателей и историков привлекли исследования Буше-де-Перта и Шмерлинга над найденными в разных местах Европы орудиями и изделиями из камня приписываемыми племенам, жившим в весьма отдаленные времена; по выводам геологии такие племена должны были жить в эпоху, предшествовавшую на многие сотни лет началу исторической хронологии. Так как в первой половине нашего века между натуралистами (Кювье и Ж. С.-Илером) шел оживленный спор об изменяемости видов в животном мире, то вопрос о времени и форме происхождения человека занял первое место. В разъяснении этого вопроса наибольшие заслуги принадлежат англичанам Чарльзу Дарвину, Гёксли и Лайелю; последнему антропология обязана замечательным трудом «Геологические доказательства древности человека» (русский перевод Бакста, 1863 г.); в этой книге Лайель, со свойственной англичанам осторожностью и последовательностью, рассматривает все известные в его время находки человеческих останков с каменными орудиями, а равно и местонахождения первобытных его обитаний как-то: свайных построек, пещерных жилищ, кухонных остатков и т. д., и медленно, шаг за шагом, приводить читателя къ убежденно о постепенном возникновении человеческого рода в значительно предшествующее исторической хронологии время. Лайель разбирает также вопрос о происхождении животных вообще и об анатомическом сходстве человека с близкими породами. Геологически Лайель устанавливает появление человека в эпоху образования новейших отложений, предшествующих ледниковым образованиям. Одновременно с Лайелем, вопросом о происхождении человека и положении его в ряду органических существ, в Германии занимались К. Фохт и Гекель, во Франции — Катрфаж и Флуранс. В пятидесятых годах во Франции образовалась новая школа антропологов; в 1859 году по инициативе проф. медицинского факультета Поля Брока учреждено парижское Антропологическое общество и вслед за этим открыты при Медицинской школе антропологические курсы, лекции которых читались и читаются талантливыми учениками и последователями Брока — Топинаром, Мартилье и др.
Поль Брока закрепил за антропологическим изучением человека метрический метод, т. е. числовые показатели разных частей и свойств человеческого тела в различных его проявлениях по расам, возрастам, болезненным и случайным отклонениям. Париж давно уже представлял богатое поле для антропологических исследований, в особенности, благодаря своим музеям в ботаническом саду (Musses d’Histoire Naturelle); эти музеи, основанные еще в XVII веке, к концу прошлого и в начале нынешнего столетия достигли громкой известности, благодаря плеяде ученых директоров сада (Бюффону, Кювье, Ж. С- Илеру и не менее известным путешественникам Дюмон-Дюрвилю, Лаперузу, Д’Орбиньи и др. В особенности интересно в Ботаническом саду антропологическое собрание, заключающее скелеты и препараты почти всех представителей человеческого рода, а также болезненных уклонений и анатомических редкостей.
Сам основатель современной антропологии П. Брока написал множество мемуаров по всем отраслям науки, но систематическое и популярное изложение всей области ее взял на себя ученик его Топинар: «Антропология» (русский перевод И. Мечникова, 1879 г., изд. Пантелеева). В первой ее части автор разбирает методы изучения человека, как отдельного вида, по отношению к другим млекопитающим, а равно по полу, возрасту и уклонениям; этой части антропологии придают название «зоологической антропологии»; во второй — установленные методы исследования применяются к отдельным расам и народностям по их внешним и внутренним признакам. В этой же части отводится место расам, исчезнувшим с лица земли, изучая их путем исследования уцелевших черепов и костяков; эта часть может назваться «этнологической и доисторической археологией»; в третьей части рассматривается вопрос образования организмов вообще и вместе с тъм происхождение человека; эта последняя часть посвящена «антропогении и филогении».
Французская школа антропологов отбросила вопросы чистой анатомии и физиологии, занимавшие, как мы видели, Бурдаха и его современников, оставила также психологию, передав ее в руки психиатров, и занялась исключительно описательною частью наружных признаков живого человека и его остатков с целью установления реального метода в дальнейшем развитии своей науки. Цвет кожи, волос, глазных зрачков, затем вес и размеры отдельных частей черепа и других сочленений скелета — вот материал антропологических исследований. Измерения производятся точными приборами, среди которых главную роль играет масштаб метрической системы и циркуль для определения расстояния различных точек на черепе и костях. Измерительные методы в приложении к черепам составляют «краниометрию», в приложении к другим частям скелета (позвоночному столбу, конечностям и проч.) — «остеометрию», а в приложении к частям тела живого человека — «антропометрию».
Для получения выводов измерительных исследований установлены условные названия или измерители различных частей скелета и тела; в приложении к краниологическим исследованиям различают диаметры (величины получаемые масштабом), дуги, углы и показатели; измерительные данные могут относиться к костям собственно черепа (лобной, височным и затылочным костям), лица и верхней и нижней челюстей. Каждый указатель имеет свою условную формулу. Преимущественно же значение получают показатели, выражающие отношение двух или нескольких измерителей; главнейшие показатели: головной, вертикальный, лобный, лицевой, глазной, носовой и затылочный.
Особенное значение для классификации черепов получил головной указатель, показывающей отношение наибольшей ширины к наибольшему поперечнику; согласно этому, показатели черепа разделяются на длинноголовые, среднеголовые и короткоголовые. Вот некоторые головные показатели, по измерениям Брока, заключающие, как это видно, основание для классификации ныне живущих и вымерших человеческих рас: Длинноголовые—75,00″ и меньше, австралийцы 71,49, эскимосы 71,71, готтентоты 72,42, кромонион (до-исторический) 73.34, лозера (то же) 73,32. Под-длинноголовые — 75,01—77,77, из дольменов сев. Франции 75,01, древние египтяне 75,53, полинезийцы 78,30, эпохи меровингов 76,36, испанские баски 77,62, китайцы 77,60. Среднеголовые — 77,78—80,00, галлы 78,09, мексиканцы 78,09, норманы XVIII ст. 78,77, голландцы 78,89, парижане XII—XIX ст. 79,45, американцы 79,25. Под-короткоголовые: эстляндцы 80,39, монголы 81,40, турки 81,49, явайцы 81,61. Короткоголовые: савойцы 83,63, финны 83,69, баварцы (швабы)84,37, лапландцы 85,63, сирийцы 85,93.
Необходимо заметить, что целесообразность антропометрических методов заключается не столько в критериуме для различения рас и разновидностей, сколько в установлены правильности или зависимости взаимных отношений отдельных частей черепа или скелета; эта правильность или постоянство в отношениях — замечается при первом вступлении в область краниометрических исследований и обещает богатые выводы в дальнейшем развитии науки.
Сравнительный метод изучения человека в различных местах обитания и в разные эпохи его существования создал своеобразную литературу, особенно в Англии; здесь следует поставить рядом два имени одинаково почтенные — Джона Леббока и Эдмунда Тайлора. Первому принадлежат два труда: «Доисторические времена» и«Начало цивилизации», второму — «Антропология». Джону Леббоку наука преимущественно обязана сопоставлением культуры доисторического человека с нравами и обычаями современных дикарей. В сочинении «Доисторические времена» (русский перевод Д. Н. Анучина) читатели найдут последовательное и обстоятельное рассмотрение всех форм жизни и обстановки человека в пещерах, свайных постройках и т. п.; здесь же, и еще подробнее в «Началах цивилизации» Леббок знакомит как с внешним образом жизни, так и нравственным миром некультурных племен земного шара, причем дикари разделяются, согласно намеченным автором характерным чертам, на две группы: «полярных» дикарей (патагонцы, эскимосы) и «тропических» (бушмены, негритосы), причем можно видеть как физические условия существования вызывают аналогические и соответствующие климату приспособления и привычки.
«Антропология» Тайлора в русском переводе 1882 года издана с предисловием д-ра Ивина, заключающем сжатое изложение истории мысли (положительной философии) с указанием последовательного возникновения научных областей геологии, биологии и антропологии; далее указана как иностранная, так и русская антропологическая литература. Тайлор начинает с общих оснований антропологии, касается антропометрии, бегло размаривает типы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит к существенной части своего труда — детальной истории умственного и нравственного развития человеческого рода до возникновения государственности. В частностях автор знакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мистическими и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями. Тайлор, как англичанин, не торопится на выводы, столь охотно выставляемые французами, а тщательно исследует данные и факты; книга его, богатая материалом, по справедливости может быть названа «антропологиею историческою».
Современное движете науки совершается путем совместных (кооперативных) работ ученых обществ, печатающих свои труды в специальных журналах; почти во всех столицах учреждены «Антропологические общества», а именно: в Париже, образовавшееся в 1859 общество издает «Revue d’Antropologie», в Лондоне, в 1863 г., издает «Journal of the Antropological Institute», в Берлине, 1869 г., — «Zeitschrift für Ethnologie».
Россия не отстала от Западной Европы в поддержании и развитии антропологических знаний; еще в 50-тых годах, следовательно одновременно с возникновением французской новой Антропологической школы, появились труды академика М. Бэра о естественной истории человека (Бэр печатал свои работы в изданиях академии и за границею; популярное изложение своих антропологических воззрений он поместил в приложении к Академическому календарю 1863 года и в журнале «Натуралист»). Покойный академик не разделял взглядов трансформистов и отстаивал самостоятельность и независимость организации человеческого вида; тем не менее он применял сравнительный метод исследования, собрал обширную коллекцию черепов и издал их описание (Crania selecta). Настоящим насадителем антропологии в нашем отечестве следует признать московского профессора зоологии А. П. Богданова, содействовавшего возникновению в 1867 году «Общества любителей антропологии», произведшего множество краниометрических исследований, устроившего в 1879 г. в Москве Антропологическую выставку и съезд специалистов и возбудившего в публике интерес к новой науке. Учениками Богданова в Москве можно назвать Д. Н. Анучина, д-ра Покровского и т. д. Но и Петербург не отставал в работах нового направления; при Императорском Географическом обществе, в отделе этнографии, занимались А. Майков, И. Поляков, К. Мережковский, Малахов и многие другие: при Академиях Наук и Медицинской возникли Антропологические собрания, а в ученых обществах все чаще и чаще реферировались антропологические исследования.
В 1882 году на Высочайше дарованные средства отпечатан капитальный труд профессора геологии петербургского университета А. А. Иностранцева: «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера»; автором констатировано местообитание человеческого племени по берегам Ладожского озера, в так наз. каменный век; племя это, относящееся к типу длинноголовых, находилось на степени первоначальной культуры полудиких рыбарей, занимавшихся кроме того охотою на зверей и пользовавшихся для своих потребностей орудием из камня и кости искусной отделки. В книге описано 18 человеческих неделимых (черепа и неполные части скелета) и различные кости современных им животных, некоторые растения, а также утварь и орудия. Крониаметрическая часть принадлежит А. П. Богданову, зоологическая самому автору, Д. Н. Анучину и другим профессорам. Около проф. Иностранцева сгруппировались петербургские антропологи; 10 ноября 1887 года утвержден устав, а 22-го февраля 1888 года открыто «Русское Антропологическое общество при импер. С.-Петербургском университете», имеющее целью изучение человеческих рас, населяющих и населявших Россию и распространение антропологических знаний. Общество составилось главным образом из профессоров университета и военно-медицинской академии: А. А. Иностранцева (председатель), А. И. Таранецкого (вице-председатель), Л. К. Ивановского, И. Ф. Лесгафта, докторов А. В. Елисеева, И. В. Маляревского, затем присоединились археологи: гр. А. А. Бобринский, кн. П. А. Путятин и м. д.; в первый год своего существования общество уже насчитывало свыше 40 действительных членов, одного почетного (А. П. Богданов) и нескольких членов-сотрудников и корреспондентов. Общество издает под редакциею своего секретаря д-ра С. Н. Данило «Протоколы заседаний». Небезынтересно, что среди рефератов и сообщений тотчас же стали преобладать сообщения с психологическим направлением, как например: о методах психологических наблюдений, о мозге идиота, о черепе душевнобольного и т. д. (Протоколы заседаний 1888 года).
Очерк научной области антропологии будет неполон, если мы не укажем на значение ее методов в политических и юридических науках. Антропометрия заняла видное место в статистике, благодаря труду бельгийского ученого Кетле: «О человеке и развитии его способностей, или опыт общественной физики» (Париж, 1835 г.). Автор в основание своих исследований положил «Общественную антропологию», т. е. учение об идеальном, собирательном или так. наз. среднем человеке (homme moyen), доискиваясь путем количественного метода (путем измерений) математических законов общественной жизни; в 1-й книге автор рассматривает собственно чисто статистический вопрос о народонаселении; во 2-й и 3-й книгах — вопросы антропологические о физическом и духовном человеке, в 4-й — он рассуждает о возможности познания «среднего человека» для ученых моралистов и государственных людей. Общественная антропология, по Кетле, обнимает вопросы о физическом человеке, в частности: рост и вес по возрастам и полам, телесную силу, дыхание, биение пульса и сердца, шаг и прыжок; духовный средний человек представляет данные для художественного, умственного и нравственного развития.
Метод Кетле, безусловно плодотворный для статистики, определивший для этой науки ее положительный объем, для антропологов современного направления уже далеко неудовлетворителен; «средний человек», как отвлечение, слишком удаляется от этнологической и зоологической основ науки о человеке; с другой стороны историческая археология и изучение нравственного быта современных дикарей должны во многом видоизменить и пополнить наши взгляды на духовную жизнь человека.
Другое направление антропологического характера стало наблюдаться в области юридических наук, мы говорим об итальянской школе криминалистов, во главе которых стоит проф. Цезарь Ломброзо. В сочинении «О преступном человеке», он не без таланта развивает воззрения, что преступность в отдельных индивидуумах не столько зависит от их свободной воли и окружающих обстоятельств, сколько от врожденной склонности к злым деяниям; такое нравственное состояние, располагающее к преступлениям, Ломброзо приближает к врожденному умопомешательству, т. е. считает преступника как бы за неизлечимого больного и следовательно, подлежащего предохранительным, а не карательным мерам. Приведенный взгляд, в случае если бы он был доказан, очевидно привел бы к полному изменение уголовного процесса и полицейских мероприятий. Хотя Ломброзо с антропологической точки зрения весьма последовательно (он начинает свою сравнительную психологию с животного мира) развивает свою теорию о врожденной преступности, но тем не менее большинство юристов, как теоретиков, так и практиков, считают существование особого класса неисправимых преступников, т. е. людей, в силу органических аномалий, неспособных приспособиться к условиям гражданственности (общежития), недоказанным.
В заключение приводим список антропологической литературы: Причар, « Natural history of Man» (1845);Др. К. Бурдах, «Anthropologie für das gebildete Publicum» (1847); Дарвин, «Descent of Man» (1864, сущ. рус. пер.); К. Фогт, «Vorlesungen über den Menschen» (1863, пер. на рус. яз. в 1866); Топинар, «Anthropologie» (1877); Брока, «Instructions craniologiques» (русский перевод А. Богданова); Лёббок, «Prehistoric Times»; его же, «Origin of Civilisations»; Лайель, «Antiquity of Man» (1864); Тайлор, «Early History of Mankinds; его же «Antropology». Русские переводы некоторыхъ изъ этихъ сочинений указаны выше, также как иностранные антропологические журналы; русская современная литература заключается в изданиях Географического общ-ва (записки по отделу этнографии), московского Общ-ва этнографии и антропологии и проч., специального же органа антропологии у нас не существует.
Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. – СПб., 1890. – Т. 1 А. Алтай – Арагвай. – С. 867–871.
- Размещено: 02.03.2012
- Ключевые слова: антропология
- Размер: 21.86 Kb
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции