[418]
История (греч. — исследование, рассказ, повествование о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. Уже в древности возник термин «естественная И.» применительно к описанию природы. Применительно к человеческому об-ву И. — его прошлое, процесс развития его в целом (всемирная И.), отдельных стран, народов или явлений, сторон в жизни об-ва. И. об-ва является частью и продолжением И. Земли, природы. В итоге длительной естеств. предыстории появился человек, к-рый постепенно перешёл от использования предметов природы к целенаправленной их обработке, опираясь на них при воздействии на окружающий мир. Систематич. изготовление орудий на древнейшей стадии и их использование повлекли за собой формирование психики человека и создали базу для возникновения речи. Параллельно шёл процесс становления об-ва, к-рое является продуктом взаимодействия людей. И. об-ва воз-
[419]
никла с появлением на Земле человека и первичного человеч. коллектива. Субъектом И. является человек. С появлением об-ва начинается историч. творчество людей, человечества, к-рое и является содержанием И. Люди создают материальные и духовные ценности, ведут борьбу с природой и преодолевают противоречия внутри об-ва, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. В И. действуют люди, коллективы, об-ва, к-рые различаются между собой не только исторически, но и в каждый данный момент. Люди живут в разл. природных условиях; неодинаков уровень их сознания и т. д. И. об-ва есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отд. людей, человеч. коллективов, всего человечества. Пройденный человечеством за сотни тыс. лет путь показывает, что процесс его историч. развития носит объективный характер. На развитие об-ва оказывают влияние мн. факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производительных сил, географическая среда, рост народонаселения, общение народов между собой и др. Каждый из факторов существенно влияет на развитие об-ва, составляя в совокупности необходимые условия его существования, развития. Географич. среда, напр., оказывает на протяжении всемирной И. большое влияние на развитие человека, на его расселение. Низкая плотность нас. и медленный его прирост при наличии огромных, не освоенных человеком пространств сдерживали прогресс человеч. об-в. В совокупности факторов развития об-ва гл. является произ-во материальных благ, т.е. средств к жизни, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ про-из-ва охватывает производительные силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Характер существующих в разл. р-нах мира отношений, при существовании в них одного и того же способа произ-ва, зависит от мн. факторов. Жизнь об-ва, его И. проявляется в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону историч. процесса. Обществ, сознание каждого данного об-ва, его обществ, идеи и учреждения представляют собой отражение его обществ, бытия. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застаёт определ. систему обществ, и экономич. отношений, обусловленную достигнутым уровнем развития цивилизации. Эти унаследованные отношения определяют характер и общие условия деятельности нового поколения. Поэтому об-во ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить. Но, с др. стороны, новые обществ, идеи, политич. учреждения после их возникновения приобретают относительную самостоятельность и оказывают активное воздействие на ход обществ, развития. В историч. процессе можно выявить ряд историч. эпох, этапов, к-рые обнимают комплекс процессов и явлений, характерных для ряда стран и народов, находящихся в сходных историч. условиях, хотя нередко и разных по уровню своего развития (напр., эпоха Возрождения). На каждом этапе развития об-ва существует господствующий социально-экономич. уклад, с к-рым могут сосуществовать др. уклады. Внутр. источником развития об-ва является постоянное преодоление непрерывно возникающих противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри об-ва. Преодоление противоречий между об-вом и природой приводит к открытию и пользованию новых сил природы, что способствует развитию производит, сил и прогрессу об-ва. Но гл. фактором внутр. развития любого об-ва является процесс преодоления противоречий внутри об-ва. Изменение в развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т.е. изменение обществ, бытия, отражается в обществ, сознании людей, является причиной появления новых идей. Это противоречие ведёт в появлению борьбы внутри об-ва между группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, поддерживающие их, и группами людей, заинтересованных в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений. Сознательные мотивы в действиях людей, политич. партий и выдающихся личностей являются отражением экономич. условий. Разрешение противоречий между производит, силами об-ва и существующими производств, отношениями может происходить в разл. формах. Изменение форм собственности и* политич. учреждений всегда затрагивает интересы людей, и возникающие здесь внутр. противоречия могут быть разрешены в ходе социальной революции. В др. случаях преодоление возникающих в об-ве противоречий осуществляется путём реформ. Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Происходит непрерывный рост производительности труда людей. Возрастают также активность, сила и эффективность борьбы нар. масс за свои интересы. Роль нар. масс в жизни об-ва значительно усиливается в переломные эпохи. Развитие об-ва на разных ступенях его существования, переход от одной эпохи к др. обусловливают поступательное, прогрессивное развитие человеч. об-ва. Критерием обществ, прогресса является степень развития производит, сил, успехи в развитии общечеловеч. культуры. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человечества от первобытного стада к цивилизации. В ходе историч. процесса расширяется производств, деятельность людей, усиливается, интенсифицируется их познавательная деятельность, совершенствуется сам человек как существо разумное. Первобытный человек из очагов первоначального появления постепенно расселился по земному шару. Появление сначала немногих р-нов, где цивилизация развивалась более быстро, где сложились первые государств, образования (в басе. Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Брахмапутры, Хуанхэ и Янцзы), оказывало сильное влияние на жизнь нас: соседних терр. Постепенно люди осваивали новые, всё
[420]
более обширные терр., соприкасаясь всё теснее друг с другом. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития об-ва. Век камня характеризовался крайне медленным прогрессом в материальной и духовной жизни об-ва; несравненно быстрее шло развитие об-ва в век металла (меди, бронзы и особенно железа). Если первобытнообщинный строй существовал сотни тыс. лет, то последующие этапы своего развития об-во проходило постоянно ускоряющимися темпами. Ускорение темпов прогресса об-ва во всех областях жизни достигло такой степени, когда люди даже одного поколения стали способны ощутить прогрессивное развитие и осознать его. Историч. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем, регресса, а в др. случаях — особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает историч. развитие в пределах одной эпохи, страны. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдается расцвет, подъём, в др. — упадок, застой. Нек-рые народности, этнич. группы, страны в силу определ. историч. условий миновали те или иные ступени обществ, развития. Напр., герм, и слав, племена перешли к феодализму, минуя рабовладельч. строй; ряд народностей в СССР, Монголия и др. перешли от феодализма к социализму, минуя капитализм; в США не было феодализма и т. п. У народов стран, находящихся на одной ступени историч. развития, также имеются различия. Неравномерность в развитии отд. народов и стран вызывается конкретными особенностями их И., уровнем развития производит, сил, различиями природных условий, влияниями и взаимоотношениями с соседними народами и т. д. Общий поступательный ход развития человеч. об-ва, ускорение темпов этого развития и одновременно наличие неравномерности и различий в развитии отд. народов и стран, даже явлений застоя — всё это является показателем единства и в то же время колоссального многообразия историч. процесса. Выражением единства историч. процесса являются также повторяемость, сходство мн. черт социальных, политич. и культурных явлений, форм у разл. народов и стран, находящихся на одинаковой ступени обществ, развития. В рез-те великих археологич. открытий 19-20 ее. были обнаружены сходные орудия труда, жилища, предметы культа у народов, часто не имевших в далёком прошлом непосредственных связей друг с другом. Мн. достижения человеч. знания можно считать рез-том коллективного творчества народов в ходе их историч. развития. Тенденцией, закономерностью всемирной И. является укрепление взаимосвязи отд. народов и стран, их взаимовлияние. Так, культурный обмен между разл. племенами, об-вами в эпоху палеолита совершался в радиусе до 800 км, ко времени появления первых цивилизаций (3-1-е тыс. до н. э.) — до 8 тыс. км, а в 1-м тыс. н.э. он охватил всю Азию, Европу и Африку. Налаживание связей между народами, гос-вами и т. д. имеет большое значение в И. человеч. об-ва. Эти связи между группами и народностями на протяжении человеч. И. принимали разл характер: миграции (напр., т. н. великое переселение народов, заселение островов Полинезии); культурные и др. влияния и заимствования; разл. социальные диффузии (распространение буддизма, христианства, ислама из мест первонач. их возникновения; влияние антич. культуры в эпоху Возрождения). До появления капитализма эти связи носили эпизодич. характер, легко нарушались под влиянием внешних причин, часто носили принудительный характер; народы жили в значит, степени изолированной жизнью, и нарушение связей нередко приводило к задержке в историч. развитии отд. народов. Лишь капиталистич. эпоха с её Великими географии, открытиями, всемирным обменом приводит к созданию всемирных связей и всемирной И. Общение народов превратилось из случайного, эпизодического в необходимое, постоянное, хотя в ряде случаев принудительный характер связей сохраняется и усиливается. 2) История как наука, см. Историческая наука.
Опубл.: Большая энциклопедия: В шестидесяти двух томах. — М., 2006. — Т. 19. — С. 418 – 420
размещено 22.01.2007
(0.3 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: pavel
- Размер: 11.03 Kb
- © pavel
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции