Музыка. История музыки. – Вокальная музыка была естественно древнейшая; еще до всемирного потопа, Юваль играл на музыкальных инструментах, и известно, что евреи аккомпанировали своему пению арфой, цитрой, трубой и литаврами. Музыка употреблялась у этого народа при богослужении и, вместе с великолепием религиозных обрядов, получила большее развитие. В такой же глубокой древности встречаем музыкальные инструменты у египтян, именно арфу. Отсюда музыка проникла в Грецию, но до времени Александра Македонского успехи ее были очень незамечательны. Между тем, Саккадас был первым солистом на флейте, Лазиас писал о теории музыки, а Пифагор изобрел канонику. Платон и Эвклид также оказали большие заслуги музыке; последний, в особенности, учением о звуке. При всем том, о свойствах греческой музыки нам известно весьма немного, и вопрос об участи хоров в греческой трагедии еще не разрешен вполне; неизвестно, употреблялись ли при их исполнении инструменты. К римлянам музыка перешла частью от этрусков (жреческая), частью от греков (театральная). Театральная, для которой преимущественно употреблялись флейты, лиры и цитры, обратилась в шумный аккомпанемент чтению актеров, пока наконец, с падением Западной империи, музыка, особенно у римлян, впала в совершенное безвкусие и потеряла всякое значение. – У галльских и германских народов музыка имела религиозное и военное применение: с нею приносились жертвы, она вела в бой, при чем играли на арфе, рожке, трубе и т.п. инструментах (друиды, скальды, барды). Образование музыки в роде, подобном нынешнему, начинается только с духовного пения христиан, для которого, на Лаодикийском соборе, были введены правильные напевы. Образователями христианского пения были папа Дамазий (370 г.), Амвросий Медиоланский, Ефрем Сирин и, в особенности, папа Григорий Великий (590–604), который учредил школу для обучения пению, и также ввел хорное пение. Дунстан, епископ Кентерберийский (умер в 988), первый написал сочинение для нескольких голосов, тогда как до тех пор хорная музыка исполнялась унисоном или в октавах. Почти в это же время, Гвидо (из Ареццо) изобрел нотное письмо, которое потом вскоре усовершенствовал Франко (из Кельна). Кроме этих людей, заслуживают благодарности, жившие в ту эпоху, Вальтер, Оддингтон, Иероним Моравский, Псевдо Беда и Адам. Общие правила гармонии установили, в начале XIV столетия, Маркаттус Падуанский и Иоанн Мурис. Вообще, все старания были устремлены тогда на усовершенствование гармонии, а мелодией почти пренебрегали до изобретения оперы (в конце XVI века). Первые проблески светской музыки явились с XI столетия, в речетативных песнях трубадуров, менестрелей и миннезингеров. В первых годах XV столетия начинается старинная нидерландская школа и правильное обрабатывание контрапункты. С этих пор возникает новейшая музыка, как искусство. Общее внимание обратилось на Италию, которая, даже до XV столетия, отставала от Испании, Франции, Нидерландов и Германии, и училась контрапунктной музыке преимущественно у нидерландцев. Теперь выступили Констанцо Феста, первый замечательный гармоничный композитор Италии, которого сочинения (1514) явились в печати, и Джузеппе Зарлино, величайший теоретик своего времени. Но только при Палестрине (1560) музыка стала на высочайшую ступень в Италии, и только при нем кончилось чужеземное влияние. С этого времени явились училища, под руководством туземцем. Сам Палестрин поступил учителем в римскую школу Нанини, в которой образовалась Феличе Анерио, Нанини да-Валлерано, Грегорио Аллегри. Папская капелла заботилась о поддержании достоинства духовной музыки, и Венеция состязалась с нею на этом поприще. Стечение счастливых обстоятельств способствовало, в то же время, возвышению светской музыки. Дворы итальянских князей соперничали образованностью. Флоренция, Неаполь, Генуя считали за честь покровительствовать искусствам. В конце XVI столетия даже основалось общество распространения музыки, преимущественно с целью восстановить древнюю греческую. Попытка Винч. Галлилея сочинить мелодии для одного голоса с аккомпанементом одного инструмента повела к изобретению новой итальянской оперы (1600 г.), образцом для которой послужила, изобретенная несколько ранее, оратория. Флорентийский поэт, Ринуччи (1597) сочинил новую оперу Дафна, для которой Пери написал музыку; вскоре потом этот же композитор, вместе с Каччини, произвел оперу Эвридика, но обе они – в высшей степени неудавшиеся оперы. Несколько лучше были оперы Орфей и Ариадна, в которых композитор Монтеверде по крайней мере связал слова и музыку речитативом. Первую комическую оперу написал Орацио Веккио, а первый порядочный оперный театр был построен (1637 г.) в богатой Венеции и блистательно открыт оперой Франциска Манелли Андромеда. Влияние Италии распространилось на Францию, Нидерланды (где уже в 930 г. монах Гукбальд и в 1450 г. Окенгейм трудились над четырехголосным пением и усовершенствовали духовную музыку), Англию и, особенно, Германию. Здесь, более прочих, отличился Лютер введением немецкого духовного пения, и сам он написал много хоралов и мотетов. Шюц сочинил первую немецкую оперу. В начале XVIII столетия музыка принимает у разных народов, преимущественно у итальянцев, немцев и французов, особый отпечаток национальности; но итальянская все еще стоит на переднем плане. За Бенеоли и Кариссими следует Алессандро Скарлатти, равно великий в знании высшей контрапункты, как в драматической музыке и в изобретении мелодий, полных прекраснейшего выражения. Гаспарини, Марчелло, Кальдара и Лотти, его современники, также были отличные музыканты, а Карелли, Геминьяки и Вивальди облагородили инструментальную музыку. Пистокки обосновал школу пения в Болонье, Феди – в Риме, Реди – во Флоренции. Еще более сделала неаполитанская школа, которую (1725 г.) основали Леонардо Лео, Франческо Дуранте и Гаэтано Греко, большею частью ученики Скарлатти. Они привели в порядок риторическую часть мелодии, дали лучший вид арии и дополнили оркестр введением гобоев, флейт и фаготов. К этой школе принадлежат, в числе прочих, Порпора, Сарти, Винчи, Перголезе, Дупи, Перес, Сала, Жомелли, Саккини, Пиччини (изобретатель итальянской комической оперы), Маио, Кафферо, Гудельми и, образовавшийся в Италии, немец Гассе. Стремление – поставить искусство человеческого голоса на высокую степень развития и доставить певцам возможность высказаться во всем блеске, много повредило чистоте и правильности гармонии и верной декламации в речитативах, и отняло у искусства ту важность, которая необходимо должна лежать в его основе, если только его произведения служат не для минутного удовольствия. Все эти злоупотребления и недостатки еще яснее обнаружились в новейшей итальянской музыке. Искусство пения, при постоянно возрастающей искусственности, перешло в напряжение; переходы и смелые скачки выдаются за настоящее, свежее, животрепещущее чувство, человеческий голос унижается до музыкального инструмента, поэзия пения исчезает, и игра звука делается с каждым днем бездушнее, неестественнее. Правда, знакомство итальянцев с характером и важностью немецкой музыки иногда удерживало эти стремления и, как прежде Жомелли, усовершенствовавшийся между немецкими артистами, так, впоследствии, Чимароза, Паэзиелли, Зингарелли, Караффа, Николини, Морлакки и Беллини производили много прекрасного, соображаясь со вкусом своего времени. Глава новейшей итальянской школы, Россини, один из примечательнейших музыкальных гениев, в высшей степени соединил, в бесчисленных своих операх, недостатки и достоинства своей школы. Знакомый с успехами немцев и употребляя, для своей цели, могущество инструментальной музыки, он задал себе изощрить прелесть голоса до последней степени, создавать мелодии самые нежные, легко западающие в слух, соединить все художественные средства певцов и обращать внимание на внутреннюю сущность поэмы тогда только, когда она не делала ущерба говору чувственности. Почти совершенно освободились от этого ошибочного направления музыки итальянцы, жившие, большей частью, за границей, Сальери, Паэр, Риджини, Спонтини и, особенно, Керубини, отличавшейся мужественной, величавой инструментовкой, на которого соотечественники смотрели как на отступника. Из последователей Россини увлеклись его недостатками Доницетти, Меркаданте и даже Беллини. При таком настроении вкуса, духовная музыка итальянцев пришла почти в совершенный упадок. Зато Италия произвела превосходных виртуозов, между которыми, кроме прежних, Скарлатти, Тартини и Клементини, в новейшее время отличились, особенно, Паганини, – волшебник скрипки, также Баччини и сестры Миланолло. Итальянское пение, которого успехам способствовала болонская школа Бернокки, достигло высшего совершенства; но, к сожалению, отличаясь необыкновенной гибкостью и украшениями, оно часто не имело задушевности. В недавнее и настоящее время славились певцы: Сандони, Фаустина Гассе (Бордони), Паста, немка Унгер, Гризи, Росси и певцы: Бенелли, Ферри, Рубини, Тамбурини, Лаблаш, Мориани, Марио и др. – В Германии после Лютера музыка на долгое время отстала от итальянской. Только генералбасвыработался заметным образом и, вместе с ним, духовная музыка получила новый успех и разные улучшения. Себастьян Бах, с сыновьями, постановил новые законы в теории музыки, которые потом Марпург, Маттезон и Зорге дополнили во всех отношениях. Гендель своими многочисленными и превосходными ораториями доставил немецкой музыке прочное уважение за границей и вместе с Гессе, отличным композитором духовной музыки (мессы), написал, для опыта, оперу; однако ж произведение это не дышало немецким характером. За ними, опираясь на широко раздвинутые и прочные основы теории и отчасти сами трудясь над ее развитием, Граун, Иосиф и Михаил Гайдн, Науманн, Шихт, Моцарт и др. написали много образцовых пьес для духовной музыки (оратории Иос. Гайдна: Сотворение мира, Времена года; мессы Иос. и М. Гайдна, Науманна, мотеты, Шихта и поч.); в это же время, т.е в конце XVIII столетия, Цельтер, Рихард и др. сочиняли песни и баллады. В опере, которой рассвет так блистательно начался на горизонте Германии созданиями Глюка (Ифигения, Армида, Альцеста и др.), отличился, кроме Адама Гиллера, особенно Петр Винтер, и, в высшей степени, Моцарт, который в многочисленных операх своих (Дон Жуан, Свадьба Фигаро, Титово милосердие, Волшебная флейта и проч.) вознес немецкую музыку на вершину славы, и прославился столь же характеристическим выражением драматизма, как необыкновенной чистотой и правильностью инструментовки. В последнем отношении превзошел его, только гениальностью и смелостью, последний герой классической музыки – Людвиг Ван Бетховен. Им начинается последний период новейшей немецкой музыки, и, в то же время, стремление немцев к музыке, какого в подобном размере не было ни у одного народа (академии пения, музыкальные общества, Liedertafeln, музыкальные праздники и проч.). Как Бетховен преимущественно для инструментальной музыки (симфонии, увертюры, квартеты, квинтеты и проч.), так после него, и более или менее под его влиянием, трудились Л. Шпор, Лахнер, Рис (наиболее имеющий сходства с Бетховеном), Шуберт, Рейсигер, Линдпайнтнер и др. В опере отличились, кроме Бетховена (Фиделио), Шпор (Жессонда, Фауст), Копр. Крейцер, Линдпайнтнер, Маршнер (Вампир, Тамплиеры и Жидовка и проч.), Лобе, Глезер, Лорцинг, Рихард Вагнер, Флотов, но более прочих, великие ученики аббата Фоглера, Мейерберг и Карл-Мария Вебер (Фрейшиц, Оберон, Эврианта). Лучшую музыку для песен и романсов писали Бетховен, Вебер, Рейсигер, Маршнер, Франц Шуберт, Кюккен, Прох, Мендельсон-Бартольди, Тауберт; в бальной особенно блистали имена Штрауса, Ланнера и Лабицкого. Лучшие произведения духовной музыки в последние десятилетия принадлежат Фр. Шнейдеру (множество ораторий; знаменитейшая из них Страшный суд), Мендельсону-Бартольди (Паулус и др.), Стадлеру, кавалеру Зейфриду, Рейсигеру (мессы, псалмы и др.), Дробишу. – Немецкие певцы и певицы, уступая итальянским по гибкости пения, большей частью превосходили их чувством и душой. Замечательнейшие певицы – Зонтаг, Шредер-Девриент, Сабина и Клара Гейнефеттер, Лёве, Лютцер, Крал, Фишер-Ахтен и др.; певцы – Гайцингер, Вильд, Фишер, Ештеркер и, современные нам, Тихачев и бас Стаудигль; – пианисты: Гуммель, Гензельт, Тальберг, Мошелес, Калькбреннер, Лист и пианистка Клара Шуманн-Вик; скрипачи: Шпор, основатель своей школы, Липинский, Эрнст, Мейзедер, Молик, Маурер и Давид; виолончелисты: Дацауэр, Ромберг, Мерк, Куммер и много артистов для всех прочих инструментов. Развитие французской музыки принадлежит к половине XVII столетия, и началось с музыки духовной, которая перешла во Францию из Италии и в это время стояла там еще на низшей ступени, нежели в Германии. Прежде всего получила доступ оперетта, родственная с французскими народными песнями. Творцом французской оперы обыкновенно считается (1670 г.) Люлли; Детут, Монклер и Лаланд, также Франкер, но особенно Бертон усовершенствовали ее в его вкусе. Вскоре, однако ж, итальянское искусство опять вкралось во французскую оперу; Руссо стремился к более правильному соединению музыкального выражения с поэзией, пока наконец Гретри (1768 г.) очистил вкус, которому Глук в Париже и Франции дал перевес над музыкой итальянца Пиччини. Впоследствии присутствие многих немцев в Париже и основание знаменитой музыкальной консерватории (1793) дало новое направление всем отраслям музыки. Мегюль, Лемоан, Боэльдьё, Лесуэр, Изуар и др. написали много отличных опер, но уступающих созданиям современных нам композиторов – Обера, Галеви и, особенно, Мейербера. Между композиторами романсов, первое место принадлежит Пансерону; за ним – Мазини и Луиза Пюже; в инструментальной музыке приобрели славу: Керубини, Габенек, Берлиоз и Фел. Давид. Лучшие певцы: Малибран, Штольц и др.; знаменитые виртуозы: на фортепиано – Лист и Шопен, на скрипке – Арто, Вьётан, Берио; на флейте – Друэ; на виолончели – Серве, к которому, до известной степени, приближается бельгиец Прюм. – У прочих европейских народов, музыка не представляет решительных явлений и судьба ее не играет большой роли в истории искусства. Англичане, при всем вкусе и стремлении к музыке, еще отстали в ней от упомянутых здесь наций. Только в недавнее время явились в Англии композиторы и виртуозы, каковы Бальф (оперы), Онслов и Беннет (симфонисты) и артистки, каковы Шау и Новело, впрочем получившие музыкальное образование в Германии, именно у Мендельсона-Бартольди. – На скандинавском севере появились: композитор Крузелль, скрипач Оле-Буль и певица Жени Линд. – В России любовь и вкус к музыке начали развиваться со времени заведения в Петербурге итальянской оперы, при императрице Анне Иоанновне, в 1735 г. Первый директор этой оперы был итальянец Арайя (род. 1700), а первая разыгранная у нас опера его сочинения (1737) называлась Abisanca. В 1755 г. представлена опера того же композитора с русским текстом Цефал и Прокрис. Опера господствовала до 1760 г. Играли на ней отчасти выписанные артисты, но большею частью придворный хор певчих и домашние певчие графа Разумовского. Первая певица, или примадонна, была девица Белоградская, дочь придворного лютниста, а первый певец – певчий графа Разумовского, Гаврилушка или Гаврила Марцинкевич. Это были только первые попытки к утверждению оперы. Екатерина Великая, хотя сама и не была любительницей музыки, но понимала вполне пользу для нравов и образованности от распространения этого искусства в народе и доставления публике благородного наслаждения. Знаменитые композиторы того времени: Жомелли, Торелли, Керцелли, Галуппи (учитель нашего Бортянского), Анфосси, Сарти, Паэзиелло, Чимароза, Мартин и Астаротти были в России и управляли у нас итальянской оперой. Паэзиелло написал для Петербурга лучшие свои оперы: Жители луны, Нитета, Ахилл на острове Скаросе, Севильский цирюльник, Служанка-госпожа; Сарти написал Армиду, – Утешенные любовники; Чимароза – Impressario in angustia, и еще несколько опер; Мартин – Деревенскую свадьбу, Редкую вещь, Дианино древо; Астаротти – Духовница, Ранольдо д”Аст и т.п. – Итальянские композиторы написали у нас множество русских романсов и песен, которые многие почитают народными композициями, так например, Сарти написал музыку к песне «Я не знала ни о чем в свете тужить»; Мартин – «Лишь только занялась заря» и т.п. В 1739 г. русская оперная труппа уже в состоянии была петь почти все оперы, которые давались на придворном итальянском театре. Для этого либретто переводились на русский язык. Наконец, Екатерина Великая захотела создать русскую оперу, заказала музыку в русском народном духе и сама написала либретто с некоторыми из своих приближенных, выбирая предметы из русской истории и русских сказок. У нас существует множество опер, написанных для русской сцены, как например: Храбрый и смелый рыцарь Акридеич, Февей, Горе-богатырь Косометович, Баба-яга, Богатырь Боеславич, Иван-Царевич и др. Музыку писали Мартин и Паскевич. В легком роде, т.е. вроде французской комической оперы написаны: Мельник, музыка Фомина; Сбитенщик, музыка Бюлана; Матросские шутки, музыка Себастана Жоржа; Скупой, музыка Паскевича; Несчастье от кареты, Федул с детьми, музыка Диони и т.п. Все вельможи и богатые люди времен Екатерины имели свои домашние капеллы и хоры певчих, а некоторые содержали домашние труппы актеров. Этот обычай продолжался и в царствование императора Александра. При Екатерине Великой изобретена в России роговая музыка. Первую мысль к этому подал гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин, а усовершенствовал изобретение Богемец Мареш. Весьма много содействовал к распространению вкуса и любви к музыке музыкальный клуб, учрежденный в 1772 г. и находившийся в доме Коссиковского, у Полицейского моста. Светлейший князь Потемкин предполагал даже (1776) учредить музыкальную академию в Кременчуге. Вообще музыка и театр в царствование Екатерины Великой составили любимое занятие образованного сословия в России. При императоре Павле Петровиче заведена в Петербурге французская комическая опера, которая существовала у нас до 1811 г. В 1806 г. капельмейстером этой оперы был Боэльдье, сочинивший в Петербурге три оперы. После отечественной войны, в 1815 г., снова основана в Петербурге французская комическая опера. В царствование императора Александра русская опера также находилась в блистательном положении. Мы имели трех отличных певцов: Самойлова, Злова и Климовского, и превосходных певиц – Сандунову и Черникову (в замужестве Самойлову). Сочинено было много народных опер. Русалка, музыка Кауэра и Давыдова; Князь-невидимка, Илья богатырь, Жар-птица, Любовная почта, Иван Сусанин, Ям, Посиделки, музыка Титова; Гроза, Левашева. Писали для русской сцены: Козловский, Кавос, Антонолини, Титов, Кауэр, Давыдов, Левашев. Штейбельт поставил на сцене две своих оперы: Ромео и Юлия и Сандрильона. – По кончине императора Александра Павловича учредилась музыкальная академия, под управлением г. Львова, и академия пения, под дирекцией графа М.Ю. Виельгорского, существовавшая недолго. В 1828 г. снова заведена у нас итальянская опера, которая, однако ж, по недостатку отличных талантов, не могла существовать долго. Немецкая опера также имела в свое время много любителей, и когда имела отличные сюжеты, театр всегда был полон. – В нынешнее время, лучшие наши композиторы: Глинка (Жизнь за царя, Руслан и Людмила), Верстовский (Аскольдова могила, Тоска по родине), Даргомыжский. Первые знатиоки музыки и композиторы: гр. М.Ю. Виельгорский и А.Ф. Львов. Сочинители многих превосходных романсов и песен: Титов, Алябьев, Варламов, Рупини, Норов, Макаров, Эсаулов, Эсаулов, Гурилев. Кашин отличался русскими мелодиями.
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: mz
- Размер: 20.22 Kb
- © mz
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции