МУЗЫКА (греч.—искусство муз), искусство организации звуков с целью вызвать извести, переживания у слушателя. Происхождение М. связано с процессом организации коллективного труда. Такая связь раньше всего осуществилась через ритм (см.), один из основных элементов музыки (см. соч. К. Бюхера «Работа и ритм»).
Основной материал М.—звук, т. е. колебания упругого тела в воздушной среде, может изменяться по своей длительности, высоте, силе и окраске (тембр). Изменение длительности вызывает ощущение ритма, т. е. закономерного распределения звуков во времени. Высота звука зависит от числа колебаний звучащего тела в секунду: чем больше число колебаний, тем выше звук. Сила звука зависит от размаха колебаний воздушных частиц. Наконец, окраска (тембр) звука, т. е. то свойство, благодаря которому мы можем различить, из какого источника получен данный звук (человеч. голос, различи, инструменты), зависит от формы (характера) колебаний звучащего тела.
Существенное значение для организации М. имеет явление «созвуков», т. е. совокупности звуков, составляющих каждый данный музыкальный тон (см.).
Тон можно разложить на составляющие его части, из коих нижний основной звук слышится сильнее прочих, а остальные расположены над ним (см. Обертон) и по мере удаления вверх еле-еле слышны. Так. обр., музыкальный звук представляет собой сложное явление: чем больше в звуке верхних тонов, тем ярче его звучание. Явление созвуков лежит в основе гармонии (см.), т. е. созвучания.
Создание музык. произведения, организующего сознание слушателя, основано на применении след. элементов М,: ритма, мелодии, гармонии, окраски. Древнейшим элементом М. является ритм. Ритмические вскрикивания и удары барабана наблюдаются при работе племен, находящихся на самой низкой ступени развития (Бюхер). Тесно связана с ритмом и мелодия (напев), т. е. последование звуков разной высоты и длительности. Мелодия является в М. тем же, чем линия в рисунке и живописи. Без упорядоченного ритма нет мелодии, т. к. вне ритма она превратилась быв беспорядочное нагромождение звуков. Гармония — более сложное явление. Это — одновременное звучание нескольких тонов. При большом разнообразии возможных созвучий учение об этих созвучиях представляет собою довольно сложную систему. Исторически гармония появилась гораздо позднее, чем мелодия. Окраска звучания (тембр) изменяется в зависимости от тех источников музык. звучания, к-рые мы применяем. По мере объединения музыкантов, играющих на различных инструментах или пользующихся своим голосом, разнообразие тембров в музыке все более и более расширяется и усложняется.
В процессе создания и распространения музык. произведения принимает участие как творец его (композитор), так и исполнитель (певец или инструменталист). В отличие от образцов других искусств, музык. произведение становится реальностью лишь с того момента, когда оно исполняется к.-л. музыкантом. Для изображения музык. тонов и их взаимоотношений употребляются особые знаки—ноты (см. Нотное письмо).
Сочинитель музыки (композитор) первоначально совпадал с ее исполнителем и не нуждался, поэтому, в к.-л. записях; сочиненная им песнь тут же исполнялась им. По мере же усложнения М., при желании выразить в ней более сложные чувства и тем ответить на новые запросы слушательской массы, усложняются и способы разработки или использования звука. Так. обр., зарождаются более замысловатые напевы, основанные на большом изощрении ритмической основы, широко используются одновременные звучания нескольких звуков (аккорды), вырабатываются правила их соотношений друг к другу (учение о гармонии), далее одновременного звучания нескольких мелодий (контрапункт). Сочинитель более не довольствуется средствами человеч. голоса, но сочиняет М. как для отдельных инструментов (т. е. механических орудий для получения музыкальных звуков), так и для совместного пения нескольких голосов или совместной игры нескольких инструментов (ансамбль). К исполнению музык. произведений привлекается большое количество музыкантов, объединяемых в оркестр (группа исполнителей на отдельных инструментах) или хор певцов, объединенных для исполнения к.-л. произведения. Наконец, оркестр и хор соединяются вместе, что дает особенно сильное музыкальное впечатление. М. вводится в театральные представления, и создается особый их род — опера, вокально-инструментальное произведение для сценического исполнения.
Весь круг музык. произведений требует большой профессиональной подготовки со стороны сочинителя М., что влечет за собой создание науки о различных способах музык. сочинительства (музыкальная теория, или теория композиции) и создание соответствен, учебных заведений, где музыканты получают свое образование (консерватории). С друг, стороны, усложнение музык. содержания требует и более сложных точных способов художественной передачи. Происходит разрыв между творцом и исполнителем М. Первый часто не в состоянии исполнить своего произведения, и образуется особая группа музыкантов (певцов и инструменталистов), изучающих искусство музыкального исполнения. Благодаря многовековому накоплению опыта исполнения некоторые из музыкантов достигают чрезвычайно высокой степени исполнительного искусства. Таких музыкантов обыкновенно называют виртуозами. Усложнение инструментального письма ведет к созданию особых ансамблей: малого состава из неск. человек, т. наз. камерных ансамблей (от итал. «камера»—небольш. помещение, в к-ром исполняется такая М.), и больших оркестровых, симфонических, руководимых особым музыкантом—дирижером, подчиняющим всех членов оркестрового коллектива своей исполнительской воле. В последнее время в СССР (и вслед за тем в различных европ. центрах) появились и бездирижерные оркестровые ансамбли, из коих самый крупный—«Персимфанс» (Первый симфонический ансамбль) в Москве.
М. возникла как средство организации общественно – полезного труда. Определенные производственные отношения, классовая борьба и классовые интересы выявляются во всех формах идеологии, в т. ч. и музыкальной. В связи с экономич. развитием общества, с изменением социальных условий меняются и содержание и оформление музык. искусства. Последнее развивается по двум линиям: эксплоатируемые массы создают свое т. и. «народное искусство», в то время как господствующие классы, пользующиеся наибольшими музыкально-техническими возможностями, создают свою музыку, т. н. «высокое» искусство. Обе силы сталкиваются, причем в отдельные историческ. моменты искусство господствующего класса пользуется материалом народной М., остающейся на низкой ступени технического развития. С др. стороны, сложное «высокое» искусство остается совершенно чуждым массовому слушателю, что сказывается отрывом специалистов от интересов и жизни широких масс.
Историю М. можно подразделить на шесть крупнейших периодов: 1) музыку древности, обнимающую период почти трех тысячелетий, исторически недостаточно обследованных (см.Греческая музыка), 2)М. ср. вв., в эпоху позднего средневековья развивается полифоническая (многоголосная) М. (см. Контрапункт, Нидерландская школа музыки), 3)М. эпохи Возрождения, до появления оперы (см.) в самом конце 16 в., 4) новую М.—от появления оперы до эпохи Великой франц. революции и создания Бетховеном его симфоний, и, наконец, 5) новейшую М., к-рая опять-таки может быть подразделена на два периода: от эпохи Бетховена, отразившей веяния Вел. франц. революции, до революционного 1848 года, когда получает развитие новая форма музыкальной драмы (см.); от 1848 до мировой войны, образования пролетарского гос-ва СССР и появления первых ростков революционного искусства.
В древнейшие периоды М. тесно связана с различными актами общественной жизни (стройную теорию общественного воздействия М. создали уже древние греки). В ср. вв. музык. искусство Европы тесно связано с культом, в интересах господствующей церкви, по линии «высокого» искусства, в то время как народная песнь и пляски развиваются чрезвычайно разнообразно у различных народов. В эпоху Возрождения и новое время (17—18 вв.) начинают особенно развиваться опера и различные формы камерного ансамбля, а также оркестрового, вплоть до симфонического (соната, сюита, увертюра и симфония). Та же эпоха отмечена постепенным оскудением народного творчества и развитием техническ. мастерства применительно к отдельным (сольным) исполнителям-виртуозам. В 19 веке особое развитие получают симфоническая М. (см. Симфония) и музыкальная драма как средства организации коллективного сознания (так формулировали свою художеств, задачу величайшие представители этих двух родов музык. искусства—Бетховен и Вагнер). Рост капитализма во 2-й половине 19 века отмечен, с одной стороны, расширением музык. рынка для общедоступной внешне блестящей М., с другой стороны, чрезвычайным рафинированием, утончением муз. искусства, все более и более делающегося предметом потребления лишь небольшого круга знатоков из буржуазной интеллигенции.
Революционный период, начавшийся после мировой войны, создает в СССР новую установку музык. искусства. Соврем, советская музыка резко отличается от западной, задаваясь целью обслуживать интересы рабочего класса. Условия развития музык. искусства в нашем Союзе требуют прежде всего развития массовой самодеятельности и создания таких произведений, к-рые отразили бы в М. психоидеологию рабочей массы, строящей социализм.
Лит.: Сабанеев Л., Что такое музыка, М., 1925; его же, Всеобщая история музыки, М., 1925; Браудо Е., Всеобщая история музыки, 3 тт., П.—М., 1922—27; его же, Сжатый очерк истории музыки, М., 1928; Кочетов Н., Очерк истории музыки, 3 изд., М., 1924; Зимин П., Какие бывают музыкальные инструменты и какими способами получаются из них музык. звуки, М., 1925; Корев С., Музыка и современность, М., 1928. Евг. Браудо.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н..Л. Мещеряков – М.: Сов. энциклопедия, 1930. – Т. 5. Массикот – Огнев. – Стб. 442 – 445.
размещено 27.05.2007
(0.3 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: Браудо Е.М.
- Размер: 10.48 Kb
- © Браудо Е.М.
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции