Сказание о попе Савве

26 июня, 2020

СКАЗАНИЕ О ПОПЕ САВЕ И О ВЕЛИКОЙ ЕГО СЛАВЕ

Послушайте, миряне и все православные християне,

што ныня зделалася, великое чудо учинилася

над долгим попом, над премым дураков,

от Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.

А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.

Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.

Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,

Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.

Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

и много с ними говорит, за реку к себе монит:

у меня-де за рекою стойте, а в церкви хотя и не пойте. Я-де суть поп Сава, да немалая про меня и слава.

 Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю,

 Сам я, Савушка, хотя и наг пойду, а вас шта бубнов поведу.

Людми он добрыми хвалитца, а сам от них пятитца,

 как бы обмануть и за Москву-реку стянуть.

 По тех мест он ставленников держит, как они денги все издержут,

 а иных домой отпускает и рукописание на них взимает, чтоб им опять к Москве приполсти, а попу Саве винца привести.

 А хотя ему хто и меду привезет, то с радостию возмет

 и испить любит, и как все выпьет, а сам на них рыкнет:

даром-де у меня не гуляйте, подите капусту поливайте. А когда он изволит спать, а ставлеником прикажет баню топить.

 И как над ними наругался, толко сам в беду попался. Когда жена ему гаварила и о всем ему предвозвестила:

Лихо-де им от тебя ныне потерпеть, а после де и сам от них станешь пердеть.

 Сколка тебе, Савушка, не жить, а галавою своею наложить.

 Добро бы тебе от церкви не отбыть и смертны час не забыть.

 Глас божи — глас народа. Где твоя, Савушка, порода, хотя тебе непригожо, тут твоя и рожа.

Сколко ты не плутал, а ныне на цепь попал.

Добро бы тебе не воровать и добрых людей варами не называть.

Ставленников посылает обедни служить, а сам на постели лежит.

Кто к сему подобно не творит, тот все галавою наложит,

кто друга съедает, тот всегда сам пропадает,

а кто за ябедою ганяетца, тот скоро от нея погибаетца.

А кто за крамою ходит и как ему не вспитатца, толко у ворот ево никто не стучитца,

 а кто к нему ни ходит, и он к нему сам выходит

 и там проститца и паки в дом возвратитца.

 А ты бы сам, Савушка, шел да простился, с кем вчера побронился.

ОТВЕТ ПОПА САВЫ Х ПОПАДЬЕ

Поистинне ты, поподья, не смыслеш и дела не знаеш.

И рад бы шол да простился, да со многими людми разбронился.

Как мне не гулять, а от цепи не отлинять.

Да прости ты, поподья, слово твое збылося, уже и приставы приволоклися,

и, яко пса, обыдоша мя ныне, толко не сыскать было им меня и во веки.

СОН ПОПА САВЫ

Мне начесь спалось да много видилось:

пришли ко мне два аньела и говорят: много-де у тебя, поп, в мошне денег,

 мы-де их вынем, сочтем и в обтеку снесем.

 Али ж я спал дома на перине, проснулся, ан уш в патриаршей хлебне на рогозине,

 и хожу по хлебне, покличу, ан с шелепом ко мне на встречу.

 И как бы я ево не умалил, и он бы меня шелепом прибил.

 О сем поп Сава дивился, как он на цепи очутился, денег у него в мошне было немало, хватился, ан нет, ни пула не стало.

 А мню, те два аньела вытресли и, положа, ис обтеки назат не вынесли.

 Горе мне, дураку, и великому блядину сынку, что Сава на цепь попал и во веки пропал.

ЕГО Ж, БЕЗУМНАГО ПОПА, СМЕШНОЙ ИКОС

Радуйся, шелной Сава, дурной поп Саво,

радуйся, в хлебне сидя, ставленнически сидне!

Радуйся, что у тебя бараденка выросла, а ума не вынесла!

Радуйся, глупы папенцо, непостриженое гуменце.

Радуйся, породны русак, по делам воистинну дурак.

Радуйся, потриарша хлебня, видя тебя, такова сидня!

Радуйся, Савы шея, что цепь великая звеня и муки сея!

Радуйся, вшивая глава, дурной поп Сава,

Радуйся, град Тула, что сидит Сава у великава стула.

Радуйся, дурны нос, на лес глядя, рос.

Радуйся, долги поп и ако боярски халоп.

Радуйся, с добрыми людми поброняся, а в хлебне сидя веселяся.

Радуйся пив вотку, а ныне и воды в честь.

Радуйся, хлебню посетив и цепь просветив!

Радуйся и веселися, а дамов не торопися.

Радуйся, попа Савы спина, что хочет быти шелепина.

Радуйся, Сава глупой, и всей глупости твоей слава,

и везде про тебя дурная слава.

А на што тебе, Савушка, кондак, блядин ты сын и так.

Конец хождению Саве болшой славе.

______________________

Сказание о попе Савве.

Полное название литературного памятника, с учетом орфографии XVII века, звучит: «Сказание о попе Саве и о великой его славе».

Если содержание читателя не слишком удивит (сатира на духовенство низшего звена), то форма – вариант в рукописной традиции не слишком частый: стихотворная. Любители средневековой русской литературы помнят разные жанры, под личиной которых выступала смеховая культура: челобитная («Калязинская челобитная»), судное дело («Повесть о Ерше Ершовиче»), плутовская новелла («Повесть о Фроле Скобееве»). Всё это – проза.

«Сказание о попе Савве» – поэтическое, причем стих не белый и не корявый. У анонимного создателя «Сказания…» с литературными талантами всё было в порядке, даже на вкус много повидавшего читателя ХХI века. А ведь до появления классической русской литературы пушкинской поры от средневековья путь долог, и лежал он через тяжеловесную, непростую для восприятия поэзию века XVIII.

Содержательная часть «Сказания…» интересна аналитически. Учитывая то, что список (рукописная копия произведения) – не единственный из числа дошедших до нас, надо полагать, критика духовенства уровня рядового священника или чуть выше, не рассматривалась властями как тяжкое преступление. Мы мало знаем о работе цензоров XVII века, но множественность произведений, в которых поп – герой отрицательный (отголосок – пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде»), также говорит о наличии «свободы литературного слова» в этой сфере.

Если же говорить о фактуре, поп Савва – священник не бедный («…в приходе у нево богатые мужики»), но жадный и вредный (приманив под своё начало ставленников на священническую должность, разными способами раздевал их до нитки, да ещё использовал, как бесплатную рабсилу – заставлял на своем огороде поливать капусту и топить баню). При этом – халтурщик («в церкву (для службы) не нагою», к чему приучал и своих подопечных («у меня-де за рекою стойте (т.е. запишитесь на моё имя), а в церкви хотя и не пойте»)).

Савва – порядочный алкаш и хам (от хамства не избавлялись даже поставщики дарового пойла). Терпимость царской цензуры в отношении столь откровенного осмеяния священника – бойца тогдашнего идеологического фронта, возможно, объясняется финалом «Сказания…»: по совокупности преступлений и административных проступков, Савва посажен на цепь в «патриаршей хлебне» (пекарне), где, помимо лишения свободы, отбывает ещё и трудовую повинность. Итог для власти – позитивный: она среагировала, зло – наказано, закон торжествует.

В этом смысле автор «Сказания…» – скорее фрондер, чем революционер, но литератор – всё равно отменный. Вслушайтесь: «Радуйся, попа Савы спина, что хочет быти шелепина (битой кнутом), … радуйся, хлебню посетив и цепь просветив(!)», и т.д.

Публикуется по изданию: Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. М. 1989.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции