Гусева Т.В., Егорькова И.А. Из истории школьного областного конкурса “Моя семья в истории страны”

9 октября, 2019

Т.В. Гусева , И.А. Егорькова. Из истории школьного областного конкурса “Моя семья в истории страны” (11.03 Kb)

Гусева Т.В. - [15.01.2006 01:55:04]Т.В.ГУСЕВА
канд.ист.наук,
председатель жюри
школьного конкурса
«Моя семья в истории страны»
Егорькова Е.А. - [15.01.2006 02:02:11]И.А.ЕГОРЬКОВА
гл. специалист
по краеведению
Центра детского и юношеского
туризма и экскурсий
Нижегородской области,
руководитель конкурса
«Моя семья в истории страны»
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА 
«МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
        В 2005 году в шестой раз прошел областной школьный конкурс «Судьба семьи в истории страны». Этот исследовательский исторический конкурс для учащейся молодежи Областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий проводит ежегодно с 2000 года.
        Идея проведения конкурса, в основе которого лежала бы история отдельной семьи, конкретного человека, родилась в 1999 году. Готовясь к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы хотели не просто отметить знаменательную дату, а выразить благодарность целому поколению россиян, вынесшему тяготы войны и одержавшему в ней победу. И пока это поколение еще живо, необходимо сделать все возможное, чтобы воспоминания его представителей не канули в Лету, а были описаны и стали историческими документами.
        Так родился школьный конкурс «Война в истории моей семьи». Его организаторами явились Центр детского туризма и международных школьных обменов департамента образования и науки администрации Нижегородской области, Нижегородское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кафедра истории России Нижегородского государственного педагогического университета, Нижегородский гуманитарный центр.
        Мы надеялись, что конкурс поможет выявить то, что полвека ускользало от взглядов историков, казалось современникам обыденным: судьбу простого человека, не обязательно героя, судьбу отдельной семьи, не обязательно выдающейся. Ведь только так можно осознать самих себя.
         Результаты превзошли все ожидания. На конкурс было прислано почти 200 работ из 36 районов области и Нижнего Новгорода. Сколько в них было удивительных открытий! Но, пожалуй, главным открытием явилось то, что наши дети умеют быть чуткими и бережными к чужой судьбе, мудрыми  в оценке событий. Они размышляли не только о прошлом, но и о настоящем, заглядывали в будущее, ощущая свою ответственность за Родину и гордясь ею.
        Конкурс показал, что микроисторический подход таит в себе неисчерпаемые возможности для исследовательской работы школьников. Кроме того, он позволяет пробудить осознание своей причастности к историческому процессу, дает материал для духовного совершенствования и нравственного самовыражения подрастающего поколения.
         Все это не оставило сомнений в целесообразности организации новых подобных конкурсов. И в 2001 году прошел второй областной школьный конкурс. Он получил название «Моя семья в истории страны». Установка на исторический, исследовательский характер работ сохранилась. Но, в отличие от первого конкурса, Оргкомитет сознательно не ограничивал участников временными рамками и военными сюжетами. Более того, обращая внимание конкурсантов на историю повседневности, были предложены три номинации.
         Названием первой – « Я гляжу на фотокарточку» – стали слова из известной песни Б.Окуджавы. В ней предусматривалось исследование семейных фотографий, историй их создания, судеб изображенных на них людей в тот период, когда был сделан снимок.
         Вторая – «Мне письма рассказали» – ориентировала участников конкурса на исследование семейного архива. Именно письма, дневники могут многое рассказать о настроениях, привычках, ценностях не только отдельных людей, но и целых  поколений.
         Третья номинация – «Судьба семьи в истории страны» – была рассчитана на изучение истории семьи, ее взаимосвязей с происходившими в стране событиями и предполагала серьезные размышления о роли и месте человека, семьи в историческом процессе, о ценностях каждой личности
         Конкурс стал ежегодным и в 2005 году был проведен в шестой раз.
         Конкурс 2005 года можно назвать знаковым. Во-первых, он проводился в год 60-летия победы над фашистской Германией и, естественно, был посвящен этому великому событию. Во-вторых, у нас появилась уникальная возможность сравнить его с первым конкурсом, который стартовал в 2000г. под знаком 55-летия Победы. Два конкурса, по сути, на одну и ту же тему. Расстояние между ними пять лет. Что их объединяет? Есть ли изменения? В какую сторону?
        В первую очередь конкурсы объединяет тема «Война в истории семьи». Но не только она. Объединяющим началом конкурса можно считать и колоссальный потенциал человеческой памяти, сохранившийся в укромных уголках семейных архивов, и целое поколение современных бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, ставших хранителями этой памяти. Детство и юность этого поколения пришлись на годы войны. Именно их воспоминания о войне ближе и понятнее внукам и правнукам. Можно сказать, что конкурс – это повод для межпоколенного общения, укрепления семейной памяти, это возможность успеть проявить внимание, сказать теплые слова родным и близким, почтить память тех, благодаря кому мы сегодня живем под мирным небом, в своей стране. Ведь как часто и нам, и нашим детям в повседневной суете не хватает на это времени. Все кажется, что еще успеем. А ведь уже прошло шестьдесят лет с конца войны. Можно и не успеть. Поэтому, особенно отрадно, что в этом году конкурс побил рекорды по количеству работ и участников. 420 конкурсантов прислали свои работы на конкурс из 41 района нашей области. 275 педагогов выступили в качестве руководителей работ. А консультантов, информаторов и помощников из числа родственников не сосчитать. Мы безмерно благодарны членам семей наших участников за то, что нашли время вместе со своими детьми провести сбор материалов, бережно изучить семейные архивы и осмыслить вклад своих близких в дело Победы.
        Другим важным отличием конкурса этого года следует назвать рост качества самих работ. Первый, отборочный тур прошли 350 работ. Если в 2000 году оригинальность работы чаще всего определяла неординарность сюжета, то в этом году достоинства работ формировались за счет умения собирать и анализировать исторический материал, систематизировать его, формулировать свою авторскую позицию. Конечно, в первую очередь, это заслуга научных руководителей.
       Концептуальная основа конкурса не изменилась. Ее основополагающими принципами остаются формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельного человека.
        В этом году конкурсантам было предложено четыре номинации. Помимо ставших уже традиционными номинаций «Судьба семьи в истории страны», «Я гляжу на фотокарточку», «Мне письма рассказали» с 2004 года появилась еще одна – «Семейная реликвия».
        Как всегда, самой трудной оказалась номинация « Судьба семьи в истории страны» (157 работ). Это понятно. Здесь необходимы навыки комплексной работы с разнообразными источниками, умение систематизировать собранный материал,
«вписывать» его в общеисторический контекст.
        Номинация «Я гляжу на фотокарточку» (102 работы) популярна у конкурсантов младшего и среднего звена. Однако, кажущаяся простота работы с фотографией на деле обманчива. Многие не выдерживают до конца требований номинации. И работа с фотографией подменяется рассказом о событиях из жизни изображенного на фотографии человека, причем зачастую к самой фотографии отношения не имеющих. Другая крайность-это ограничение работы скупым, протокольным описанием изображения.
        А вот номинация «Мне письма рассказали» обычно немногочисленна. Далеко не у всех сохранились письма, дневники, воспоминания. И тем радостнее тот факт, что в этом году работ в этой номинации достаточно много (42 работы). Есть интересные заявки на продолжение исследований.
        Номинация «Семейная реликвия» самая молодая. Работы этой номинации тоже порадовали (49 работ). В отличие от прошлого года подавляющее большинство конкурсантов четко поняли стоящую перед ними задачу и не просто дали описание чтимой в доме вещи, но и обосновали ее роль в качестве семейной реликвии.
         Весной по сложившейся традиции состоялась областная школьная конференция, на которой были подведены итоги конкурса, вручены награды, призы и подарки, рекомендованы работы для участия во всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ век», Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению «Отечество», Всероссийской конференции по школьному краеведению «Политика вокруг нас», на международные научные конференции старшеклассников.
         И тут же стартовал новый конкурс, итоги которого жюри подведет весной 2006 года.
 Впереди у нас много работы. Интересной работы. Совместной работы. Такой, что делает времен связующую нить прочнее и надежнее. Будем ждать результатов.
Материал размещен 15. 01. 2006

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусева Т.В., Егорькова И.А.
  • Размер: 11.03 Kb
  • © Гусева Т.В., Егорькова И.А.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции