Лебедев П.А. Письма семейных архивов как исторический источник (на примере переписки семьи Абрамовых)

5 ноября, 2019

П.А.Лебедев. Письма семейных архивов как исторический источник (на примере переписки семьи Абрамовых) (8.75 Kb)

                                                                                    П.А.Лебедев
                                                               (гл. специалист ЦАНО, г.Нижний Новгород).
Письма семейных архивов как исторический источник (на примере переписки семьи Абрамовых).
Сегодня в исторической науке получает все большее развитие история повседневности. В работах, написанных в рамках данного направления, исследуется повседневная жизнь простых людей, но не как «массы» или класса, а на уровне индивидов и семей. Историки пытаются понять, каким образом рядовые люди осваивали мир, как приспосабливались к нему (1). Такая ориентация на микромасштаб исследования требует привлечения соответствующих исторических источников, из которых можно почерпнуть сведения о рядовых людях. Возможно, что одним из видов источников для таких исследований могут послужить материалы семейных архивов, в частности, отложившаяся в них переписка.
Письма семейного архива Абрамовых были найдены нижегородскими археологами Юрием Владимировичем Зарубиным и Еленой Эдуардовной Пачкуновой во время археологического обхода в развалинах дома на улице Нестерова в 2000 г.(2). После разбора писем выяснилось, что они написаны близкими родственниками (матерью, отцом, братом и сестрой) Михаилу и Аркадию Абрамовым – воспитанникам Нижегородского Александровского дворянского института.
С помощью архивных материалов удалось установить, что родителей Михаила и Аркадия Абрамовых звали Николай Васильевич и Мария Яковлевна. Отец служил старшим помощником акцизного надзирателя 4 округа 1 участка в Пермской губернии, мать – домохозяйка, постоянно проживали при Бикбардинском винокуренном заводе в Осинском уезде. В семье было шестеро детей, Михаил и Аркадий – младшие братья 1876 и 1878 гг. рождения (3)
Михаил и Аркадий поступили в Приготовительный класс Александровского дворянского института в 1887 году (4), и должны были пройти курс обучения в 8-ми классах (помимо Приготовительного). Но братья по два раза оставались на  второй год в разных классах(5) поэтому окончили институт в1898 году, проучившись в нем 11 лет.
После окончания Александровского дворянского института Аркадий поступал на математический факультет Московского университета, Михаил выбрал юридический факультет(6).
В развалинах дома было найдено 39 писем к Михаилу и Аркадию Абрамовым, из них 32 письма за 1893 – 1898 гг., даты 7 писем не установлены.
25 писем написаны Аркадию и Михаилу матерью и отцом, 9 писем написаны родным братом Александром (студентом медицинского факультета Московского университета) и 4 письма родной сестрой Надеждой, авторство одного письма не установлено. Письма матери, отца, сестры отправлены Аркадию и Михаилу Абрамовым в Нижний Новгород в Александровский дворянский институт из почтово-телеграфной конторы  Осы Пермской губернии, письма брата – из Москвы.
Самое раннее письмо датируется 4 февраля 1893 г., самое позднее – 7 марта 1898 г. В большинстве писем даты были указаны в текстах их авторами, 1 письмо продатировано по указанию текста (упоминание дня ангела Михаила 8 ноября). Там, где нужно было установить год, если указания отсутствовали непосредственно в тексте письма, то эти данные брались из даты почтового штемпеля на конверте (хотя нужно отметить, что это не совсем надежный признак, т.к. письмо могли вложить после получения в неродной конверт).
Физическое состояние всех писем плохое, так как они подверглись воздействию влаги и начали гнить. Поэтому при извлечении из конвертов бумага рассыпалась, а вместе с ней утрачивались фрагменты текста. Тексты писем написаны чернилами, которые под воздействием влаги смывались с бумаги. В результате этого значительные части авторских текстов писем были утрачены. Это имеет негативные последствия для исследователя, так как из-за утрат текст источника сохранился не полностью, следовательно, часть информации, изложенной в письмах, потеряна, и восстановить ее невозможно.
Информацию, которая содержится в письмах Абрамовых, можно разделить на несколько групп.
1)Восприятие значения образования в жизни Михаила и Аркадия их родителями и сестрой. Об этом в письмах есть прямые высказывания авторов. Свои точки зрения по данному вопросу авторы писем высказывают тогда, когда разбирают успехи Михаила и Аркадия Абрамовых в учебе.
2)Понимание авторами порядка прохождения процесса обучения. Об этом высказывается Надежда Николаевна Абрамова в письме от23 октября 1895 г., когда наставляет брата Михаила о том, как нужно правильно читать текст книги.
3)Методы воспитания, которые применяли родители по отношению к своим детям.
Об этом можно узнать из тех частей писем, в которых авторы рисуют перед своими адресатами перспективы их жизни в случае плохой учебы, без образования.
4)Информация о семье Абрамовых: взаимоотношения между Николаем Васильевичем и Надеждой Яковлевной, их увлечения, болезни, отношение к детям. О взаимоотношениях родителей можно узнать из многочисленных высказываний М.Я. Абрамовой о своем муже, о его увлечениях. Отношение к детям видно в наставлениях им о правильном поведении, о хорошей учебе.
5)Сведения о том, какими учениками были Михаил и Аркадий, о некоторых чертах их характера. Об этом можно узнать из тех писем, в которых содержатся наставления Михаилу и Аркадию о учебе и поведении, так как родители перед тем, как дать наставление, вспоминают о том, что произошло с их детьми, какие проступки они совершили, как они учатся.
В письмах Александра Николаевича Абрамова основная информация – это информация о нем самом как студенте медицинского факультета Московского университета. Он рассказывает о своих занятиях в анатомическом театре, о том, как готовится к экзаменам, как проводит свободное время, решает свои бытовые проблемы. Из писем Александра можно узнать и о том, как проходил экзамен по богословию на медицинском факультете Московского университета.
Таким образом, письма семейного архива Абрамовых содержат ценную информацию по истории семьи, а сведения о Михаиле и Аркадии Абрамовых помогают воссоздать их портреты как учеников Нижегородского Александровского дворянского института конца 19 века. Письма Александра Николаевича Абрамова интересны как рассказ одного из представителей московской студенческой молодежи конца 19 века о своей повседневной жизни.
Следовательно, в разбираемых письмах семьи Абрамовых отразились сведения о представителях этой семьи как об обыкновенных рядовых людях, которые позволяют глубже рассмотреть не только историю той семьи, в которой эти письма были созданы и хранились, но и некоторые вопросы истории Нижегородского края (например, вопрос о Дворянском институте – его учениках и их родителях конца 19 века), сюжеты о повседневной жизни московских студентов. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что письма семейных архивов содержат ценные материалы для исторической науки, поэтому к ним нужно относиться бережно и стремиться как можно полнее сохранить их в составе семейных архивов.
1.Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования (Вместо предисловия) // Источник. Историк. История. Выпуск 3. История повседневности. Сборник научных работ. – СПб., 2003. – С. 7 – 14.
2.Пользуюсь случаем выразить благодарность Ю.В.Зарубину за предоставленную возможность ознакомиться с содержанием писем
3.ЦАНО, ф. 639, оп. 125, д. 6658, лл. 1-16.
4.ЦАНО, ф. 522, оп. 459, д. 466, лл. 22об. – 23, 26об.
5.Там же, д. 466, лл. 22об.-23, 26об., д. 444, д. 549, лл. 11об. – 12, 15об. – 16, д. 497, л. 21об., д. 677, лл. 213 –  214.
6.Там же, д. 677, л. 200
Материал опубликован 23 мая 2007 г.

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции