Тимур Гафуров (9кл.) История России в судьбе офицера Советской Армии Василия Смазилкина (44.52 Kb)
В последнее десятилетие в исторической, научно-публицистической литературе, СМИ появилось немало материалов, оценивающих прошлое советской истории в свете новых, ранее неизвестных нам документов, хранившихся в семейных и государственных архивах.
Жизнеописание офицера Советской Армии Василия Спиридоновича Смазилкина, моего деда, написано им самим и составляет шесть томов машинописного текста формата А-4. Он прожил большую и яркую жизнь. Его судьба тесно переплетена с историей страны и вобрала в себя все крупные события, происходившие тогда в России.
В истории нашей страны нет неинтересных периодов, и вопросов, которые у нас ставят перед исследователями, множество.
XX век, во время которого жил мой дед, стал одним из самых драматических в истории России, и Василий Спиридонович оказался участником и свидетелем грандиозных исторических событий.
Мы сейчас живем в период переломного времени. Именно в такие периоды многие люди становятся стихийными историками, то есть стремятся понять настоящее, начинают вглядываться в прошлое, оценивать его.
Рукописный труд В. С. Смазилкина «Моя офицерская служба и жизнь человека» практически охватывает всю жизнь деда от его рождения.
По своей сути, данное жизнеописание — это история повседневности. Это значит – близкой к истории Отечества, той, которая заключена в его судьбе и неразрывно связана с судьбой страны.
В. С. Смазилкин раскрывает нам обычное ежедневное существование со всем, что его окружало: бытом, средой, культурным фоном, языковой лексикой. Читая мемуары, мы узнаем многое о прошлом: детские игры, книги, которые когда-то читали подростки, фильмы, песни, которые пели. Мы узнаем об одежде, которую носили в разное время представители разных социальных групп.
Именно в анализе повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в тех экстремальных условиях?
В трудные периоды жизни люди дружили, любили, воспитывали детей, устраивали свой быт. Об этом и многом другом подробно рассказывает в своем труде В. С. Смазилкин.
Прочтение и изучение содержания воспоминаний помогает нам понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать. Или, наоборот, как они могли непостижимым образом побеждать естественный страх, и тогда содержанием повседневности становились подвижничество и героизм. Об этом также рассказывает Василий Спиридонович.
Воспоминания деда о своей жизни располагают к размышлению. На мой взгляд, самое существенное в биографическом материале В. Смазилкина – это соотнесение частного существования человека с ходом исторических событий. Вот так написал об этом писатель Даниил Гранин: «С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Память должна разрешиться воспоминаниями, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет. Она должна на что-то натолкнуться, от чего-то отразиться».
Имеющиеся «пробелы» в нашей отечественной истории невозможно только восполнить с помощью архивных документов. Многое можно почерпнуть из устных рассказов очевидцев, дневниковых записей и семейных архивов. Жизнеописание В. С. Смазилкина в этом плане –
бесценный источник информации о нашем прошлом для будущих поколений.
В данной работе мы обратились к изучению и анализу лишь первой части мемуаров, охватывающий период с 1924-го по 1945-й гг.
Цель работы: проанализировать воспоминания Смазилкина В. С. в период с 1920-х – 1945-й гг. через призму сплава судьбы человека и времени в ответственный период становления личности человека.
Задачи:
– проследить ход исторических событий в указанный период;
– «погрузиться» в историю своей семьи и проследить становление характера
молодого человека в экстремальных исторических событиях;
– изучить по воспоминаниям историю повседневности в период 1920-х –
1940-х гг.
Смазилкин Василий Спиридонович родился 10 ноября 1924г в с. Селихово Орловской области. Семь лет до его рождения свершилось событие, перевернувшее мир – Октябрьская социалистическая революция.
1920-30-е годы – время бурных перемен в стране. Под влиянием изменившейся общественно- политической ситуации, оказавшей огромное воздействие не только на жизнь страны, но и на семейный уклад, формировался характер и мировоззрение автора воспоминаний.
В те годы менялись обычаи, нормы поведения. В стране проводятся реформы управления промышленностью, торговой кооперацией, кредитно-финансовой сферой. Натуральные формы оплаты труда (пайки) вытеснялись денежной в виде зарплаты. Были отменены всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизации.
Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода развития частного капитала в промышленной торговле. К 1924 году в стране завершилась денежная реформа. С середины 20-х годов высокими темпами осуществлялся прирост промышленной продукции. К концу 20-х годов советская экономика в целом достигает довоенного уровня.
Восстановление уровня жизни населения тормозили рост цен и товарный голод, вновь возникший в 1924 году и продолжавшийся все последующие годы.
Внутренняя политика, разработанная с конца 1924 -начала 1925гг. была направлена на либерализацию и предусматривала оживление деятельности Советов, демонстрацию работы органов власти, борьбу с административным произволом.
В 20 – годы в СССР окончательно сформировалась однопартийная система. Хотя она функционировала в сравнительно «мягком» режиме (с предыдущими и последующими периодами),число погибших в лагерях, при подавлении антибольшевистских выступлений в годы НЭПа составило до 1-го миллиона человек.
Остро встала задача ликвидации неграмотности, которая успешно решалась.
Но во второй половине 1927 года экономическое положение в стране ухудшилось из-за неблагоприятных метеорологических условий, погибли озимые хлеба на Украине, Северном Кавказе, в Крыму. К январю 1928 года было заготовлено на 128 млн. пудов хлеба меньше, чем к январю 1927 года. Под угрозой оказалось снабжение городов, армии. В этих условиях руководство страны в начале 1928г. прибегло к чрезвычайным мерам: к изъятию у крестьян хлебных «излишков» по низким государственным ценам, в случае отказа стали применять 107-ю статью УК РСФСР о спекуляции, «излишки» конфисковали в пользу государства. Применение чрезвычайных мер сопровождалось закрытием базаров, запрещением торговли хлебом,заградительные отряды препятствовали перевозке зерна, в поисках «измены» обыскивали крестьянские дворы.
В конце 1928 года в городах вводятся карточки на хлеб и ряд продуктов.
Таков фон, на котором разыгрывалась последняя крупная внутрипартийная баталия: борьба с « «правым уклоном». Основными оппонентами выступали Сталин и Бухарин. Победу одержала сталинская модель развития экономики – скачкообразная, основанная на максимальной концентрации ресурсов в тяжелой индустрии за счет напряжения всей хозяйственной системы, перекачки средств из «второстепенных отраслей» с/х, легкой промышленности. На первый план выступала производственная форма «смычки» города и деревни – колхозы.
Масштабность задач и крайняя ограниченность материально-финансовых средств способствовали резкому усилению централизованного планирования. Жестко регламентируются задания, ресурсы, форма оплаты труда. Цель была одна – сосредоточенность максимума сил и средств в тяжелой промышленности. Из 1500 крупных предприятий, новостроек пятилетки была выделена группа первоочередных. Эти 50 – 60 объектов обеспечивались всем необходимым.
Стремительно растущее городское население требует все больше продовольствия, а растущий импорт оборудования для заводов – увеличения экспорта с/х продукции. В этих условиях в конце 1929г. – начале 1930г. берется курс на сплошную коллективизацию, сопровождающуюся чрезвычайными мерами, расширением полномочий ОПТУ. Чтобы сломить сопротивление крестьянства и укрепить за счет конфискации « кулацкого » имущества материальную базу создающихся колхозов, с начала 1930г. по инициативе Сталина начинается массовая кампания по раскулачиванию. Одновременно усиливается антицерковный террор, закрываются церкви и монастыри. Как считают некоторые исследователи, общее число раскулаченных составило 8,5 – 9,0 млн. человек.
Однако быстрое создание колхозов при отсутствии материальной заинтересованности, кадров, техники усиливает дезорганизацию, сокращение голов скота с 60 до 33 млн. голов. Наступает пассивное сопротивление теперь уже колхозного крестьянства, не желавшего работать даром. В ответ следует новая волна репрессий. В 1932г. был принят закон об охране социалистической собственности (закон о пяти колосках), который за хищение колхозного имущества вводил расстрел с конфискацией всего имущества.
Варварская «сплошная коллективизация» позволила создать огромную
разветвленную систему принудительного, по сути рабского труда, которая
стала важным элементом сталинской экономики. По имеющимся на сегодня
документальным данным, на 1 марта 1940г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей,
425 исправительных трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. В них насчитывалось 1668 тысяч заключенных. Общее количество заключенных определялось в 82,2 млн. человек.
Главным результатом коллективизации стало обеспечение условий для гигантского индустриального скачка. В 1928 – 1941г. в СССР было построено около 9 тысяч крупных и средних промышленных предприятий. К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2 – е место в мире после США. В 30-е годы СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции.
На протяжении 30-х годов партийно-государственному руководству, несмотря на тяжелые условия, удавалось поддерживать высокий жизненный тонус, трудовой энтузиазм значительной части советских людей, держать всех в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Население шло на материальные жертвы ради создания индустриальной державы, ради светлого социалистического будущего. Страх за свою жизнь, семью, карьеру служили мощным стимулом к труду, компенсировавшим недостаточную материальную заинтересованность, но и делал людей невосприимчивыми к любой информации, разрушавшей основы официальной идеологии.
Немалую роль сыграли индустриальные достижения СССР и некоторое повышение благосостояния народа в 30-е годы. С конца 20-х годов усиленно насаждался культ Сталина, как мудрого и всемогущего вождя, единственно верного последователя и наследника Ленина, его идей.
В СССР к концу 30-х годов сложилась целостная система «социализм», переход от аграрного общества к индустриальному.
В те годы менялись обычаи, нормы поведения. В стране проводятся реформы управления промышленностью, торговой кооперацией, кредитно-финансовой сферой. Натуральные формы оплаты труда (пайки) вытеснялись денежной в виде зарплаты. Были отменены всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизации.
Мой дед по материнской линии Смазилкин Василий Спиридонович происхождением из крестьян. Отец, Смазилкин Спиридон Капитонович, с 12 лет батрачил у зажиточных крестьян, в 16 лет уехал в Москву работать путейщиком трамвайных линий. Отслужив в Красной армии, поступил работать в органы милиции. Образование имел начальное, впоследствии закончил несколько курсов и Высшую школу командного состава милиции. Начинал служить деревенским участковым, затем был начальником районного отделения милиции, закончил службу прокурором района. Мать, Гришина Дарья Антоновна, происходила из бедной крестьянской семьи, в 16 лет вышла замуж, родила 8 детей, всю жизнь занималась их воспитанием, домашним хозяйством. До 1931 года Василий рос в родной деревне Селихово Орловской губернии. В 20-годы село было большим – 400 дворов, около 3000 человек. В нем были 3 молотилки, с десяток ветряных мельниц, начальная школа, магазин кооперации. Мальчик рос в обстановке крестьянского труда, видел, как мужчины и женщины с утра до ночи пашут, сеют, косят, молотят хлеб. Василий видел труд своих родителей, их нелегкую жизнь, ощущал их заботу о себе и своих братьях и сестрах, старался подражать им. Родители воспитывали детей своим примером, всей своей жизнью. В селе не было медицинского пункта, больные лечились у знахарей, костоправов, у бабок.
В конце 20-х годов в селе стали организовывать колхоз, активно пропагандируя его преимущества. Люди поверили в лучшую будущую жизнь. Часто собирались митинги, на которые колхозники ходили в праздничной одежде с красными бантами на груди, пели «Интернационал». Все жили ожиданием чего-то нового, счастливого, ждали улучшения материального благосостояния. Первым делом колхоза было строительство конюшни, которой раньше никто не видел. Всей деревней ходили смотреть на то, как стоят там теперь уже колхозные лошади.
На 4 года семья уезжала из Селихова, вернулась туда в 1935 году. Вот какие там произошли изменения: добавились скотные дворы, конюшни, амбары, молотилки, молочно-товарная ферма, сельсовет, изба-читальня, расширился магазин, появился детский сад, амбулатория, начальная школа заняла здание бывшей барской усадьбы. Жизнь крестьян изменилась: все стали колхозниками. Но крестьянские работы по-прежнему проводились вручную и на лошадях. Тракторы и другие машины из МТС бывали в селе редко. В основном они приезжали на праздники поднять трудовой энтузиазм. Их было мало, и на все колхозы еще не хватало. Правда, пахали колхозники уже не сохами, а плугами. Оплата труда была очень низкой, трудодни оплачивались зерном, которого хватало на выпечку хлеба для семьи и на корм птице и поросятам. Без индивидуальных приусадебных участков и дополнительного сверхурочного труда колхозникам просто невозможно было выжить. Но даже за доход от своего индивидуального хозяйства колхозник должен был платить налог государству мясом, яйцами, овощами. Пожилые крестьяне сожалели о старой единоличной жизни 20-х годов, но возврата не было, колхозы развивались и люди надеялись на лучшее.
Наряду с религиозными праздниками сельчане стали праздновать и советские. После изнурительного труда праздники были особенно радостными. Молодежь водила хороводы, каталась на качелях, устраивала скачки на тройках лошадей с бубенцами. Крестьяне плясали под гармонь, соревновались в силе, удали молодецкой, играли в лапту, ручеек, горелки.
В село стали приезжать передвижные киноустановки, колхозники приобщились к просмотру кинофильмов, на которые ходили семьями.
Сельские интеллигенты (агрономы, зоотехники, лаборанты, учителя, воспитатели детского сада, счетоводы) 2-3 раза в год ставили любительские спектакли. Старое и новое необычно ярко сплелось в воспоминаниях Смазилкина, где он описывает воскресный базар: «…работала карусель, качели, всюду играли на гармошках, пиликали шарманки. Здесь выступали фокусники, ходили и гадали цыганки. Водили ручных медведей. Всюду продавали маковые и семечковые подушечки – медовки, мороженое, ситро, засахаренные пряники. Соблазнов было много. А мама на все давала всего 20 копеек: катание на карусели стоило 5 копеек, стакан ситро – 10, пряник – 5, маковых подушечек давали на 5 копеек 3 штуки»
Все эти новые веяния обновляли веками сложившуюся деревенскую жизнь и порождали надежды и стремления к новой лучшей жизни.
В 1931 году отца Васи назначили оперуполномоченным на строительство ГРЭС в г. Воронеже. Это были годы первой пятилетки. Начиналась индустриализация страны. Дедушка вспоминал особую приподнятую атмосферу тех лет, необычайный трудовой энтузиазм. На стройке работали самоотверженно, планы и нормы перевыполнялись. Об успехах и достижениях ударников говорили по радио, портреты их висели на стендах возле клуба. На стройке и в поселке строителей висели лозунги, призывы, плакаты. На отстающих рисовали карикатуры, их критиковали на собраниях, называли в радиопередачах. Дети гордились своими отцами-передовиками, подражали им в поведении, играх и мечтали в будущем тоже стать ударниками.
Семья Василия, как и семьи строителей, жила в бараке. Мебель была казенная – стол, табуретки, железные койки, вещи хранились в чемоданах, посуда – в кухонном столе. В каждой квартире имелся радиорепродуктор. Мальчик стал понимать смысл работы отца, ее напряженность и опасность. В период коллективизации и индустриализации активизировались вредители и диверсанты. На стройке случались взрывы, убийства руководителей и пожары. Однажды мальчик присутствовал на пожаре, испытывал чувство страха и беспомощности. Он видел, как отец вместе с рабочими тушил пожар, организовывал оцепление и охрану ценностей. Сын гордился отцом и тогда усвоил для себя: во время бедствия надо действовать, надо работать, устранять, помогать, организовывать, тогда не будет страха, а появятся смелость и решительность. Отец отдавал работе все свое время, силы, энергию. Его преданность делу влияла на сына, формировала в нем стремление быть нужным людям. Отец воспитывал детей своим примером. У матери сын учился дорожить любовью, отвечать на ее заботу и ласку своей любовью. Мать, бывало, поколачивала провинившегося сына за шалости, но ее наказание не было обидным. Отец же был молчалив, всем своим видом выражал неодобрение. В такие минуты Вася остро чувствовал свою вину, боялся посмотреть в строгие глаза отца и изо всех сил старался заслужить его похвалу в дальнейшем.
В 7-8 лет мальчик отличал злых, лживых людей от честных, порядочных. Его героями были красные командиры, летчики, моряки, рабочие-ударники.
Ему нравились люди смелые, сильные, справедливые, добрые. В нем росло желание быть похожим на таких людей. В 1-2 классах паренёк учился хорошо, соображал быстро, запоминал крепко. Оценок тогда не ставили, были успевающие и неуспевающие ученики. Он был успевающим. Рос Вася парнишкой бойким, мог за себя постоять, часто боролся со сверстниками, побеждая напором, ловкостью, смелостью. Товарищи его уважали, в играх выбирали командиром. Любимой игрой была игра в войну: «белые» против
«красных».
В 1933 году семья переехала в Токаревку, отца назначили начальником РОМа. Там подросток приобщился к чтению книг, открыл для себя способности к рисованию, В новой школе учительница заметила способности мальчика, поощряла его, и Вася старался перевыполнять задания, чтобы заслужить ее похвалу. Он вошел во вкус учебы, стал вырабатывать усидчивость, самокритичность, требовательность к себе. В нем появился дух соперничества за первенство в классе.
Дедушка считал, что детство его было радостным и счастливым, несмотря
на материальные трудности, на очень скромный быт.
Отрочество его прошло в г. Щучье Воронежской области, где отец работал 2-м секретарем райкома. Учился мальчик, по-прежнему, на «отлично», был избран председателем ученического комитета школы. Желание быть лидером, вожаком целеустремленно исполнялось. Он стремился превзойти товарищей в учебе, играх, спорте, в умении рассказать о прочитанной книге, в рисовании. В соперничество Василий вкладывал дух доброжелательства, честной здоровой борьбы и состязательности.
Большое воспитательное значение оказывали на подростка кинофильмы. Он любил такие фильмы как «Джульбарс», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Щорс», «Смелые люди», «Максим», «Человек с ружьем». Эти фильмы воспитывали чувства, учили переживать, разбираться в мотивах поступков людей. Герои фильмов были примером для подражания. Подростки придумывали игры, находясь под впечатлением от просмотра картин. То они устраивали сражения армий, изображая Ледовое побоище из фильма «Александр Невский», то камнем падали с обрыва в воду, вспоминая расстрел из кинофильма «Мы из Кронштадта».
Василий много читал приключенческой литературы, книг о героях гражданской войны, иностранную литературу. Под впечатлением образов героев из книг ему хотелось быть честным, верным слову, благородным в поступках, готовым всегда прийти на помощь, сильным, ловким, выносливым.
Особенно любимы были книги А. Дюма, В. Скотта, Эдгара По, Майн Рида, а также Беляева, Адамова, Казанцева. Василий любил читать книги о Чапаеве, Котовском, Щорсе, Фрунзе, Пархоменко. Он читал произведения А. Гайдара, Н. Островского, А. Фадеева, М. Шолохова, А. Толстого.
Подросток увлекался рисованием, освоил технику масляных красок, но усидчивости не хватало. Вася тогда понял, что недостаточно иметь
способности, надо обладать терпением, работоспособностью, чтобы чего-то достичь.
Василий много занимался спортом. Летом – нырял, плавал, бегал, играл в футбол, волейбол. Зимой – катался на коньках, на лыжах. Его физическая подготовленность очень помогла ему в период службы в Советской армии, он легче переносил тяготы и испытания, чем другие ребята. Занятия физкультурой развили у подростка выносливость, терпение, настойчивость, упорство. Он постоянно был неудовлетворен достигнутым и стремился улучшить свои результаты, хотя и превосходил многих товарищей в физическом развитии.
Значительное воздействие на рост сознания подростка оказывала внутренняя обстановка в стране – победа основ социализма в 1936-1939 годы, успешное выполнение второй советской пятилетки. Во всех областях и сферах экономики ставились рекорды, велики были трудовая активность и подъем энтузиазма народных масс. Однако Василий видел, приезжая в гости в родное Селихово, что колхозники не стали жить лучше, многие уезжали из села в поисках другой счастливой жизни.
Победно закончилась война с белофиннами. В город привезли на лечение 1500 раненых. Обуты они были не в сапоги, а в грубые ботинки с обмотками, подпоясаны веревками вместо ремней. Постепенно юноша стал сознавать, что реальная жизнь отличалась от его представлений о ней, от того, что говорят по радио и на собраниях. Началась пора вдумчивого осмысления, пора взросления.
В марте 1940- года юноша получил паспорт гражданина СССР.
В апреле Германия захватила Данию Норвегию, в июне – Францию. Василий не жалел их. Он считал, что они получили то, что заслужили. Ведь они отказались подписать коллективный договор против Германии в августе 1939 года, направляли агрессора против СССР. Теперь же сами попали в яму, которую рыли для страны Советов.
В августе семья переехала в г. Эртиль, куда отца назначили прокурором
района. В школе Василия выбрали старостой класса, и он опять стал первым в учебе. Юноша выработал себе программу поведения и записал ее в блокнот, еженедельно сверяя свои поступки с выработанными для себя правилами:
1. Не бросать слов на ветер. Быть верным своему слову.
2. Не торопиться с высказыванием своего мнения, выслушать других,
высказываться последним
2. Говорить просто, четко, ясно, убедительно, доказательно.
3. Быть принципиальным, отстаивать свою точку зрения.
4. Держать себя просто, сдержанно, с достоинством.
5. Приучить себя говорить кратко, весомо, без многословия.
6. Не говорить о недостатках других за глаза.
7. Не говорить лично о себе, не хвастаться.
8. Использовать каждую минуту для размышлений, развития
воображения, для чтения.
10. Проявлять уважение к родителям, старшим по возрасту, к женщинам.
9 класс юноша окончил с похвальной грамотой, которую ему вручили на школьном празднике 21 июня 1941 года. После торжественной части был концерт, потом танцы, игры. После 2-х часов ночи школьники пошли на пруд встречать рассвет, смеялись, шутили. На следующий день в 12 часов дня объявили о вероломном нападении Германии на Советский Союз. В сводке говорилось, что гитлеровская авиация нанесла бомбовые удары по Киеву, Минску, Севастополю и другим городам, что натиск врага отбит по всему фронту от Балтики до Черного моря.
Мирная спокойная жизнь кончилась. Одноклассники обсуждали, как будут развиваться события. Все были уверены, что Красная армия быстро справится с врагом и в ближайшее время будет воевать на территории Германии, ждали торжественной демонстрации нашей военной силы.
29 июня в городе начали делать разметки для окопов-щелей. Нарастало тревожное ожидание чего-то тяжелого.
3 июля по радио выступил Сталин. Он сообщил, что лучшие дивизии гитлеровцев уничтожены, трупы фашистов устилают пространства Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии. Несмотря на некоторый территориальный успех немцев, исход войны складывается в пользу советского народа.
Жители Эртиля стали рыть бомбоубежища. Василий вырыл убежище для своей семьи. Днем он с товарищами работал в колхозе, а в 6 часов вечера ходил в военкомат на занятия по военной подготовке.
Через 2 месяца после начала войны фашисты взяли Смоленск, Кривой Рог, Николаев, Житомир, Псков, вражеская авиация бомбила Москву и Ленинград.
Все ждали контрнаступления Красной армии. Василий верил, что очень
скоро наступит разгром «непобедимой» немецкой армии, а его друг Иван
Малыхин не верил. Он был старше и в октябре его взяли в армию.
Через Эртиль в сторону востока стали проходить красноармейские части.
Солдаты были плохо обуты, одеты, голодны, рассказывали, что идут пешком уже 200км. Василий стал понимать, что друг его был прав (впоследствии он пропал без вести), что война будет долгой, упорной, ожесточенной. Старики, воевавшие в первую мировую войну, говорили: «Германец очень силен, умеет он воевать». Василий написал тогда в дневнике: «Фашисты глубоко вторглись на нашу территорию, захватили крупные города, промышленные районы, подбираются к Москве. Но все же мы победим. Было уже такое в нашей истории: и татары, и поляки, и шведы, и французы вторгались в нашу страну, Наполеон даже был в Москве. Но потом все с позором убрались восвояси. Не так-то просто победить русский народ. Мы сражаемся за правое дело, все перенесем, все вытерпим, но не поддадимся врагу. Мы победим!»
6 ноября по радио передали речь Сталина на торжественном собрании, посвященном годовщине Октябрьской революции. А 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад, как в мирное время. Летчики ценой своей
жизни защищали небо Москвы. Речь Сталина и парад вселили в народ оптимизм и уверенность в победе.
В феврале 1942 года Василия и двух его одноклассников, считавшихся лучшими учениками школы, вызвали в военкомат, чтобы послать в военное училище. Объяснили, что Красной армии нужны командиры. Юноша был горд, что годен для армии, что физически здоров и крепок, что в нем нуждается страна.
В школе устроили торжественные проводы. Будущие командиры обещали быть достойными воинами, самоотверженно служить в Красной армии и защищать Родину. Настроение у всех было грустное, девушки плакали, расставание было тяжелым.
23 февраля 1941 года в праздник Красной армии Василий принял
военную присягу в Ульяновском Краснознаменном танковом училище. Когда
он с винтовкой в руках читал текст военной присяги, а потом подписывал ее,
почувствовал величайшую ответственность и долг перед народом и страной.
Сдав экзамены, юноша стал курсантом. Начались занятия по 8 часов в день
плюс 2 часа самоподготовки. Изучали тактику, огневую подготовку,
техническую подготовку, вождение танков и колесных машин, инженерную
подготовку, радиосвязь, военную топографию, противохимическую,
строевую и физическую подготовку. Учеба давалась Василию легко, но
сильным было физическое напряжение. Первое время он очень уставал, не
высыпался, не хватало маленьких порций еды при большой физической
нагрузке, все время мерз в плохо отапливаемых помещениях, на улице, когда
раздетые в мороз занимались физической подготовкой, в поле на занятиях в
стареньких шинелях без теплой подкладки. Тяжело было молодому курсанту,
но он терпел, старался, готовился для фронта, для побед. Вот когда ему
пригодились качества, которые он в себе воспитывал в детские и отроческие
годы – целеустремленность, упорство, воля, выносливость, настойчивость и,
конечно, терпение: Надо в горестях окрепнуть, словно каменный утес».
Зимой и весной Красная армия одержала много побед, освободила более 50 городов, люди ликовали: «Скоро конец войне!». Летом обстановка на фронте ухудшилась в районе Харькова, под Курском. Части Красной армии с тяжелыми боями отошли на Кавказ, к Воронежу, в излучину Дона. Василий беспокоился о родных, живших недалеко от Воронежа.
Подготовка курсантов усилилась, занятия стали проводить и днем и ночью.
В июле Василия назначили командиром отделения и присвоили звание «сержант». Во взводе было много старослужащих, но выбор пал на отличника учебы и дисциплинированного курсанта. Молодой командир переживал, что не справится: командный голос тонкий, вид негрозный, матом не ругался, не курил. Однако все пошло благополучно. Курсанты стали слушаться, а вот от командира взвода стало доставаться за подчиненных. Василий не привык, чтобы его ругали, быстро понял, что если отвечаешь за людей, то должен с них требовать. Надо было научиться требовать без крика, без ругани, спокойно непреклонно.
Пришло письмо из Эртиля: враг стоял у Воронежа, заводы эвакуировались, всех Васиных одноклассников призвали в армию и отправили защищать областной центр.
1 августа 1942 года курсантам училища зачитали приказ Сталина «Ни шагу назад». В нем говорилось о поражениях Красной армии, о создавшейся смертельной обстановке, беспощадными словами попрекали воинов, отдающих врагу землю. Василию и всем остальным было горько слушать этот приказ, мороз шел по коже от хлестких, обвинительных слов. Комиссар училища сказал: «Все же не падать духом. Приказ товарища Сталина Красная армия выполнит. Наше дело правое! Соберемся, поднатужимся и победим!» В тот день досрочно выпустили соседнюю роту и отправили на фронт.
В сентябре прошли крупные тактические учения с участием других трех
училищ с привлечением авиации и кораблей Волжской флотилии. Все было
как на фронте, только не было смертельной опасности и убитых. Тяжело
было физически, но учения – лучшая подготовка к фронту. Василий осознал,
что уже многое умеет, много знает, закален, вынослив, терпелив, силен
духом и физически. На учениях командовал правильно, его отделение взяло
2-х «пленных». Сержанта похвалили при разборе учений.
Обстановка на фронте в сентябре несколько стабилизировалась. Из дома пришло письмо, в котором сообщалось, что семья вернулась из эвакуации и что большинство одноклассников Василия убиты под Воронежем.
В ноябре должен был состояться выпуск курсантов. Все это время они обучались на танке « KB». Из Москвы пришел приказ обучить один батальон на танк «Т-34». Выбор пал на батальон, в котором служил Василий. Учеба продлилась еще на 4 месяца. На фронте была одержана крупная победа -выиграна Сталинградская битва Радость народа была беспредельна.
Наступил 1943 год. Василий был уверен, что это будет год окончательного изгнания немцев с советской земли. Он знал, что скоро закончит училище и будет воевать на фронте. Что он пережил за этот год службы а армии? Его мучило постоянное недоедание, все время хотелось есть, он стыдился своего желания, но мысли все время возвращались к еде. В армии юноша впервые столкнулся с грубостью, пошлостью, хамством, бескультурием и очень болезненно это переживал. Он не хотел стать таким и дал себе зарок: никогда ни при каких обстоятельствах не сквернословить, не хамить, никого не оскорблять, быть выдержанным, культурным, вежливым. Трудно было привыкнуть выполнять приказы безоговорочно без промедления. Бывали несправедливые приказы, но обсуждать их нельзя – надо выполнять. Сам командир отделения никогда не отдавал ненужных глупых приказов. Учеба в училище многое дала курсанту. Он научился стрелять из всех видов оружия, водить танк, автомашину, ориентироваться днем и ночью на местности, работать на радиостанциях, владеть рукопашным боем, изучил тактику действий танка, танкового взвода, правила эксплуатации, инженерное дело и многое из того, что надо знать и уметь на войне. Физически он еще более окреп и закалился, лучше узнал жизнь и приспособился к ней.
Юноша ждал приказа Наркома Обороны о присвоении звания «лейтенант». Он предвидел крупнейшие сражения на фронте летом и осенью и знал, что примет в них участие, понимал, что его ждут тяжелые испытания и внутренне был к ним готов.
Наконец 1 мая на торжественном построении училища зачитали долгожданный приказ. Бывшие курсанты, а теперь лейтенанты радовались, смеялись, кричали «ура». Василию и еще 30 курсантам диплом «Отличника» вручал начальник училища генерал Кошуба В.Н.
Эти 30 лейтенантов были направлены в г. Соликамск на Урал получать новые танки. Там их принял начальник танкового училища полковник Федоров. Он сказал, что училище только начинает формироваться, будет готовить офицеров-механиков-водителей тяжелых самоходноартиллерийских установок СУ – 152. Пока еще нет материальной базы, полигонов, стрельбищ, танкодрома, нет еще и самих боевых машин. Трудностей и работы впереди будет много и с 1-го июля должен начаться учебный процесс. Лейтенанты ничего не понимали: они приехали сюда получать танки, формировать экипажи и ехать на фронт. Начальник училища сказал: «Вы закончили Ульяновское танковое училище с отличием. Каждого из вас поименно рассматривали и обсуждали в бронетанковом управлении, вам доверена почетная и ответственная задача – готовить кадры танкистов для фронта. Каждый должен выполнять свой патриотический долг там, где прикажет Родина. Это приказ, а приказы не обсуждаются. Для получения боевого опыта будем направлять вас на стажировку в действующую армию на 2 месяца».
И Василий начал свою офицерскую службу на Северном Урале, готовился на фронт, а угодил в тайгу. Разговор о фронте пока был беспредметен.
Начались командирские курсы – занятия по командирской подготовке. В остальное время офицеры готовили учебные пособия, документацию, журналы, графики и т.д. С 25-го июля начались занятия с солдатами, ставшими курсантами. Все, как один, старше 19-летнего Василия, все прибыли с фронта. Приходилось слышать высказывания: «Командуют тут желторотые», «Пороха еще не нюхали, а командуют», «Послужи с наше». Лейтенант понимал, что правда на их стороне. Однако очень скоро командир взвода нашел подход к своим подчиненным. У всех курсантов образование было 5-7 классов, и вечерами Василий рассказывал им о новинках боевой техники, о битвах прошлого, о полководцах Суворове, Кутузове, Румянцеве, Наполеоне, об интересных фактах из жизни Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, о Софье Перовской и многом другом. На самоподготовке растолковывал то, что не поняли на занятиях, засел за книги по воспитанию. И скоро лейтенанта стали уважать, признали за командира. Командир взвода выработал такую методику : сначала работа с сержантами, спрос с них, во-вторых, установление строгого внутреннего порядка и распорядка дня, в-третьих, обсуждение нарушителей и отличившихся на собрании. Усилия, упорство и труд Василия определили первые успехи: взвод ставили в пример, хотя в шутку их называли «Тимур и его команда».
Молодой офицер настойчиво стремился к внутреннему совершенству – закалке воли, приобретению высоких морально-боевых, деловых качеств, к углублению знаний, развитию умений.
Василий мало спал, плохо ел, сутками находился на службе, про себя думал: «Идет война, всем сейчас тяжело и трудно, но в трудностях мужаешь».
В феврале 1944 года 4 преподавателя и 2 командира роты выехали на фронтовую стажировку. Лейтенант воспрял духом – скоро и он поедет набираться боевого опыта, которого так не хватало.
В мае получили известие, что училище переводится в г. Камышин Сталинградской области, так как фронт продвигается на запад, там лучше материальная база, больше танкодром.
В июне состоялся первый выпуск, взвод лейтенанта Смазилкина занял 1-е место в училище по итогам выпуска. Молодого офицера представили к награде – ордену Красной Звезды.
В сентябре Василий принял новый взвод. Работать стало легче, накопился опыт, да и курсанты по возрасту были или такие же, как и он, или ненамного старше. В командировку на фронт не послали. Лейтенант подавал рапорт с просьбой направить его в действующую армию, но получил жесткий отказ.
Зима была очень холодной с лютыми морозами. Казалось, не найдется такой силы, чтобы ее победить. Василий проводил аналогию между зимой – фашисткой армией и весной – советской армией. После долгих «боев» весна победила. Наступал радостный май. В его поступи чувствовалось торжество, гордость, надежда. Весь народ ждал победу… И вот она пришла. Самая заветная мечта советских людей исполнилась. Дедушка рассказывал: «Весь народ ликовал. Никогда ни одного праздника так не ждали и так не праздновали. Мы не могли выйти на улицу – военных тут же подхватывали на руки и подбрасывали вверх. Восторг, радость были безграничны, счастью не было предела».
Из 25 человек 1-го выпуска лейтенанта погибли шестеро, хотя в боях участвовали все. Это был очень хороший показатель. Командир взвода научил своих курсантов военному делу и тому, как выжить на войне. Бывшие выпускники писали ему письма: «Вас я часто вспоминаю, как вы обучали нас. На себе испытал, как важно знать технику и оружие и уметь ими владеть. Большое спасибо Вам, Ваши выпускники – на хорошем счету и в этом большая Ваша заслуга. (Плаутин Е.Ф.)»
После окончания войны дедушку перевели в Камышинское военное училище командиром роты. Среди курсантов было много фронтовиков, которые решили посвятить свою жизнь армии. Часто они были старше и опытнее, молодому офицеру не просто было завоевать их признание и уважение. В Камышине дедушка встретил свою любовь – мою бабушку Журавлёву Таисию Яковлевну. Вскоре им пришлось расстаться – дедушку перевели служить на Курильские острова на Дальний Восток. До войны эти острова принадлежали Японии, и служить там было не просто. Японцы почти каждую ночь совершали нападения на воинские части. Тихий океан тоже был неприветливым. Часто подступали волны цунами. Побывав в отпуске, молодой командир батареи привёз на Кунашир жену-красавицу. Там в 1950г. родилась их старшая дочь Лена – моя тётя. В Южно-Курильске бравый капитан сел за парту – заканчивать 10-й класс средней школы и окончил её с медалью. В 1951г. он поступил в высшую военную бронетанковую академию, и семья на время учёбы переехала в Москву. В 1955г. дедушка закончил академию с отличием и получил назначение в г. Тбилиси на должность командира батальона. В 1956г. там начались национальные волнения – Грузия хотела выйти из состава СССР, был приказ подавить восстание, дедушка очень переживал эти события, семья под охраной была отправлена в г. Камышин, где и родилась моя мама. В 1959г. дедушку перевели в горный район Грузии в г. Ахалкалаки на должность начальника штаба полка. В 1961г. он был направлен служить в г. Гори-родину И. В. Сталина на должность командира полка. С 1963г. дедушка служил в военном командном училище в г. Баку. Очень он не хотел расставаться с танковыми войсками, но опять ему было сказано, что в училище не хватает грамотных офицеров, поэтому придётся служить там. Всю свою жизнь дедушка воспитывал и обучал молодых людей военному делу. Он накопил большой опыт, знания и всё это старался передать будущим молодым офицерам. В г. Баку дедушка окончил вечерний факультет журналистики, сначала писал статьи в газеты, потом решил написать книгу-наставление для молодого офицера. Эта книга была размножена в училище и стала настольной для многих выпускников. По состоянию здоровья дедушка вышел на пенсию в звании полковника. В армии он прослужил 32 года. Он всегда подчинялся приказам и служил там, куда его направляло военное командование. У дедушки много наград: Орден боевого Красного Знамени, медаль «За боевые заслуги» (На Курильских островах) и много других – вся грудь была в наградах. Дедушка вёл большую переписку – ему писали выпускники разных лет, бывшие сослуживцы, друзья, товарищи. На пенсии дедушка работал в райкоме инструктором, на АТС – инструктором по ГО, везде отлично справлялся с работой и пользовался уважением в коллективе.
На старости лет дедушке и всей нашей семье пришлось пережить страшные события. Мне исполнилось 2 месяца, когда в Баку в январе 1990 г. начались национальные события. В город против мирного населения были введены войска. Народ ложился на дорогу, чтобы заградить танкам путь, и танки зашли в Баку по живым людям. Начались военные действия. Мы жили в военном городке, наши дома обстреливались, многие соседи погибли в своих квартирах. Была организована эвакуация жителей городка. Мы шли на сборный пункт, мама катила меня в коляске, а дедушка шёл рядом и прикрывал собой маленького внука. Жизнь изменилась в одночасье. Летом этого года дедушка перенёс обширный инфаркт в Москве. Министерство обороны не забыло его заслуг и выделило квартиру в г. Дзержинске. На счастье рядом оказалась его сестра. Так мы переехали в Дзержинск.
Всю жизнь дедушка занимался самообразованием, много изучал, читал, имел обширные знания в разных областях, был интересным собеседником, вёл дневниковые записи и в конце жизни написал для семьи 6 книг. Благодаря им мы знаем историю семьи, жизнь деда, его мысли, рассуждения. Дедушка умер в 1996г. в 72 года жизни, прожив честную интересную жизнь, полную служению Отечеству. Он похоронен в воинском ряду на Дзержинском кладбище.
Детство и отрочество полковника Смазилкина Василия Спиридоновича проходили в 20-40 годы, в период коллективизации и индустриализации страны. Примером для подражания были его родители, честные, добросовестные люди, герои гражданской войны, о которых он читал, герои советских кинофильмов, ударники труда, учителя и другие хорошие люди, окружавшие его. Василий рано осознал себя как личность и постоянно стремился к совершенствованию: старался выработать в себе сильную волю, работоспособность, настойчивость, упорство, смелость, твердость и другие качества, соответствующие его нравственному идеалу. Многое ему удалось еще в детстве и школе, но основное становление личности произошло в годы войны в период службы в военном училище. Василий избавился от юношеских грез, научился строгой военной дисциплине, преодолевать трудности, разбираться в людях, воздействовать на них, стал более ответственным и твердым. Василий стал взрослым, но процесс совершенствования бесконечен и он будет всю жизнь совершенствовать свой ум, интеллект, волевые, деловые, моральные, нравственные качества, эстетическую культуру, постоянно углублять знания, приобретать новые умения. Смазилкин Василий Спиридонович был лучшим представителем типичного советского человека и обладал всеми качествами «Морального кодекса» советского времени.
материал размещен 2.04.06
(1.1 печатных листов в этом тексте)
Размещено: 01.01.2000
Автор: Гафуров Т.
Размер: 44.52 Kb
© Гафуров Т.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции