В.А. Бебихов. Тематический указатель Памятных записок Общества старых нижегородцев. Тематическая рубрика: Великая Отечественная война (фронт и тыл) (30.17 Kb)
Введение
Автором Аннотации ПЗ томов 1-34 ОСН (публикуемых в настоящее время в электронном журнале «Открытый текст») на их основе посредством распределения аннотаций по тематическим рубрикам был создан Тематический указатель ПЗ ОСН. Его рубрики:
Революция и революционеры – РЕВ,
Горький и окружение – ГОРЬК,
Великая Отечественная война (фронт и тыл) – ВОВ,
Репрессии – РЕПР,
Нижний Новгород и окрестности (старое и новее) – НН,
Учителя, врачи, преподаватели, инженеры… – УВПИ,
Деятели культуры и культурная, и духовная, жизнь – КУЛЬТ,
Об ОСН – ОСН,
Поэзия и художественная проза членов ОСН – ТВОР.
Введённое автором указание (аббревиатурой) Тематических рубрик при заголовке аннотации принципиально. Наличие не одного, а двух значений означает содержательную целесообразность помещения аннотации в две соответствующие рубрики. Например, наличие рубрик [УВПИ, РЕПР] означает, что рассказывается, скажем, об инженере, подвергшемся репрессии. Обратное следование этих рубрик означает, что рассказывается о репрессиях над инженером . Другой пример: [ГОРЬК, РЕВ] – рассказывается о Горьком (или близком ему человеке) и о его участии в революционной работе. Обратное следование – рассказывается о революционной работе, к которой Горький имеет отношение.
В связи с наступающей годовщиной 65-летия Великой победы ниже приведена – для ознакомления с материалами ПЗ о ВОВ – часть рубрики «Великая Отечественная война (фронт и тыл)», содержащая наиболее содержательные материалы.
Вел. Отечественная война (фронт и тыл) – ВОВ
* А.З. Тренев Три войны (воспоминания) (3,1-7) [РЕВ,ВОВ]
/Февраль месяц, 1917 г. Призыв в НН в Преображенский гвардейский полк и прибытие в Петроград. «На улицах трупы людей в штатской одежде» с бумажками «Фараон», т. е. «полицейских, переодевшихся». В огороженной части манежа – «городовые и др. чины полиции… до 300 человек, а со специальных вышек на них были направлены два пулемёта». Обучение гарнизонной и полевой службе.
Агитация за поступление в Экспедиционный корпус, направляющийся во Францию. Согласившиеся, «когда свершилась Октябрьская революция,… были обьявлены большевиками и подверглись жестокому гонению… контрационные лагеря,… тюрьмы, … отправляли в Африку на работу на плантациях…». Оставшиеся в России участвовали на Австрийском фронте в перестрелках, ходили в разведку, дежурили в секретах.
Примечание 2009 г. Корпус своей храбростью вызвал восхищение французов. Л. Троцкий купил во Франции газеты и в одной из них настроил корпус на мятеж. Расправа была быстрой и жестокой.
/Гражданская война Автор – в РККА, в НН, в пулемётной команде. Направление на Курсы красных командиров. Преподаватели – бывшие царские офицеры. И командир роты, где служил потом автор, тогда как комиссар – большевик. В мае 1919 г. перед уходившими на фронт выступил Ленин: Смерть или победа!
/Донская обл. Г. Калач Непрерывного фронта не было. Были бои за станицы, и быстротечные, и ожесточённые. «Ночи проводя в степи, располагались построением в каре». Автор был пулемётчиком. Потом он стал красным офицером.
/ВОВ Автор – в полку малокалиберных зенитных орудий, оборона от Курской обл. до Венгрии различных объектов от вражеских самолётов. У Полтавы рядом был американский аэродром тяжёлых бомбардировщиков. Полк своим огнём помог нашим истребителям защитить аэродром от внезапного вражеского налёта. Большинство в полку – девушки-зенитчицы.
* В. Тэви Ключ от Берлина (3,8-14) [ВОВ]
После поражения под Москвой гитлеровцы создали мощную долговременную полосу обороны на рубеже Ржев – Зубцов – Сычёвка: ключ от Берлина, как было сказано в приказе Гитлера. Горьковская гвардейская стрелковая дивизия также участвовала в её прорыве.
В разведке боем гвардейцы заняли вражеские окопы, успев отойти назад до открытия противником огня на поражение. Были выявлены вражеские огневые точки и расположение войск и техники. Затем последовала эффективная артподготовка. Автор пустил сигнальную ракету к началу наступления. Наступление перешло в продвижение вперёд.
* Н. Чистовский Битва на Волге. Волжская военная флотилия в ВОВ 1941-45 гг. (3,15-21) [ВОВ]
С августа 1941 г. автор – командир канонерской лодки «Руднев» Волжской флотилии с базой в Сталинграде. Лодка обеспечивала в конце навигации в тяжёлых условиях ледостава и тумана прохождение флотилии на зимовку в затон под Куйбышевом.
С лета 1942 г. при приближении врага к Волге вражеские самолёты стали нападать на суда и минировать реку. Лодка обеспечивала военные перевозки, в июле на теплоходах «Абхазия» и «Черкесия». В августе – к артиллерийским позициям у Сталинграда, в темноте и при первых орудийных залпах по противнику. Быстрое маневрирование спасало от вражеского огня. Были случаи, когда артиллерийский огонь лодки по вражеским истребителям мешал им нападать на возвращающиеся наши бомбардировщики. С 1943 г. автор – командир лодки «Турксиб», ведущей охрану наших судов во Владимирском районе. С мая – и буксировка нефтеналивных барж.
В 1944 г. автор, ставший военным лоцманом Сталинградской базы, обеспечивал проводку кораблей по Волге и Каспию, иногда по минированным участкам.
* Б. Кузнецов Братская помощь горьковчан ленинградцам в дни военной блокады (3,23-34) [ВОВ]
/ Эшелон с продовольствием из Горького для осаждённого Ленинграда Весной 1942 г. из Горького был отправлен эшелон в несколько десятков вагонов с продовольствием и обмундированием. Автор его сопровождал 10 дней как начальник военизированной охраны. Частыми были остановки из-за пережидания воинских эшелонов. Всюду были следы войны. Под Тихвиным лес был срезан орудийным огнём. От конечной ж/д станции Званка автор и депутат Ленсовета Ефремов перелетели на самолёте в Ленинград (3,на картофельное поле под городом, откуда добирались на грузовике) для вручения писем и посылочек родственникам ленинградцев, эвакуированных в Горький. Автор целыми днями ходил по городу, разыскивая адресатов, и многое увидел: и страшного, и героического.
/ Эвакуация из Ленинграда на Большую землю 2000 дистрофиков. Автор обстоятельно описывает Ленинград и жизнь в нём. Один случай: из большой очереди в продовольственный магазин люди не ушли при артобстреле, и многие из них пострадали. В частности, автор посетил А. Жданова, 1-го секретаря Обкома, с письмом от его сестры. И получил задание: обойти дистрофиков, намеченных к эвакуации, и сообщить оставшимся в живых срок и порядок сбора. Во второй половине июня они были отправлены эшелоном с Финляндского вокзала до ж/д станции Борисова Грива. Далее – на грузовиках до Ладожского о. Багаж был погружён на моторные лодки, а люди к ночи, к несчастью светлой, сели на озёрный пароход и поплыли. Немецкие самолёты стали сбрасывать на самолёт бомбы. Первая упала далеко, вторая – близко, взрывом выбило дверь рубки. Капитан предотвратил начинавшуюся панику.
На противоположном берегу везде – продовольствие для ленинградцев в мешках. 14 км пути – на грузовиках до дер. Лаврово, где были коровы на лугу, также собаки и кошки, и курицы! Людей накормили – скромно, чтобы не навредить после голода, – и выдали сухой паёк на дорогу, строго запретив есть его сейчас. Те, кто стали есть паёк, умерли в мучениях. До Горького – в грузовых вагонах.
*Н. Демьянов ПВО г. Горького во время Отечественной войны 1941-45 гг. (3,45-53) [ВОВ
Автор – начальник Службы убежищ и укрытий. Горький – крупный промышленный центр с большой оборонной промышленностью. Первые, неожиданные, три налёта – с 4.11.41.: 150 самолётов, 14 прорвались, прицельная бомбёжка с низких высот с поражением фугасными и зажигательными бомбами трёх заводов. Ещё три налёта в этом году, 26 в следующем и массовые налёты в 1943 г. Благодаря мобилизации населения и укреплению ПВО тяжёлых поражений не было. На подступах к городу было сбито больше 30 самолётов.
/Служба укрытий и убежищ штаба ПВО Из пострадавших при налётах было 5% в убежищах, 10 в квартирах, 40 на улицах и 45 на предприятиях – благодаря массовому строительству защитных сооружений от выдерживающих прямое попадание бомб до 18 тысяч щелей.
/Медико-санитарная служба Пострадало от налётов больше 1000 жителей, из них убито 30 % и ранено70%, из них больше половины тяжело. Раненых оперативно спасали медицинские бригады, часто во главе с известными хирургами. Первую помощь оказывали проинструктированные местные бригады
/Служба по маскировке Город на стыке двух рек не спрячешь. Была сплошная светомаскировка. Маскировались отдельные объекты: окраска, изменение контура, макеты деревьев и кустарника. Строились объекты-ловушки для отвлечения лётчиков от настоящих целей.
/Противопожарная служба Была расширена сеть пожарных команд, созданы пожарные дружины на предприятиях и среди населения. Население скоро научилось бороться с зажигалками. Из более 400 пожаров около 40 было крупных. Основной из трудностей тушения пожаров было отсутствие воды, нередко из-за разрушения водопровода.
/Участие населения в защите своего города против воздушных налётов Население было организовано и обучено в ликвидации последствий налётов. Во дворах и пустырях – укрытия-щели. В каждом доме – дружина с организацией защитных мероприятий. Было создано более тысячи групп спецназначения (аварийные и др.) по защите города. Было массовое уничтожение пожароопасных строений – для создания противопожарных разрывов. Многочисленны примеры героизма, самопожертвования.
*Н.С. Кушнаренко Обращение ко всем домашним хозяйкам (3,75) [ВОВ]
Автор в в тексте Обращения 1943 г. призывает последовать её примеру. Она внесла на постройку танка «ДОМАШНЯЯ ХОЗЯЙКА» 1000 руб.
* А. Ленцов Строительство оборонных противотанковых линий (20,40-42) [ВОВ]
С начала войны ведётся реконструкция старых и постройка новых цехов завода «Красное Сормово». С сентября по декабрь бригада, выделенная из УКСа, начинает и заканчивает строительство протяжённых оборонительных сооружений. Инструменты – лопаты, а также ломы, клинья и кувалды, используемые при рытье противотанковых рвов в замёршем грунте. Большинство рабочих – женщины. Автор был прорабом.
* В.Н. Андрианова Горьковчане – политбойцы (20,43-53) [ВОВ]
В июле 1941 г. большинство студентов ГМИ – коммунистов и комсомольцев добровольно ушло на фронт. По необходимости они привлекались к санитарной работе. Многие из них погибли в жестоких боях. Политбоец – звание, присвоенное добровольцу и обязывающее его быть впереди и увлекать др. личным примером. Студенты ГМИ учились по ускоренной программе – с практикой в госпиталях. В октябре к ним присоединились добровольцы, отозванные с фронта. Все они скоро стали работать в тыловых и фронтовых госпиталях.
* К.С. Шибанова Тыл – фронту (20,71-76) [ВОВ]
Автор рассказывает о своей работе в войну замом директора МТС по политчасти. С мобилизацией мужчин директор стал работать за механика, автор – за гл. агронома, счетовод – за главбуха. Трактористы – девчата (и подросток Игорь, сын В.П. Чкалова; его заработок, как и многих других, шёл фронту), прицепщики – мальчишки, льнотеребильщики – матери грудных детей… Несмотря на все трудности, МТС работала неплохо.
* Ф.С. Беленов На фронте и в тылу (1941-1945 гг.) (20,119-139) [ВОВ]
/Пролог Автор в качестве мастера по оптическим приборам (обеспечение работоспособности техники) гаубичного полка участвовал «12 июня 1940 г. в освободительном походе в Бессарабию». Она присоединилась к СССР, после чего полк передислоцировался в Одесскую обл, «перешёл на мирные штаты».
/Оборона С начала войны полк готовится к боям. Каждому в медальоне – сведения, куда и кому сообщить в случае смерти. Обстрелы полка с самолётов. 26 июня полк – на марше. Скорое занятие оборонительного рубежа у Днестра. Тяжёлые бои с большими потерями при попытках противника форсировать Днестр. С 25 июля автор – зам. политрука. Отход по приказу и бои у Днепра. Непрерывный ремонт техники. Отход в конце сентября в тыл. Инициатива в добывании продовольствия при его недостатке.
/На отдыхе В ноябре (по декабрь) – командировка в Горький для посещения семей командиров полка. Побывка в своей семье и в др. семьях – после поисков и разъездов. С февраля автор – кандидат в члены КПСС. Он воентехник полковой мастерской.
/В наступлении С 21 сентября Воронежский фронт. Преодоление трудностей ремонта техники. В ночь на 5 июля 1943 г. начало Курской битвы. Мощная артподготовка. Наступление – оборона – контрнаступление. Участие огнём в танковом сражении. Продвижение вперёд.
/Сбор трофеев С конца июля автор – в бригаде по сбору трофейных орудий и боеприпасов (для их использования в боях). Был конфликт с начальником автора, прервавшего сбор трофеев для перевозки раненых. Потом служба в запасном артполку.
* Е.И. Шейнова Во имя жизни (20,176-198) [ВОВ]
Беллетризованно рассказывается о спасении больных и раненых партизан в тылу врага, в посёлке Навля Брянской обл. В «русской» больнице, где лечили полицейских, и тайно раненых партизан и полулегально население. Главврач б-цы – Е.И. Светанкова, медсестра – Рая Болинова. Обе уроженки Горьковской обл., обе работники ХПГ-131 до ноября 1941 г.: ординарный хирург и медсестра. Потом – окружение с тяжёлыми ранеными. Попадание в плен и направление немцами в б-цу для обслуживания полицейских. Постепенно наладились взаимоотношения с населением, связь с партизанами, снабжение их лекарствами. Поскольку больных и калек в Германию не увозили, удалось спасти от этого юношей и девушек – по фиктивным справкам.
Е.И. Светанова и Рая Болинова за связь с партизанами были арестованы и расстреляны.
* В.Н. Андрианова Самые памятные пять лет моей жизни (к 50-летию Великой победы) (26,79-114) [ВОВ]
Приведены отдельные эпизоды из этих замечательных воспоминаний, которые стоит прочитать.
В начале ВОВ – ускоренное обучение в мединституте. В 1942-46 гг. – в военных госпиталях. Из рассказа о налётах на Горький. «Одна бомба попала в угловой дом ул. Горького и Трудовой напротив церкви. От дома ничего не осталось».
Примечание 2008 г. В этом месте были маленький домик с садом вокруг него за деревянным штакетником. Вместо всего этого образовалась огромная яма-воронка от взрыва мощной фугаски, которая постепенно заполнилась водой.
О военных собаках – санитарах. Собака, таща за собой лодочку – волокушу, подбегала к раненому и ждала, пока он не перевалится в волокушу. После этого волокла волокушу с раненым к перевязочному пункту. Так было спасено много раненых. Много собак погибло. О штрафном батальоне. Он был брошен в единственную атаку. Штрафники, занявшие высоту и выжившие при этом, переводились в обычную часть. Большинство из них было ранено. Успех штрафников закрепила обычная часть.
После окончания ВОВ автора хотели на четыре года оставить в армии. пришлось подсунуть напоенному комбату на подпись документ о демобилизации.
* Л.Н. Врублевская Русский доктор в Дахау (верность клятве Гиппократа) (26,118-132) [ВОВ]
О Ф.И. Врублевском (1904-1987), враче хирурге, проф. ГМИ, спасшем в фашистском лагере смерти Дахау немало жизней. В пятом блоке проводились опыты над заключёнными. В том числе, сколько человек продержится под действием ядов, при изъятии крови.
В лагере Врублевский сначала рядовой узник, потом врач. Освобождение им от труда измождённых. Много операций. Замена мертвецами, их тайно хранили, бежавших из лагеря, также приговорённых к смерти. При наступлении союзников был приказ уничтожить лагерь. Якобы, командир артиллерийского полка отказался расстреливать лагерь. В лагере – русское подполье, куда входил Врублевский, решило восстать в удобный момент. Большинство заключённых вывели из лагеря. Было три дня ожидания. Оставшихся освободил батальон интербригадовцев, составленный из бывших узников фашистских лагерей.
* М.Б. Чекняева Мои воспоминания (26,190-191) [ВОВ]
Автору 17 лет к началу ВОВ. Завод Фрунзе… Рабочая продкарточка: 700 грамм хлеба (иждивенцу 300), 400 пшена и 300 подс. масла. И забота о заводчанах – при общих трудностях. В свободное от работы время автор трудится в госпитале. Посылалась на строительство окопов.
* И.А. Ивина «Стратегическая» железная дорога (27,109-110) [ВОВ]
О подготовке в 1943 г. к строительству ж/д Бор – Керженец в обеспечение заготовки дров. Участники – женщины с ослабленным здоровьем и девушки. 70 км пешком до места. Рытьё землянок. Рубка и пилка леса, и зимой – в 20 см от земли. Выравнивание: срытие и насыпка земли.
* О.А. Капустина Из моей биографии. Годы войны (28,71-74) [ВОВ]
К началу ВОВ автор – студентка 4 курса Индустр. ин-та. Практика – работа в моторном цехе Автозавода. С августа – продолжение учёбы. И строительство аэродрома в Стригино. И разгрузка барж. С октября – строительство оборонительных сооружений, и ДЗОТ. С января 1942 г. учёба. С июня дипломное проектирование и работа конструктором на оборонном заводе в Кунцево под Москвой. С декабря аспирантура и работа ассистентом. В марте 1943 г. с братом обмен вещей на продукты в Борском р-не. Семья жила сравнительно неплохо, т. к. сестра автора, как рабочая, получала 1 кг хлеба в день. Летом – на подсобных сельхозработах.
* М. Чекняева В годы войны (28,75-76) [ВОВ]
К началу войны автору 15,5 года. Работа на заводе Фрунзе. На раб продкарточку – 700-800 грамм хлеба, на иждивенческую – 250-300. На месяц 400 гр. пшена, 200 гр. подс. масла. На работе – стахановские обеды и др. поддержка. В ноябре – на окопах.
* Агеева Н.Ф. (29,5-6) [ВОВ]
О невыносимости блокады (125 грам хлеба в день и др.). В январе 1942 г. эвакуация через о. Ладожское на груз. машине с ½ буханки хлеба. В вагоне поезда – по двое на полке. В Ярославле – больница для дистрофиков, лук от местных. Тиф при следовании на Алтай – пришлось лечиться в Бийске.
* Антошина С.М. (29,7) [ВОВ]
В начале ВОВ в Тамбове с мамой, работа в школе. На траншеях и уборке урожая. Курсы радистов в Горьком и фронт. Обеспечение связи в отдельном батальоне. Участие в жестоких боях. После ранения в ногу осталась в строю, потом подлечилась в госпитале. В 1944 г. прорыв обороны немцев, поддержка Словацкого восстания, эвакуация выживших словаков. Взрывом автора выбросило из машины. Пришлось воевать с не сдавшимися немцами до 11 мая 1945 г
* Багрянцева В.А. Какими мы были (29,11-13) [ВОВ]
Во время ВОВ преподавание в школе. Сначала почти как обычно, но с добавлением – обучением военному делу до имитации вражеских налётов. Потом труднее: холодно, мало учебников, вместо тетрадей что придётся… Даётся в школе мал. кусочек хлеба, который почти все дети несут домой для маленьких. Плохо с обувью, иногда дети ходят в школу по очереди. Да ещё эпидемия холеры. Затронула школу, семья не болела. Автор в школе организовала хор, сама поёт и играет на гитаре. Хор выступает перед ранеными. Летом 1943 г. загородный пионерский лагерь. От комаров – малярия, и у автора.
С окончанием вечерних курсов медсестёр городской госпиталь, потом фронтовой в послеоперационном отделении. Почти круглосуточная работа, также переборка овощей и др. Пение с гитарой для раненых.
* Егорова З.Н. (29,15) [ВОВ]
1919 год рожд. Курсы медсестёр. С 1944 г. полевой госпиталь. Очень много раненых. Работа и при бомбёжках и обстрелах. Помогали легко раненные.
* Калентьева В.А. (29,17-19) [ВОВ]
После окончания Иньяза с ноября 1942 г. в районе Сталинграда боец, потом начальник контрольно-пропускного пункта . Неубранные трупы немцев – привыкли. Бомбёжки и обстрелы. Некоторые из девушек погибли.
* Климова О.Я. (29,21-22) [ВОВ]
1919 г. рожд. К началу ВОВ преподаватель Балахнинской шк. Муж на фронте, погиб. Кроме школы: на совх. полях, разгрузка барж, рытьё траншей… Плохо с едой. Учителям дали участки земли – хорошие урожаи картошки.
* Комарова О.Я. (29,22) [ВОВ]
1917 г. рожд. Курсы медсестёр. Практика и работа в горьк. госпитале. Инфекционный полевой госпиталь в Старом Осколе. Сыпнотифозные больные, в основном немцы. До установки госпиталя первая помощь раненым, лежащим на земле. Их сортировка на живых и мёртвых, посильная помощь. Отправка.
* Менкина Е.К. (29,25-26) [ВОВ]
16 лет к началу ВОВ. ФЗО – с работой по 12 часов в день. Потом круглосуточная работа. Осенью 1941 г. рытьё окопов. И в цеху, и дома холодно – буржуйка. Свободная земля – под картошку, хороший урожай. Продкарточки, длинные очереди. В 1943 г. рытьё торфа как топлива для завода.
* Пискунова О.П. (29,31-32) [ВОВ]
1909 г. рожд. При обороне Москвы эвакуация с двумя детьми – с приключениями и трудностями до Шумерли, где живёт мать автора. Она воспитательница в детском доме. Дети из Ленинграда: дистрофики, все не смотрят, не разговаривают, стоят лицом к стене. Летом с ними в лагере. С 1943 г. Москва, воспитатель в детдоме.
* Рушук А.И. С верой в победу (29,33-34) [ВОВ]
К началу войны студентка 3 курса педин-та. В октябре – на защитных сооружениях. С весны 42 г. преподавание в школе. Учёба в 3 смены. Трудности. Ученики дежурят в госпитале. Учителя, кроме школы, на заготовке дров и разгрузке вагонов с дровами, ремонт школы. Летом в конном заводе: заготовка кормов и др. Мужчин нет, кроме инвалидов. Деревенский хлеб без соли. Лакомство – турнепс.
* Марина Галкина Девочки, постарайтесь вернуться назад! (29,37-39) [ВОВ]
О Галине Ник. (Гараниной) Галочкиной. Ей 19 лет. Она инструктор ЦК комсомола в Зап. Украине. Курсы медсестёр, потом Львовск. медин-т., где её застала война. В городе – антисоветские выступления. Работа в госпитале, много раненых. Бомбёжки. Отъезд с эшелоном раненых. На остановка отсортировка умерших.
Под Орлом медсанбат. Работа и при налётах. Окружение и прорыв из него – с ранеными. По реке тащили, как бурлаки, самод. плот с ранеными. Раненых – на платформы узкоколейки и толкание платформ. Конец войны под Кенигсбергом, и после 9 мая. Домой в янв.46 г. Оказалось, здесь голод, какого она не знала на фронте.
* П.И. Обухов День Победы мы приближали, как могли (30,5-10) [ВОВ]
К началу войны – окончание 9 класса. До ноября 1943 г. учёба на истребителя танков, потом Моск. миномётно-артиллерийское училище – для «Катюш».
2-й Укр. фронт. Декабрь 43 г. на Украине. Приходится преодолевать непролазную грязь. При окружении врага – самое эффективное использование «Катюш» – по скоплениям. В части не было ни одного случая захвата «Катюши» врагом при многочисленных попытках. Не пришлось «Катюши», каждая заминирована, взрывать при неизбежности захвата. Враг привык, что «Катюши» бьют на направлении главного удара. Поэтому были и отвлекающие залпы в др. направлениях.
Тяжёлое ранение, госпитали, выздоровление (6 м-цев).
1-й Укр. фронт. Чаще – стрельба прямой наводкой на 500 м. Навстречу – поток освобождённых граждан из СССР и др. стран. Май 45 г. – подготовка к Берлину.
Окружение и взятие Берлина. Вместе с танковой бригадой Рыбалко. Ликвидация попыток немцев вырваться из окружения. Переход на юг Германии и в Чехословакию для их освобождения от не сдавшихся фашистов. Власовская армия воевала в фашисткой армии против нас. Дружба народов: в армии везде и под командованием автора – молодёжь всех народов. В классе автора из 18 ребят вернулись с войны четверо.
*К.А. Пронин Из воспоминаний командира батареи (30,15-17) [ВОВ]
Граница с Финляндией. Лейтенант противотанковой бригады. Пушки ещё с 1-й мировой войны. Они более неповоротливы и медленны, но зато более надёжны – нет поражаемых осколками частей. Тяжёлые бои с потерями. Выход с ранеными из окружения. Ранение, госпиталь.
В Ленинграде командир топографического взвода: привязка целей к местности – к городу. Основное место нахождения – у з-да Кирова. В ноябре участие в попытке прорыва блокады. Всё время – не допустить врага. Лучше вообще, и с питанием, с марта 42 г.
С лета 43 г – командир батареи, уничтожение ДЗОТов. Автор свои пушки установил в болоте, так как вражеские снаряды, упавшие в болото, не взрываются. Потом начальник штаба дивизии. Наступление по бездорожью…
* А.А. Нечаев Мы дети войны (30,21-23) [ВОВ]
Автору 9 лет к началу ВОВ. Отец и ст. брат на фронте. Сёстры в госпиталях. На нём – хозяйствование. Ощущение голода. Карт. очистки + рж. мука = блины. Трудности в школе.
Бомбёжки. Цели освещались медленно спускающимися шарами. Было: зажигалка пробила крышу и упала на чердак. Её засунули в ведро с водой автор с приятелем. Автор потерял продкарточки семьи (у приятеля), нашёл, никому об этом не рассказал. Летом 44-45 гг. пион. лагеря – помощь колхозам.
* А.С. Липовецкий Главы из кн. Воспоминания о пленных годах (30,125-131) [ВОВ]
Обстоятельное беллетризованное повествование. Ниже – отдельные выборки.
У пленного – единств. крошечный кусок хлеба, другого не будет. Трудно решиться на его съедение. У г. Умань – Уманьевская яма, карьер или овраг. Туда загоняли пленных с 1941 г. Рассказ о попадании в плен и попытках побега.
* А.С. Липовецкий Воспоминания о пленных годах. Продолжение (31,72-88) [ВОВ]
Зима 45 г., немцы «подобрели». Весна. Заставляют заниматься бесполезным трудом. Мимо лагеря – отступающие немецкие войска. Перевод лагеря в г. Айзенштадт, на землю за изгородью. Охрана есть. Кормить и прочее перестали. Самоуправление, разоружение охраны. Меры по охране лагеря на случай попытки его уничтожить.
* А.С. Липовецкий Биография. Стихи (32,77-88) [ВОВ]
1918 г. р. С 1934 г. проживание в г. Горьком. В 1936 г. окончание рабфака при Горьк. пединституте. С мая 1940 г. (с перерывом на ВОВ) работа в Лит. музее. С июля 1941 г. по окт. 1945 г. в РККА. Учёба до янв. 1942г. – стал лейтенантом, командиром радиовзвода в г. Керчь. При поражении Красной армии попал в плен, находился в плену до апреля 1945 г.
«Эти стихи были написаны мною в годы плена… Конечно, эти стихи несовершенны, но в те трудные годы они помогали выжить в фашистской неволе, сохранить человеческое достоинство»: «…Морили нас и голод, и болезни, Фашисты нам калечили сердца, Но Родины мы не забыли песни, Хоть гибли, но боролись до конца…»
* Е.М. Безухова Красота против жестокости (32,48-49) [ВОВ]
Мать автора – в войну преподаватель ремесленного училища при Горьковском полиграфе, печатающем материалы для Оперного театра. Она организовала бесплатное посещение театра учащимися. Они в театре забывали про тяготы военной жизни, приобщались к прекрасному. И в войну в театре была прекрасная труппа.
© Открытый текст
размещено 3.5.2010
(0.8 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000