Рыбакова А.А. Античная мифология (13.73 Kb)
«Античный» (antiquus) в переводе с латинского означает “древний, старинный, прошлый”. Однако, когда речь идёт об античности (античная история, литература, философия, искусство и т.д.), имеется в виду не весь древний период в жизни человечества, а только тот, который связан с государствами древней Греции и Рима[1]. Под античной мифологией также принято понимать мифологическую традицию греков и римлян. Среди её особенностей можно отметить следующие.
В научной литературе подчёркивается, что мифология практически не отделима от религии и является своего рода словесным выражением религиозной веры[2]: обряды, ритуалы и другие сакральные действия, связанные с фактическим проявлением веры и почитания божеств, героев, духов и проч., составляют существенную часть религии – её культовую практику, а миф рассматривается как вербальное оформление культа, повествование, сопровождающее отправление культовой церемонии, поясняющее происхождение и суть обряда, смысла ритуальных действий. Это замечание абсолютно справедливо в отношении многих мифоритуальных систем. Например, в государствах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Финикия и др.), где религия играла колоссальную роль, регулируя поведение всех членов общества, служа оценочным критерием для любого события, мифы воспринимались как священное откровение, слова богов и были наполнены религиозно-этическим содержанием, которое строго закреплялось религиозным каноном и не могло варьироваться.
В античной же мифологии (особенно, древнегреческой) далеко не всё относится к области религии, и не всё можно назвать мифом[3]. Существовали мифы «сами по себе», которые совершенно не были связаны с культом. Например, из мифов хорошо известны образы Урана, бога неба, и Эос, богини зари, однако почитание их в религиозной практике греков не засвидетельствовано[4]. Вместе с тем в античную мифологическую традицию включались такие элементы, как легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы[5], которые правильнее расценивать скорее как художественные средства, нежели выражение непосредственной, живой веры. Те же повествования, которые относятся к разряду собственно мифов, т.е. священных рассказов о деяниях богов и героев, могли приобретать рационально-философскую трактовку[6] и в этом значении строго отграничивались от культовой сферы. Таким образом, античная мифология не имеет строгой соотнесённости с религией.
Далее необходимо отметить, что мифология и религия греков и римлян, как составляющие совокупную античную традицию, нередко сближаются или даже отождествляются, греческие боги называются римскими именами, однако этот подход ошибочен. Греческая мифоритуальная система, действительно, оказала сильное влияние на римскую[7], но этот процесс начался достаточно поздно – с III в. до н.э.[8]; широкое же проникновение греческие идеи в римское общество получили только во II в. до н.э.[9], и даже при этих условиях не было их полного заимствования, и римская религия продолжала сохранять свои особенные черты[10]. Кроме того, греческая религия в III-II вв. до н.э. уже несколько отличалась от своей классической формы, претерпев определённую трансформацию, связанную с распространением чужеземных (в основном, восточных) и смешанных (синкретических) культов[11]. Таким образом, греческая и римская мифологии, хотя и имеют общие элементы, в основе своей – самостоятельные явления. Из изложенного выше также следует, что они представляют собой постоянно изменяющиеся системы, и этот фактор необходимо учитывать при их изучении.
Время существования античной мифологии как одной из основ идеологической жизни общества (исходя из имеющихся на сегодняшний день письменных текстов) весьма продолжительно: от VIII в. до н.э., которым датируются самые ранние памятники – поэмы Гомера (при этом следует учесть, что во многих мифах отразились реалии гораздо более древних времён), до IV-V вв. н.э., когда античное мировоззрение и античная мифология, как его база, были окончательно вытеснены христианством. Однако со смертью античного мира мифология греков и римлян не погибла, но продолжала существовать в Средние века, Новое время, дошла до наших дней, хотя каждый раз по-новому переосмысливалась[12]. Таким образом, в Европе античная мифологическая традиция не прерывалась и никогда не забывалась. В этом – ещё одно её существенное отличие от мифологий других народов, например, египетской, месопотамской (шумеро-аккадской, ассиро-вавилонской), хеттской, хурритской, финикийской и др., которые были забыты вместе с исчезновением этих цивилизаций и их носителей и вновь стали достоянием человеческой культуры только после их повторного открытия в XIX-XX веках.
Рыбакова А.А.
Статья опубликована 01.02.2006.
[1] Такой подход к пониманию античности свойственен, по крайней мере, отечественной науке. В западной науке в этим термином могут называться в том числе и реалии, относящиеся к другим древним цивилизациям (ср., например, англ. antique – древний, античный, antiquity – древность; нем. аntik – античный, древний, старинный, die Antike –античность, античная культура, древний мир).
[2] Kirk G.S. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures. Cambridge, 1970. P. 11; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПБ., 2003. С. 53-56; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1994 (далее МНМ). Т.1. С. 13-14; Токарев С.А. Религия и мифология // МНМ. Т. 2. С. 377.
[3] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 406; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. С. 55.
[4] Мифологический словарь: Книга для учителя / Сост. М.Н. Ботвинник и др. М., 1985. С. 166; Рабинович Е.Г. Афродита Урания и Афродита Пандемос // Античность и Византия. Сб. науч. статей. М., 1975. С. 314 -315.
[5] Токарев С.А. Религия… С. 406; Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 2004. С. 118.
[6] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. С. 123-128, особенно с. 125, 127; Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ранняя классика). М., 1963. С. 105-106.
[7] Поэтому когда говорят, например, об античных источниках по древнегреческой мифологии, то это выражение справедливо, так как римские авторы тоже фиксировали греческие мифы и даже подражали некоторым произведениям греческой литературы. Например, по образцу «Причин» Каллимаха Овидием были написаны «Метаморфозы» и «Фасты», представляющие собой собрание греческих и римских мифов.
[8] Токарев С.А. Религия… С. 441; История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. 4-е изд. М., 2005. С. 174 -175.
[9] После 146 г. до н.э., когда римлянами был захвачен Коринф и вся Греция была полностью покорена, в Рим хлынул поток греческих культурных ценностей: в огромном количестве стали вывозиться материальные ценности, а вскоре оказались востребованы и ценности духовные.
[10] Токарев С.А. Религия… С. 383, 423; Штаерман Е.М. Римская мифология // МНМ. Т. 2. С. 381.
[11] Токарев С.А. Религия… С. 419.
[12] Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология. С. 11.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000