Т.В. Гусарова. Крестьянская одежда Нижегородской области (кон. ХІХ – нач. ХХ в.) (11.51 Kb)
[1]
Крестьянская одежда Нижегородской области представляет достаточно сложную картину бытования самых разнообразных стилей и комплексов: поневы соседствуют с косоклинными сарафанами.
Дорогие шелка и золотое шитье – с льняной пестрядью и ситцем. Случается, что в одном сундуке хранится темно-синий или черный косоклинный распашной сарафан с проймами, красный шерстяной или шелковый сарафан – «московка» и скромный пестрядинный или ситцевый наряд, в котором и в избе удобно, и на улице показаться не стыдно, особенно если на плечи нарядный ситцевый платок накинуть…
Разнообразие тканей, стилей, кроя, декора мужской и особенно женской одежды и, в то же время, их повторяемость, вплоть до полной идентичности образцов, позволяет определить некоторые условия границы бытования тех или иных ее типов.
Уже самое первое знакомство с образцами народной одежды, при условии их территориальной идентификации, позволяет выделить несколько региональных типов: северные районы области и Поветлужье с преобладанием домоткани, пестряди, прямых «круговых» сарафанов; лесное Заволжье, где на первый план выступают различные типы сарафанов – клинников, а место пестряди заступает крашенина и ткани
[2]
фабричного производства; центральные регионы с преобладанием женской одежды типа «парочка» и шелковых или прямых сарафанов; юг области с разнообразными по краю и декору косоклинными «кумашниками», «китайками», «кубовыми сарафанами»… И это только самое первое впечатление, беглый взгляд, требующий дальнейшей конкретизации, изучения и систематизации материала.
Различия в системе кроя, особенности деталей и их соединения, вариации объемов и декорирования в зависимости от используемых материалов и функциональности, влияние традиций искони проживающих рядом этносов и этнических групп, а также многочисленных переселенцев, городской моды, проникновение в крестьянский обиход готовой покупной или заказной одежды и еще десятки причин создавали почву для размывания традиции с одной стороны, а с другой – для определенной локализации в рамках общей местной традиции вплоть до формирования особого, принадлежащего только конкретному селу типа одежды.
Общим для всех региональных типов народной одежды является деление ее на три пласта: одежда праздничная, повседневная и обрядовая.
Праздничная одежда – предмет особого внимания и заботы, ее приобретение или приготовление требовало дополнительных
[3]
расходов и труда, поэтому отношение к ней было подчеркнуто бережное, хранилась она особенно тщательно, надевалась редко, особенно ценные комплексы или детали передавались по наследству. Известны сарафанные комплексы с золотошвейными «кафтанчиками», «перышками» (душегреями) Лысковского, Кстовского, Горбатовского уездов, изумительные по красоте и роскоши шелковые сарафаны и рукава с богатейшей золотой вышивкой с. Чернуха Арзамасского района, косоклинники Заволжья с жемчужными или серебряными ажурными пуговками. Изготовление таких нарядов обычно поручалось «мастерицам». Цена их была недоступно высока для человека среднего достатка, поэтому обычно крестьянский праздничный костюм отличался от повседневного только большей тщательностью отделки, богатством вышивки или иного декора, более ярким цветом, нарядными деталями – поясами, плашками, украшениями; почти повсеместно считалось, что одежда из исходной, фабричной ткани наряднее и богаче, чем из домоткани.
Повседневный, бытовой костюм крестьян Нижегородской области сохранился преимущест-
[4]
венно в образцах конца ХІХ – начала ХХ столетия (это касается и праздничной одежды, хотя в фондах музеев встречаются и более ранние образцы). Это вполне объяснимо, поскольку отношение к нему было совершенно утилитарным, изнашивался он достаточно быстро; вещи, которые не годились для носки, перешивались на детей. Тем не менее, можно предположить, что эта одежда по своему крою и другим особенностям восходит к более раннему периоду – примерно к середине, а возможно, и к началу ХІХ в., поскольку шилась она самостоятельно, по имеющимся образцам, с соблюдением определенных местных традиций. Изменения были незначительны и касались в основном деталей, а не основы.
Следует заметить, что часть такой одежды, не будучи собственно праздничной, выделялась как «нарядная», «воскресная», «к обеднишная» (т.е. надевалась для посещения обедни, церковной службы), и сохранилась значительно лучше. Именно такая одежда и служит объектом рассмотрения и описания. Характерно, что на ней нередко заметен отпечаток личности владельца: использование городских мотивов, элементов другой региональной традиции, материальные возможности семьи и вкусы хозяйки могли приводить к возникновению вариантов, значительно отличавшихся от местной доминанты, хотя и остававшихся в рамках традиции.
[5]
Наиболее распространенной женской повседневной бытовой одеждой в Нижегородской области можно считать так называемые прямые (местное название круглые, круговые) сарафаны из ситца или пестряди (льняная домоткань в клетку), набойки (окрашенная домоткань с мелким печатным рисунком), реже – из полушерсти, китайки, сатина и других «хороших» (т.е. дорогих, покупных) тканей. При этом пестрядь более характерна для севера, ситец – для центра и юга области.
Различные типы косоклинных сарафанов на севере области играют преимущественно роль праздничной или обрядовой одежды; в южной части области косоклинные «кумашники», «кубовые» сарафаны из крашенины (холста, окрашенного в синий цвет) служили и повседневной одеждой.
Сарафаны одевали поверх рубах различного кроя, которые служили также нижней, а иногда – домашней одеждой. Рубахи обычно кроились из двух частей: верхняя («рукава») – из более тонкой, нарядной или фабричной ткани; к ней ниже уровня груди пришивалась «подстава» из домашнего холста, более грубого, часто небеленого, длиной ниже колена или до середины икр (в зависимости от принятой длины сарафана, из-под которого рубаха не должна быть видна. В некоторых местностях девочки-подростки и молодые девушки вместо сарафанов поверх рубах носили пестрядинные сборчатые юбки (Варнавинский р-н).
Для центральной и юго-западной части
[6]
области были характерны «парочки» и «полуплатья».
«Парочка» – комплект из широкой сборчатой юбки и кофты свободного силуэта разного кроя и длины. Дополнялась обычно передником и поясом. Характерно, что этот вид одежды, вероятно, достаточно поздний по происхождению, в ряде местностей сохранил название «сарафан» (Сергачский р-н).
«Полуплатье» – разновидность сарафана: одежда из темного ситца в мелкий цветочек, без рукавов, спереди отрезная кокетка на уровне груди, со спинки – отрезная по талии; надевали его поверх рубахи, носили с поясом. Обычно это была одежда молодых женщин, девушек и девочек-подростков.
Любая женская и девичья повседневная одежда дополнялась передником, на севере обычно без нагрудника, в виде полосы ткани, собранной в сборку на поясе, повязанном вокруг талии, на юге – с нагрудником. Передники были как повседневными, так и праздничными, служившими украшением одежды.
Основной вид мужской одежды–рубаха разного покроя и длины, с воротником-стойкой или без ворота, с круглым вырезом и разрезом посередине переда, справа или слева, иногда–на плече; застежка с планкой и рядом мелких пуговок или без планки, на одну пуговицу с навесной петлей или с помощью тесемок. Повседневная рубаха чаще всего из домотканого небеленого холста или грубой пестряди, иногда из дешевых хлопчатобумажных тканей. Нарядная – из кумача, сатина, атла-
[7]
са или иных тканей с блестящей поверхностью; цвета самые разнообразные – белый, черный, бордо, зеленый, красный и т.д., иногда в полоску или с мелким рисунком. В северных районах – из пестроткани в мелкую клетку. Отделка – вышивка, сборка и мелкие складочки, ряд мелких пуговок по планке застежки (белые, перламутровые по черному или темному фону, черные или цветные – по светлому).
Повседневные штаны – из пестряди, крашенины, встречается информация о небеленом холсте; реже – дешевая ткань фабричного производства. Праздничные – суконные, плисовые, из плотных шерстяных и полушерстяных тканей.
Обязателен пояс – цветной, тканный или плетенный поверх рубахи, надетой навыпуск; у молодежи – более яркий, с орнаментом или вытканными надписями; у старших – темных, строгих тонов, обычно в продольную полоску, иногда с надписью религиозного или назидательного содержания.
Особое место в народной жизни занимала обрядовая одежда. Она носила в известной степени сакральный характер и практически не подвергалась, вплоть до недавнего времени, никаким изменениям, во избежание негативных последствий в случае нарушения традиции. Надевалась эта одежда либо в определенные дни, при определенных ситуациях («молельные» сарафаны, покосные рубахи и т.п.), либо в ознаменование важнейших этапов в
[8]
жизни человека (свадебная «сряда», «смертное» платье, крестильная рубашечка и пр.) Как правило, она несет на себе черты архаики, но, вместе с тем, отражает и местную традицию, что ведет к региональным различиям и особенностям.
История крестьянского костюма – это часть истории народа, отразившая общую картину народной жизни на самом близком, бытовом уровне. Вещи уходят вместе с поколениями, которым принадлежат. Поэтому так необходимо возможно более подробное и полное описание и изучение всех доступных образцов, выявление местной и временной локализации их бытования, специфических особенностей местных традиций.
материал размещен 17.08.2006