Гусарова Т.В. Свадебные обычаи Арзамасского района

28 октября, 2019
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района (80.08 Kb)

Публикуемые материалы собраны в Арзамасском районе Нижегородской области в период с конца 60-х по конец 90-х годов 20 в. Возраст информаторов – в основном 60 лет и старше. Описания относятся преимущесвенно к первой трети 20 в.,  отражают реальные события или рассказы очевидцев.
    Брачный возраст:
Самым нормальным возрастом для вступления в брак считался возраст 16 – 18 лет. Девушка после двадцати лет редко выходила замуж (с. Мотовилово).
Восемнадцать лет мне было. Жениху-то восемнадцати лет не было. Ездили хлопотать к архирею. Давали ему хлеба (с. Волчиха)
Мне было осьмнадцать лет. Жених на год старше. (с. Волчиха)
Возраст замужества 16-17 лет,  даже 15. Все жили в одной семье долгое время (все снохи). Потом выделялся надел по старшинству (с. Пошатово)
Замуж я вышла на двадцать пятом году. (с. Волчиха)
  Я вышла в шестнадцать лет. Ему тоже шестнадцать с половиной было.
(с. Вол-Майдан)
Брачный возраст – 15-20 лет. (с. Ст. Пустынь)
Брачный возраст был с 15,  16,  17,  18 лет. (с. Пошатово)
 Выходили мы замуж-то в основном,  в 20-21 год,  а я-то вышла в 22. (с. Меньшиково)
Мне 16 лет было,  а уж в 18-то считались стары девы. (с. Заречное)
Брачный возраст невесты 16-17 лет,  а возраст жениха не ограничен (если надо породниться). (с. Чернуха)
     Время проведения свадеб.
Свадьбы больше справляли зимой,  т. к. летом было много работы в поле. (с. Мотовилово)
. Свадьба у меня была осенью. Гуляли и зимой,  и летом. (с. Меньшиково)
 Свадьбы играли осенью,  в Михайлов день по сорок свадьбей играли,  в церкви по 2-3 пары венчали сразу. (с. Заречное)
 Раньше-то мы все праздники соблюдали и свадьбы-то вовремя у нас были: или в Паску,  или в зимний мясоед. (с. Ст. Пустынь)
 Свадьба-то зимой была,  в Крещенье. (с. Волчиха)    
 Замуж я вышла осенью,  в октябре. (с. Волчиха)
 Воскресенье запой был,  в Петров день свадьба. (с. Вол-Майдан)
 Свадьбы играли в зимний мясоед,  так как летом все находились в поле. (с. Ст. Пустынь)
 Обычно свадьбы игрались осенью,  в декабре,  январе,  феврале (в зимний мясоед). (с. Пошатово)
 Обычно свадьба игралась в зимний мясоед,  т. к. с полей все было убрано. (с. Пошатово)
Свадьбы у нас в деревне в основном в мясоед справляли,  летом-то некогда было. (с. Ст. Пустынь) Свадьбы раньше игрались в зимняй мясоед. (с. Заречное)
Браки совершались чаще всего в зимний мясоед,  во второй половине января после Рождества. Редко браки были осенью. Гражданский брак вошел в обиход после революции. (с. Чернуха)
   Добрачный период: знакомство,  подбор брачных пар
Знакомились-то мы в кельи. (с. Меньшиково).
Невест обычно брали из своего села,  в соседних брали редко. Выбиралиродители,  смотрели на то,  чтобы девушка была работящая. (с. Мотовилово).
Невесту выбирал жених.. Меня семья его не брала. (с. Волчиха)
 Жених у меня был из свово сёла.. Меня семья не отдавала,  а мне понравился,  я и пошла. Потом родители согласие-то уж дали. (с. Волчиха)
 Бывало,  невесту выбирали,  глядя каке родители,  како жительство,  бедны или богаты. (с. Волчиха)
 Я не знала,  что за человек мой будущий муж. Захотели отдать – и отдали..
Как мы знакомились? Ну,  к кабаку ходили. Ой,  как гуляли! Наряжались в хороши наряды. Женихов было много. А мне вот достался сирота. Какого мне дали,  с тем я и должна была жить. Целый год я,  наверное,  плакала. Я сызмала шила,  а он плотничал,  вот нас и свели с ним (с. Волчиха)
Жениха выбирали из своей деревни,  по согласию родителей женились мы.   Раньше мы с ним не гуляли. (с. Вол-Майдан)
Парень с девушкой знакомились в кельях. Кельи – это дом,  где жила одна старушка. Ей платили деньги,  и собирались в основном зимой. Жен предпочитали брать из своего села. Невесту выбирал сам жених. Женились по любви. (с. Ст. Пустынь)
Был увоз невест и без родительского согласия – это называлось уходом. (с. Ст. Пустынь)
Невесту брали из своего села или деревни (если невесту брали из другого села,  значит,  за парня не шли замуж в своем). Разбирали всю родню,  всех дедов,  прадедов,  весь род,  веру (должна быть одна вера). Ещё раньше невесту отдавали силой,  шли за род,  за богатство,  а не за любовь. (с. Пошатово)
Родители выдали замуж семнадцати лет.. Жених мой был на Гражданской войне,  а меня выдали за другого. Я очень плакала,  но в то время ничего нельзя было поделать с волей родителей. Раньше невест присматривали. Соберутся в селе или деревне вечером хороводы,  поют песни,  а матери выбирают невест,  выглядывают своим осыновьям жен – кто лучше поет,  кто лучше одет,  кто лучше танцует и т. д.
Жён предпочитали брать из своего села. А если брали из другого села,  то это считалось порочным (или он бедный,  она богатая или наоборот) Невесту выбирали сами родители. (с. Пошатово)
Замуж-то я вышла в 17 лет,  а на меня другой посматривал,  он богатый был и другой веры. Он предложил: «Пойдем с тобой гулять» и сказал,  что хочет жениться. Ну,  я гляжу на него,  у него ведь и девчонка была,  любил он иё,  а иё отец выдал за другого. Вот и не верила я,  что он меня любит.
Ишо тут парень стал приставать. Я и не думала,  что за него пойду. Но раз как-то пошли к подруге. Уж Ленин был. Там он мне и говорит: «А я ведь жениться решил. Я тебе волю давал,  хватит теперь,  будешь моей женой. »
Ну,  я уж,  конешно,  не захотела. А он и не слушал меня,  махнул рукой и пошёл. (с. Ст. Пустынь)
Была молодая,  жених-то был у меня из Наумовки,  а отец-то хотел отдать меня за пустынского. Приехал жених-то из Наумовки,  а я веры-то другой была,  и он тоже другой,  но тут он меня и унёс,  а наутро я от него ушла. Потом опять сошлись. А свадьбы-то у меня никакой не было. (с. Ст. Пустынь)
А мы-то как здесь родились,  раньше моды не было на сторону выходить,  брали своих,  это уж кто никого не найдет,  вот они-то выходили на сторону.
Тогда мы пряли холстину. Росли мы все вместе,  снимали квартиру,  в посиделках и в кельях мы спали,  парни присматривали невест и ночевали вместе с ними и сговаривались тут. Родители не возражали. Иногда они мешали браку. Выдавали за другова. (с. Ст. Пустынь)
Вышла я замуж на семнадцатом году. Познакомились-то мы с ним в кельи,  пряли. Выходили по любви. Одну отдали не по любви – разошлась. (с. Ст. Пустынь)
В девушках на посиделки ходили. Живет одна старушка,  дров нету. Мы ей две меры картошки,  десятку льну,  дров – келью нанимали. Песни пели,  плясали. (с. Костылиха)
Раньше клубов-то не было,  молодёжь снимала келью. Платили хозяйке когда пудом муки,  когда деньгами,  когда отрабатывали на поле. По вечерам-то собирались,  вязали,  кто носки,  я вот пуховы платки,  а кто прял. Невест и женихов присматртвали себе сами в келье,  брали из своего села невест. У нас тогда ребят-ти было много,  писят (50) человек. Без родительского благословления невест обычно не увозили,  но был случай в соседях,  он тода (тогда) увел невесту,  венчались оне.
 (с. Заречное)
Замуж-ту выходили не всегда по любви. Бывали,  ништо и не знат жениха-та свово. Отец на ярмарке приглядит девку каку-нибудь. Родители-та и сговорятся. Ну и сватать едут. (с. Заречное).
Места знакомства молодых были разные. Жених выбирал невесту и при ведении хоровода,  и при народных гуляниях.
Невест предпочитали брать только из своего села,  из чужого села выбирать невесту считалось позорно.
Невесту раньше выбирали родители, обычно подходящих по социальому положению: богатых с богатыми,  бедных с бедными.
Невесту увозили и без родительского согласия. У невесты мог быть жених из другого села. Этого отец с матерью не хотели,  поэтому жених приезжал на санях и увозил невесту. Их венчали,  но не регистрировали,  потому что запой у невесты был с другим женихом из своего села. Обвенчавшись,  невеста с женихом приезжали к родителям невесты и кланялись в ноги. Невеста плакала и просила простить ее. Мать невесту прощала,  а отец не всегда. За запой платили жениху /от которого невеста отказалась/зерном,  рыбой,  вином. Пусть даже они не пили,  не ели,  а нужно уплатить. В других селах брали все это с невест. Договариваться ездили отец с матерью. Отец невесты говорил своей дочери: «На блуд ехала». (с. Чернух
    Сватовство и сговор
Сватать приходила вся родня кроме родителей. Приходили сестры,  дядья,  братья,  тети,  крестные. Согласия невесты не спрашивали,  а приказным тоном говорили: «Идешь?!» Невеста невольно отвечала: «Иду. » На сватовстве ложку ломают,  чтобы невеста к матери домой реже ходила. (с. Мотовилово)
Меня сватали в своем селе. А из чужого села всё эдак же сватали. Сватать приходили баушка иво,  тётка,  свекровь. (с. Волчиха)
Сватали меня две недели Приходили сватать. Хрёсный,  отц,  мать. Сватать приходили вечером,  в открытую. Всё село о свадьбе знало. (с. Волчиха)
Мне брат схватил,  затолкал в избу. Я пришла,  даже не поздоровалась с ним,  потому что не хотела идти за нелюбимого. Мне сказали,  что меня просватали,  и всё.
Как там дальше – я не знаю,  всё без меня было. Ударили по рукам,  коли сватали. Потом все садятся и начинают молиться,  и жениха с невестой заставляли. (с. Волчиха)
Сватать проиходили нас свекор и свекровь. Сватали вечером. Дары брали – матушке и батюшке по рубахе,  девчонкам и хрёснам кофты и полотенца. В знак согласия ударяли по рукам. Лампадку светили и молились,  чтобы всё по праву было. (с. Вол-Майдан)
Сватов называли сват – сваха. Вечером приходили горные и спрашивали родителей,  отдадут или нет дочь замуж.
Вечером шли сватать: родители жениха,  тётки,  дяди,  сестры. Как они приезжали,  запевали в доме невесты песню:
Ветру не было – навеяло,
Гостей не было – наехало.
Приехал Иван Васильевич
С Клавдией Ивановной.
За стол садился Иван Васильевич,
За руку брал Клавдию Ивановну.
А также подруги пели о невесте:
Татьяна испугалася,
Как голубь затрепескалася,
Из окошечка в окошечко,
Из горенки во горенку.
Как во этой новой горенке
Стоит столик дубовой,  дубовой.
Как на этом столике дубовом
Стоит чайник полный чаем налитой.
Кому этот чайник в руки брать,
Кому этот чай наливать?
А котора сваха сватала,
Она очень много хвастала.
Смолы бы ей липучею,
Лихорадки б ей трескучею,
На печи в углу под шубою,
Под новою,  под дубленою
Тресло б,  тресло,  да пришлепнуло.
Приподняло да пришлепнуло.
Приходят,  стучатся. Им не открывают. Ключа нет. Им дают водку. Заходят в комнату. Стоит стол. За столом сидят четверо детей. Жених должен выкупить места за столом. Дает детям денег.
Спрашивают: «У вас овечка,  у нас барашек. » – «Да больно уж молода. »
Невеста дает соглашение,  ведут жениха,  спрашивают: «Берешь?» – «Беру. » У невесты: «Идешь?» – «Иду», -отвечает невеста. (с. Ст. Пустынь)
Засылали родных на сватовство,  садились под матицу. Потом уже мать с отцом приходили с близкими и родными сватать. Сватали вечером: «У нас есть жених,  а у вас невеста,  как бы нам породниться?»
Много было глядельщиков,  столы загораживали столбами,  жердями. После сватов свадьба была через месяц,  полтора. Ждали мясоеда. Жениховы родственники ждали и носили невесте подарки,  чтобы она не умерла с голоду.
 (с. Пошатово Присмотрев невесту,  родители шли ее сватать. От жениха к невесте засылали родных. Женихова мать надевала новые лапти и ходила по деревне. Все сразу догадывались: раз новые лапти,  значит,  сегодня сватня у этого человека,  на кем лапти.
Сватали и женщины,  и мужчины. Их называли сваты Сватовство обычно проходило вечером. Сваты у всех на виду идут в дом невесты. Сваты садились под матицу в избе и говорили: «Мы слыхали,  у вас есть продажная ярочка,  а у нас вот как раз есть одинокий барашек. Не продадите вы ее нам?»
Собиралась целая изба у невесты – вся ее родня,  и рассуждали обо всех родных жениха,  перебирали все роды и природы,  веру жениха,  дедов,  прадедов,  его родителей и,  конечно,  его самого. Невестина родня решала,  можно ли отдать за этого жениха? Если всем нравился,  значит,  назначали запой и день свадьбы,  несмотря на согласие невесты. Затем молились богу,  чтобы молодые жили хорошо – богомолье. (с. Пошатово)
 Родственники жениха приходят к невесте,  садятся под матку (бревно на потолке посреди избы),  говорят: «У нас пропала ярка (овца),  и мы пришли. Не пристала ли к вам?»
Дальше идет сговор. Договариваются о том,  когда свадьба,  какое приданое,  что рядить с жениха (жених покупает одежду невесте). (с. Абрамово)
В дом невесты приезжают родители,  близкие,  родственники и друзья жениха. Сначалаониговорят о делах,  затем как бы невзначай замечают: «У нас купец,  у вас товар,  покажите его нам.. »
Перед этим родители девушки одевают невесту во все самое грязное и рваное,  а ее сестру или лучшую подругу наряжают. Сначала выводят сестру и говорят: «Вот наша девица-краса». Но родители жениха,  глядя на нее,  отвечают: «Этот товар не по нам,  есть у вас еще товар,  покажите его нам. » Выходит невеста. «А вот этот товар к лицу нашему купцу. Возьмем его у вас. »
После этого диалога представители обеих сторон садятся за стол и назначают день запоя(сНикольское)
Родители жениха,  войдя в избу,  садятся под матицу,  тем самым дают знать,  что они пришли сватать. Жених и невеста при этом не присутствуют. Родители,  договорившись обо всем,  выпивают по рюмочке вина. После этого к гостям выходят жених и невеста. Все веселятся. Начинаются приготовления к свадьбе. (с. Никольское)
Только раз зовут меня в избу,  а в избе отец с матерью дожидаются. Говорят они мне,  мол,  просватали тебя,  вот и сваты пришли. Сваты под матицу садились. По рукам не били,  вера-то у нас разная была. И отдали меня родители,  дали согласие. (с. Ст. Пустынь)
Когда свататься приходили,  говорили: «Пришли мы к вам покупать телочку для быка»,  если скажут : «Приходите» – дело выйдет,  нет – нечево делать. Тут и начало кладут,  богу молются. (с. Ст. Пустынь)
Сначала договариваются,  и родители жениха идут сватать. (с. Наумовка)
Приходили сватать его мать с отцом да родня. Спрашивали,  по охоте или неволи идешь. Мы говорили: по любви. Приходили,  садились под матицу и говорили: «У вас ярушка,  у нас баран. » Интересовались приданым невесты. (с. Ст. Пустынь)
Ходили сватать невесту мать с отцом,  сватня это называлось. До нас выговаривали у жениха невесте поддёвку суконну,  шубу овчинну,  а если уж слишком бедны были,  то говорили: «Муки давай. »
Когда договаривались насчет свадьбы,  по рукам били. (с. Меньшиково)
Сватали женихова родня. (с. Наумовка)
Сваты всегда – сродники. Договорились: «Идешь?» – «Иду. » «Берешь?» – «Беру». (с. Костылиха)
Сватали родные жениха,  приглашали свата,  сваху. Приходили к вечеру,  шли по селу просто,  не хоронясь. Садились под матицу. Это уж знаешь – сватать пришли.
Сваха говорила: «Сваты,  я сватать пришла. » – «Я много рядить буду. » – «Я всё дам,  только из вашего кармана. »
Родители говорили: «Наше дело маленькое,  как жених и невеста. » Приводили невесту и она давала согласие.
О сроках свадьбы договаривались на сговоре. (с. Чернуха)
Ну,  а как сватали? Сватать ходили жениховы родители да хрёсна. Ну,  засватыват. Потом запой. (с. Заречное)
Родители жениха приходили к невесте с вином,  а потом приходили свататься. Если невеста не хотела выходить замуж,  ее били веревкой. Родители договаривались,  когда будет свадьба. Роль сватов выполняли родители жених=а,  если родителей не было,  то крёстные. Сватовство обычно проходило вечером,  тайно. Сваты накрывались тулупом и шалью,  чтобы не олпозориться в случае отказа.
При сватовстве сваты говорили: «У вас ярочка,  у нас барашек»,  «У вас курочка,  у нас петушок»,  «У вас ровар,  у нас купец». Чтобы сватовство состоялось,  сваты садились под матку. Потом испытывали невесту: бросали на пол иголку,  чтобы проверить,  не слепая ли она.
Смотрин в этом селе не было. Сговор – это договор между родителями жениха и невесты. Приходят спроста. Договариваются о свадьбе. Вся родня идет без подарков. После сговора идут с кладкой к невесте от жениха3-4 человека. Там выряжают: полпуда мяса,  пшена,  гречки,  договариваются перешить шубу,  подшить кафтан невесте. (с. Чернуха)
 После сговора кладут начало –молятся та и другая сторона,  т. е. родители и крёстна невесты и жениха. (с. Чернуха)
Приходили сватать брат и сестра. Ну,  сказали: «Нет ли у вас ярушки,  а у нас баранок. » Ну и сосватались,  песни стали петь. Всякие пели: «Пребурны ноценки весною»,  «Скакал казак через долину».
Сватат женихова мать. Приходит перва одна. Мать приговаривает: «У нас баран пропал с яроцкой»,  кринку бьют. (с. Ковакса)
    Смотрины и пропои(запой)
Раньше был кошель (смотрины). Принесут вина. Невеста сидела в чулане,  потом выходит,  на нее посмотрят и опять в чулан. (с. Н. Усад)
После сговора были смотрины дома жениха. Потом был запой. Выпивали вино,  пели песню «Собирались у нас робяты». (с. Волчиха)
. Пока в одной комнате сватали,  в другой наряжали на стол вино,  муки,  чесанки с калошами,  шубу,  постель,  портянки,  лапти. (с. Мотовилово)
После сватовства запой был. Мужики запивать ходили,  вино пить. (с. Волчиха)
  Потом был запой. На нем были родные,  девчонки,  подруги К жениху ходили смотреть дом-то. Девчонки ходили все,  кроме невесты. (с. Волчиха)
Устраивались смотрины только в доме невесты: работяга ли она,  красива ли,  какие родители. (с. Вол-Майдан)
А в то время-то смотрины были,  мать и самые близкие ходили и смотрели дом невесты и женихов дом смотрели. (с. Наумовка)
Запой прямо во время сватовства был. Подружек коренных я звала. Пели на нём: «Дорогие подружки-девушки,  идите к моему разлучнику…» Устраивались смотрины только в доме невесты: работяга ли она,  красива ли,  какие родители (с. Вол-Майдан)
Делали обед. Родители жениха давали мясо,  масло,  водкуЭто запой. (с. Ст. Пустынь)
Затем был пир по поводу окончательного закрепления сватовства. Он назывался запой. (с. Пошатово)
Через полмесяца после смотрин – день запоя. В дом невесты приезжает жених,  его близкая родня и друзья. Мать невесты дает девушке наставления,  как вести себя за столом,  в обращении с гостями. И в это время она одевает ей крест. (с. Никольское)
На запой-то сваха со сватом приходят,  хрёстная,  подружки невестины,  друзья жениховы и гуляют как на свадьбе. (с. Меньшиково)
Сначала помолвка,  потом запой. Собрала всех подружек. Пришли мать с отцом и дед с кошелём и вином. Вошли,  сказали: «Здорово живете, » – и их пригласили за стол. Девок пока за стол не сажали. Девки помолились богу. Потом и девок пригласили за стол. Невеста дала платок продавать нам.
Потом подошли и стали подавать по рюмке. Перву рюмку взяла подружка коренная. Привели жениха и невесту. Жених с невестой сели,  и стали их поздравлять. Но не с законным браком,  а с наречением. (с. Костылиха)
Когда сговорятся,  был пропой. Были только свои. (с. Заречное)
На запое-та гуляют дивки да рабяты,  а на свадьбу-ты их ни приглашали. На запое-то разны песни пели. Ну каку? Вот эту:
Как на вечере было,  вечере,
Как на вечере было,  вечере,
Собирались красны девицы,
Собирались красны девицы
У Машеньки на дивишничке.
Собирались красны девицы,
Салятались сизы голуби.
Прилетал вор- висёлая сокол,
 Весел сокол,  добрый молодец (Иван).
Он садился на окошечко,
На серебрину причелинку.
Привечай-ка,  Маша,  сокола свово.
Вы купите-ка кату (?) бархата кусок,
Вы сашейте маму милому серток,
Вы не долог,  не коротенькой яму,
А с подолу-ту поширновти,
Маяму серцу приближности.
Уж ты слышишь ли,  мой милай господин,
         Ни тибе ли девки песни пают?   (с. Заречное)
Между сватовством и запоем проходила неделя. (с. Чернуха)
    Приданое
 Выговорили мне с жениха мёду три литра,  шубу дублену,  мяса,  вина. (с. Волчиха)
Выговаривали приданое от жениха: шубу дубленую к свадьбе,  мёду,  вина,  хлеба. (с. Волчиха)
. Приданое мне дали: постелька, одеяло,  матрас тканый,  наволочки,  девичье зеркало. (с. Волчиха)
В приданое с жениха выкупали «стол»,  кровать,  деньги и т. д. (с. Пошатово)
 С жениха выговаривали шубу дубленую,  кафтан,  парку. Это всё были невестины дары. (с. Волчиха)
В приданом жениха было: пшена пуд,  суконная поддевка. Взнос жениха назывался «на стол». (с. Вол-Майдан)
Невестины родители требовали с них шубу дублёну,  кафтан чернёный,  сапого кожаны. (с. Наумовка)
Родители невесты выговаривают шить ей полусак или сапоги купить,  полушалок или денег невесте рублей 70. (с. Ст. Пустынь)
С жениха требовались жениховы дары: шубу там невесте,  деньги. (с. Заречное)
   Девичник
В день девичника девки с утра топят баню в последний раз,  намоются с невестой и пойдут к вечеру к жениху на девичник,  где их будут угощать брагой,  а они,  в свою очередь,  будут вызывать по очереди: «Сваханька,  покажите нам жениха». И из чулана выходит парень,  товарищ жениха к столу,  к девушкам. Он кидает им хрен,  а они за это кладут платочек или кисет,  а то кольцо. И так выходят 3-4 человека,  а потом и сам жених. Он кладет хрен и мыло,  а ему от невесты кладут рубашку,  кальсоны и полотенцы.
После угощения девки забирают со стола курник и с ребятами идут,  распевая песни под гармошку,  ночевать к невесте. (с. Мотовилово)
На девичнике были только деушки. На девишнике пели песни. Вечером привопляли к зореньке:
Заря ли ты моя,  заря вечерняя,
Любила я по тее гуляти ходить
Со подружкими –девушкими.
Утсидела я у полденного окошечка,
Утсветил меня светёл месяц,
Утогрело меня красное солнышко,
Утлелеяла меня кормилица-матушка,
        Утпоил,  уткормил кормилец-батюшка.
Вечеринка была. Жених вина приносил. Подносил всем девкам и целовал каждую. (с. Волчиха)
Только придут с мылом,  и садятся на девшник. Невеста вопила: «Не покинь-ка меня. мамынька,  во чужих людях…» Подносили вино и закуску на стол. Потом для девок собирали ужин. (с. Волчиха)
На девичнике были девчонки,  невеста. Невеста прощалась с косой. Две коренных подруги оставались ночевать. Будили:
      Вставайте вы,  разумильные подружки-девушки…(с. Вол-Майдан)
После запоя был девишник.. На нем подруги невесты вышивали,  вязали. Шили постели,  занавески. (с. Ст. Пустынь)
Перед свадьбой обязательно была баня,  всё новое,  неношенное. Девичник у невесты. Гуляют одни девчонки,  подруги. (с. Пошатово)
Пройдя некоторое время,  был девичник – это вечер накануне свадьбы. Невеста в этот вечер прощалась с молодежью. Этот пир проходил в доме жениха. Сначала к невесте шли за приданым. Ее подруги несли подушки,  одеяло – вообще всю постель к жениху. Невеста на пиру не присутствовала,  а был только один жених и угщал родню невесты. Жених не оставался ночевать в доме невесты. Это было только в первый день свадьбы. (с. Пошатово)
Накануне свадьбы вечером подруги невесты ходили к жениху спрашивать жениха,  кого звать из молодежи на девишник (это называлось зваты). Ходили с нарядными подогами. Приходят и говорят: «Просим милости к нашей невесте на девишник. »
Вечером идут к жениху на девишник,  поют песню «Рай» у двора:
Рай мой,  рай мой,
Мы подходим ко двору
Рай мой,  рай мой,
Ко широкому
Рай мой,  рай мой,
Тут и вышел,  выходил
Свет Иван-гражданин,
Свет Иванович.
Выходит жених,  приглашает молодежь в комнату. Все садятся за стол,  а товарищи жениха прячутся. Потом по одному выходят со словами: «Здравствуйте,  красны девушки. » Девушки отвечают: «Это не наш жених»,  описывают жениха,  и так до последнего друга. За ним выходит жених,  вся молодежь встает и говорят: «Вот и дождались жениха,  это наш жених. »,  выпивают по первой рюмке. (с. Абрамово)
Девичник устраивается вечером,  накануне дня свадьбы. Вэтот день в дом невесты приходят ее подруги и три-четыре друга со стороны жениха. Они садятся за стол и гуляют часа два-три. После этого они собирают све приданое невесты и везут в дом жениха.
Дом жениха заперт и у подруг невесты идет с женихом торг приданого. Стороны договариваются о цене,  и жених дает девушкам кулич и деньги. Подруги входят в дом и развешивают приданое. Коренная подруга выкупает подаренную невестой рубашку. После этого жених дарит подарки подругам невесты.
Все садятся за столы и гуляют. После этого все снова едут к невесте. (с. Никольское)
На девишнике невесте сошьют постель,  матрас сеном набьют у жениха и поленьев в него накладут. (с. Ст. Пустынь)
Девишник был у невесты. На ём подружки были,  угощались на девишнике. Подружки вышивали невесте утиральники. (с. Меьшиково)
Перед свадьбой девишник был. Девки постель приносили,  угощали их. (с. Наумовка)
Перед пиром приходят девки на девичник,  и я каждой девке отплакиваю:
      «Красонька,  моя подруженька,  а я уж открасовалась!»
Девушки сидят в чулане без огня. Я свою постель провожаю с девками к жениху.. Приходят девки на девичник,  несут ему (жениху) венцальную рубашку,  худую,  с лоскутами. А жених-то не кажется. / Вместо него выходят по одному его товарищи,  которых девки не признают. – Ред. / «У тебя руки-то в керосине,  подайте нам покрасивее»,  «У тебя руки-то в тесте,  подайте почеще. » Потом жених выходит. (с. Костылиха)
Перед свадьбой на девишнике невеста плакала:
Милые мои подружки,
          Иду я в чужие люди.   (с. Н. Усад)
Запой отгуляли и стали собираться на девичник. Нарядили веник в бусы. Понесли жениху штаны и рубашку. Жених встретил,  там гуляли. Пришли к невесте с подарком от жениха. (с. Костылиха)
Накануне свадьбы ходили с постелью,  девичник назывался. Пять-шесть подруг несли постель в дом жениха,  жених угощал,  денег давал девчонкам. Были только девушки и парни,  родителев и невесты не было. Пели:
Как у Наденьки на девишничке
Солеталися сизы голуби…   (с. Заречное)
Девишник был через месяц. До самой свадьбе тебе носили гостинец. От жениха на девишник приносили гребень,  духи. Колец-то раньше не было.. Сначала-то подруги носили бельё к жениху,  а оне их угощал. Там и гуляли. Это и был девичник. Мать потом оплакивала.
У жениха жених подносит,  а у нас я разносцеком-то была. На девишнике и робята,  и девки были,  только вот свои-то не ходили. (с. Лидовка)
   Передача приданого
 На другой день (после девичника) девки продают свату сундук,  койку и подушки с одеялом. (с. Мотовилово).
Девки продавали сундук с приданым (с. Волчиха)
Сундук выкупали. Много денег просили. Постель была кошма,  одеяла,  подушки. (с. Вол-Майдан)
На третий день перевозили всё приданое невесты. На каждой вещи лежала табличка. Сколько стоит данная вещь. Жених швыряет всё,  кричит,  что большая цена,  но наконец соглашается. И всё приносят в дом жениха. Невеста уделывает постель. Вешает в доме занавески. (с. Старая Пустынь)
. Как её возьмут к жениху,  так и постель берут. (с. Наумовка)
 
   . Прощание невесты с девичеством
 Раньше интересно было – чудо! Бывало,  замуж выходили – вопили. Как брагу затрут,  кажный день по вечерам и в девичник вопила (с. Волчиха)
Подруги приходили шить рубахи,  кроить приходили. Вышивки были,  полотенца. (с. Вол-Майдан)
Невеста не причитала. После пропоя она гулять не ходила,  к ней приходил жених,  К ней приходили подружки,  подушки готовили,  перо перебирали. (с. Заречное) Накануне свадьбы,  бывало,  было рощание невесты с девицеством. Риходют подружки с постелью,  ноцуют у невесты. Наутро просют дойницу с пряниками.. (с. Ковакса))
     Обрядовая баня
. Перед свадьбой для невесты была баня. Девки приходили к жениху и говорили: «У нас невеста угорела. Дай мыла. » (с. Волчиха)
Баню свою топили,  ходили прямо с подружками.. (с. Лидовка)
Перед свадьбой обязательно была баня,  всё новое,  неношенное. (с. Волчиха)
Перед свадьбой была особая баня. А коли за мылом ходют,  поют «Разаленький цветочек». Она уныла,  потому что девки идут к жениху. (с. Волчиха)
В день девичника девки с утра топят баню в последний раз,  намоются с невестой. (с. Волчиха)
Когда ходили за мылом,  несли жениху полотенце,  рубаху. Невеста ходила в баню с коренной подругой. (с. Волчиха)
К жениху ходили за мылом:
 « Я пришла не за вином,  пивом,
 А Анне Ивановне за мылом,
Руки-то в саже,
          Подайте поваже»
. Особой бани для невесты не было. (с. Вол-Майдан)
Перед девишником топили баню. Рядили веник лентами,  а невесту завертывали в материал и вели к жениху в баню. Она не видела ничего. Это женихова баня. (с. Ст. Пустынь)
Подруги перед свадьбой водили невесту в баню мыться. Её парили там березовым веником. (с. Пошатово)
Перед свадьбой баня была для жениха и для невесты. (с. Меньшиково)
Жениху давали венчальные брюки и мыло,  рубаху,  а жених невесте – гребенку,  мыло,  платочек. (с. Костылиха)
.
 Утро перед венчанием
Причитания были редки. Невеста,  идя к столу,  говорила отцу-то: «Не бери меня за праву рученьку,  не сади меня за дубовый стол. » Если брат есть,  то она причитала: «Дорогой братец Василий,  сходи в лес-дубровыньку,  сруби белую березыньку,  перевали большую дороженьку,  чтобы не проехали злые сватушки. »(с. Ст. Пустынь)
Утром невесту рана будили. Баню топили,  мыли ее. И ишо обычай был вот какой. Нивисси (невесте) косу расплетали и пели:
Затрубила трубенька рано на заре.
Заплакала девушка по русой косе:
«Рано ль мою косоньку на две расплетут,
Рано ль мою русую в ленты уберут.
Рассержусь на маменьку,  завьюсь,  улечу.
На четвертый годик пташкой прилечу.
Своими причитание весь сад посушу.
Своими слезами весь сад потоплю.
Выдь-ка,  родной батюшка,  кто в саду поёт.
Ни моё ли дитяшко где причё (ты) бирёт.
Ни моё ли ясное в саду на кусту,
         Ни моё прекрасное в саду на меду.  (с. Заречное)
 
Наутро невеста вставала сама и вопила,  будила своих подружек:
Разумильные мои подруженьки-деушки!
Спалась ли вам темная ноченька?
А мне горькой,  мне не спалося,
Не спалось мне,  много виделось.
Будто б я стояла во божьёй церкви,
По праву сторонушку разлучник стоял,
Разлучил он меня с отцом,  с матерью,
Со подруженькими-девушкими,
       Со веселою компаньицей.
Она пела – просила благословления :
Ой вы люди добрые!
Разодвиньте-ка столы дубовые,
Пропустите меня к родному батюшке,
К великому благословеньицу!
Если у невесты не было родителей,  она шла на кладбище просить благословения:
Пойду-ка я во божью церьковь,
Ударю-ка я во большой колокол во родительский,
Чтоб раздался гуд по матушке сырой земле.
Не восстанет ли мой родный батюшка
       Ко великому моему благословеньицу. (с. Волчиха)
Перед свадьбой подруги приходили к невесте,  пошить чово. Накануне свадьбы был девичник,  собирались одни девушки,  пели «Эх,  собирались у нас робяты»:
        Эх,  собирались у нас робяты,  робятушки,
По беседушкам они гулять,  да эх,  гулять.
Эх,  да пришел к девушкам парень хорошай,
Да начал спрашивать девку его,
Ой да её,  ой да её.
О чём,  Машенька,  больно тоскуешь,
О чём,  Машенька,  больно тоскуешь,
        Ой да,  ой да иль что сделалось у нас с тобой? (с. Волчиха)
В день свадьбы утром невеста будила девчонок причотами. (с. Волчиха)
Наутро невеста вставала сама и вопила: «Кабы были у меня сизы крылышки,  слетала бы я в ту сторонушку,  не откроется ли гробова доска,  не восстанет ли мой родный батюшка…» (с. Волчиха)
. А к венцу-то идёшь – сутки не ешь. (с. Вол-Майдан)
Подруги,  собиравшие невесту к венцу,  плакали с причётами,  плакали и невеста,  и ее мать (как по покойнику). ) А в день свадьбы одевали ее во все новое. При этом и подруги,  и сама невеста плачут. В своем песенном плаче невеста прощается со всеми своими родными и подругами.
 (с. Пошатово)
Девушки ночуют у невесты,  лучшая подружка с вечера заплетает ей косу. Сначала просыпается мать,  будит невесту: «Вставай,  моя мила доченька. » Невеста будит подружку,  потом встают все.
На невесту надевают черное платье,  невеста садится на стул,  подружка ей расплетает косу,  подружки поют песню:
 Ни золота трубонька трубит по заре,
Свет-Машенька плачет по русой косе.
     (невеста плачет)
Вечор ее косыньку девушки плели,
Шёлковую ленточку вплётывали,
Бисерную кисточку ввязывали.
Прислал жених свахоньку немилостливую.
Стала сваха косыньку рвать-порывать.
Разорвала косыньку на две косы,
Обвивала русою вокруг головы.
     (сваха разделяет косу и обвивает вокруг головы)
Вот тебе тут,  косынька,  век вековать,
А тебе,  свет-Машенька,  в девках не бывать.
Дальше начинают «корить» невесту (пели песни)
Как и Машу мать породила,
        Как Ивановну породила.
Со калинушки умиловала,
Со маку-цвету утировала.
Уж ты будь-ко,  моё дитятко,
Уж ты будь-ко,  моё белое,
Белее снегу белого,
Румянее маку цветного.
Уж ты слышишь,  и Маша-госпожа,
Уж ты слышишь ли,  Ивановна?
Не тебе ли девки песню поют,
Не тебе ли девки честь воздают?
Невесту одевают под венец,  отец сажает ее за стол,  благословляли ее образом. Подруги поют ей песню:
Погости,  гостья,  манёхонько,
На дворе у нас чистёхонько,
Нет ни ветру,  нет ни вихорю,
Только есть у нас во дворике
Свет Иван с большим поездом
      (лошади),
Свет Иван со боярами
      (жених упрашивает).
Вы бояры мое милыя,
Провезите вдоль Абрамова-села,
Завезите вы меня к отцу,  …(имя и отчество) во двор,
…(имя и отчество матери невесты) в теремок,
а к невесте в положок.
Приезжает жених,  выкупают дверь,  потом вводят в комнату,  выкупают место возле невесты. Свахи выпьют,  и молодых везут в церковь. (с. Абрамово)
Невеста падает отцу в ноги и причитает:
Разлюбезный ты мой тятенька,
Чай,  не два пола я у вас протопала,
Чай,  не две двери прохлопала
И не два сусека муки извела.
Разлюбезный ты мой тятенька,,
Уж сходи-ка ты во зеленый лес,
Уж сруби-ка ты белу березу,
Перевали ты мне путь-дороженьку,
Чтобы не проехали друзья,  подрузья,
Не проехали кони быстрые,
Воротили бы мою головушку
К родной мамоньке,
          Была бы я красна девица.  (с. Наумовка)
Утром нарядили невесту в венок,  высокий,  восковой. Наряжали дружка,  подружие. Жених выкупал подушки. Продали подушки,  невесту увезли. И с ней мы распрощались. На свадьбе девки не гуляли. (с. Костылиха)
Утром в день свадьбы невесту будил дружка,  разбирала ее когда сваха,  но часто кто умел кудри завивать,  прически делать. Невеста могла причитать:
Мила мамынька,  на кого ты меня покинула,
В чужи люди отдают девицу красную…
        (с. Новый Усад)
Ну,  субярут нивесту-та. Ждут,  коли жиних приедит. Разно песни пели. Ну,  вот эту:
Ох,  не было ветру,  да вдруг нахлынуло,
Ох,  не было гостей,  да вдруг понаехало.
Полная конюшня всё коней вороных,
Полное застолье всё гостей дорогих.
Полны стаканья всё вино дорогих
Ох,  тятенька,  пей,  да меня. Молоду, не пропей.
Ох,  маменька,  пей,  да меня не пропей.
Вы меня пропьете,  да не выручите,
Вы меня пропьете,  да не выкупите.
Ну и эту ишо:
Ко мне свахонька приехала,
Широко двери растворила.
Широко двери растворила
И такую речь говорила:
«Собирася ты,  разумница,
Как на нашу на сторонушку,
Всё цветами там усыпано,
Черносливом там уливано. »
Не обманывай ты,  свахонька,
Как на вашей на сторонушке
Всё шиповником посажено
И слезами там уливано.  (с. Заречное)
Утром в день свадьбы в доме у невесты и у жениха проходило богомолие. Читались 3-4 молитвы перед тем,  как идти под венец.. В день венца невесту оплакивали. Невесту утром приходили будить подруги. При этом невеста плакала,  причитала:
Вставайте,  милые подруженьки.
Спалась ли вам сама ноченька:?
А мне,  горькой,  не заснулося.
Все я думушки передумала.
Одна думушка не сошла,
Не сошла с ума-разума.
Как я буду жить в чужих людях.
Мне сон привиделся
А на белой-то заре.
По крутой горе
Будто бы ходила я.
Потеряла я две потерюшки.
Первая потерюшка – родная матушка,
Вторая потерюшка – из косы алу ленточку.
Милые вы мои подруженьки,
Расплели мне русу косыньку,
Отдали меня к чужим людям.
Заплели мне две косы.
Пойдут в чисту полюшку,
Нарвут цветов,
Совьют венк,
А у меня на голове
Не будет венка.
. Подруги одевали невесту,  расплетали одну косу и заплетали две. (с. Чернуха)
Девичник у невесты. Гуляют одни девчонки,  подруги.
Подруги,  собиравшие невесту к венцу,  плакали с причётами,  плакали и невеста,  и ее мать (как по покойнику). (с. Волчиха)
 Прибытие свадебного поезда
Родственники собирались у жениха в доме. За невестой ходили хрёсна,  дружка. Подружки продавали сундук дружке. Потом выкупали невесту и говорили: «Клади нам денег в стакан». Перед тем как идти за невестой,  жениха благословляли с иконой и хлебом-солью. (с. Волчиха)
Девки продавали невесту и говорили: «У нашей сестрички по рублю косички,  по гривенничку волосок. Каждая кудря стоит три рубля. »(с. Волчиха)
Свадебный поезд наряжал жених. (с. Пошатово) За невестой ехали хрёстный,  жених на лошадях. У матери невеста просила благословления:
Дорогая моя мамынька,
          Прошу я у вас благословления,
          Я под венец иду.        (с. Вол-Майдан)
Через неделю-две после девичника играли свадьбу. За невестой приезжал свадебный поезд из 6-8 лошадей – поезжана.
Когда жених заходил в дом,  то крёсный с крёсной кидали в жениха сделанного из лент голубя,  чтобы он платил деньги.
Невеста пела подругам своим:
Дорогие мои подруженьки,
Пойдете в лесочек,
Сорвите мой цветочек,
Сплетите мне веночек,
Унесите к родной мамоньке,
Положите на среднее на окошечко.
А когда невесту увозили из дома,  она хваталась за угол клеенки и тащила ее со стола,  чтобы утащить подружек замуж. Мать причитала:
Что тебе не жилось у родной мамоньки,
Да попадешь ты во чужой дом.
За тобой все будут следить.
Сходи-ко ты к братцу,
Пусть срубит березоньку.
        Не ходи,  милая,  одумайся. (с. Ст. Пустынь)
Со строны жениха собирался свадебный поезд,  ребятишки у дома невесты дорогу перекрывали,  не пущали,  родные ворота закрывали. (с. Ст. Пустынь)
Поезд состоял из десяти,  а кто бедней _ из пяти лошадей,  у кого сколь. Два шафера верхом были они держали венцы при венчании у жениха и невесты,  их называли дружками. В церкву молодых ведут хрёстны. Поезду делались преграды,  запирали ворота,  сначала едут к невесте,  их там угостят. А перед этим ключи дают жениху. Невестины мать с отцом выходят навстречу,  несут на рушнике хлеб с солью. А невеста при этом не присутствует. Жених входит в хату и выкупает место возле невесты,  и продают невесту ее братья или хрёстные. (с. Ст. Пустынь)
А за невестой поезд приезжает из 15 или 17 лошадей. Потом в церковь везут,  венчаться. (с. Наумовка)
Первый день жених собирает поезд из пяти лошадей и сам отдавал за него деньги. Жених выкупает место около невесты и ее саму. Сам с дружками садится на одну лошадь,  а невеста на другую и едут в церковь. (с. Меньшиково)
За невестой жених поезд собирал,  лошадей было у кого сколько…
Венчаться в церковь порознь едут,  а оттуда вместе. (с. Наумовка)
А когда жених за невестой приезжает,  поют:
Жених у ворот,
Жених у ворот увивается.
Вы подайте мне,  вы подайте мне
Мое суждено,  моё ряжено.
Вывели ему,  вывели ему
Коня вороного.
Это не моё,  это не моё,
Мне не суждено.
Вывели ему,  вывели ему
Красну девицу.
Это вот мое,  это вот моё,
          Моё суждено.      (с. Наумовка)
Когда молодых ведут к венцу,  бьют горшок и хмелем посыпают. (с. Костылиха)
Накануне девки пошли за брагой,  я их встречала,  плакалаНа другой день собирала тетенька чужая меня. Хвать,  едут за мной. Стали меня выкупать. Посадили девчонку. Ей рюмку,  и свахе рюмку. Насыпали денег и сверху бумажкой покрыли. (с. Н. Усад)
За невестой приезжал свадебный поезд: сваха,  дружка,  шафер,  выкупал дружка невесту-ти
Невесту выкупали,  дружка выкупал место рядом с ней. (с. Новый Усад)
За нивестой-та приежал дружка,  кой бойкой был. Ну и виньчатца визли. (с. Заречное)
Родственники собирают жениха и едут за невестой,  чтобы ехать к венцу. Невесту в доме закрывают,  делают разные препятствия на ходу жениха,  просят выкуп. Жених платил за невесту,  затем они садились на лошадей и ехали под венец. На первых санях ехали крёстные,  на вторых – молодые,  а дальше сродники. На дружку надевели полотенце. (с. Чернуха)
Жених едет за невестой – поезженина называется. Ребятишки маленьки садились,  дадут им про 20-30 копеек,  вот и место жениху. Молиться на коленки припадеш,  поцелуешь икону,  отца,  потом мать. (с. Лидовка)
Перед тем,  как приедет жених за невестой,  ее мать покрыват и пряцат в цулан,  а когда приезжат жених,  его мать тожа покрыват шалью. Теперь не покрывают.. (с. Ковакса)
     Венчание
К венцу жених ехал со своей хрёсной,  а невеста со своей на вторых лошадях.
Под венец с молодыми ходили дружки,  крёстный с хрёстной у обоих. Клали венцы на голову в церкви: на жениха – крёстный,  на невесту – хрёстная (берегли,  чтобы не смять венок). (с. Волчиха)
Поехали мы в церковь,  повенчали нас. Венцы-то прямо на голову надевали: шаферов держать,  венцы-то держать,  не было. (с. Волчиха)
. Со свечками венчали нас,  после обедни. Поставят нас наналой. Поп кладет крест и начинает венчать. Даёт сладкой воды три раза и кольца три раза меняют. Потом апостол читают: «Положил еси на главах. Дал ей камени тесны…» Потом поют: «Слава тее,  доро страдавшегося и венчавшегося…»(с. Волчиха)
Ехали венчаться,  жених впереди,  а за ним невеста. (с. Ст. Пустынь)
Венчались в церкви: надевали венцы на головы венчающихся,  были колокола на лошадях,  украшали дуги. Под венец с молодыми ходили дружки: крёстный с хрёстной у обоих. Клали венцы на голову в церкви: на жениха – крёстный,  на невесту – хрёстная (берегли,  чтобы не смять венок). Когда венчают,  стелют подножье,  водят три раза вокруг. Кто быстрее в венце встанет на подножье,  тот и будет хозяином в доме. Поп придерживал невесту,  чтобы первым встал жених.
 (с. Пошатово)
. Жених к венцу едет на первой лошади,  а невеста во второй. Ихз церкви едут вместе. (с. Абрамово)
За несколько дней до свадьбы молодые венчаются в церкви. Жених приезжает за невестой. Они едут в церковь. Там в торжественной обстановке совершается обряд венчания. При этом присутствуют родные и близкие с обеих сторон. (с. Никольское)
. Невесту к венцу собирают. Утром жениховы дружки идут за свахой,  потом за женихом и ведут ёво к невесте. Потом молодых венцают в церкве. с. Никольское)
Венчание происходит после обедни. На нем присутствуют родные и те,  кто были на обедне. Ну,  а в церковь жених с невестой едут врозь,  а из церкви вместе. При венчании молодые целовали крест. (с. Ст. Пустынь)
 Повели меня венчать в церковь. Тут был шафер с невестиной стороны. Он венец держал. Обвели нас вокруг налоя,  кольца поменяли. (с. Н. Усад)
Жених ждал невесту уже в церкви. В церкви вперед невесты ставили церемонки,  собиралися две девчонки нарядно и стояли,  мода такая была,  а для чего – не знаю. Молодые вставали на платок или на коленкор,  подножье называется. Кто первый встанет,  тот и глава семьи. После венчания молодых вел дружка,  они держались за руки,  а он связывал им руки платочком. (Н. Усад)
В церкви их венчали.. Венчались без родителей. В церкви батюшка дает наказ и надевает на молодых венцы: «Люби мужа дважды,  а он тебя один раз»,  т. к. жена мужу подчиняется дважды. (с. Чернуха)
В церкви их венчали.. Венчались без родителей. В церкви батюшка дает наказ и надевает на молодых венцы: «Люби мужа дважды,  а он тебя один раз»,  т. к. жена мужу подчиняется дважды. (с. Чернуха)
    Приезд от венца.
Из церкви ехали к жениху домой. В дом проходили через двор. Попы провожали до дому с благословлением. Свекровь встречала молодых с иконами. Невесту вели под руки. (с. Волчиха)
А с винца-ты привезут к воратам. Родители-та с иконами благославляли,  а молодым под ноги-ты коврик стилили. (с. Заречное)
После венчания так называемый свадебный поезд с попом и с певчими провожали молодых до дому. Дома отец с матерью встречают с иконами,  хлебом,  солью. (с. Пошатово)
Бывало,  вели из-под венца Отец с матерью встрецают молодых дома и благословляют.
Сваха жениха берет цегунок каши и поет:
Сваха,  сваха руку жгет,
          Утиральником трясёт.
Сваха от невесты кладет цистый платок на цегунок. И говорит молодым: «Господь вас благослови. Садитесь с Богом. »(с. Никольское)
Приехали из церкви домой. Навстречу ведут свекровь под руки,  поют,  просют благословления. (с. Волчиха)
Когда встречали из церкви,  нас обсыпали зерном,  овсом. Потом еще раз благословляли. (с. Вол-Майдан)
После венчания ехали домой. Их встречали родители с иконой. Благословляли. (с. Ст. Пустынь)
Жениха с невестой венчали в церокви. Затем мать и отец жениха встречали молодых в своем доме с иконами,  с хлебом и солью. Невеста целовала икону и свёкра со свекровью. После всего этого молодожёнов вели отдыхать в отдельно отведенную для них комнату. (с. Пошатово)
Дома у жениха их встречают родители с образом,  хлебом-солью. Начинается пир. (с. Абрамово)
Выходили отец с матерью,  встречали их с хлебом,  с солью,  а молодые им в ноги кланялись. Дома невесте устраивают испытание: бросают на пол монеты и заставляют ее подметать,  да / нрзб. / расшвыривают монеты. Свадьба шла неделю… (с. Ст. Пустынь)
А из церкви вместе едут.
Встречали мать,  отец с хлебом-солью,  говорили,  что всем домом награждают нас. В доме жениха и косу невесте хрёстна расплетает. (с. Ст. Пустынь)
. Мать с отцом встречали с хлебом,  с солью. (с. Меньшиково)
После венца едут к жениху в дом,  невесте косу расплетает хрёстна.
Матери жениха поют:
Свахонька любезна,
Подступи-ка сюда,
Прими-ка мылица,
Умойся побелее,  снарядись поскорее.
Просим милости в гости к нам.
Свахонька любезна,  прими-ка девичью красу.
Не то она косу выплела.
Спаси,  Господи,  отца с матерью,
Что кормили,  поили
          И нам пожаловали.      (с. Наумовка)
. Родители встречают с хлебом,  солью,  образом. Постель выкупают. Жениха встречают в дверях и просят деньги. Долго шумят. (с. Костылиха)
Когда домой привели,  он закрыт был. Вышли отец с матерью. «Невеста молодая,  есть ли у тебя зубы?» Заставляют хлеб кусать. Привели в избу,  повойник надели,  бусы. (с. Н. Усад)
Когда вели из церкви,  горшок разбивали – молодых пугали. (с. Н. Усад)
Из церкви их встречали родители с иконой,  благословляли. Молодых обсыпали зерном. (Н. Усад)
После венчания свадебный поезд направлялся в дом жениха. Впереди верхом на лошади ехал свешник – друг. Он предупреждал родителей о приезде молодых. Родители готовились к встрече и к благославлению. Перед входом в дом молодых посыпали зерном,  хмелем. Мать и отец молодых встречают их с иконой,  круглым хлебом-солью. Встречаясь,  они целуются с молодыми и благославляют их. Расстилают на полу овчину,  жених и невеста встают на колени и родители их три раза благославляют. Овчину кладут для того,  чтобы хорошо,  богато жили и дети родились. В это время плачут. После благославления начинался пир. (с. Чернуха)
От венца сразу приезжают и гуляют. Отец с матерью встрецают с иконой и хлеб-солью. Когда ехали жених и невеста,  собирался народ,  человек пять-шесть,  протягивали верёвку,  им давали вина. Ведут с венца,  в колидор с подволки горшок с хмелем роняли,  чтобы невеста боялась.
. (с. Лидовка)
Мать жениха встречает молодых от венца хлебом-солью. Крёстная невесты должна покрыть его дорогим платком. Чем дороже платок,  тем больше уважения к свекрови. (с. Чернуха)
Первый день гуляют у жениха. Родня невесты ждет приглашения. Со стороны жениха посылают званых – 4 мужчины. Их накормили,  напоили,  только после этого один из них сказал: «Гости дорогие,  просим вас всех на свадьбу. » Родные невесты брали с собой вино только для себя.
Через некоторое время со стороны жениха пришли женщины собирать дары. Этот обряд проходил весело,  с прибаутками: «Давайте молодым на шильце,  на мыльце,  на обзаведенье. » Для сбора берется любое вино. Наливают рюмки и подают тому,  кто должен дарить. За работу этим женщинам налили в рюмки вино и закрыли деньгами. Молодые ночевали у жениха.. (с. Чернуха)
 
    Повивание невесты.
Из-под венца молодых ведут прямо к жениху,  где сваха,  крестная расплетают косу невесте и плетут две косы,  надевают на голову повойник. (с. Мотовилово)
. Когда невесту приведут из-под венца,  две толстые свахи заплетали ей косы. (с. Волчиха)
Невесту после церькви обвязывали,  плели две косы,  надевали ей повойник. (с. Волчиха)
На второй день у жениха в доме утром крёсная расплетала косу и заплетала две «бабьи» косы. (с. Ст. Пустынь)
    Свадебный пир. Первый день.
После венца начинался пир. После хрёсна отвела нас спать в клеть. (с. Волчиха)
После пира и венчания молодых спать отправляла толстая сваха. (с. Волчиха)
На первый день пир назывался горны. Спать молодых отводила хрёсна (с. Вол-Майдан)
. Играли первый день свадьбы у жениха. (с. Ст. Пустынь)
Первый день гуляния,  у жениха,  назывался горной. Молодых сажали в красный угол,  под иконы. Молодых кормили отдельно. На пиру пели песни. Один запевал,  остальные подпевали. И так было на протяжении всего пира.
 (с. Чернуха)
В первый день свадьбы вечером собирали пир,  невеста дарила подарки матери,  отцу,  крёстному и крёстной,  золовкам и тёткам с дядьями. После того,  как молодые сядут за стол,  невеста снимает платок и показывает всем свое лицо.
(с. Пошатово)
И начинается пир и гулянье. Первый день гуляли у жениха. Гуляли одни свахи в высланых (золотного шитья) золотых нарядных повойниках. Гуляют долго,  до самой ноци. (с. Никольское)
На первом месте на свадьбе сидели родители и крёстные,  братья и сестры неимно за первым столом. (с. Ст. Пустынь)
На целование /первый день свадьбы/ дарили дары. После были отгулки,  ходили по родным,  гуляли от воскресенья до среды. (с. Ст. Пустынь)
Первый день гуляют в доме жениха. (с. Наумовка)
Самых коренных гостей за передний стол сажают. Двоюродные,  троюродные – по разным местам. В этом же доме спали. Никто не охранял (с. Костылиха)
Сначала гуляют свахи,  дружки,  а гости потом. (с. Н. Усад)
Потом был пир Обеды были как обычные: щи,  каша,  холодец. Сначала пировала молодежь,  к вечеру идут родители. (с. Н. Усад)
А потом называли мать и отца: нареценный папенька,  нареценна маменька. В первую ночь под кровать рубинку ложили.. (с. Лидовка)
Второй день свадьбы
На другой день молодых будил дружка,  бани не было. Второй день назывался «с блинками». Жениху приносили блины,  он бил по ним ножом,  приносили яичницу,  жених бросал ее на пол,  на ней плясали.
Невесте приносили курицу,  ставили на стол,  если курица клюнет – невеста будет бойкая,  если присядет – смирная.
Приносили веник,  тоже украшенный тряпочкам ти. Для невесты устраивалось испытание: ее заставляли мести пол,  а сами деньги бросали. Приходили ряженые,  рядился кто в кого: кто в пастуха,  кто в цыганку. (с. Н. Усад)
На второй день молодых приходили будить хрёстны. Ходили утром к жениху,  а остаток дня гуляли у невесты. На второй день после венчания приходили ряженые. (с. Ст. Пустынь)
. На второй день ходили. «за молодыми,  молодых провожать». Будили молодых водой или валяли в снегу. Молодых кормили особой яичницей,  чтобы дети белей были. (с. Волчиха)
На второй день пир назывался пирожки. (с. Волчиха)
Невесту на второй день мало испытывали: пол мести –куды сор молодая понесет,  чтобы на улицу не носила. (с. Волчиха)
Родные шли на свадьбу с караваем,  хлебом-солью. (с. Вол-Майдан)
. На второй день идут к невести гулять. Тоже гуляют долго. (с. Никольское)
Спать молодые шли к родным: к тётке или дяде. Утром их искали. Ходили наряженные: охотниками,  купцами,  с ружьём.
Подходили к дому и стреляли. Кричали,  просили,  чтобы отдали молодых. Им выводили ряженых жениха и невесту – «это не наши». «Нет,  ваши. »
Тогда им выводили жениха с невестой. «А вот это наши. »
На второй день шли к невесте. На стол ставили яичницу. Жених сначала никому не дает,  а потом пробует сам и дает пробовать всем по ряду. Потом подкидывает яичницу. Ему говорят: «Вкусно?» – «Вкусно», – отвечает жених. За это каждый дает по рублю. Если яичница разбивалась,  значит,  невеста была нечестная. (с. Ст. Пустынь)
На второй день свадьбы утром женихова родня снаряжала свадебный поезд. Он состоял из лошадей. Лошади все были украшены. Их было 8 или 10. Здесь ехали и дружки с подружьями и сам жених. Жених был одет в красную рубаху и с флагом в руке. Он оповещал,  что приехал за невестой. Дружка входил в дом с так называемой повестью. В ответ на это подруги невесты пели песни,  а невеста причитала – не хотелось уходить из родного дома. Рядом с невестой сидела ее лучшая подруга и продавала ее. Затем дружка и подруга невесты выводили невесту к свадебному поезду. Здесь она встречалась с женихом. Посадят невесту в свадебный поезд и три раза провезут. Затем продолжался пир.
На свадьбу приходили ряженые. Мужчины обычно наряжались в женщин,  а женщины в мужчин. Они искали ярку – невесту,  которая где-нибудь пряталась. Но потом,  конечно,  ее находили. (с. Пошатово)
). На второй день гуляют у невесты. Утром невестина мать делает яишницу,  блины.
 Приходят жених с родней,  а ему сначала на стол подают вместо вина воду в бутылке,  свеклы. Ну,  он расшумится,  а уж тутему яишницу подают и деревянную вилку. (с. Наумовка)
.
. На второй день жениху давали яишницу. Если жених возьмет с краю,  значит,  честная,  а с середки – так нет. (с. Ст. Пустынь)
Яишница у нас на второй день была. Шли к тёще яишницу есть. Блины пекли,  гуляли дни по два,  по три. (с. Меньшиково)
 На второй день ряженые ходят,  вся родня и жениха,  и невесты. Идут сначала к невесте,  их не пускают. Еще курицу у невесте ловют,  за крыло ее треплют. Место молодых других посадят. Мужика нарядят невестой. Чудят. А потом уж настоящих привезут. (с. Наумовка)
На второй день на пиру бьют тарелку. Если разбилась напополам –честная невеста,  на мелкие кусочки – нет. (с. Костылиха)
. Будила матушка-свекровушка: «Вставайте завтракать. » (с. Костылиха)
Ну,  а на второй-то день у невесты гуляли. Тут уж женихова родня-то ходила. Уж (к) нивисти ходили ряжены. (с. Заречное)
Второй день назывался почесный. Гуляли у невесты. Молодых катали на лошадях. (с. Чернуха)
На второй день свадьбы у невесты ловют две курицы ( жениху и невесте). Эт закон,  у нас сроду так. На свадьбу жених говорит: «У тещи изба тесна,  моя жена цесна»,  при этим тарелку бьют. А топерь это не говорят. (с. Ковакса)
Второй день свадьбы гуляли у невесты. Родня жениха занимала центральное место. Если нет свободных мест,  то родня невесты не имела права садиться за стол. Со стороны невесты также посылали званых к родне жениха – 4 мужчины.. (с. Чернуха)
     Третий и последующие дни свадьбы
На третий день никакого пира уже не было. У матери невесты во время празднеств воровали дрова,  веники,  кур. (с. Волчиха)
Третий день назывался складчина. (с. Волчиха. )
На третий день – отгостки. Были в доме у тётки или дяди. (с. Ст. Пустынь)
Гуляли по неделе и больше,  молодых брали по гостям. (с. Пошатово)
Третий день свадьбы – блинки. Он проходит у невесты. Жениху подносили у невесты в доме яичницу. Он ее должен был съесть всю. А невесте подносили жареную курицу. В этот день пелись такие песни,  которые высмеивали молодых,  их новобрачную ночь. (с. Пошатово)
Гуляло много народу,  Гуляли 2-3 дня,  а то и всю неделю. Приезжают иногда в течение недели женихова родня и воруют кур у невестиной родни. Они говорили: «Одну зажарим,  а одну на племя оставим. » После свадьбы зимой на Масленицу молодые приходили или приезжали масловать к тёще или «к теще на блины». При этом жених должен был катать на лошадях невестиных подруг,  а потом все вместе пировали. (с. Пошатово)
А на третий день гуляли по гостям. Ходили к родным невесты и жениха. (с. Никольское)
На третий день ходят по родным,  гуляют. (с. Наумовка)
На третий день сродники берут.. (с. Меньшиково)
На третий день после свадьбы берут у невесты грабли,  серп,  курицу. (с. Костылиха)
Раньше целую неделю гуляли. И ряженые были. Штаны на девушку одевали,  мужики – бабье плптье. Стол вынесли. Один лежит на столе,  а другой (докто) ему бюхо разезает. Зачем? Так,  для шуток све делают. (с. Наумовка)
После свадьбы молодая с подругами-девушками не встречалась. (с. Костылиха)
Раньше жи свадьбы четыре дня гуляли. От невесты к жениху с блинами ходили. Ну вот,  так и гуляли. (с. Заречное)
Третий день свадьбы – отгулки. В этот день рядились в пастухов,  в чертей,  врачами,  медведями,  выворачивали шубы. Если невеста честная,  то жених бьет тарелку и угощает гостей вином из графина,  перевязанного лентой.
Воровали кур,  заметали веником дорогу,  чтобы невеста не вернулась домой.
После свадьбы также совершались в этой местности обряды: собирались подруги и водили хоровод,  катали молодых на лошадях,  зять ходил к теще на блины. (с. Чернуха).
На перегуле (третий день свадьбы) блины пекли. Раскладывали на блюдо,  покрывали другим: жених разбивал тарелку ножом. (с. Лидовка)
Приводют жениха или невесту обыцно на масленицу.. (с. Ковакса)
Третий день свадьбы – ходят ряженые,  а также приходят за приданым к родителям невесты. Приданое тоже выкупалось.. (с. Чернуха)
На четвертый день со стороны невесты идут мыть полы к жениху. В первое воскресенье после свадьбы мать невесты обязана принять родню жениха в гости. Это последний долг свахи.. (с. Чернуха)
    Свадебные дарения
Обычно /во время повивания/ маленьких заставляют от невесты зажечь спичку и кричать: «Сваханька,  ручку жжет»,  и ей /невесте/ дарят рубашку и платье. (с. Мотовилово)
При приезде на свадьбу сродников жених с невестой встречают их в коридоре,  с каждым целуются и получают подарки,  а пир кончится – сыры моляттолстая крестная /крёстная мать жениха/ наливает каждому стакан водки и просит рюмочку выпить,  а блюдечко позолотить,  т. к. молодые на нови садятся,  нужно им и на шильце,  и на мыльце,  на донце и на веретенце. Выпивая,  гость кладет на блюдо деньги или какой подарок,  а потом пошли кто во что горазд. (с. Мотовилово).
Дарили свекровь,  свёкра,  золовок,  вышивали рубахи,  шаленки,  рукава.. (с. Волчиха)
Вышивали или тканым всем дарили.. (с. Волчиха)
   Свадебное угощение
Вина-то не было,  со свекольником выходили. (с. Волчиха)
На столе были пироги,  постоят – уберут; на второй день опять их не ставят. Пили гости какую-нибудь настойку (вина тогда не было),  и подавали на стол сладкую запеканку. Особую роль в свадебном обряде из пищи играла зажаренная курица,  яишница,  запеканка,  холодное,  блины. (с. Пошатово)
На свадьбу пекли витульки и пряники. Жених по тарелке стукал. Все в ладоши хлопали – невеста хорошая. (с. Н. Усад)
Во время пира на столе была закуска: холодец,  огурцы,  капуста,  волжанки,  килька,  пироги яичница,  холодное,  блины,  ватрушки
. Молодым давали семечки и орехи. (с. Чернуха)
   Оформление интерьера
Комнату кругом украшали вышитыми полотенцами. У кого полотенцев не было,  приходили вышивать подруги,  наряжали комнату. На окнах у нас были грамотные занавески,  из газет. (с. Волчиха)
На вышитом полотенце подавали хлеб. Весь домв свадьбу завешан вышитыми полотенцами. (с. Пошатово)
. В день свадьбы избы-то украшали утиральниками,  платки на потолок прикалывали. (с. Ст. Пустынь)
   Обрядовая одежда.
Невесту перед свадьбой наряжали: шелковый сарафан без запона,  бусы,  ленты в косу,  на голову связку и от связки тоже ленты. (с. Мотовилово)
Последний день невеста носила ленту в косу. Её шили из кусков разного ситца,  потом ленту разрывали и всем дарили. (с. Волчиха)
Меня срядили,  и я вышла. Я-то уж была не в сарафане,  а в длинной юбке,  на ногах сапжки хромовы,  на голове цветы,  а не связка (девичья лента,  головной убор просватанной девушки) (с. Волчиха)
Я была в репсовом зеленом сарафане,  в связках. На другой день я была в желтом наряде,  но в черной парке. (с. Волчиха)
После сватовства одежда невесты не менялась (с. Вол-Майдан)
. Я была в шелковом сарафане. Связку надевали только венчаться. Шерстяной сарафан уже на свадьбу надевали. (с. Вол-Майдан)
Невеста была одета в шерстяное алое платье,  на голове был венок из воска,  а сзади ленты. (с. Ст. Пустынь)
Невесту рядили в сороку на третий день: золотая шапка,  завивали кудри,  одевали старинный сарафан с бахромой,  кружевами,  витейки (как у сороки золотые),  рукава розовые. Под венец: в венце,  в восковом венке,  вуали. (с. Пошатово)
Когда сходились все гости,  приходили жених с невестой. Невеста была одета в алое шерстяное платье,  а жених в алой вышитой шерстяной рубашке,  подпоясанной тоже вышитым поясом. На голове у невесты должен был быть обязательно шелковый с кистями платок,  а кисти должны свисать на глаза. На ногах,  если летом,  то лапти,  а зимой – чесанки с калошами. (с. Пошатово)
Жених,  зимой если,  сидит на санях,  одет в суконной шубе. (с. Пошатово)
Жених-то рубашку поднебесного цвета одевал или черную,  а невеста сарафан с отделками. (с. Ст. Пустынь)
Сарафаны были москали,  вот их и надевали на свадьбу. А до них в лаптях венчали и в китаешниках,  а сапого ишь у некоторых были,  а то и не было. (с. Ст. Пустынь)
На голову невеста одевала венок,  повойник. (с. Ст. Пустынь)
На невесте юбка кремовая и кофта такая же и венок,  бывало,  венки были воскояровы. (с. Наумовка)
Жених с невестой наряжались во всё чистое,  не обязательно белое. (с. Ст. Пустынь)
. Невеста-то на свадьбе,  бывало,  в венке была,  сарафаны шёлковы,  рукава,  полушалки. (с. Меньшиково)
Утром нарядили невесту в венок,  высокий,  восковой. (с. Костылиха)
. На невесте платье шелковое любого цвета,  на голове уваль…ой,  цветок восковой ставился,  кисья спадали на грудь,  это уваль называлась тогда. (с. Новый Усад)
В первый день невеста была в восковом беленьком венке,  в нарядном свадебном сарафане. Невеста была накрыта шелковым платком. Жених был в вышитой сатиновой рубашке и подпоясан узким поясочком.
Во второй день невеста надевала сороку. Весь наряд невесты сшит монашками. (с. Чернуха)
Была женщина,  котора плела венки из воска.. (с. Ковакса)
.   Обереги и приметы
Жених отправлялся за невестой,  его сопровождал дружка,  а впереди шел хрёстный с хлебом-солью. Чтобы сохранить невесту и жениха от сглазу. (с. Мотовилово)
Им клали луковицу,  втыкали иголки в одежду. Потом жениха с невестой вели в церьковь. (с. Волчиха)
Поверх связки у невесты был косничок,  когда жених зазевается,  она накидывала его ему на голову. Если ей это удавалось,  то считалось,  что она будет верховодить над мужем. (с. Волчиха)
От дурного глаза луку,  пшёна клали. (с. Волчиха)
Хрёсный за полотенце вёл нас в храм. От дурного глаза вшивали иглы. (с. Вол-Майдан)
Ловили кур,  брали веник и за молодыми заметали следы,  чтобы невеста не возвращалась в родительский дом. (с. Пошатово)
Были обычаи воровать курицу в доме невесты. (с. Ст. Пустынь),
Перед свадьбой жених с невестой ходили к гадалке. Она предсказывала молодым судьбу. (с. Ст. Пустынь)
 Дружка обходил три раза свадебный поезд с иконой. Невесте клали в карман луковицу,  втыкали иголки,  от дурного глазу. (с. Заречное)
Чтобы не испортить невесту,  ей закладывали луковицу,  пшено В церковь ездили в объезд,  не по прямой дороге,  хлопали громко кнутом,  свистели – для отпугивания нечистой силы. (с. Чернуха)
Если невеста откусит кусок пирога,  а жених доест,  то значит,  жених будет подчиняться всю жизнь невесте. (с. Чернуха).
Вышитое полотенце надевалось через правое плечо на дружку,  а также подавались на этом полотенце хлеб-соль. (с. Чернуха)
                   Т. В. Гусарова            

 размещено 05.03.2007 


© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции