Традиционные танцы Нижегородской области… С. 16 – 18 (8.57 Kb)
[16]
Кадриль “Шестерка”
Минимальное количество пар – две, но чаще всего, как рассказывали этнографические исполнители, эту кадриль плясали в четыре пары.
Пары стоят “по углам” или “квадратом” (рис.. 6 ). Все фигуры пляшут все пары одновременно, стараясь соблюдать синхронность движений. Смена каждой фигуры обозначалась выкрикиванием ведущего парня номера следующей фигуры: “Первая!”, “Вторая!” и т.д. и сменой музыки.
Кадриль плясали или под гармошку, или под балалайку, или “мод язык”, т.е. напевая припевки на заданные мелодии.
Танцующие пляшут сдержанно, девки дробят,парни топают, особенно встречаясь друг с другом. И у девок, и у парней руки не поднимаются выше пояса.
Фигура первая (наигрыш “Ах, вы сени…”в До маж.)
Девки меняются местами, проходя через центр и встречаясь в центре друг с дружкой пр. пл. (рис, 7а),
Парни меняются местами,проходя через центр и
встречаясь друг с другом лев. пл. (рис. 76), в центре в знак приветствия топают друг перед другом 1 раз.
После этого таким же образом девки возвращаются на свои места, а за ними и парии. Пары кружатся в вальсе на месте 2-3 круга.
Фигура вторая (наигрыш “Во горку – то же, что и”Ах, вы сени”, но в Соль маж.)
Парни выходят, дробят и идут по кругу пр. ч.с. до супротивной девки. Напротив нее останавливаются и “куражатся”” ( т.е. пляшут, топают ) в знак приветствия. Затем возвращаются к своим девкам спиной, на полпути разворачиваются через пр. пл. лицом к ним и, дойдя, кружатся в паре ( рис. 8 ).
[17]
Фигура третья ( наигрыш “Барыня” или “Русского”)
Девки направляются к центру и встречаются лев. пл., прокруживаются вокруг друг дружки 1,5 круга и меняются местами ( рис. 9а)
Парни так же сходятся в центре лев. пл., прокруживаются вокруг друг друга 1,5 круга и проходят на супротивные места (рис. 9б),
Фигура повторяется сначала, т.е. девки и парни таким же образом возвращаются на свои места. Пары кружатся.
Фигура четвертая (“Краковяк”)
Девки “закручиваются” к парням (рис. 10а): пр. р. парня на талии у девки и держит ее лев.руку. Пары движутся к центру навстречу супротивным парам (рис. 106).
Парни берут лев. рукой супротивную девку за пр.р., не размыкая рук, парни “раскручивают” девок (рис. 10в), т.е. лев. руку, соединенную с пр.рукой девки, поднимают, а пр. руку тянут на себя, так. обр. раскручивая. Кружась с супротивными девками в вальсе, парни отходят с ними на супротивные места (рис. 10г)
Фигура повторяется сначала, только теперь парни, кружась в вальсе со своими девками, возвращаются на свои места.
Фигура пятая (“Краковяк”)
Первая пара, держась за руки, идет “в гости” к супротивной паре. Дойдя до нее, руки размыкают и первый парень, разбивая руки супротивной пары, обходит супротивную девку спиной справа налево (рис. 11а), при этом девка делает шаг вперед и шаг назад.
Обойдя, парень кружится с супротивной девкой на ее месте (рис. 116). В это время, с того момента, как только первый парень разбил сомкнутые руки второй пары, второй парень начинает кружить в вальсе первую девку. Кружась, они отходят на место первой пары (рис. 11а,б ). Так. обр. парни меняются местами и девками.
Фигура повторяется сначала, но теперь “в гости” идут первый парень со второй девкой, он же разбивает руки супротивной паре, обходит спиной свою девку, стоящую напротив, и кружится с нею на месте. А второй парень, кружась со своей девкой, возвращается с нею на свое место.
Фигура шестая (“Ах, вы сени” в До маж.)
Пляшется точно так же, как и первая фигура: девки меняются местами, потом парни меняются местами, затем опять девки и парни. Но в конце не
[18]
кружатся вальсом. Парень и девка подают друг другу пр. р. и парень девке, немного поклонившись, говорит:
-— За уваженьице!
Затем, не размыкая рук, девка прокруживается под сомкнутыми руками вокруг своей оси пр. ч.с. 1 раз и отвечает парню:
— За приглашеньице!
Кадриль записана 04.07.95г.
в с.Гусево Борского р-на Нижегородской области от
Ремизовой А.И. (1927 г.рожд.),
Тиховой К.И. (1924 г.рожд.),
Забаранкина А.А. (1934 г.рожд.)—
гармониста и группы жительниц села.
Запись произвели:
Галчинова О.Н.,
Грановская П.Г.,
Грановский В.Г.,
Кандалов М.Г.,
Галчинов В.А.
материал размещен 15.06.2006