Традиционные танцы Нижегородской области… С. 23 – 29 (18.42 Kb)
[23]
Кадрель
( диалектное название кадрили)
Оптимальное количество пар – четыре, хотя можно попытаться исполнить ее и на две, тем более,что этнографическая исполнительница говорила о том, что эту кадриль плясали и на две пары, но тогда труднее сплясать последнюю фигуру.
Пары стоят крестом (рис. 14). Каждую фигуру пляшут сначала первая пара со второй, затем третья пара с четвертой повторяют за ними все в точности. Последнюю фигуру пляшут все пары одновременно.
Кадриль плясали или под гармошку, или под балалайку.
Конец каждой фигуры обозначается одним хлопком в ладоши всех пляшущих, а начало новой фигуры мог обозначать первый парень, выкрикивая название фигуры.
Пляшется кадриль очень сдержанно и церемонно. Девки рук почти не поднимают и не дробят, а ходят прямо, не торопясь. Парни дробят, топают, но движения рук скупые. Шаг преимущественно простой.
Фигура первая “Проходная” (наигрыш “Русского”)
Первый “парень” выводит девку за руку: делает пару шагов к центру, топает, обводит девку вокруг себя, поворачиваясь при этом и сам (при желании парень мог не поворачиваться, а проводить ее руку над собой), сам отходит на свое место, а девку посылает вперед. Навстречу ей выходит вторая девка. Они проходят через центр, встречаясь в центре пр.пл., до супротивных парней (рис. 20 ), с ними кружатся в вальсе ( шаг при этом простой ). Прокружившись с парнями примерно 2 круга, девки таким же образом возвращаются к своим парням и кружатся с ними. Теперь “заводит” фигуру и “выводит” девку второй парень, фигура повторяется сначала.
Фигура вторая “Береза” (наигрыш “Ты береза””)
Первый парень выводит девку так же, как и
в первой фигуре.Обе девки выходят в центр, встречаются друг с дружкой под пр.лок.( рис. 21а), прокружившегося 1,5 круга по ч.с, затем идут до супротивных парней, с ними так же берутся под лев. лок. и прокруживаются 1 круг пр. ч.с. (рис. 216). Потом девки снова встречаются в центре друг с дружкой и прокруживаются так же под пр. лок. 1,5 круга, расходятся по своим парням и с ними кружатся в паре.
Фигура повторяется еще раз, но теперь девку выводит второй парень.
[24]
Вторая половина второй фигуры[*]
Первый парень выводит девку (проводя ее руку над собой), поворачивается к ней лицом и кружится с ней в паре 1 круг, оставляет ее на месте и идет к супротивной паре. Проходит между ними, разбивая таким образом их сомкнутые руки, обходит супротивную девку спиной справа налево, обойдя, поворачивается через пр. пл. и возвращается к своей девке (рис. 22). Пары кружатся.
Второй парень повторяет все за первым.
Фигура третья “Ворота” (наигрыш “Круковяк”)
Первый парень выводит девку (как в первой и второй фигуре), оставляет ее на месте и идет к супротивной паре. Дойдя до них, берется с ними за руки. Втроем они проходят так 1,5 круга по ч.с. (рис. 23а). Затем первый парень ныряет в “ворота” между парнем и девкой под их поднятыми руками и возвращается к своей девке (рис. 236).
Пары кружатся.
То же повторяет второй парень.
Фигура четвертая “Комаринского “ (“Комаринского”)
Первый парень выводит девку.
Девки встречаются в центре пр. ладонями (рис. 24 ) и прокруживаются в центре 1,5 круга, затем направляются к супротивным парням,
[25]
С ними встречаются лев. ладонями (так же) и прокруживаются 1 круг (рис.21б ). Потом снова встречаются друг с дружкой в центре пр. лад. и прокруживаются 1,5 круга, идут до своих парней. С ними встречаются лев. лад. и прокруживаются 1 круг.
Далее пляшут все четыре пары одновременно.
Все идут по кругу: девки по ч.с., а парни пр. ч.с. С идущими навстречу они встречаются сначала пр. лад., затем лев. лад., и далее – то пр., то лев.
ладонями, обходя встречных то справа, то слева (рис. 25). Дойдя по кругу до своих мест, пары кружатся.
Далее выводит девку второй парень, а начинают фигуру опять первая и вторая девки.
После них выводит третий парень, а начинают третья и четвертая девки. Затем выводит четвертый парень, начинают снова третья и четвертая девки.
Гармонисту в конце могли кланяться и по парам, и по одному, могли также спеть ему благодарственную частушку.
Запись сделана в августе 1997 г.
в дер. Косоурка Сокольского р-на
Нижегородской области от
Марычевой А.Г. (1917 г. рожд.).
Записали: Грановская П. Г.,
Грановская Н.П.,
Грановский В.Г.,
Перевозчикова E.II.
[26]
Кадриль “Тоншаевская ” или “Веселая “
( в ряде деревень ее называли также “Деревенская”)
Количество пар неограничено, но обязательно четное. Выходили пары поочередно по две. Как рассказывали исполнители, Парни стояли в избе по одну сторону, а девки по другую. Когда договорятся плясать кадриль, то выходили 2 парня и приглашали своих девок (так начиналась каждая фигура), по окончании 1-ой фигуры, пары расходились опять по разным сторонам избы, а за ними выходили следующие 2 парня и, вызвав своих девок, плясали ту же фигуру. Так выходило по очереди столько пар, сколько есть в избе, все плясали одну и ту же фигуру до тех пор, пока все не спляшут. Затем опять выходили первые 2 парня и начинали следующую фигуру.
Плясали эту кадриль под гармонь, а то и под несколько гармоней. К каждой фигуре играли свой наигрыш. Начало каждой фигуры никак не обозначалось, гармонист сам смотрел, когда отпляшут все пары, и тогда менял наигрыш.
Темп кадрили очень быстрый, парни идут прямо дробят часто и громко. Девки идут плавно и в основном простым шагом, не дробят. Руки и парни, и девки не поднимают выше пояса.
Каждая фигура начиналась с прохода по кругу пар:
Выходят 2 парня и идут по кругу пр. ч.с., причем первый и ведущий парень идет впереди второго. Пройдя примерно круг, они на ходу берут своих девок пр. рукой и идут по кругу уже с ними. Идя с девками, парни дробят, команду для дробей отдает первый парень, громко топая 1-2 раза и тогда уже за ним подстраивается второй парень. Пройдя примерно круг, пары останавливаются и начинают фигуру.
Каждая фигура, кроме первой, повторяется по 2 раза ( вместе с начальным проходом по кругу парами ).
Кружатся в паре в этой кадрили своеобразно: парень и девка поворачиваются друг к другу лев. пл., парень держит девку пр. р-й за лев. руку, лев. рукой парень поддерживает лев. лок. девки, а девка пр. рукой поддерживает пр. лок. парня ( рис. 26 ).
Кружатся пр. ч.с. Лишь в конце последней фигуры пары кружатся вальсом.
[27]
Фигура первая ( наигрыш “Веселого”)
После прохода парами по кругу парни останавливаются и отпускают девок ( немного направив рукой вперед), девки продолжают движение по кругу пр. ч.с., встречаются друг с дружкой в центре лев. пл-ми и обходят друг дружку спиной (можно повернуться на ходу 1 -2 раза вокруг своей оси по ч.с.), обойдя, направляются к супротивным парням (рис. 27а).
С супротивными парнями берутся лев. р-ми и обходят друг друга пр. ч.с. (парень при этом поворачивается, глядя на девку и держа ее
за руку. Затем, не размыкая рук с супротивными парнями, девки идут через центр по диагонали, встречаясь в центре друг с дружкой пр. пл. (рис. 276) и берутся со своими парнями пр. р-ми. Так. обр. получается, что 2 пары стоят, взявшись за руки кругом, только парни стоят лицом в центр круга, а девки спиной (рис. 27в).
Пары останавливаются, топают и расходятся.
Фигура вторая (наигрыш “Сербиянка”)
После прохода по кругу пары кружатся 1,5 круга, после чего парни останавливаются лицом в центр и, отпустив лев. руку, проводя сомкнутые руки над своей головой, обводят девок вокруг себя за своей спиной, затем слегка направляют их вперед.
Девки идут но прямой до супротивных парней, берутся с ними за пр. р., парни прокруживают девок под сомкнутыми руками 1 круг
по ч.с. (рис. 28а). Девки, не останавливаясь, идут по прямой до своих парней, берутся с ними тоже пр. р-ми. Парни так же прокручивают
под руками и своих девок (рис. 28б). Фигура повторяется с парного прохода по кругу.
[28]
Фигура третья (“Барыня”)
После прохода по кругу пары кружатся 1,5 круга, парни (так же, как во второй фигуре) обводят девок за спиной и направляют их вперед.
Девки встречаются в центре лев. локтями (лок. острый горизонтальный) и кружатся под лев. лок. 1,5 круга, после чего возвращаются к своим парням.
Фигура повторяется с парного прохода.
Фигура четвертая (“Подгорная”)
После прохода по кругу пары кружатся, второй парень так же, как и раньше обводит за руку свою девку у себя за спиной так, чтобы оказаться лицом к супротивной паре (которая продолжает кружиться), немного расходятся и поднимают сомкнутые руки, образуя “ворота” для первой пары. В эти “ворота” первая пара проходит, держась так же, как при кружении (парень идет лицом, а девка – немного повернувшись боком). Пройдя в “ворота”, первый парень обводит девку за спиной и фигура повторяется с парного прохода, только теперь “ворота” будет открывать первая пара, а проходить в них вторая.
Фигура пятая (“Краковяк”)
После прохода по кругу пары кружатся, парни обводят девок за своей спиной. Затем пары делают шаг вперед навстречу друг другу и все берутся за руки кругом. Немного постояв и топнув, разъединяются по парам и фигуру пляшут сначала с парного прохода»
Фигура Шестая (“Подгорная”)
Пляшется точно так же, как вторая фигура.
Фигура Седьмая (“Веселого”)
После прохода по кругу, пары кружатся 1,5 круга, парни обводят девок у себя за спиной и немного направляют вперед.
Девки идут по прямой к супротивным парням и обходят их вокруг (парни при этом делают шаг вперед и шаг назад ), обойдя парней, девки
идут через центр по диагонали, встречаясь друг с дружкой пр. пл. (рис. 29), до своих парней. Со своими парнями берутся за руки и пляшут фигуру
с парного прохода.
[29]
Фигура восьмая (“Краковяк”)
Пляшется точно так же, как и вторая фигура, только в конце фигуры (уже после повтора) пары кружатся в вальсе сколько угодно.
Кадриль записана 04.08.2000г.
в пос. Тоншаево Нижегородской области
от фольк. ансамбля РДК
Записали: Харлов А. В.,
Грановская П.Г.,
Ершов А.В.,
Лабудь И.В.,
Гусева Е,В.,
Ершова А.В.,
Петухин С.В.
материал размещен 15.07.2006
[*] Возможно, вторая половина второй фигуры бытовала как отдельная фигура. Носительница не могла вспомнить наигрыш, под который ее плясали, и как она называлась, но точно помнила, что ее плясали после фигуры “Береза”.