Часть II. 10. Проектирование административно-хозяйственной деятельности (менеджмент и маркетинг)

4 ноября, 2019

Часть II. 10. Проектирование административно-хозяйственной деятельности (менеджмент и маркетинг) (11.78 Kb)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ)

Если ранее речь шла о музее как хранилище социальной памяти, то далее речь пойдѐт о музее как учреждении, обеспечивающем деятельность этого социального института. В музееведении и в практической деятельности говорили об административно-хозяйственной деятельности. Ныне все большее распространение получают понятия  менеджмента и маркетинга. В словарях музейных терминов они толкуются несколько по-разному. В «Ключевых понятиях музеологии» говорится: «Музейный менеджмент сегодня определяется как деятельность, направленная на обеспечение процесса музейного администрирования и (в более широком смысле) всей деятельности, которая  не связана напрямую со специфической областью музейной работы (сохранение, исследование, коммуникация)»[1].

Более широко трактуется это понятие в Словаре музейных терминов: «Менеджмент музейный (от англ. management – управление, заведование, организация), комплексная интеллектуальная и хозяйственная деятельность, осуществляемая в целях эффективного использования ресурсного потенциала и фактора производства культурных благ, продуктов и услуг, составная часть управления музеем, связанная с оперативным управлением коллекциями и имуществом. М.м. рассматривается как: 1) искусство управления ресурсами и экономическими процессами, установление баланса во взаимодействии музея с внешней средой и потребностями рынка; 2) процесс управления, включающий планирование, организацию процесса, разработку мотивации (управление персоналом), контроль, координацию управленческих действий. Принципами М.м. являются системность, компетентность, выделение ведущего звена, иерархичность, совершенствование. Методология М.м. связана с определением целей, стратегии и тактики управления, выделением функций. Функции управления реализуются через методы, например построение организационно-правовой системы связано с экономическими, организационно-распорядительными, правовыми методами и др. По характеру воздействия различают административные, экономические, социально-психологические методы»[2].

При проектировании этой части музейной деятельности рассматриваются вопросы административного управления и бухгалтерской деятельности, обслуживания здания и помещений музея, общего планирования работы музея и др.

Составной частью музейного менеджмента является музейный маркетинг. Он определяется как «одна из систем управления музеем, ориентированная на запросы рынка и направленная на исследование культурных потребностей различных групп населения, формирование и удовлетворение спроса на новые музейные продукты и культурные услуги, повышение их конкурентоспособности среди других культурных продуктов»[3]. Далее отмечается, что музейный маркетинг относится к некоммерческому маркетингу и составляет одно из направлений музейного менеджмента. При этом важную роль играют «маркетинговые исследования, необходимые для обоснования управленческих  решений по формированию спроса на музейные продукты и услуги, продвижению их на рынке социально-культурной сферы»[4].

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

История вопроса

Рассматривается история административно-хозяйственной деятельности на разных этапах развития музея, анализируются различные формы управления и хозяйствования, обосновываются формы и методы управления музеем в новом или реконструируемом музее.

Устав музея

Анализируются различные варианты Устава музея, история его создания, обосновывается новый вариант и включается его текст в новую концепцию.

Основные положения управления

Анализируются формы управления музеем в прошлом, обосновываются причины перехода на новые формы управления, излагается  характер управления и его подчинѐнность в музейной сети. Например, музей мог быть создан на общественных началах или по чьей-то инициативе, затем, пройдя период муниципального подчинения, получил статус государственного.

На разных этапах осуществлялось разное управление, что и необходимо проанализировать для создания более эффективных форм управления.

Организация основной деятельности музея

Управление музеем – это «упорядоченное регулирование взаимодействий внутри музея и создание условий для его функционирования во внешней среде в соответствии с требованиями учредителя; совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений, которые ведут к организации миссии музея и направлений музейной политики. Составными частями управления музеем являются: менеджмент музейный, управление коллекциями (фондами музея), управление программами, адресованными публике…; управление  музейной недвижимостью и финансами»[5].

При проектировании управления музеем разрабатывается планирование, намечаются связи с другими музеями и учреждениями культуры и образования, научными, туристскими, производственными и другими учреждениями и организациями. Разрабатывается музейная политика.

Музейная политика

Определяются принципы и методы управления музеем. Музейная политика определяет цели музея по выполнению социальных функций музея; устанавливает уровень качества выполняемых музеем работ. Она «формируется в соответствии с основными направлениями  музейной деятельности (политика оперативного управления коллекциями; политика сохранения музейных продуктов; образовательная, экспозиционно-выставочная, научно-исследовательская деятельность, включающая политику в отношении интеллектуальной собственности; политика интерпретации музейной деятельности, которая может включать издательскую политику и политику развития информационных средств; политика обслуживания посетителей и др.»[6].

Ресурс музея

Определяются источники, средства и возможности для обеспечения деятельности музея. Ресурсы музея подразделяются «на ресурсы творческого производства и духовного восприятия (историко-культурное и природное наследие, коллекции музея и относящиеся к ним знания, традиции, творческий потенциал музейных работников, информационные ресурсы), предпринимательскую способность (совокупность качеств, умений и способностей человека, позволяющих  выявить и максимально использовать ресурс музея для создания культурных благ), правовые (совокупность законодательных и нормативно-правовых, международных, государственных актов, внутриведомственной документации), экономические, временные, а также ресурсы публичности, которые обеспечивают актуализацию наследия и формируют имидж музея»[7].

Управление кадрами

Обосновывается состав и профессиональная подготовка сотрудников музея. Определяются формы повышения их квалификации. Раскрывается система взаимоотношений между отделами музея. Разрабатываются и утверждаются внутриведомственные инструкции и должностные обязанности.

Финансовая деятельность

В современных условиях следует обосновать выбор системы финансирования: быть музею бюджетным учреждением, кредитным или автономным. В соответствии с этим определяются виды хозяйственной деятельности и формы самостоятельного финансирования. Проектируется изготовление сувенирной продукции, проведение платных мероприятий, реализация печатных изданий, изготовление копий с  музейных предметов, проведение реставрационных работ при наличии соответствующих реставрационных мастерских и специалистов и т.д. Определяется фандрайзинг, то есть деятельность по привлечению финансовых средств и ресурсов для реализации намеченных проектов. Источниками финансирования могут быть государственный бюджет, средства коммерческих организаций, фондов и частных лиц, пожертвования и членские взносы общества друзей музея и меценатство. Привлекаются волонтѐры, обеспечивается информационное спонсорство. Фандрайзинг является частью музейной политики и включается в план развития музея[8].

Доходы музея

Деятельность музея, приносящая ему доходы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом музея. Предусматривается получение доходов от пользования имуществом, реализации собственной печатной и сувенирной продукции, выполнения различных заказных работ (консультации частным лицам, реставрационные работы, изготовление копий и макетов в музейных мастерских, платные концерты, мероприятия по абонементам, аренда помещений, коммерческие выставки-продажи и т.д.).

Безопасность музея

Предусматриваются формы охранной и пожарной сигнализации. Определяются характер привлечения сотрудников вневедомственной охраны и порядок дежурства в музее. Разрабатываются меры по  соблюдению режимов хранения музейных фондов (температурновлажностный, световой, биологический).

Территория музея

Проектируется охранная зона в пределах расположения музея и зоны вокруг подведомственных памятников истории и культуры. Планируется их содержание и благоустройство, а также характер использования.


[1] Ключевые понятия музеологии / сост. Andre Desvalees и Franqois Moiresse. – Москва : ICOM, 2012. – С. 40.

[2] Словарь музейных терминов / сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. – Москва, 2009 ; Музей. – 2009. – № 5. – С. 67.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Словарь музейных терминов / сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. – Москва, 2009 ; Музей. – 2009. – № 5. – С. 68.

[6] Словарь музейных терминов / сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. – Москва, 2009 ; Музей. – 2009. – № 5. – С. 67.

[7] Там же. – С. 68.

[8] Словарь музейных терминов / сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. – Москва, 2009 ; Музей. – 2009. – № 5. – С. 48.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции