Решетников Н.И. К вопросу о музеефикации культурного наследия

19 января, 2024

Рассмотрим поставленный вопрос с учётом опыта Тотемского музейного объединения.

Известно, что музеефикация предполагает не только изучение и сохранение объектов культурного наследия, но также изучение и сохранение исторически сложившейся социально-культурной среды.

Культурное наследие по разным причинам в изменяющихся формах жизни видоизменяется, возникая, умирая, возрождаясь. Музеефикация является важным средством его сохранения. При смене социально-политических условий жизни во многих случаях утрачивается культурное наследие прошедшей эпохи. Происходит демузеефикация. Новый виток развития общества ведёт к необходимости ремузеефикации. Все эти три проявления (музеефикация – демузеефикация – ремузеефикация) характерны и для культурного наследия Тотемского края.

Ещё в дореволюционной России как объекты культурного наследия здесь создавались храмы, памятники, парки, зоны отдыха, школы, здания гражданской архитектуры; формировался быт и нравы населения. И уже тогда в Тотьме появилась необходимость музеефикации, что и было реализовано при создании в 1915 году краеведческого общества, а затем и музея. Изучение наследия прошлого в Тотьме выразилось, например, в том, что в 1927 году первый директор музея и краевед Д.А. Григоров подготовил книгу «Очерки истории г. Тотьмы и местного края». Однако, по сути дела, это были очерки по истории тотемских храмов, что и явилось причиной её забвения. Забыли-то его в обществе. Но музей сумел сохранить его труды. Когда кончился советский период, вспомнили и о Д.А. Григорове. Его труды стали достоянием как культурное наследие и вновь музеефицированы.

Другой пример. Краеведческий музей в Тотьме сохранил дневник крестьянина А.А. Замараева. В советское время дневник не был востребован. Ныне его крестьянские записи широко используются в деятельности музея в самых разнообразных формах. В дневнике он оставил много очень любопытных записей на самые разнообразные темы. Сам он как бы продолжает жить среди нас. В 1912 году он описал свой паломнический путь от Тотьмы до Соловков. В 2022 году по его пути Тотемским музеем при содействии Русского географического общества была проведена экспедиция с анализом изменившейся за 110 лет ситуации.

Культурное наследие Тотемского края фиксировалось в изданиях самого Тотемского музея. В «Докладах научного общества по изучению местного края при Тотемском музее им. А.В. Луначарского» (Вып 1-6 Тотьма, 1924-1928) раскрывается эпоха первых лет советской власти, в том числе особенности и задачи развития производительных сил края. Сегодня эти доклады являются важным источником по изучению прошедшей эпохи.

Примером фиксации культурного и природного наследия могут служить и материалы проекта строительства железной дороги по направлениям:

Буй – Солигалич – Тотьма; Ленинград – Белозерск – Тотьма – Никольск; Тотьма – Буй; Тотьма – Кострома. В этих материалах многоаспектные исследования по предполагаемым трассам железнодорожных линий. Проект не состоялся. Но в музее сохранились эти материалы, что даёт возможность исследования региона в ретроспективе с анализом происходивших процессов в последующий период, вплоть до нашего времени.

Иногда мы начинаем изучать наше историко-культурное наследие в связи с какими-либо памятными датами. Так, в 2018 году, когда в стране отмечали 100-летие окончания Первой мировой войны, заместитель директора по научной работе Н.И. Коренева провела значительную работу по исследованию участия земляков в этой войне. Результатом явилась книга, в которой были зафиксированы несколько сотен фамилий фронтовиков с историческими справками и фотографиями. К сожалению, книгу не удалось издать. Возможно, в 2024 году, в год 110-летия начала войны, книга будет издана. Музей же может организовать новые выставки и проводить различные музейные мероприятия в рамках музеефикации события. И снова предстанут пред нами люди прошедшей эпохи.

Процесс создания, забвения и восстановления наглядно можно проследить на истории тотемских храмов. В годы царской России их было много, и они отличались своей архитектурной самобытностью, заключающейся, в том числе, и в тотемском барокко. Если о Москве говорили, что в ней сорок сороков церквей, то о Тотьме можно было сказать то же самое. Но если эти сорок сороков считать с учётом того, сколько церквей приходилось на душу населения, то Тотьма окажется впереди Москвы. И эти храмы за годы советской власти как духовные центры были порушены. Они перестали считаться культурным наследием. Часть их зданий была разрушена. Другая часть приспособлена под социальные нужды, в том числе под складские помещения, хозяйственные предприятия (винзавод), учреждения культуры (театр). Возвращение храмов как духовных центров и восстановление их зданий началось ещё в конце периода советской власти, когда стали восстанавливать Воскресенскую церковь Спасо-Суморина монастыря. Сам монастырь пережил период музеефикации, когда там было организовано открытое хранение фондов, функционировала музейная гостиница «Монастырские кельи» и установлен памятник на предполагаемом месте захоронения основателя форта Росс в Калифорнии Ивана Кускова. Ныне монастырь является действующим, и его здания восстанавливаются.

Судьба культурного наследия зависит от складывающейся социально-политической и экономической обстановки. Однако, если ситуацию пустить на самотёк, то многое в культурном наследии будет утрачено. Для его сохранения, сбережения и передачи опыта поколений и существуют музеи, призванные осуществлять музеефикацию. Да и сами музеи, осуществляющие свою миссию в соответствии с разными социальными условиями, изменяются и развиваются, осуществляя музеефикацию объектов культурного наследия. Так музейными объектами, то есть музеефицированными, стали дом Ивана Кускова, Входоиерусалимская церковь, в которой расположился Музей мореходов, Успенская церковь с экспозицией Музея церковного искусства, здание интерната в Никольском, в котором провёл свои детские годы Николай Рубцов, а ныне располагается мемориальный музей поэта.

Можно перечислять множество других примеров музеефикации культурного наследия в Тотьме и, следовательно, его сбережения. Рассмотрим несколько направлений решаемой музеефикации культурного и природного наследия.

Тотьма – соль земли русской

Известно, что Тотьма в своём развитии связана с солеварением. Здесь добывали соль известные промышленники Строгановы и другие предприниматели. На торговле солью процветали тотемские купцы. Реализация добытой соли составляла одну из основных доходных статей Спасо-Суморина монастыря. Поэтому для музея было важно музеефицировать производственный и социальный процессы, связанные с производством соли. Началась музеефикация с экспозиционного комплекса в краеведческом музее, продолжилась созданием интерактивного зала «Антрэсоль» и завершается воссозданием музейно-выставочного комплекса под открытым небом «Варницы» с отражением промышленного производства по добыче соли. Поэтому соль для Тотьмы не только жизненно важный продукт, но и исторический символ.

Это одна сторона дела. Другая заключается в том, Тотьма истинно русский город. Здесь проживает 98 процентов русского населения. Здесь развиваются формы русской национальной культуры; сохраняются традиции, выработанные веками на Русском Севере. Здесь даже названия предприятий и учреждений с русским звучанием. Судите сами. Магазины «Мясные провинции», «Фруктовый рай», «Арт-рыба», «Ромашка», «Поршень», «Водолей», «Любава», гостиницы «Рассвет», «Варницы», «Картуши», рестораны «Сияние Севера», «Печки-лавочки», «Пельменная» и др.

Важно и то обстоятельство, что Тотьма, с одной стороны, является одним из важных духовных центров русской православной культуры; с другой – здесь во многом сохраняются традиции народной культуры, художественное творчество северян и их трудолюбие.

Всё это вместе взятое и стало основанием для определения: «Тотьма – соль земли русской», что отражает материальную и духовную сущность социальной жизни.

Тотьма – духовный центр Русского Севера

Как отмечают свидетели разных эпох, в Тотемском уезде и районе было много православных храмов. В силу жизненных обстоятельств, они строились, разрушались, восстанавливались и частью музеефицировались. Сохраняя духовную часть культурного наследия, музей в Тотьме создаёт информационную базу по истории тотемских храмов, реанимирует деятельность по сохранению культурного наследия в церковных зданиях, способствует возобновлению их церковной деятельности в восстановленных храмах. Среди насущных проблем их музеефикации могут быть:

– выявление архивных источников по истории храмов и деятельности священнослужителей,

– аналитическое осмысление описания храмов в литературных источниках,

– сравнительный анализ информации о храмах в трудах писателей и путешественников разных эпох (П.И. Челищев, Д.А. Григоров, С.С. Н.А. Черницын, Н.В. Ильинский, В.Т. Попов, П.И. Савваитов, Подъяпольский, Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов, И.А. Соболев, С.М. Зайцев, А.В. Кузнецов, А.М. Новосёлов и др.).

Музеефикация может осуществляться не только в создании музейных объектов, но и в создании информационного банка данных, экспозиционных комплексов и издания монографий.

Тотемское барокко

Термин «Тотемское барокко» стал наиболее употребляемым в условиях современной действительности. О его существовании никто из исследователей не сомневается. Дискуссия идёт только о времени возникновения, степени и путях распространения. Следуя за исследованиями С.М. Зайцева, А.В. Кузнецов и А.М. Новосёлов убеждают читателей в том, что именно в Тотьме зародилась форма архитектурного решения храмов с внешним обрамлением стен в виде картушей. Другую точку зрения выражает М.В. Головизнин, допуская восточное влияние на стиль барокко. Следует отметить, что современные исследователи ограничиваются только внешним проявлением стиля барокко и рассуждают об оригинальности картушей. Однако стиль барокко прослеживается и во внутренних росписях тотемских церквей. Ярко это прослеживается в художественных росписях внутренних стен восстанавливаемого храма Воскресения Христова в Мосеево. Отсюда возникает задача исследования тотемского барокко во взаимосвязи картушей, росписей и архитектурного решения завершений. В этой взаимосвязи заключается самобытность тотемского барокко. И храмы предстают перед нами не только как средоточие православной духовности, но и как уникальность культурного наследия.

Тотемское искусство

Когда мы говорим об искусстве, то понимаем многогранность его проявления. Вот и в Тотьме мы наблюдаем эту многогранность и всесторонность искусства. Это и живопись, ярким проявлением которой является творчество художников Ф.М. Вахрушова, Н.П. Сажина, Г.И. Попова, а также более 40 самодеятельных художников, которые блещут своим талантом в самых разнообразных формах. Это и декоративно-прикладное искусстве, народные промыслы. Ещё в дореволюционное время здесь была создана Петровская школа по подготовке мастеров декоративно-прикладного искусства. Ныне это направление реализуется в специализированных школах, студиях, домах творчества. Образцы изделий мастеров декоративно-прикладного искусства широко представлены в экспозиции краеведческого музея.

Тотемская земля блещет своим талантом и в песенном исполнении, в том числе фольклорных ансамблей. Всё это так или иначе отражается в экспозиционно-выставочной, научно-исследовательской и научно-просветительной работе музея. Назревает вопрос создания в Тотьме художественного музея как составной части музейного объединения.

Сухона – кровеносная артерия Вологодской земли

Заслуживает внимания музеефикация культурного и природного наследия бассейна реки Сухона. Река не только своеобразна, но и в некотором смысле уникальна. Весной она меняет своё течение. Её воды несутся вспять к верховьям. Сама река начинается не с «малого ручейка», родничка или болотца, а вытекает из крупного Кубенского озера. И впадает она не в море, а в другую реку и при слиянии с рекой Юг образует Северную Двину. В бассейне Сухоны расположены крупные промышленные и культурные центры, в том числе Вологда, Сокол, Тотьма, Нюксеница, Великий Устюг. Здесь расположены разнообразные особо охраняемые природные территории, уникальные памятники природы, памятники воинской славы, православные храмы. Всё это может быть объектами музеефикации. И дело не только в изучении и сохранении культурного наследия, но и в решении проблем социальной жизни. Жители умирающих деревень могут быть привлечены к деятельности по изучению и сохранению культурного и природного наследия в рамках развития индустрии туризма, не только регионального, но и всероссийского значения. Для этого необходима разработка научной концепции создания и развития Северного регионального музейного объединения. Коль скоро Сухона, вливаясь в Северную Двину, впадает в Белое море, то музеефикация может осуществляться усилиями музеев Вологды, Устья, Сокола, Тотьмы, Нюксеницы, Великого Устюга, Котласа, Сольвычегодска, Красноборска, Верхней Тоймы, Березников, Холмогор, Ломоносова, Архангельска и других. Возможно также рассмотрение вопроса об объединении Соловецкого морского музея, Морского музея в Архангельске и Музея мореходов в Тотьме в рамках Товарищества северных мореходов.

Музеефикации подлежат и другие направления в социальной и культурной жизни населения. И не только горожан, но и жителей сельских поселений. В числе решаемых направлений можно назвать: «Тотьма – город купцов и мореходов», «Самобытность северян», «Традиции народной культуры» и др.

При этом следует обращать внимание на достоверность отражаемых событий и явлений. Реальная история, реальное положение вещей в культуре и социально-политической жизни во многом отличаются от письменной истории. В учебниках по истории, монографиях по культуре, средствах массовой информации всегда присутствует субъективный подход к отражению действительности. Всегда исполняется так называемый социальный заказ, зависящий от мировоззрения авторов и господствующей в их время идеологии. Музей же располагает артефактами, подлинными свидетельствами отражаемой эпохи. Поэтому важно не свою точку зрения навязывать посетителю, а пояснять, как, когда и кем оцениваются происходящие события, как культурное наследие воспринимается в разные эпохи, разными категориями населения.

Выявление достоверности диктует необходимость критического анализа любых источников, включая документы и летописи. Например, нам порой кажется, что карты являются неоспоримым факт достоверности. Но ведь картографы выполняют свою работу с учётом источников информации, своих технических возможностей и личных предпочтений. Открываем онлайн-карту с фиксацией объектов и населённых пунктов по реке Сухона. И что же видим? А видим два природных памятника с одним и тем же названием: Камень Лось. Причём, в первом случае знак Камень Лось находится непосредственно на чистой воде, ниже по течению тоже знак Камень Лось на воде, ниже которого изображены два островка, малый и большой. Так какой из них Камень Лось? Перед деревней Брусенец через речку Брусенку проложен капитальный мост. На карте не показан. Выше по течению на правом берегу обозначена деревня Пустыня, но далеко от моста. Рядом же с мостом дома деревни Новое, как называют её местные жители. На карте обозначена улица Юбилейная, проходящая через поселение на открытом пространстве, но само название Пустыня значится на зелёном поле, то есть на лесном массиве. Разноречива информация и о памятниках воинской славы. Так что онлайн-карты говорят сущую правду порой так же, как и карты игральные. Вот вам и достоверность карт. Такой же субъективной достоверностью могут обладать и другие источники.

Проблемы музеефикации и перспективы развития музейной сети

Неотъемлемой частью духовной жизни северян является память и сохранение традиций. В городах, там, где есть музеи, память сохраняется на государственном уровне. Другое дело в деревнях, которые современных условиях брошены на произвол судьбы. В них теплится жизнь только в качестве дачных мест. О памятных местах, достопримечательностях края дачники порой ничего не могут рассказать.

К примеру, печальная картина наблюдается в деревне Коченьге на Сухоне. Здесь ощущается какое-то запустение. Многие дома превращаются в развалюхи, зарастающие бурьяном. Средь высокой, трудно проходимой травы виднеется верхушка памятника-пирамидки. Памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. У оградки заросшая травой бетонная площадка и перед ней ряды деревянных скамеек со спинками. Стало быть, чтили когда-то селяне память своих земляков. Митинги здесь проходили, встречи с ветеранами были. Венки к памятнику возлагали. Ныне всё забыто и все забыты. Даже уроженка деревни, ныне дачница, Надежда Васильевна Протопопова, о памятнике, героях-земляках ничего не рассказала. Печально всё это. Живут дачники, наслаждаются отдыхом, трудятся на огородах… И как будто не было для них войны. Нет для них престольных праздников и весёлых ярмарок. Утратили они и память о тех, кто погиб, защищая Отечество во имя их счастливой жизни.

Грустно вспоминать Коченьгу. Не гуляют там молодые мамы с колясками. Не справляют там свадьбы. Да и дачники меж собой не общаются. А зимой заметается деревня снегами. Завихряются метели меж домами. Мечутся там снежные вьюги. И нет там следа человеческого. Такова картина и в других деревнях в бассейне Сухоны и Северной Двины.

Одним из вариантов восстановления жизнеспособности северной деревни как раз и может быть музеефикации региона. Все музеи и природные памятники по маршруту Тотьма – Соловки создают своеобразную цепочку «От музея к музею. От памятника к памятнику». То есть отдельные места уже музеефицированы. Осталось только связать эти отдельные музейные центры в единую систему, с тем, чтобы весь регион по Сухоне, Северной Двине и Белому морю был музеефицирован. Вся эта территория, включая населённые пункты и объекты природы, могут быть включены в состав единой региональной музейной сети. Проблема не сиюминутная. Она требует долгосрочного решения в рамках федеральной программы «Культура России». Музеефикация во многом может решить назревшие социально-экономические проблемы, в том числе занятость населения, возрождения деревни и сельскохозяйственного производства.

Памятью земля держится, с памятью люди продолжают свой род. И музеефикация может сыграть значительную роль в возрождении деревни и восстановлении памяти.

Наличие крупных культурных центров и музеев создают основу для создания единой музейной сети. Музеефикация может способствовать возрождению северной деревни с её промыслами и сельскохозяйственным производством. Сами маршруты путешествий могут быть разными: «Тотьма – Соловки», «Тотьма – Великий Устюг», «Вологда – Тотьма», «Вологда – Великий Устюг», «Великий Устюг – Архангельск», «Архангельск – Соловки» и т.д. Могут быть и паломнические маршруты: «От Спасо-Суморина монастыря в Тотьме к Спасо-Преображенскому монастырю на Соловках»; «От Спасо-Суморина монастыря в Тотьме к храмам Великого Устюга»; «От храмов Великого Устюга к храмам Холмогор»; «От храмов Великого Устюга к храмам Архангельска»; «От храмов Архангельска к Соловецким святыням», «От Прилуцкого монастыря к Спасо-Суморину», «От Спасо-Суморина монастыря к Троице-Гледенскому» и др. Могут быть маршруты водные, пешеходные, автомобильные, лыжные, велосипедные. Могут быть тематические и комплексные, научные и краеведческие экспедиции. Вариант методических рекомендаций с участием архангельских туристов уже разработан.

Для сохранения культурного наследия и оживления жизни северной деревни может послужить индустрия туризма. Следовательно, необходима разработка программы музеефикации региона. Для этого имеется историко-культурный потенциал, состоящий из наличия музеев, достопримечательных мест и памятников природы. Разработчиками такой программы могут быть Архангельский центр РГО, Вологодское отделение РГО, музеи и турфирмы в Тотьме, Нюксенице, Великом Устюге, Котласе, Сольвычегодске, Холмогорах, Архангельске и на Соловках.

Рассматриваемый регион интересный, привлекательный и познавательный. Живописные картины природы вдохновляют на плодотворную жизнь. Негативные стороны окоёма рек заставляют задумываться над происходящими социальными процессами. Наличие активно действующих музеев, турфирм и оригинальных культурных и природных достопримечательностей вселяют надежду на благоприятное развитие описываемого региона.

Много воды утекло за века вековечные, много песков намело, много берегов понавымело, много топляков на берега рек понаметало, много деревьев и остатков кораблекрушений из морских пучин на берега повыбрасывало, много селений деревенских травой и чертополохом позарастало. Поэтому важно прилагать усилия по сохранению культурного наследия, что и возможно при музеефикации.

Сегодня чрезвычайно актуальной является проблема возрождения северной деревни – как сельскохозяйственного производства, так и хранительницы народных традиций. Земля – кормилица наша. Испокон веков деревня кормила город, снабжая горожан естественной и экологически чистой продукцией. Испокон веков деревенские жители чтили память предков и сохраняли память. Испокон веков передавали опыт поколений. Испокон веков люди селились вдоль рек. Река не только питательная среда  и транспортное средство. Река имеет ещё и стратегическое значение. Поэтому так важно, особенно в эпоху социальных потрясений, возрождение северной деревни. Музеи в этом могут играть значительную роль, осуществляя музеефикацию природного и культурного наследия. Сама же музеефикация может быть более эффективной в случае придания Тотемскому музейному объединению статуса музея-заповедника.

Если же говорить о развитии музейной сети в целом по стране, то наиболее эффективной формой сохранения исторического и культурного наследия может быть музеефикация, осуществляемая не столько отдельно взятыми музеями, сколько общими усилиями региональных музейных объединений, сообществ, союзов в содружестве с турфирмами, Русским географическим обществом, Всероссийским обществом охраны природы, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, НИИ природного и культурного наследия и другими заинтересованными организациями и учреждениями. Музеефикация исторического, природного и культурного наследия регионов может успешно решаться в рамках федеральной программы «Культура России».

Иллюстрации к статье Сохранение наследия (pdf; 2 Мб)

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции