Алина БИКЕЕВА. Советы усталому педагогу. Совет четвёртый

7 октября, 2024

От редактора: Публикуем в раздел «Музыкальная практика» не совсем стандартную для темы Дня учителя главу из книги Алины Бикеевой «Советы усталому педагогу» как актуальное напоминание о простых вещах. Почему в этот раздел? Заменяем «школьный учитель» на «учитель музыкальной школы (училища, консерватории)» или на «музыкант» и понимаем, что проблемы везде идентичные.

Совет четвёртый

Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!

 

[42]

Нас с детства воспитывают и учат быть вежливыми, милыми, предупредительными, угождать окружающим нас людям, нравиться им. Вот мы потом и стараемся делать это всю свою жизнь. Мы почему-то считаем, что всем, к примеру, на работе мы должны нравиться, все должны нас любить. Но ведь это, уважаемые коллеги, совершенно не так! Нам, учителям, надо понять и принять, что, во-первых, мы не обязаны нравиться всем окружающим нас людям, и они вовсе не обязаны нас любить, поддерживать и разделять наши взгляды; во-вторых, в реальной жизни такое просто невозможно, да й не нужно. Мы же почему-то, если вдруг чувствуем, что кому-то не нравимся, начи-

[43]

наем нервничать по этому поводу и переживать. Но ведь это — нормально. Это — естественно. И воспринимать это надо, разумеется, спокойно.

Синдром отличника, на мой взгляд, очень свойственен большинству учителей. Мы всё стремимся делать и сделать, причём именно на ≪отлично≫. Мы стремимся быть на работе совершенными во всём, начиная идеальными поурочными планами и заканчивая оформлением своего рабочего кабинета. Мы должны это, и то, и другое. И мы пребываем в полной уверенности, что просто обязаны преуспеть в самых разных сферах деятельности. Да ничего такого мы с вами не должны, уважаемые коллеги! Профессия учителя требует от нас очень разносторонней деятельности: умело и грамотно, с точки зрения методики, преподносить свой предмет, имея блестящие знания по нему; обладать даром оратора; быть талантливым организатором и менеджером; придумывать и ставить с нашими учениками сценки, постановки, целые спектакли и тематические вечера, что по силам разве что профессиональным сценаристам и режиссёрам-постановщикам и т. д. и т. п. Ещё мы, учителя, должны уметь рисовать школьные стенгазеты и декорации к разного рода мероприятиям, сами изготавливать раздаточный материал к урокам, экзаменам и олимпиадам. Кроме этого нам нужно уметь производить в своём рабочем кабинете разного рода ремонтные работы, а также быть кассиром и бухгалтером, когда мы имеем дело с детскими и родительскими деньгами. Да всего просто не перечесть. Я описала некоторые роли и функции учителя в своей книге ≪Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель≫.

И мы должны всё это выполнять только на ≪отлично≫. Должны ли мы, учителя, всё это делать или не должны? Это — тема отдельного разговора. Во всяком случае мы так воспитаны и научены, что должны. Это от нас, учителей, ожидается. Мы просто обязаны быть на своём рабочем месте идеальными и совершенными. Такие вот__ отличники во всём! Таковы ожидания общества по отношению к учительству, таковы требования школьной администрации, родителей и учеников. И главное, что мы сами сильно расстраиваемся и начинаем переживать, если у нас все эти разноплановые и разносторонние функции не совсем получаются или даже совсем не получаются. А переживать мы начинаем по любому поводу. Мы, учителя, очень переживаем, к примеру, о том, что наши ученики

не усваивают н аш предмет в такой степени, в какой нам хотелось бы. А ведь все наши переживания и расстройства по этому поводу напрасны. Да, мы, бесспорно, тратим много времени и сил, обучая, закрепляя, объясняя, повторяя, вкладывая в детские головы знания. Но ведь это — наша работа. В реальной жизни так не получается, да и не должно получаться, чтобы все 100% учеников усваивали 100% знаний, предъявляемых им учителем.

Но мы не обязаны быть успешными в каждом новом деле, в каждой следующей деятельности. Такое вообще вряд ли возможно. Нет, не стоит этого и ожидать. Мы, учителя, должны всё время повторять себе: ≪Кто-то из моих учеников в целом усвоит мой предмет и даже проявит к нему некоторый интерес; а в ком-то из наших учеников этот интерес к предмету и труд, затраченный учителем, прорастут гораздо позже, через несколько лет после окончания школы; кто-то получит лишь общее представление о предмете; а кто-то и вовсе пройдёт мимо нашего учебного курса, по типу фразы ≪Мы это в школе проходили!≫ Ну и что?! Это — жизнь. И не надо ожидать от неё только 100%. 100% в нашей жизни почти не случается. А мы упорно и упрямо продолжаем ожидать этого и совершенно искренне расстраиваемся, и изводимся, когда т а к не получается.

Ведь в нас глубоко и прочно сидит синдром отличника, и мы страстно хотим, чтобы всё вокруг нас было только на ≪отлично≫. Не надо, не стоит, перестаньте! Пусть в нашем

≪табеле жизни≫ будут разные оценки, и пусть мы не будем воспринимать это как повод к переживаниям и расстройствам. Ну почему мы, учителя, так из-за всего этого расстраиваемся и начинаем обвинять себя в непрофессионализ-

[45]

ме? Разве можно быть профессионалом сразу в нескольких сферах? Разумеется, нет. Нам, учителям, следует осознать это и успокоиться. И просто спокойно и профессионально делать своё дело — учить детей своему предмету. Всё же остальное, к этому главному делу прилагаемое, разумеется, можно пробовать делать.

И, конечно же, мы с вами будем ошибаться. В нашем обществе сложилась и вовсе странная идеология на этот счёт. Учитель не имеет права на ошибку — ни в чём, нигде, никогда! Вспомните реакцию собственных учеников на случайную описку учителя в записях на классной доске. А реакцию школьной администрации, если у вас вдруг что-то не заладилось с классом?! Да вы что! Учителю ошибаться нельзя! Это — просто недопустимо! Учителю

следует быть идеальным во всём! Какая глупость! По-моему, нам, учителям, пора начать разрушать существующий постулат общества об идеальности и совершенстве учителя, о недопустимости ошибок и погрешностей с его стороны. Хватит играть в отличников или принимать эту игру, предлагаемую нам нашим обществом, нашей культурой. Давно пора понять, что учитель — такой же человек, как и все остальные. И вполне естественно, что ничто человеческое ему, как и всем остальным людям, не чуждо. Прежде всего мы, сами учителя, должны чётко уяснить следующее: каждый живой человек не просто ошибается, а имеет на это полное право. Да-да, учитель, как и всякий другой человек, имеет право на ошибку, на промах, на несовершенство.

Учитель — не отличник, который получает одни ≪пятёрки≫, не идеальный и совершенный представитель человечества без недостатков и погрешностей. И это — нормально! Долой перфекционизм из нашей жизни!

 Аксиома нормального учителя: Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания школьной администрации — это всё естественно и не является поводом для переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания.

Пожалуйста, уважаемые коллеги, не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.

И уж тем более не переживайте и не расстраивайтесь, если у вас это не получается. Не надо, не стоит! Не нужно нам всё это, да и вряд ли подобное возможно.

А что действительно надо, так это — быть самим собой, честно и добросовестно работая на своём рабочем месте. Ошибайтесь и исправляйте свои ошибки, получайте замечания и стремитесь к постоянному личностному росту, делайте и принимайте нормально, что у вас не всё получается. А ещё — боритесь со своей привычкой, со своим страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально. Правда, при этом, уважаемые коллеги, не стоит идеализировать и окружающих вас людей, предъявляя к ним завышенные требования, ожидая от них совершенства во всём.

К примеру, наши с вами ученики не должны быть тихими и абсолютно послушными детьми, которые сидят на уроках, не шелохнувшись, смотрят учителю в рот и берут с урока всё. А дома всё время сидят и учат уроки. Как изве-

[47]

стно из исследований психологов, из всего предъявляемого на занятии материала ученики усваивают лишь 10-15% услышанного. И это — нормально, это <— естественно для здоровых людей. Не надо идеализировать и иметь сверх ожидания в отношении и родителей учеников. По-вашему, они вас не ценят? Они не понимают, сколько вы вкладываете в их детей? Но, во-первых, они не были на вашем месте и не проводят вместе с вами уроки. А во-вторых, в конце концов, это — ваша работа. И не надо ожидать за неё похвалы, каждодневного одобрения и благодарности.

У вас неидеальное, несовершенное начальство? А оно должно быть идеальным? А какое оно, совершенное? Завучи и директор делают вам бесконечные замечания? Так это — их работа. И вообще хватит идеализировать людей вокруг и строить сверх ожидания. Никто вам ничего не должен: ни хвалить вас, ни создавать вокруг вас зону повышенного комфорта, ни обожать вас, ни наслаждаться общением с вами и восхищаться вами.

Надо просто понять и принять, что вокруг вас обычные, нормальные люди, с их пороками и недостатками. Они не могут и не должны быть идеальными, поэтому не

стоит их критиковать. Давайте представим себе идеальное дерево и идеальную скалу. Вот это дерево — кривое, ветки на нём расположены не совсем симметрично, да и дупло на стволе. А скала вообще вся какая-то изломанная и неправильной формы.

[48]

Какое же дерево и какая скала будут идеальными?

Такие?

Алина БИКЕЕВА. Советы усталому педагогу. Совет четвёртый

Но это уже скорее лестница, а не дерево, хотя в нём, пожалуй, все ветки очень симметричны и пропорциональны. А скала больше напоминает геометрические фигуры.

[49]

Мы же не хотим, чтобы все деревья превратились в лестницы, идеально прямые, со строго перпендикулярными то ли ветками, то ли ступенями-перекладинами, а скалы и горы — в кубы и параллелепипеды. Это было бы ужасно. Деревья И скалы хороши и кривые, и корявые, и неровные. Хороши своим разнообразием, своей естественностью и своей непредсказуемостью.

Так и люди. Только представьте себе, что люди стали идеально одинаковыми, без сучка и без задоринки. По утрам они заученно улыбаются вам безупречными улыбками и все, как один, говорят: ≪Доброе утро, Мария Ивановна! Мы так рады вас видеть! Мы так вас любим! Вы — такой замечательный человек! И такой талантливый педагог! Нам всем надо у вас учиться!..≫ и т. д. Вас ещё не затошнило? Мы разве хотим всех людей превратить в роботов, выполняющих заранее разработанную и вложенную в них программу? Какой ужас! Да как же мы будем жить в обществе роботов? С кем общаться? Тогда нам придётся на всех развесить опознавательные бирки, чтобы точно знать, кто перед нами. Например: ≪Мария Ивановна, идеальный учитель начальных классов≫; ≪Николай Петрович, идеальный директор школы≫; ≪Нина Петровна, идеальный учитель английского языка≫ и т. д. Не дай бог, кто-то из людей оставит свои опознавательные этикетки дома! Мы сразу же растеряемся, не зная, кто именно находится перед нами.

Так что лучше давайте прекратим строить идеализации в своих головах, иначе мы рискуем оказаться в мире, полном идеально прямых лестниц вместо живых деревьев, стройных геометрических фигур вместо гор и скал и приторно вежливых, ненатурально правильных роботов, вместо реальных людей. Давайте жить в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требовать ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными. Такого не бывает и быть не может. И – слава богу!

Опубл.: Бикеева А. Советы для усталого педагога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С 42-49.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции