Л. МАККИННОН. Игра наизусть. Глава XI: Основные правила

14 июня, 2025

От редактора раздела “Текст музыки “ЭПИ “Рткрытый текст”:

«Работать нужно не 12 часов, а головой!» –  утверждает Стив. Джобс. «Нет никакой добродетели в ежедневных 8-часовых занятиях» – пишет в своей книге «Игра наизусть» шотландская пианистка Лилиас Маккинон. Основные правила эффективной работы музыканта в её интерпретации публикуем сегодня в разделе «Музыкальная практика».

 

 

[60]

Глава XI. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

  1. Занимайся систематически и всегда в определенное время.
  2. Стремись к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.
  3. Когда что-нибудь учишь — сосредоточивай внимание на

чем-то одном в каждый данный момент.

  1. Учи ноты и аккорды группами. Если не знаешь гармонии – учи аккорды по их структуре, то есть по интервалам, которые они содержат.
  2. Выбирай аппликатуру удобную как для руки, так и для смысла данного отрывка. Эта аппликатура уже не должна меняться.
  3. Запоминай выразительность так же тщательно, как и ноты.
  4. Сравнивай друг с другом отрывки, в которых есть что-нибудь общее.
  5. Учи музыку не такт за тактом, а фразами или более крупными музыкальными кусками.
  6. Если допустил ошибку и нужно проиграть снова, – не возвращайся к началу пьесы: отправной точкой может служить предыдущая фраза.
  7. Практикуй немногие повторения с частыми перерывами.
  8. Если пассаж не поддается — отложи его до следующего раза.
  9. Следи за точностью, легкость придет сама собой.
  10. Когда пьеса становится знакомой, начинай с работы над более трудными местами.
  11. Сосредоточивай внимание на отработке только одного аспекта музыки в данное время – окраске звука, легато, педализации и т. п.
  12. Допустив ошибку, вернись и один раз проиграй медленно неудавшийся отрывок: последнее впечатление, так же как и первое, должно быть точным,

[61]

  1. В каждой пьесе начинай учить эпизоды в соответствии с заранее подготовленными «заголовками» (см. пар. 15, стр. 63[1]) [необходимый фрагмент параграфа доступен по сноске – ред. «Открытого текста»]
  2. Внутренне освободись и предоставь движения подсознанию.
  3. Не пытайся думать вперед. Предоставь самому развитию музыкальных мыслей подсказывать, что будет дальше.
  4. Если тебе кажется, что ты сейчас забудешь — переключи внимание на ритм и выразительность.
  5. Если ты забыл музыку во время занятий – немедленно посмотри в ноты и постарайся найти причину ошибки (см. правило 15).
  6. Если ты забыл во время исполнения и не в состоянии сымпровизировать, не возвращайся назад – продолжай со следующего музыкального заголовка.
  7. Когда мысленно повторяешь разучиваемую музыку – слушай звучание, но не называй ноты. Сознательно думай о выразительности, если хочешь добиться в ней хороших результатов.

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Не играй отрывок больше трех раз подряд. Если хочешь – играй его тридцать раз в день, но с интервалами между повторениями.
  2. После каждого повторения останавливайся на время, достаточное для вздоха.
  3. Так как скорость забывания больше при заучивании нового материала, для начала просматривай его чаще.
  4. После нескольких повторений отложи пьесу, удваивая длительность отдыха по мере усвоения музыки.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОВТОРЕНИЙ

(Приспосабливается к длине и трудности изучаемой пьесы.)

Занятия – 3 дня (подряд).

Отдых – 3 »

Занятия – 3 »

Отдых –  6 »

Занятия – 3 »

Отдых – 12 »

В течение периодов, обозначенных «отдых», следует работать над другими пьесами (желательно, чтобы их было несколько). В конце концов, пьесу нужно будет повторять только время от времени (см. пар. 8, стр. 47-48[2]) [необходимый фрагмент параграфа доступен по сноске – ред. «Открытого текста»].


[1] 15. ЗАГОЛОВКИ

Наконец, разбейте пьесу на озаглавленные отрывки так, как бы вы это сделали в речи; это будут отправные точки или «станции» на случай аварии. Однако заголовки бесполезны, если вы не можете вспомнить музыку, которая с ними связана. […] После этого попробуйте начинать отрывки в обратной последовательности заголовков – последний, предпоследний и пред- предпоследний. Отправные точки должны быть установлены в местах, не прерывающих линию музыкального развития.

[2] 8. ПОВТОРЕНИЯ

[…]С расширением кругозора исполнителя расширяются и исполнительские возможности, и поэтому, не говоря уже о других причинах, не рекомендуется работать над одной пьесой слишком много дней подряд. Повторение, если оно планируется недостаточно разумно, может даже помешать воспитанию необходимых и целесообразных привычек.

Нет никакой добродетели в ежедневных 8-часовых занятиях. Концентрированная умственная работа утомительна.

И хотя профессиональному музыканту не всегда удается избежать перенапряжения, — никому, как правило, не следует работать больше трех – четырех часов в день. До тех пор,

пока учащийся не научится работать правильно, он должен ограничиться одним часом, разделяя его на четыре коротких периода сосредоточенной работы. Для двух или трехкратного повторения отрывка не требуется много времени, если критическое внимание сфокусировано на заранее избранном аспекте музыкальной задачи, — мысли не отвлекаются посторонними вещами, и работа будет сделана хорошо.

 

Опубл.: Маккиннон Л. Игра наизусть / пер. с английского Ф. Соколова. Л.: Музыка, 1967. С. 47-48, 60-61, 63.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции