[85]
«Роговая музыка» появилась 150 лет тому назад и просуществовала почти ровно 75 лет, исчезнув затем навсегда. Изобретенная чехом Марешом, она составляет исключительно русское явление, приятом первое оригинальное явление в истории нашей художественной светской музыки, необязанное подражанием какой-либо западной моде. За единственным до сих пор известным исключением, когда русский оркестр роговой музыки был подарен немецкому владельному князю, роговая музыка развилась и умерла в России, не переходя за гра-
[86]
ницы своего отечества. До сих пор сведения о ней, вошедшие в разные очерки истории русской музыки – у нас и за границей – отличаются неточностью и неполнотой, т. к. заключаются в перепечатке отрывочных сведений в большинстве непроверенных и ограничивающихся ссылкой на издание, ставшее библиографической редкостью, друга Мареша Joh. Chr Hinrichs’a «Entstehang, Fortgang und jetzige Beschaflenheit der russischen Jagmusik» (St. Petersburg, 1796). Насколько небрежно относились «исследователи» к своей задаче, видно из того, что покойный П.Д. Перепелицин в своей «Истории музыки в России» (Спб. 1888) поместил два снимка (рис 28-29) с партитур оркестра роговой музыки (при том из книги Hinrichs’а!) в главу о церковном пении и назвал их «образцами двойной безлинейно-линейной семиографии 17 века» и «безлиненйными знаками знаменного распева»!
До последнего времени никто из этих исследователей не видел подлинных рогов и нот рогового оркестра, так как лишь три года назад по Высочайшему повелению в Музей Придворного Оркестра, организованного его начальником, бароном К.К. Штакельбергом, были переданы, приобретенные от Великого Герцога Кобурского, подлинные инструменты пол-
[87]
-ного рогового оркестра вместе с современными нотными партиями.
Иностранные музыкальные историки, в том числе Амброс, удивлялись возможности существования подобного оркестра, при котором каждый музыкант мог играть только одну ноту, находили подобное учреждение варварским и не постигали эффекта, производимого роговой музыкой. Совершенно иначе смотрели на нее иностранцы- современники, слышавшие исполнение рогового оркестра и отзывавшиеся о нем с восхищением. В своих записках, посвященных России (17612-65 гг.), Шлецер описывает слышанный им роговой оркестр графа Григория Орлова: «казалось слышишь издали несколько больших органов». Другой иностранец, академик И. фон Штелин, находит впечатление от рогового оркестра «торжественным и по своему прелестному звуку превосходящим все другие роды музыки».
Опубл.: Музыкальная старина. Вып. II. СПб., 1903. C.85-87.
На современный русский язык адаптировано редактором