Д. ТИХОМИРОВ. Гусли клавишные (педальные)

27 июля, 2024

[49]

В cамом начале нашего XX в. среди инструментов великорусского оркестра В. В. Андреева появляются гусли клавишные.

Изобретателем их был сотрудник Андреева по оркестру Н. П. Фомин[1]. В Ленинградском музее музыкальных инструментов (при Институте театра и музыки) хранятся патенты Фомина на его изобретение. В архиве Фомина, к сожалению, не сохранилось данных, которые пролили бы свет на вопрос, каким именно путем Фомин пришел к счастливой мысли сконструировать свой инструмент. Может быть, дело было так. Мы знаем, что Андреев ввел в свой оркестр звончатые гусли, имеющие, как мы видели из их описания, слишком малый диапазон. Что бы расширить этот диапазон, Фомин задумал сконструировать такой инструмент, который при сильном резонаторе мог бы заменить несколько звончатых гуслей, имеющих ряд последовательных октав. Если при игре на небольших звончатых гуслях роль глушителей выполняют пальцы левой руки игрока, то для игры на гуслях с 40—50 струнам и пальцы левой руки, как глушители, не годятся; требуется глушитель, закрывающий в разных аккордах целый ряд струн и оставляющий свободным и нужные для пьесы аккорды. По мысли изобретателя сделаны были глушители в виде особых педалей, расположенных над всеми струнами инструмента. Глушители приводились в действие особыми клавишами. При нажатии клавиши освобождались нужные струны целого ряда аккордов, и игрок проводил по этим струнам своим медиатором (плектром) glissando. Такое устройство педальных гуслей позволило изобретателю дать им хроматический строй. А так как на педальных гуслях играют glissando медиатором, то все струны хроматического строя на педальных гуслях расположены на одном уровне.

[50]

Имеющиеся в оркестре столовидные хроматические гусли подсказали форму и конструкцию нового инструмента. Таким образом по форме и конструкции клавишные гусли примыкают к гуслям столовидным, способ же игры не щипком, а glissando плектром по оставшимся незакрытым педалью струнам сближает клавишные гусли с гуслями звончатыми[2]. Клавишные гусли вошли в оркестр В. В. Андреева, а потом завоевали почетное место в других больших оркестрах Родины. Так, известный Государственный Русский народный оркестр имени Н. Осипова имеет в своем составе педальные гусли. О них художественный руководитель оркестра, заслуженный артист Д. Осипов, пишет:[3] «Гусли клавишные представляют собою тип усовершенствованных В. В. Андреевым гуслей. Имеют большой корпус поставленный на четыре ножки. Объем пять октав, звукоряд хроматический. На струнах наложена коробка с демферами (глушителями) и клавиатурой в пределах октавы. При нажатии клавишей от глушителей освобождаются все одноименные звуки в пределах, пяти октав. Возможны интервалы и любые аккорды. Звуки извлекаются кожаным медиатором» … «Гусли клавишные сделаны, еще при жизни Андреева фирмой Гергенс».

«Клавиатура клавишных (педальных) гуслей — говорит Н. Речменский — позволяет исполнять любые звуковые сочетания: аккорд по всему диапазону гуслей, быстрые диатонические и хроматические глиссандо в любых пределах. Возможно также исполнение щипком пальцами рук, для чего струны освобождаются от клавиатуры и остаются открытыми» [4].

Таким образом, благодаря изобретению Н. П. Фомина и применившему на практике это изобретение В. В. Андрееву, в историю русских народных гуслей должна войти новая глава «о гуслях клавишных, педальных» с хроматическим строем.

В специальном и с следовании о гуслях А. С. Фаминцына нет сведений о педальных, клавишных гуслях по той простой причине, что в год издания этой работы (1890) клавишных гуслей еще не было. Нет упоминания о клавишных гуслях и в монументальном классическом труде (изд. 1928) Н. Ф. Финдейзе на «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.», т. е. опять-таки до появления клавишных гуслей.

 Но современные авторы трудов о народных музыкальных инструментах не могут обойти молчанием появление педальных, клавишных гуслей. Одни авторы только упоминают о таких гус-

[51]

лях; другие хотя и уделяют больше внимания педальным гуслям, однако не дают подробного описания их устройства.

Более или менее подробные данные о гуслях современных оркестров мы находим в книге А. Илюхина[5] «Оркестровые гусли, пишет Илюхин, бывают трех видов: щипковые хроматические, клавишные хроматические и звончатые диатонические («яровчатые»). Вводить в состав оркестра целесообразнее всего клавишные гусли, как их обыкновенно называют, педальные или механические.

Научиться играть на них очень легко, а их музыкальные возможности и значение в оркестре очень велики. В случае отсутствия клавишных гуслей их можно до известной степени заменить гуслями звончатыми, которые по своей цене и технике игры на них доступны любому кружку».[6]

В. Попонов[7], концертмейстер оркестра, дает партитуру для всех инструментов, входящих в большой народный оркестр, в том числе и для клавишных (педальных) гуслей — пожеланию.

Так, в «Плясовой» (обраб. Н. Осипов, инструментовка В. Попонова) из 74 тактов, составляющих всю пьесу, гусли клавишные участвуют в 16 тактах. В пьесе «Ноченька» (Н. Речменский, инструментовка В. Попонова) — 61 такт; клавишные гусли участвуют в 44 тактах. В «Хороводной» (П. Куликов, инструментовка В. Попонова) — 129 тактов; клавишные гусли участвуют в 23 тактах

Рассматривая разнообразные сборники нот, из данные для оркестра русских народных инструментов, мы видим, что клавишные гусли принимают постоянное участие в игре народного оркестра — в одних пьесах в большем количестве тактов, в других — в меньшем. Отсюда заключаем, что клавишные гусли с легкой руки В. В. Андреева стали обязательным инструментом больших оркестров русских народных инструментов.

Лучшим классическим произведением для большого оркестра народных инструментов с участием гуслей щипковых и клавишных (педальных) является «Русская фантазия» А. К. Глазунова (ор. 86), посвященная им великорусскому оркестру, созданному В. В. Андреевым. Партитура в 15 станов. Гусли сопровождают оркестр на протяжении всей пьесы.


[1] Фомин Николай Петрович (1864— 1943) — музыкальный деятель,композитор, пианист и педагог, профессор консерватории по классу инструментовки для оркестра русских народных инструментов. Совместно с Андреевым разработал разновидности русских народных струнных, щипковых инструментов. Фомин создал многочисленные художественные обработки русских народных песен, а также произведений русских и иностранных композиторов. Он сконструировал особые педальные клавишные гусли.

[2] Некоторую аналогию клавишным гуслям системы Фомина представляют существовавшие тогда так называемые аккордовые (с педалью) маленькие цитры, но клавишная система гуслей Фомина гораздо совершеннее и имеет принципиальное отличие от готовых аккордов маленькой цитры.

[3] Письмо Д. П. Осипова от 18. 1. 1951 г.

[4] Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты. 1953.

[5] Илюхин А. Русский оркестр. М. 1948, стр. 33.

[6] Точнее сказать, «целым рядом звончатых гуслей» — пикколо, прима, альт, бас.

[7] Попонов В. Сборник русских народных песен, в обработке советских композиторов для оркестра русских народных инструментов. Партитура. Госиздат, 1950.

 

Опубл.: Тихомиров Д.П. История гуслей. Очерки // Ученые записки тартуского государственного университета. Вып. 116. Тарту, 1968. С. 49-51. 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции