[19]
Прежде чем дать точное определение понятия, покажем на примере, как органично складывается «комплекс вундеркинда» у подлинного вундеркинда. Пример вундеркинда В. А. Моцарта напрашивается сам собой. Психологическое исследование раннего развития многих музыкальных вундер-
[20]
киндов, ставших впоследствии первоклассными мастерами, дает в принципе ту же картину.
По счастливой случайности как раз о Моцарте, этом музыкальном вундеркинде высшего порядка, об изучении им как игры на рояле, так и игры на скрипке и органе, сохранились достоверные, с психологической стороны чрезвычайно много разъясняющие сведения. Ввиду их важности для настоящего исследования мы приведём их здесь дословно.
В некрологе Шлихтегролля со слов сестры Моцарта сообщается об изучении им фортепианной игры следующее:
«Дочь (сестра В. А. Моцарта) обнаружила настолько явный музыкальный талант, что отец рано начал обучать ее игре на фортепиано. На мальчика, едва достигшего трех лет, это произвело большое впечатление. Он тоже садился за фортепиано и мог подолгу заниматься подыскиванием терций, которые ударял вместе, проявляя радость по поводу своей находки. Он так же запоминал особо яркие места из слышанных им музыкальных произведений. На четвертом году его жизни отец начал как бы играя учить с ним на фортепиано некоторые менуэты и другие пьесы; через короткое время мальчик научился исполнять их совершенно чисто и с точнейшим соблюдением метра. Вскоре у него обнаружилась потребность собственного творчества; на пятом году он сочинял маленькие пьески, которые проигрывал отцу с тем, чтобы тот записывал их»[1]
О том, как Моцарт учился играть на скрипке, мы знаем из отрывка известного письма, посланного после смерти Моцарта его сестре зальцбургским придворным трубачом Шахтнером: «За несколько дней до того, вскоре после вашего возвращения из Вены, откуда Вольфганг привез маленькую скрипку, полученную им в подарок, пришел наш очень хороший скрипач и начинающий композитор, ныне покойный г-н Венцль. Опринес с собой 6 трио, написанных в отсутствие вашего батюшки, прося того поделиться своими впечатлениями о них.
Мы сыграли трио: батюшка исполнял на альте патию баса, Венцль – первую скрипку, а я должен был играть партию второй. Маленький Вольфганг попросил разрешить ему играть эту партию; отец сделал ему выговор за эту глупую просьбу, так как был уверен, что мальчик ровно ничего не в состоянии будет сделать на скрипке, потому что не получил еще ни малейших указаний по части игры на скрипке.
[21]
Вольфганг сказал: «Для того чтобы играть партию второй скрипки, право же, не нужно сперва учиться». Когда отец после этого настоял, чтобы он немедленно ушел и перестал мешать, Вольфганг начал горько плакать и засеменил прочь со своей маленькой скрипкой. Я стал просить, чтобы ему разрешили играть со мной; наконец, отец сказал: «Играй с г-ном Шахтнером, но так тихо, чтобы тебя не было слышно, иначе ты уйдешь». Так и сделали; Вольфганг играл со мною. К своему удивлению, я вскоре заметил, что становлюсь совершенно лишним, тихонько отложил мою скрипку в сторону и взглянул на вашего батюшку, у которого при этой сцене текли по щекам слезы от восхищения и умиления. И таким путем он сыграл все 6 трио. Когда мы кончили, наше одобрение сделало Вольфганга настолько смелым, что он стал уверять, что может играть и первую скрипку. Шутки ради мы попробовали и чуть не умерли со смеху, когда он и эту партию сыграл, хотя сплошь неправильной и неподходящей аппликатурой[2], но все же нигде не застрял».[3]
А о том, как семилетний Вольфганг справлялся с органом, очень ясно говорит письмо его отца, написанное в пути, в июне 1763 года:
«Вот что у нас нового. Чтобы развлечься, мы подошли к органу и я объяснил Вольфгангу действие педали. Он сейчас же stante pede[4] попробовал ее, отодвинул скамейку и стал прелюдировать, нажимая педали так, как если бы он долгие месяцы упражнялся в этом. Все пришли в изумление; это еще одна милость божья, которая дается другим после большого труда».
[1] Некролог Шлихтегролля (А.Schlichtegroll) цит. по книге: Нermann Abert. W. A. Mozart. Leipzig, 1923, S. 26.
[2] Разрядка Мартинсена.
[3] Письмо Шахтнера (J. A. Schachtner) цит. по названной книге Г. Абера «В. А, Моцарт», стр. 27 и след.
[4] Буквально: стоя на ноге (лат); употребляется в смычле: на ходу, без подготовки.
Опубл.: Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника М.: Музыка, 1966.