До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

9 июня, 2020

На втором этаже Рукавишниковского особняка расположилась удивительная экспозиция  «По одежке встречают». Автор представленных красот, дизайнер Марина Печекладова руководитель арт-ателье «Маля», устроила для корреспондента «НН» интереснейшую прогулку. Кстати, по выходным она лично проводит экскурсии.

Для начала мы попадаем в реконструированное ателье начала прошлого века – эпохи, когда одежда создавалась по индивидуальным лекалам. Готовое платье ждало своего часа на манекене; за ширмой клиент примерял заказ, и, в случае надобности, мастер подправлял работу на швейной машине с ножным приводом. Последняя, вся в изящном чугунном литье и золоте, чудо как хороша. В экспозиции представлено несколько швейных машин, все из личной коллекции дизайнера. Обычно они «живут» у нее дома, в  мастерской, словом – везде.

В противовес чудо-мастерской рядышком раскинулся вещевой рынок: под грудами унылого ширпотреба погребен безголовый манекен. Иное время, иное отношение к одежде… и иной результат. Продуманный до мелочей шедевр отличного качества носится совершенно иначе, нежели «шмотка на сезон», и отсюда совершенно другое ощущение себя. Ведь одежда – это информационный код, пароль, и чем искуснее одежки, тем выразительнее роли. Отсюда вопрос: не ведет ли ширпотребизация внешнего вида к стиранию самой сути личности?

«Одежка – наш аватар, оболочка, скафандр, в котором мы погружаемся в социальную среду», – шокирует очевидностью Марина Печекладова.

ТАТАРЫ…

Ярчайший выплеск культурного самосознания – татарская коллекция с мехами и золотным шитьем, с обилием украшений. Инсталляция «Песочные часы» сообщает нам: время идет, красота и традиции остаются. Примечательно, что все представленные костюмы (не только татарские) уже не являются собственностью дизайнера: они были раскуплены влет, и по личной просьбе Марины «приехали» в особняк специально, причем график заезда костюмов во многом зависел от возможностей их владельцев, людей, как правило, занятых, так что иные экспонаты «заселялись» буквально среди ночи.

ЦЫГАНЫ…

Очередной зал вызывает очередной вздох восхищения. В нем представлены таборные и концертные костюмы, созданные для ансамбля «Бричка». Углубление в цыганскую культуру принесло дизайнеру Печекладовой не только море удовольствия от работы с роскошными яркими тканями, но и немало удивительных открытий – например, неприемлемость декольте. Со своей стороны, с восторгом воспринявшие произведения Марины участники ансамбля, придумали «имена» каждому костюму.  Интересно, кстати, что «цыганская» коллекция более чем уместна именно в этом доме: Рукавишников очень любил цыганские пляски и песни, с удовольствием приглашал их к себе, и большой зал на первом этаже палаццо так и назывался «цыганским».

…И ХАЛАТЫ

В параллель с фантастической красоты женскими платьями, представлена коллекция… домашних халатов. Просто халаты. То есть не «просто», как сейчас продают, махровые китайского производства, а отделанные шелком и парчой, большие и уютные до невозможности, и у каждого – даже пусть накинутого на манекен – очевидно наличие яркого характера, явно соответствующего темпераменту и характеру владельца. Это нормально: ведь халат – вещь домашняя, более интимная чем, например, сюртук, носился ближе к телу. Как показала практика, домашние халаты ручной работы очень востребованы и сегодня. У каждого халата, представленного в экспозиции, есть свой владелец, причем человек публичный. Что вполне объяснимо: люди творческие принимали визитеров дома, и потому нередко были одеты в светское платье, а сверху набрасывали халат (называвшийся тогда шлафрок). Что до хозяев, среди них актеры Лев Харламов и Олег Шапков, философ Михаил Зеленов, поэт Сергей Арефьев, рок-музыкант и литератор Вадим Демидов. Последний еще не успел влезть в обновку, завершенную только-только к открытию выставки, и терпеливо ждет до середины декабря – когда экспозиция завершит работу.

МОДА У КАЖДОГО СВОЯ

«Городская эклектика» – зальчик, где представлена одежда, созданная на основе исторического костюма. Одежда – на любые фигуры и возраст. Глаз выхватывает сарафан с Климтом и платье с Тулуз-Лотреком, эксклюзивный трикотаж Missoni (с характерной «рябью»), японскую традицию, вышивку «Ришелье». Просто праздник какой-то! Между тем вокруг столько людей, одетых откровенно плохо и безвкусно…

– Чего же не хватает плохо одетым людям? Наличия личного портного или, может, денег?

– Не хватает вкуса. Люди очень ленивы, они не желают заниматься своим стилем. При наличии вкуса человек приобретает именно те вещи – пусть простые, не самые дорогие – которые отлично войдут в его гардероб и будут гармонировать с прочими вещами. Набор дорогостоящих вещей не гарантирует того, что человек будет выглядеть в них стильно и красиво. Если есть сомнения – надо искать «своего» дизайнера, который корректировал бы внешний вид и давал бы советы, ходил бы вместе с ним в магазин и подбирал то, что идет конкретному человеку. Именно на этом построена отличная передача «Модный приговор», где двое супер-профессионалов, Александр Васильев и Эвелина Хромченко, воспитывают стиль и вкус и, в итоге, ведут к красоте.

Считается, что Париж – законодатель мод. Но если посмотреть, кто и в каком виде ходит на улицам Парижа, станет очевидно, что носят там унылое серое и коричневое, что девушки отнюдь не блещут прическами и вообще вся Европа ходит растрепанной, и если в том же Париже встречается красиво одетая, ухоженная женщина – она либо русская, либо итальянка. Русские выделяются тем, что они стильно одеты. Видимо, дело в том, что, как утверждает Васильев, вся мода когда-то пошла именно из России, когда после революции десятки тысяч образованных девушек эмигрировали в Европу, во Францию, и работали там во всех престижных модных домах.

– Что сейчас модно?

– Мне часто задают этот вопрос, и я неизменно отвечаю так: для каждого человека мода своя. Нельзя одеть меховой жилет или штаны-зуавы и тут же «стать модным». Всем идут разные вещи. Если вы заглянете, например, на портал «Модная Россия» и пролистаете последние коллекции, то поймете, что модно практически все. Каждый дизайнер задает свои ткани и свой крой, но человек со вкусом не станет сметать новинки с прилавков, а остановится на чем-то, что ему особенно близко.

Я также не вбираю все подряд; есть дизайнеры, по которым я себя «чищу»: сумасшедшие наряды Вивьен Вествуд, буйство фантазии Джона Гальяно – который, кстати, очень любит Россию, и, конечно, Йоджи Ямамото с его изломанными, причудливыми моделями.

СПРАВКА

Окончила —- у Вячеслава Зайцева.

Продолжает учиться постоянно, посещая мастер-классы и творческие встречи известных модельеров и дизайнеров; черпает вдохновение в музеях и картинных галереях.

Любимый дом моды – Dior.

«Маля» – имя, данное много лет назад Марине Печекладовой ее юной племянницей. Сегодня под этим творческим псеводнимом дизайнера знает весь мир.

Мария Федотова

Опубликовано: Нижегородские новости

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»

До 14 декабря в Доме Рукавишникова открыта выставка «По одежке встречают»


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 31.10.2011
  • Автор: Федотова Мария.
  • Размер: 8.81 Kb
  • © Федотова Мария.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции