Я. ОСИПОВ. О коми музыке и музыкантах. Гл. 2: О народной песне (43.84 Kb) 

[21] Глава II О НАРОДНОЙ ПЕСНЕ Произведения устного творчества не имеют постоянного и неизменного напева. Время стирает в памяти народа попевки, рожденные в древности. Архаичные напевы, которые занимали объем трихорда или тетрахорда, постепенно уступили место мелодиям, заполнившим многоступенные звукоряды. Даже былины, записанные сегодня, дают лишь приблизительное представление о древних напевах. В их интонационном строе заметно значительное влияние… Читать далее »

Якоб АЙГЕНШАРФ Ubi est concordia, ibi est victoria (48.67 Kb) 

Ubi est concordia, ibi est victoria[1] Эти материалы посвящены памяти замечательного петербургского ученого, педагога и певца В. И. Юшманова, летом 2009 года ушедшего из жизни (диагноз: острая сердечная недостаточность). В последние месяцы жизни Юшманов принял участие в обсуждении рукописи романа-эссе «Модель Гвидо Аретинского», которая в настоящее время подготавливается к печати. Предлагаемые Вашему вниманию материалы будут… Читать далее »

Елена БАШКАНОВА О чем поет кукуруку (38.27 Kb) 

[47] Ки ки ли ки, аллала-алла пия калия, алабаки лауди барикиньо — на итальянском языке все эти слова, встречающиеся в популярных песнях эпохи Ренессанса, звучат столь же диковинно, как и на русском. Между тем, чтобы правильно исполнять и адекватно воспринимать музыку с подобными текстами, надо ясно представлять себе историческую и культурную ситуацию в Италии того… Читать далее »

В. БОБРОВСКИЙ Функциональные основы музыкальной формы (фрагмент книги) (43.31 Kb) 

 Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы (фрагмент книги) Раздел первый Глава первая ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА [13] Музыкальная форма — это многоуровневая иерархическая система, элементы которой обладают двумя неразрывно связанными между собой сторонами — функциональной и структурной. Под функциональной стороной следует понимать все, что касается смысла, роли, значения данного элемента в данной… Читать далее »

Г. КРЫЛОВ Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada (57.48 Kb) 

[111] Памятники санскритской письменности представляют богатые материалы по истории индийской цивилизации. В них содержатся разнообразные сведения о древней музыкальной культуре, позволяющие проследить постепенное становление и формирование науки о музыке, которая на протяжении огромного исторического периода (II тыс. до н.э. – I тыс. после н.э.) прошла путь от прикладных околоритуальных трактовок до системного специализированного знания. Сочинения… Читать далее »

Евгений ШАШЕРО. Блюзовый лад как плагальная миксодиатоника (38.29 Kb) 

[103] Среди всего многообразия явлений нашей современной музыкальной действительности ведущую роль в массовом сознании ныне прочно заняла музыкальная культура «родом из XX века», которой не знал наш непосредственный предшественник — XIX век. С ее образцами мы (нередко сами того не желая) сталкиваемся буквально каждый день. Она заполняет радио- и телеэфир, аудиокассеты и компакт-диски, Интернет и… Читать далее »

Маргарита КАТУНЯН Новый тривий ХХ века. Звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн) (42.7 Kb) 

[179]   Культурная мифология может быть рассмотрена на структурном уровне – на материале, объединяющем, синхронно или диахронно, параллельные по времени или разделенные столетиями музыкальные тексты. Подобно тому как всякого рода интертекстуальные переклички являются знаком мифологического, модального мышления, воссоздание в современной композиции структурных принципов далеких эпох тоже интертекстуально, а значит – мифологично. Такие явления – их… Читать далее »

НАТАН ПЕРЕЛЬМАН. Автопортрет в монологах и диалогах на фоне конца столетия (46.68 Kb) 

  НАТАН ПЕРЕЛЬМАН   Автопортрет в монологах и диалогах на фоне конца столетия   [120]   Натан Ефимович Перельман не из тех людей, кто способен покорно «отвечать на вопросы». Поэтому жанр того, что следует ниже, определить не берусь. Это не беседа и не лекция, не мемуары и не полемическая статья,— это все вместе, рождающее своеобразный автопортрет… Читать далее »

Клод ЛЕВИ-СТРОСС. «Болеро» Мориса Равеля (51.91 Kb) 

[167] Музыка является высшей тайной наук о человеке, над которой они бьются и которая хранит ключ от их прогресса. К. Леви-Стросс   Предисловие переводчика Знаменитый французский антрополог Клод Леви-Стросс принадлежит к числу тех немногих, кого сегодня можно назвать универсальными мыслителями, кого интересуют не только проблемы философии и конкретных наук, но и искусства. Основные его структуралистские… Читать далее »

Т.Т. КУХТИНА О творчестве и воспитании музыканта-исполнителя (35.65 Kb) 

[272] Предваряя возможные несогласия и возражения читателя, автор этой небольшой статьи считает необходимым сообщить, что не претендует ни на полноту и научность определений, ни на оригинальность суждений, ни на безоговорочную окончательность выводов. Музыкальное искусство (как одна из форм творчества) и музыкант-исполнитель (как один из возможных героев статьи) лишь постольку избраны автором для следующих размышлений, поскольку… Читать далее »