[7] В 1918 году А. Блок писал: «Возвратить людям всю полноту свободного искусства может только великая и всемирная “Революция, которая разрушит многовековую ложь цивилизации и поднимет народ на высоту артистического человечества». Для А. Блока это не было просто торжественными и пустыми словами. Он имел в виду совершенно определенную музыку, совершенно определенного композитора (или во… Читать далее »
[55] Вместо предисловия «Я <…> стремлюсь не к искоренению <…> недостатков, что едва ли возможно непосредственно, а к тому, чтобы они <…> не мешали жить другим (а, следовательно, и мне); если это удается, я чувствую себя удовлетворенным и, главное, свободным (подчеркнуто автором. — М.С.) человеком; только такую свободу, заключающуюся в победе над собой, я признаю за свободу личности;… Читать далее »
Настоящий выпуск подготовлен по материалам XII Каргопольской научной конференции, состоявшейся в Каргополе 14-16 августа 2012 г. Она была посвящена 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости. На конференции обсуждены проблемы: «Русский Север в Смутное время», «Социоэкономическое и культурное состояние северных городов и сельских территорий», «Русская православная церковь в жизни средневекового общества».
[139] Тема моей статьи и сама статья распадаются на две части, и каждая из них могла бы послужить основой самостоятельного исследования. Конечно, в этом небольшом очерке я могу только наметить проблематику, расставить вехи, прочертить, хотя бы пунктиром, линию связи между двумя «подтемами». А мне представляется, что эта – причинно-следственная – связь существует. Говоря о мифе… Читать далее »
Соната-воспоминание Николая Метнера, открывающая первый цикл фортепианных пьес «Забытые мотивы», является одним из самых часто исполняемых сочинений композитора. Созданная в период между 1916 и 1920 годами, она стала излюбленным концертным номером в программах самого Метнера (премьера в авторском исполнении состоялась 28 января 1921 в Малом зале Московской консерватории [2 с.169]), так как композитор считал эту… Читать далее »
Д. Житомирский Н. К. МЕТНЕР (заметки о стиле) [283] 1 Пожалуй, никому из крупных русских композиторов, чье творчество обратило на себя внимание в начале нашего века, не довелось получить столь определенную и устойчивую оценку, какую получил Метнер. Вероятно, это связано с его ранней зрелостью, с тем, что на протяжении всего творческого пути… Читать далее »
[127] …и, слово, в музыку вернись… «Silentium». О.Мандельштам Для своей романсовой лирики Н.Метнер отбирал поэтические тексты самой высокой пробы — стихотворения Гёте, Гейне, Ницше, Лермонтова, Тютчева, Фета и, конечно же, Пушкина. На его стихи им создан 31 романс (при общем их числе 106). Среди них особняком стоит «Муза» — стихотворение, которое сам поэт называл… Читать далее »
Н. Власова Монодрама «Ожидание» и кантата «Уцелевший из Варшавы» (Фрагменты из книги «Творчество Арнольда Шёнберга») Монодрама «Ожидание» [199] Монодраму «Ожидание» ор. 17 Шёнберг сочинил приблизительно за две недели 1909 года (работа над particella продолжалась с 27 августа по 12 сентября, партитура была готова в начале октября). Либретто по просьбе Шёнберга написала Мария Паппенхайм, которая… Читать далее »
Публикуется с сокращениями [69] Xотя со дня смерти Густава Малера прошло уже сорок семь лет [статья написана в 1958 году – Ред.], его творческий облик остается по сей день в плену исторических наслоений. Такое странное обстоятельство можно объяснить, как мне думается, двумя причинами: во-первых, творчество Малера сравнительно мало известно даже в музыкальных кругах. Исполнение его… Читать далее »
[295] «В последние полтора года я переживаю так бесконечно много, что едва ли смогу говорить об этом. Куда уж мне пытаться описать такой небывалый кризис! Я вижу все в новом свете, я сам нахожусь в непрерывном движении и совсем не удивился бы, если б заметил вдруг, что у меня новое тело (как Фауст в последней… Читать далее »