Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века

Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века (11.29 Kb)   День 14 октября (1 октября ст.ст.),  отмеченный  в православном календаре как Покров Пресвятой Богородицы, в народной традиции  имел  особый смысл  завершения  не только основных сельскохозяйственных работ, но и определенного цикла жизни природы, перехода к новому ее состоянию. Это в корне меняло и жизнь человека, в… Читать далее »

Максимов С.В. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)

С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903) (15.34 Kb) Васильев вечер – вечер и ночь с 13 на 14 января (с 31.12 на 1.01 ст.ст.), с которого начинались «страшные» вечера, то есть период  святочных гаданий. В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выхо­дят из преисподней и свободно расхаживают по… Читать далее »

Коринфский А.А. Крещенские сказания

А.А. Коринфский. Крещенские сказания (12.95 Kb) Шумят веселые Святки – от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на святорусском просторе привольном потешаются, вещими гадания­ми честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, пле­щут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках –… Читать далее »

Гусарова Т. Зимний мясоед

Т.Гусарова. Зимний мясоед (6.01 Kb) Т.Гусарова ЗИМНИЙ МЯСОЕД Вслед за веселыми, праздничными Святками с их гуляньями, колядованием, гаданьем и ряженьем приходит зимний мясоед – особо любимое в старину время от Крещенья до Масленицы. «Зима за морозы, а мужик за праздник», –  говорит пословица, и в этом основная суть мясоеда. В самом деле, крещенские морозы считались едва ли… Читать далее »

Гусарова Т. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда…»

Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда…» (5.8 Kb) Гулянье на Масленицу давно стало едва ли не самым любимым народным праздником на Руси, благополучно пережившим все гонения и запреты, начиная со времен утверждения православия и до торжества коммунистической идеологии. Удалось разве что сократить сроки – от двухнедельного цикла языческих торжеств, связанных с проводами зимы… Читать далее »

Курпачева М. Пасха в деревне Поселихино

М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино (5.12 Kb) Деревня Поселихино Ковернинского района, где жили мои родственники по материнской линии, дальняя, глухая, со всех сторон окруженная лесом. Говорят, в древности на этом месте селились святые люди, строили в лесах землянки или кельи и молились там. Со временем они стали строить дома и постепенно выбирались из лесов.… Читать далее »

Гусарова Т.В. Теплый Егорий весну начинает …

Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает … (11.08 Kb) Ожидание весны в крестьянском быту намного опережало ее приход. Первые закликания Весны начинались уже в феврале, на Сретенье, после Тимофея-полузимника (4.02) и Аксиньи-полухлебницы (6.02), которые указывали не только на то, что ползимы прошло, но и на то, что половина, а то и больше, зимних запасов приедена.… Читать далее »

Гусарова Т. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района

Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района (8.56 Kb) Весна – самое горячее время в крестьянской жизни. Что ни день, то новая забота, новое дело: 1 (14) мая – Еремей-Запрягальник, «запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымай сетево!», 5 (18)мая – Арина-Рассадница, высадка капусты, 6 (19) Денис-горошник, а 9(22)мая, на Николу Вешнего, сев… Читать далее »

Тихомирова Е.В. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов

Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов (5.68 Kb)       В первый год после свадьбы или до рождения первого ребёнка деревенская община привечала молодую пару: за ними присматривали, величали, ходили или приглашали к себе в гости, устраивали различные испытания. Особенно ярко это проявлялось на большие праздники: Красную горку (вьюнишный обряд) и Масленицу.… Читать далее »

Тихомирова Е.В. Жаворонки, прилетите!

Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите! (5.66 Kb)   В народной традиции весну принято было звать, встречать, закликать. В Нижегородской области этот обычай распространён повсеместно. В различных сёлах весну встречали в разные сроки. Наиболее распространенные из них: 22 марта («Сороки»), 7 апреля (Благовещение), Средокрестие (среда четвёртой недели Великого поста). Или могли встречать весну без даты: когда начнёт… Читать далее »