А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района (7.49 Kb) Сарафан из красного кумача, по переду продублирован неотбелённым холстом, на задней части сарафана подклад отсутствует. Перед сарафана украшен синим, цвета индиго, плетёным шнуром, связанным крючком. Линия пришива шнура начинается горизонтально по верхнему срезу сарафана на расстоянии 5 см справа и 4 см слева… Читать далее »
А. Саянова. Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области) (4.19 Kb) Повойник – головной убор замужней женщины, который она надевала в день свадьбы и носила практически не снимая, в будни и в праздники, в помещении и на улице. Само название его связано со словом «повивать», то есть покрывать, обвязывать. Повойник полностью закрывал волосистую… Читать далее »
О. Лебедева. Сборник. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Из коллекции фольклорного ансамбля «Синий лен» (3.57 Kb) Сборник – женский головной убор, бытующий в ряде регионов России, включая юг Нижегородской области. Он изготавливался из различных материалов – от небеленого холста и пестряди до покупного ситца, штофа и бархата. В зависимости от ткани и декора сборник… Читать далее »
Народная одежда Сокольского района Нижегородской области (описание женской и мужской одежды, обуви, украшений, головных уборов) (2.69 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка текста и публикация Е.В. Тихомировой Кубовые сарафаны. Кроился мудрёно. Два платья выходило из одного сарафана. Круговой сарафан. Проймы сзади сходились. Застёжки не было. Были и моленные косоклинные сарафаны с галуном и пуговицами… Читать далее »
Д. В. Карабельников. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в хх веке (23.29 Kb) Д. В. Карабельников (Нижний Новгород) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БЫТОВАНИЯ ЖЕНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА МОРДВЫ-ТЕРЮХАН В ХХ ВЕКЕ Задача настоящей статьи заключается, главным образом в том, чтобы ввести в научный оборот некоторые сведения о материальной культуре (традиционный костюм) коренных жителей Дальнеконстантиновского района Нижегородской… Читать далее »
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть III (28.15 Kb) Вознесенская сорока – это сложный головной убор, состоящий из нескольких элементов: нижней кички («лопатка», «волосник»), собственно «сороки» – мягкой шапочки со златошвейным очельем, «хвостом» и боковыми завязками-«крыльями», и «позатыльника» с бисерной сеткой. Кичка под сороку отличается от кички под кокошник сарафанного комплекса. Если в первом случае – это… Читать далее »
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть II (15.98 Kb) В вознесенском понёвном комплексе оба типа передников носили поверх понёвы, которая, в свою очередь, надевалась поверх рубахи с косыми поликами. Рубаха с косыми поликами; д. Починки Такая рубаха является основой наряда с понёвой и его отличительной чертой. (Основой вознесенского костюма с косоклинным сарафаном-китайкой… Читать далее »
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть I (16.51 Kb) На юго-западе Нижегородской области ещё полвека назад бытовали два типа старинной русской одежды: наряды («сряда», «обряда») с понёвой и с косоклинным сарафаном. Об этом свидетельствуют сохранившиеся костюмы Вознесенского района и рассказы местных жителей. Нижегородский костюм с понёвой иногда называют «комплексом Полхов-Майдана», так как… Читать далее »
Посиделочные игры (15.8 Kb) Основной формой проведения сельского досуга в период Святок (7-19 января) и мясоеда (от Святок до Масленицы) были посиделки, в Нижегородской области называвшиеся такие супрядками, посиделками, засидками, кельями, свозами. На посиделки собиралась по большей части холостая молодёжь – парни и девушки 15-16 лет и старше. Люди, состоявшие в браке, даже очень… Читать далее »