Троица на Волге (12.06 Kb) В вешни праздники кругом ходили. В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели только в Троицу и в Вознесенье (за десять дней до Троицы. – Ред.). В селе Фокино на Троицу еще водили хороводы. Пели везде – в роще,… Читать далее »
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали… (18.12 Kb) На двухнедельный период, начиная с понедельника седьмой недели после Пасхи и до Всехсвятского воскресенья (заговенья на Петров пост), приходятся так называемые Русалии. Первая неделя носила название Семиковой, или Семицкой, по главному своему празднику – Семику, отмечавшемуся в четверг и знаменовавшему прощание с весной, прославление зеленеющей земли; центральным… Читать далее »
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда (10.51 Kb) В народной традиции название «Иванов день», «Иван Цветный», «Иван Купала – обливай кого попало» объединило два совершенно разнородных праздника: древний обряд летнего равноденствия и день Рождества Святого Иоанна Предтечи. Купальские празднества приходились на время летнего солнцестояния – в ночь с 23 на 24… Читать далее »
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века (11.29 Kb) День 14 октября (1 октября ст.ст.), отмеченный в православном календаре как Покров Пресвятой Богородицы, в народной традиции имел особый смысл завершения не только основных сельскохозяйственных работ, но и определенного цикла жизни природы, перехода к новому ее состоянию. Это в корне меняло и жизнь человека, в… Читать далее »
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903) (15.34 Kb) Васильев вечер – вечер и ночь с 13 на 14 января (с 31.12 на 1.01 ст.ст.), с которого начинались «страшные» вечера, то есть период святочных гаданий. В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по… Читать далее »
А.А. Коринфский. Крещенские сказания (12.95 Kb) Шумят веселые Святки – от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на святорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках –… Читать далее »
Т.Гусарова. Зимний мясоед (6.01 Kb) Т.Гусарова ЗИМНИЙ МЯСОЕД Вслед за веселыми, праздничными Святками с их гуляньями, колядованием, гаданьем и ряженьем приходит зимний мясоед – особо любимое в старину время от Крещенья до Масленицы. «Зима за морозы, а мужик за праздник», – говорит пословица, и в этом основная суть мясоеда. В самом деле, крещенские морозы считались едва ли… Читать далее »
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда…» (5.8 Kb) Гулянье на Масленицу давно стало едва ли не самым любимым народным праздником на Руси, благополучно пережившим все гонения и запреты, начиная со времен утверждения православия и до торжества коммунистической идеологии. Удалось разве что сократить сроки – от двухнедельного цикла языческих торжеств, связанных с проводами зимы… Читать далее »
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино (5.12 Kb) Деревня Поселихино Ковернинского района, где жили мои родственники по материнской линии, дальняя, глухая, со всех сторон окруженная лесом. Говорят, в древности на этом месте селились святые люди, строили в лесах землянки или кельи и молились там. Со временем они стали строить дома и постепенно выбирались из лесов.… Читать далее »
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает … (11.08 Kb) Ожидание весны в крестьянском быту намного опережало ее приход. Первые закликания Весны начинались уже в феврале, на Сретенье, после Тимофея-полузимника (4.02) и Аксиньи-полухлебницы (6.02), которые указывали не только на то, что ползимы прошло, но и на то, что половина, а то и больше, зимних запасов приедена.… Читать далее »